Национальные проекты: от стабилизации - к развитию
Вчера в ходе "правительственного часа" в Государственной думе началось публичное обсуждение расходов на нацпроекты в трехлетнем (2007-2009) бюджете. О первых результатах выполнения этой государственной доктрины специально для "Ъ" подготовил статью первый заместитель председателя правительства Российской Федерации ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ.
Приоритетные национальные проекты без всякого преувеличения стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества.
Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны. Эти результаты являются никак не менее важными, чем достижение плановых отметок по всем приоритетам. И в этом необходимо отдавать себе отчет.
В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты реализации приоритетных национальных проектов, их взаимосвязи с новой социально-экономической политикой и стратегией опережающего развития России.
Другая страна
Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию качественно новых условий развития. Россия к 2006 году стала другой страной. За время, прошедшее после финансового кризиса 1998 года, удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация.
Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Естественно - не сразу и не столько, сколько хотелось бы. Но летом 2006 года произошло знаковое событие: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, получающей займы, в страну, кредитующую другие государства. Безудержное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены.
2006 год стал, на мой взгляд, годом качественного перехода. Общество и власть обсуждали, осмысливали, решали уже не столько проблемы стабилизации, сколько задачи развития. Приведу один весьма типичный пример. Рост производства стройматериалов за 2006 год превысил 14%. Это, однако, не позволяло ему поспевать за ростом строительства, создавая проблему дефицита некоторых строительных материалов. Проблема? Да. Но уже вопрос роста, а не проблема деградации отрасли.
Как инвестировать, а не бессмысленно тратить? Какие методы и технологии будут у нас работать, а какие - нет? Что делать в первую очередь, а что - потом? Идея национальных проектов появилась как один из ответов на эти и другие злободневные вопросы. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.
Из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т.д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело к идее проектного подхода.
Сама по себе идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта. И доказала свою жизнеспособность на деле. Благодаря этой методологии часто удавалось резко сократить сроки от принятия решений до их реализации. В том числе и в нормотворческой работе.
Весь 2006 год проблемы образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и строительства жилья постоянно, в прямом смысле ежедневно, находились в центре внимания государства на всех его уровнях. Наши усилия были подкреплены серьезными ресурсами - политическими, административным и финансовыми. Это - крайне важно. Только дополнительные выплаты врачам и учителям привели к росту доходов около 1,5 млн. семей.
Сочетание двух факторов - политического приоритета и проектной формы организации работы - позволило добиться эффективного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. В целом правильно были спрогнозированы проблемы и трудности, возникающие в процессе реализации ПНП.
Работа над проектами приводит и будет приводить к самым разнообразным позитивным результатам. Но уже нельзя не заметить: благодаря приоритетным национальным проектам наша большая страна пришла в движение. Во всех регионах, где довелось побывать (за год - более сорока), руководители субъектов очень серьезно занимаются приоритетными проектами. Собственно, они и раньше работали по этим направлениям, но не чувствовали поддержки. А сейчас они видят, что решение подготовлено. Что это даже не вопрос желаний или личной инициативы. Это требование жизни, требование времени. Если раньше точки социального развития были в небольшом количестве регионов, то теперь в приоритетные национальные проекты включилась вся страна.
Есть еще один важный результат. Вырос рейтинг социального оптимизма. Только за период с октября 2005 года по октябрь 2006 года число граждан, считающих, что в будущем они будут жить хуже, впервые за последние годы сократилось до 12%, а число оптимистов стало стабильно превышать 30%. И этим надо очень дорожить.
Первичное звено
В 2006 году в рамках реализации приоритетных проектов основное внимание было уделено первичному звену. Это основа будущего развития, именно опираясь на него, можно идти дальше. Надо сказать, что в целом контрольные цифры были достигнуты.
Вот некоторые итоги. В проекте "Здравоохранение" - это вложения в первичную медицинскую помощь. Именно участковая служба должна обеспечивать профилактику, своевременную диагностику и лечение заболеваний на ранних стадиях. Но кадровое обеспечение участковых служб совсем недавно было одной из самых проблемных зон нашего здравоохранения. Однако ситуацию удалось переломить: число участковых врачей выросло примерно на 3,5 тыс. человек. Работать на участки пошла молодежь - выпускники медвузов и медучилищ.
Вместе с проблемой набора кадров решалась и задача повышения квалификации. В 2006 году ее прошли более 13,5 тысячи врачей участковой службы, что вдвое выше запланированного. Дополнительно к первоначальным планам была повышена оплата труда 160 тысяч медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи.
