Успешной реализации образовательной реформы мешает низкий
уровень пенсий у педагогов. Об этом заявил в минувшую пятницу, выступая
перед депутатами Государственной думы, министр образования Андрей
Фурсенко. "Многие учителя пенсионного возраста не уходят из
школ из-за низких пенсий, а молодежь не приходит в школы не только
в связи с низкой зарплатой, но и потому, что все места заняты и
в большинстве школ молодые кадры не ждут", -- сказал он.
Министр отметил, что бюджетные ассигнования в образование постоянно
растут, однако "само по себе увеличение финансирования не приводит
к кардинальному изменению в этой сфере". "Сам по себе
дальнейший рост заработной платы в образовании без проведения необходимых
структурных изменений только увеличит социальный разрыв между работающими
пенсионерами и молодыми педагогами и не улучшит качество",
- считает г-н Фурсенко. Министр решил проиллюстрировать свой доклад
цифрами. За последние пять лет, по его словам, количество российских
школьников уменьшилось на 25%, то есть почти на 5 млн. человек,
однако число учителей практически не сократилось. Сейчас один педагог
приходится менее чем на десять учеников, тогда как в европейских
странах - один на 15 детей.
Судя по всему, министерство было бы заинтересовано в сокращении
преподавательских кадров в школе до показателя 1 учитель на 25 учеников.
Когда в конце прошлого года правительство рассчитывало доплаты за
классное руководство в рамках национального проекта по образованию,
было решено, что тысяча рублей прибавится к доходам сельских учителей
из расчета 14 человек в классе и городских -- из расчета не менее
25 учащихся.
Однако едва ли правительство в обозримом будущем решится на столь
непопулярные меры. Видимо, осознавая тот факт, что существенные
изменения в системе пенсионного обеспечения сейчас невозможны, Андрей
Фурсенко предлагает хотя бы создать эффективную систему переподготовки
имеющихся кадров и таким образом бороться с застоем в средней школе.
А кроме того, активнее вовлекать преподавателей в федеральные и
региональные образовательные конкурсы, чтобы можно было по их результатам
точечно повышать благосостояние лучших педагогов. Другим примером
точечного подхода, видимо, может считаться готовящийся в министерстве
законопроект о дополнительном материальном обеспечении педагогов,
получивших звание народного учителя.
Кирилл ВАСИЛЕНКО. "Время новостей", 30 января
2006 года