Пока эксперты спорили о многоженстве, в России появился
многомиллионный социальный слой, где многоженство расцвело пышным
цветом. Причем грешат этим отнюдь не только приверженцы ислама,
набрели на этот феномен не социологи и культурологи, а врачи. Любовь
Ерофеева, координатор медицинских программ российского бюро MOM
(Международной организации по миграции), поведала "Огоньку"
подробности этой странной любви
- Каким образом в наши дни в России "открыли" походно-полевых
жен?
- Почти случайно. В 2001 году эксперты UNAIDS - объединенной программы
ООН по СПИДу - стали искать причины распространения ВИЧ-инфекции
среди работающих в России гастарбайтеров. Их в тот год обследовали
в двух десятках российских регионов и поначалу терялись в догадках,
откуда что берется. Денег на профессиональных проституток у работяг
нет - миллионов им не платят. Медики провели опросы и обнаружили:
у многих мигрантов-мужчин на время работы в России есть "жена".
- Я понял. Партнер в течение года у нее может меняться, и не единожды.
И вот вам ВИЧ и еще целый букет инфекций...
- Инфекции - отдельная песня, но феномен ППЖ, известный со времен
войны, был открыт заново. Одна жена и семья остаются у трудового
мигранта на его родине, вторая появляется в России.
- Почему врачи решили, что это все-таки "жены", а не проститутки?
- Проституция - это оказание сексуальных услуг с получением денег
"здесь и сейчас". Дальше - ты меня не знаешь, я тебя не
знаю, "вахтовые жены" месяцами и годами живут с "мужьями".
Кормят их, обстирывают, иногда рожают от них детей. Да, они получают
какие-то деньги из свое содержание, иногда "мужья" просто
помогают им найти работу. Но согласитесь, никакого "я тебя
не знаю, ты меня не знаешь" здесь нет и в помине.
- Соглашусь. Тогда вопрос: российская "жена" появляется
только у выходцев из исламских стран бывшего Союза и наших республик?
Ведь грузину или белорусу многоженство не разрешено... - Тут никакие
традиционные запреты и поощрения не работают, ППЖ встречаются абсолютно
у всех, в том числе и у наших братьев-славян - украинцев и белорусов.
В какой-то степени исключением можно считать армянских и азербайджанских
мигрантов, они, как правило, даже не заработки стараются выезжать
не просто с семьей, но целыми кланами. Почему одни видят возможность
привезти сюда семью, а другие нет, сказать сложно. Интервью не эти
темы с гастарбайтерами никто не проводил, руки не дошли. Кстати,
"вахтовая жена" - не всегда россиянка. Иногда это одинокая
и более мобильная женщине из числа самих гастарбайтеров.
- А у таджиков и азербайджанцев, которым религия дает официальное
добро на многоженство, "вахтовая жена" может войти в число
официальных жен?
- Нет. Походная сожительница останется сожительницей, не став ни
второй, ни третьей законной женой. Повторюсь: национальный колорит
тут ни при чем. Есть желание приехать всем кланом - ППЖ не будет.
Нет возможности или желания привезти семью - будет "вахтовая
жена". - Что же интересного находят наши женщины в странном
статусе походно-полевой жены? Ведь он по сути достаточно унизителен.
- Для любой женщины статус ППЖ унизителен, но смотря по сравнению
с чем. Тихий, непьющий, некурящий, не матерящийся, не дерущийся
и по определению работающий гастарбайтер любой национальности -
в любом случае меньшее зло, чем пьющий, бьющий и неработающий, но
законный муж любой национальности. Разумеется, нарваться женщина
может на что угодно. Но ищет все-таки того, кто работает, зарабатывает,
не пьет, не курит, не хамит и не бьет. -
- И находит?
- Как правило, да. Получая не выходе какой-то достаток, непьющего
сожителя и жизнь без побоев. Не более того. Ни малейшего представления
об элементарных медицинских мерах предосторожности в этих "семьях"
нет. Врачи-эксперты сейчас ищут контакт с лидерами общин, чтобы
наладить там хоть какой-то медицинский ликбез. Коль скоро феномен
"вахтовой жены" есть, коль скоро этих людей что-то объединяет,
есть надежда, что на банальную осторожность и аккуратность у них
достанет сил.
Беседовал Борис ГОРДОН. "Огонек", 30
января 2006 года