В рамках проекта за год новое диагностическое оборудование и санитарный автотранспорт получили более 5,5 тысячи учреждений здравоохранения. Закуплено более 6,7 тысячи машин, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием, в том числе для оказания помощи детям. Ничего подобного не было на протяжении десятилетий. И уже виден результат - срок ожидания диагностических исследований сократился в среднем с десяти до семи дней, а прибытия скорой приходится ждать в среднем на десять минут меньше, чем год назад. Для многих людей эти десять минут - вопрос жизни и смерти.
Первичное звено образования - школы и учителя. Учебно-наглядными пособиями и оборудованием по физике, химии, биологии оснащены 8 тысяч школ, приобретено 3,5 тысячи школьных автобусов. И это кроме грантов, которые получили 3 тысячи инновационных школ и 10 тысяч лучших учителей. Безусловно, для повышения престижа учительского труда предстоит сделать еще очень многое. Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство, которое получали в 2006 году почти 900 тысяч учителей, только первый шаг.
Проект в области АПК дал толчок развитию малых форм хозяйствования. По итогам года общий объем заимствований - 36,5 млрд. рублей (за весь 2005 год - 3,4 млрд. рублей). Выдано более 100 тысяч кредитов (за весь 2005 год - 2,5 тысячи). Особенно заметно вырос спрос со стороны личных подсобных хозяйств. Традиционно фермерские хозяйства и личные подворья играют значительную роль в отрасли. Только по овощной продукции на их долю приходится более 87 % от общего производства.
В рамках приоритетного проекта предусмотрена поддержка потребительских кооперативов, которые смогут расширить возможности реализации произведенной продукции. В 2006 году было создано около 970 кооперативов - вдвое больше запланированного.
И конечно, здесь нельзя не учитывать социальный аспект. Залог благополучия села - возможность каждому достойно зарабатывать: и работнику крупного сельхозпредприятия, и фермеру, и человеку, ведущему личное хозяйство. Нет сомнения в том, что малые формы хозяйствования должны быть предметом большой заботы государства.
Преодоление диспропорций
Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Россией, остается преодоление диспропорций в развитии отдельных регионов. По оценкам экспертов, разрыв по душевому региональному доходу между регионами составляет десятки раз, по уровню потребления - 20-30 раз, а по инвестициям - сотни!
Такие диспропорции уже не только экономическая и социальная проблема. Это - проблема национальной безопасности. При сохранении подобных перепадов экономического ландшафта рвется ткань страны. Найдите еще развитое государство с такими перепадами в экономической географии! Именно поэтому приоритетные проекты рассматривались и в качестве инструмента регионального развития, нивелирования социально-экономических проблем.
Чтобы добиться подобного результата, приходится одновременно решать две задачи. С одной стороны, усиливать внимание федерального центра к ситуации на местах (без перераспределения властных полномочий). А с другой стороны, принципиально важно стимулировать активность региональных властей, дать им возможность проявить инициативу. То есть необходимо было усилить все элементы госуправления. Что в целом удалось.
Как следствие, в большинстве регионов был получен активный отклик на усилия центра. Например, в Уральском федеральном округе в 2006 году на реализацию национальных проектов из федерального бюджета было потрачено 2,8 млрд. рублей, а из бюджетов субъектов федерации - 15,5 млрд., то есть в пять с лишним раз больше. Почти сравнялись с федеральными источниками финансирования масштабы расходов из местных бюджетов - 2,5 млрд. рублей. Более того, из внебюджетных источников было привлечено еще около миллиарда.
В Красноярском крае приняты краевые национальные проекты, названные "4Д+К" (Дом. Деревня. Демография. Дети + Культура). В Челябинской области выделение дополнительных средств из бюджета на реализацию проекта "Образование" привело к началу массового ремонта и оснащения школ, системной переподготовки кадров. Что позволило решить не только социальные проблемы, но и добавило оживления в экономическую жизнь всей области.
Экономика знаний
Сегодня очевидно, что одной из важнейших задач развития должно стать создание экономики знаний. Когда не отдельные отрасли развиваются за счет технологического креатива, а когда вся экономическая жизнь структурирована на интеллектуальной основе.
Как уже писал выше, в основе создания новой экономики и нового общества лежит развитие потенциала личности. Этот потенциал, в свою очередь, является производным от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры.
