По прогнозам специалистов, поток трудовых мигрантов
в Казахстан в связи с продолжающимся экономическим ростом страны
увеличится. К примеру, в минувшем году в страну въехали один миллион
двести тысяч иностранцев, а в 2004 году число мигрантов составляло
менее миллиона человек. Однако развитие законодательной базы отстает
от экономических процессов. В частности, квота иностранных специалистов
в Казахстане в новом году составила лишь 0,45 процента от активного
населения. Неудивительно, что число нелегальных трудовых мигрантов
год от года растет и, по различным оценкам, колеблется от 500 тысяч
человек до миллиона в год.
Очевидно, что необходима более эффективная миграционная политика,
требуется упрощение миграционного законодательства, которое должно
стать более гибким и при этом учитывать вопросы национальной безопасности.
Также необходимо упрочить потенциал негосударственных организаций,
работающих в сфере трудовой миграции.
Сказанное - лишь фрагменты большого разговора, состоявшегося на
международном семинаре "Трудовая миграция в Центральной Азии".
Он завершился в Алматы. Его организаторы - Центр ОБСЕ в Алматы и
Международный центр по разработке миграционной политики - пригласили
к дискуссии чиновников из министерств труда, национальных миграционных
и других госслужб Казахстана, Кыргызстана, России, Словении, Таджикистана,
Турции, Украины, а также экспертов из международных и региональных
организаций.
Как рассказал начальник миграционной полиции МВД РК Марат Пистаев,
в прошлом году к административной ответственности за различные правонарушения
были привлечены сто тысяч иностранцев. Большая их часть - 75 тысяч
- за нарушения миграционного законодательства, а 9800 человек были
выдворены за нарушения правил пребывания в стране.
- Наше министерство передало в Парламент законопроект о внесении
изменений в некоторые законодательные акты по вопросам миграционной
политики. Предлагается запретить иностранцам заниматься индивидуальной
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
а также закрыть въезд в страну на пять лет выдворенным по закону
иностранным гражданам, - пояснил М. Пистаев.
Но одними запретительными мерами проблему не решить, считает эксперт
Научного совета по СНГ и балтийским государствам Российской академии
наук в Алматы Елена Садовская:
- Надо вырабатывать толерантное отношение к трудовым мигрантам,
коль не хватает рабочих рук. И правовая база для легализации трудовых
мигрантов недостаточна: вопрос регулируется лишь тремя статьями
в законе о миграции населения, в то время как Казахстан, наряду
с Россией, стал принимающей страной.
Понимают это и в Правительстве РК. В 2005 году было принято постановление
о благоприятных условиях приобретения гражданства лицами, имеющими
высшее образование, а заключение договора о приграничной трудовой
миграции между Казахстаном и Киргизией можно счесть прорывом в регулировании
этих процессов. Но требуется легализация трудовой миграции с тем,
чтобы все эти люди платили налоги.
Однако миграция - процесс сложный, и прежде чем инициировать какие-либо
законодательные акты, необходимо изучить все его стороны, считает
член Конституционного совета Казахстана Аманжол Нурмагамбетов:
- У нас есть Конституция, закон о миграции населения, указы. Но
процесс принял такие масштабы, что требуется специальное правовое
регулирование. На мой взгляд, надо принять отдельный закон о внешней
трудовой миграции.
А. Нурмагамбетов рассказал, что Правительством готовится соглашение
о трудовых мигрантах с Узбекистаном и Таджикистаном. Подобные документы
Казахстан намерен подписать и со странами - членами ЕврАзЭС.
Посол Ивар Викки, глава Центра ОБСЕ в Алматы, поддержал его мнение,
что многие виды незаконных миграций являются таковыми по причине
слабого законодательства, например, нелегальная трудовая миграция;
незарегистрированные беженцы и лица, находящиеся в ситуации, схожей
с ними; мигранты, следующие транзитом через Казахстан и не имеющие
соответствующих документов.
- Центр ОБСЕ готов поддержать конкретные мероприятия Казахстана,
способствующие выполнению соответствующих международных обязательств,
- сказал посол.
По итогам семинара будет разработан ряд предложений на национальном,
региональном и межгосударственном уровнях. Диалог Центр ОБСЕ намерен
продолжить в мае.
Раушан ШУЛЕМБАЕВА. "Казахстанская правда",
4 февраля 2006 года