От успеха отдельного человека, от его возможности реализовать свой талант зависит и успех страны. Но чтобы человек смог раскрыть и развить свой творческий потенциал, государство должно обеспечить условия для такой самореализации. А это не только вопрос денежных вливаний или моментальных поворотов неких политических рукояток. Это длительный и сложный процесс, в нашем случае отягощенный очень неоднозначным национальным опытом. Нельзя в один момент поменять психологию народа, который вполне сознательно отучали от личной активности, самостоятельности, предприимчивости. Надежда на госпатернализм вовсе не умерла вместе с крахом коммунистической идеологии. Ее корни, по сути, еще в крепостной общине.
В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение примерно в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня прежде всего качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала.
Эта логика прослеживается в федеральном бюджете на 2007 год, который предусматривает значительный рост расходов на реализацию ПНП. В принципе вся структура расходов имеет значительно большую, чем прежде, социальную направленность.
Но создание экономики знаний не ограничивается решением проблемы инвестиций. Здесь требуются институциональные преобразования - и в экономике, и в обществе в целом. Необходимо развернуть весь огромный экономический и социальный организм России в сторону инновационного пути.
В рамках проектов принимаются системные меры для повышения активности граждан, общественных организаций, для структурирования их усилий. В этой связи уместно напомнить о принятом в конце прошлого года законе об "эндаументах" - целевом частном капитале, направляемом на финансирование приоритетных социальных задач. Уверен, этот закон будет иметь большое значение. До последнего момента у бизнеса не было прозрачного, ясного механизма вложения средств в образование, науку, некоммерческие и благотворительные организации. С принятием закона такой инструмент появился, что позволит некоммерческим организациям получить финансовую устойчивость и независимость.
Бизнес же получит возможность проявлять себя в самых разных социальных начинаниях. Это гармонизирует отношения между предпринимателями и их социальными партнерами. Не менее важно и то, что во многих областях государство неэффективно, а быстро повзрослевший, социально ответственный российский бизнес может проявить себя. Как, например, в создании двух бизнес-школ для подготовки менеджеров высшего класса.
Ставка на лидеров
Один из ключевых элементов концепции национальных проектов (кстати, очень важный для изменения общественной экологии) - ставка на лидеров. Именно лидеры в первую очередь получают поддержку своих усилий, что должно привести к постепенному качественному изменению обстановки в отраслях.
Важнейшая задача проекта "Образование" - стимулировать наиболее способных учеников и учителей, ускорять внедрение инновационных методов обучения. 10 тысяч лучших учителей России, отобранных по конкурсу, стали обладателями президентских премий по 100 тысяч рублей. Коллективы 3 тысяч школ, активно работающих по инновационным образовательным программам, получили по 1 млн. рублей. Присуждено 5350 премий победителям и призерам международных и российских олимпиад. А 17 лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд. рублей.
Важно, что эти 17 вузов были выбраны из более чем 200 учебных заведений. Еще важнее то, что в 2007 году в конкурсе планирует участвовать уже порядка 400 высших учебных заведений. В процесс соревнования включается все большее число субъектов. В Южном и Сибирском федеральных округах в результате объединения нескольких вузов созданы два национальных университета. Цель этого - не сложить, а умножить потенциал учебных заведений. Создать фундаментальный вуз XXI века, который обеспечит регион современными специалистами.
Завоеванные в соревнованиях деньги помогут лидерам сделать еще несколько шагов вперед. В то же время они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший.
В проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поддержку получают прежде всего те муниципалитеты и субъекты Российской Федерации, кто готов инвестировать в решение задач и свои ресурсы. Именно отсюда - акцент на ипотечное кредитование. При плановом значении в 108 млрд. по итогам года ожидается привлечение кредитов на сумму около 200 млрд. рублей. Снижается и ставка по таким кредитам, требования к первоначальному взносу. Сегодня, например, можно получить кредит под 11% годовых, что в среднем на 2-4% ниже, чем год назад.
Другие направления: софинансирование приобретения жилья молодыми семьями; субсидии на подготовку инженерной инфраструктуры для новых участков под жилищное строительство, в особенности под масштабную малоэтажную застройку.
К примеру, в Екатеринбурге будет построено более 9 млн. квадратных метров жилья для 325 тысяч жителей. Крупные проекты реализуются в Московской области в Красногорске и Домодедове, готовится массовая современная малоэтажная застройка под Петербургом. По сути, будут построены новые города. Будет развиваться не просто жилищное строительство, будет формироваться новая среда проживания миллионов наших граждан.
В проекте "Развитие АПК" льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов - это поддержка в первую очередь тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2006 года выдано около 50 млрд. рублей восьмилетних кредитов (на 20% больше, чем было запланировано). За счет кредитных ресурсов идет строительство и реконструкция более 1240 животноводческих комплексов. По лизингу поставлено более 50 тысяч голов высокопродуктивного племенного скота и оборудование для содержания 185 тысяч голов скота.
Надо сказать, что изменения, которые происходят в животноводческих комплексах в результате реконструкции, впечатляют. Это принципиально новые технологии и производительность. Это, если хотите, иная культура труда, другая философия жизни на селе.
Системный эффект
Кумулятивный, системный эффект ПНП практически сразу был внесен в разряд результатов, которых следует добиваться. Развитие образования, здравоохранения, АПК, строительство жилья неизбежно вовлекает в прорыв и другие отрасли.
Реализация приоритетных проектов привела к форсированному переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию, что крайне важно для устойчивого экономического развития. Еще более значимо то, что в процессе бюджетного планирования получает логическое развитие стратегия эффективных инвестиций в человека, в рост качества жизни.
Работа в рамках ПНП потребовала долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий, что необходимо и для всей экономики страны.
Важным аспектом является и то, что реализация приоритетных национальных проектов приводит к внедрению современных технологий. Оснащение за два года всех российских школ широкополосным доступом в интернет открывает принципиально новые возможности. Дистанционные уроки и консультации можно будет проводить даже в самых отдаленных регионах. С другой стороны, школьный интернет в деревне будет полезен и местному доктору, и специалистам в разных областях сельского хозяйства. Развитие самых совершенных коммуникационных сетей в конце концов повысит инвестиционную привлекательность регионов, поможет им привлечь средства, решить социальные вопросы и т.д.
Новые подходы и технологии требуют более совершенного управления. Это неизбежно. И на примере многих регионов мы уже видим, как начинают внедряться современные, эффективные методы управления, взаимодействия и контроля.
О контроле надо сказать особо. С самого начала было решено работать максимально открыто. Отчеты министерств и ведомств принципиально должны были носить публичный характер. В этой связи интересен опыт Минсвязи. В подтверждение подключения школы к интернету министерство требует цифровые фотографии: с номером школы и изображением самого компьютерного класса. Эти фотографии размещаются на общедоступном сайте. Если в школе нет компьютеров, если деньги не дошли до адресата, то попытаться подделать можно почти любые документы. Но добиться, чтобы кто-то из школьников или их родителей не возмутился, увидев несоответствие представленной информации в интернете, невозможно. Это и называется общественным контролем.
Подобные методы вместе со специальными электронными системами мониторинга национальных проектов приведут и к большей открытости, которая так ненавистна недобросовестным бюрократам. Приведут и к социальной активности граждан, без которой развитие любого общества невозможно.
Что дальше?
Приоритетные проекты задали хороший темп системному развитию отраслей социальной сферы. Этот темп не должен быть потерян. В здравоохранении с 2007 года начинается реализация "пилотных" проектов в 17 регионах страны. Мы планируем выработать наиболее эффективные организационно-экономические механизмы, в том числе перейти к одноканальной модели финансирования здравоохранения. Предстоит разработать отраслевую систему оплаты труда, учитывающую результаты деятельности медработников.
С 2007 года будет оказываться государственная поддержка субъектам Российской Федерации, внедряющим комплексные проекты модернизации образования. Первоначально таких экспериментальных регионов будет 20. На их территории заработает новая система финансирования, когда средства следуют за учеником с учетом качества образования.
Продолжится и поддержка лидеров в образовании. Инновационные школы во всех регионах России станут центрами для повышения квалификации учителей. Будет уделено серьезное внимание учреждениям начального и среднего профессионального образования.
Отмечу, что директорами и учителями инновационных школ уже проведена экспертиза государственных образовательных стандартов, результаты которой анализируются наукой. В семи регионах оборудованы автоматизированные рабочие места для педагогов, победивших в конкурсе на звание лучшего учителя. Используя современные интерактивные технологии, они смогут проводить консультации для других учителей, принимать участие в разработке дистанционных программ.
Проработан вопрос совершенствования условий и порядка предоставления в 2007 году субсидий и государственных гарантий для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. В частности, они будут предоставляться застройщикам и предприятиям коммунального комплекса. Особый акцент - на развитие малоэтажного домостроения.
Должна начаться работа органов местного самоуправления по передаче в залог земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Цель - облегчить привлечение кредитов для создания коммунальной инфраструктуры. Будут поддержаны крупные региональные проекты комплексного освоения земельных участков для строительства жилья.
Есть ли проблемы в реализации национальных проектов? Есть, причем немалые. Здесь и несовершенство механизмов проектной работы, и диспропорции при оказании поддержки отдельным категориям работников или направлениям деятельности при недостаточном внимании к другим. Есть чисто управленческие, административные проблемы. Они должны найти свое решение в 2007 году, не сдерживая реализацию существующих планов. Останавливаться нельзя.
Главное, мы должны сохранить и развить конструктивное и творческое начало в нашей работе, сберечь доверие и заинтересованное отношение профессионалов, всего общества.
Заканчивая статью, хотел бы привести пример, который очень хорошо показывает масштаб и системность работы, за которую мы взялись. На еженедельном совещании президента с членами правительства я докладывал о решении проблемы со школьными автобусами. Выслушав меня, президент сказал одну простую вещь, суть которой в следующем: автобусы - это хорошо, но мы их не напасемся, если не будем заниматься дорогами.
Из этого посыла вытекает все ранее сказанное. И системность подхода, и кумулятивный эффект, и соединение поддержки первичного звена с более масштабными переменами. И наше видение будущего. И дороги, которые всем нам вместе придется строить, если мы хотим идти дальше.
Опыт работы всех уровней власти "на результат", опыт взаимодействия с бизнесом, профессиональными сообществами, обществом в целом может и должен использоваться для решения широкого круга задач в экономике и социальной сфере. Тем самым обеспечивая общую эффективную работу в интересах каждого человека.
В целях развития и процветания России. В интересах каждого из нас.
***
МОНИТОРИНГ
НАЦПРОЕКТАМ ПОСТАВИЛИ БАРЬЕР РОСТА Расходы на приоритетные национальные проекты и демографические инициативы на 2007-2009 годы будут ограничены примерно 3,5% расходной части бюджета, а в 2009 году, по окончании выборной кампании, общие расходы бюджета на нацпроекты парламентское большинство "Единой России" в Госдуме может даже сократить. Вчера в Госдуме в ходе "правительственного часа" зампреды Госдумы от "Единой России" Владимир Пехтин и Вячеслав Володин подтвердили, что на период трех лет на нацпроекты в предстоящие три года необходимо выделить минимум 700 млрд. рублей и около 100 млрд. рублей на решение демографических проблем.
В 2006 году на реализацию нацпроектов было выделено, согласно данным Минфина, около 115 млрд. рублей, демографические инициативы, главным образом материнский капитал (начисляется с 2007 года), реализовывались практически бесплатно. Впрочем, на деле фактические расходы на нацпроекты в 2006 году были выше 2,6% расходов бюджета - фактически их частью были выплаты по нацпроекту в области образования, не включенные в формальное финансирование нацпроектов. Если предполагать, что 800 млрд. рублей будут расходоваться равномерно, пик увеличения расходов на нацпроекты будет достигнут в 2008 году (3,8% всех расходов), а в 2009 году финансирование снизится до 3,5%. В случае же если депутаты решат "выровнять" эту кривую за счет перераспределения средств на 2009 год, фактически уровень расходов на нацпроекты и демографические инициативы будет зафиксирован примерно на 3,5% расходной части бюджета.
Собственно, это обстоятельство вчера вполне учитывали депутаты Госдумы. Член бюджетного комитета Оксана Дмитриева напрямую заявила в беседе с корреспондентом "Ъ": "Если учесть, что в этом году на нацпроекты фактически выделено 250 млрд. рублей, получается, что единороссы предлагают сократить финансирование. Это странно". По ее словам, через три года 100 млрд. рублей потребуется только на выплаты материнского капитала. "У единороссов - проблемы с арифметикой, при таких расчетах заявленных денег может не хватить и на выполнение уже принятых обязательств", - считает депутат.
А лидером лоббистов роста соцрасходов стал член фракции "Родина" Сергей Глазьев - он заявил, что необходимо увеличить расходы на нацпроекты до 1,5 трлн. рублей на три года, чтобы "выйти на режим воспроизводства потенциала образования и здравоохранения", то есть до 7-8% расходов бюджета. Парадоксально, но "Единая Россия", политически заинтересованная в максимальном росте соцрасходов, осталась в Госдуме с этой точки зрения самой консервативной силой.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)