Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 987 - 988
16 мая - 29 мая 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" о новой редакции закона о гражданстве
"Коммерсантъ" об особенностях учета мигрантов
"Российская газета" о заработной плате и конкуренции мигрантов и россиян
"Коммерсантъ" о "рекорде" числа внутренне перемещенных лиц
"Коммерсантъ" о доступности для детей мигрантов детских садов
"Коммерсантъ" о миграционных проблемах в Германии
"РБК" о поездках через границу России
"Коммерсантъ" о восстановлении систем здравоохранения после пандемии
"Известия" о мерах поддержки рождаемости
"Коммерсантъ" о репродуктивных планах и разговорах о них
"Независимая газета" и "РИА Новости" о нехватке молодежи на рынке труда
"Новые Известия" о предложении вернуть распределение студентов

"Известия" о создании сети опорных населенных пунктов
"Российская газета", "РБК" и "Коммерсантъ" о заболеваемости корью
"РБК" о снижении числа долгожителей
"РБК" о снижении доли бедных
"Независимая газета" о снижении доходов населения
"Независимая газета" об удовлетворенности жизнью
"Известия" о сложностях работы негосударственных социальных организаций
"Известия" о сопровождаемом проживании
"РБК" о об электронном реестре военнообязанных
"Коммерсантъ" о китайском языке в России
"Коммерсантъ" о возрасте молодости

о сопровождаемом проживании

Проводить в жизнь

Общественный деятель Елена Клочко - о том, как закон о сопровождаемом проживании изменит судьбы людей с инвалидностью
С 3 мая в законе "О социальной защите инвалидов в РФ" появились понятия сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости. За непонятными для многих словами стоит очень важная возможность для людей с ментальной инвалидностью и другими нарушениями жить не в психоневрологическом интернате (ПНИ), а в уютном доме, иметь возможность активно социализироваться и развиваться.
На создание и утверждение этих поправок в закон ушло 10 лет. Необходимо было донести до государства несколько важных тезисов. В первую очередь, что есть категория людей, которая не может проживать самостоятельно. Им нужна ассистивная помощь, особые услуги для жизнеустройства, прежде всего - сопровождение.
Сейчас в специализированных интернатах проживают порядка 16 тыс. детей и около 156 тыс. взрослых с инвалидностью. А всего в стране более 1 млн взрослых с инвалидностью вследствие психических расстройств. А также примерно 720 тысяч детей с инвалидностью, из которых около 60% обладают теми или иными интеллектуальными или поведенческими нарушениями.
Смысл новой парадигмы, заложенной в законе, в том, что эти люди не должны жить в стационарах. Они должны жить в нормальных условиях с соответствующей инфраструктурой, участвовать в жизни местного сообщества.
Для этого необходимо было заложить в закон возможность, чтобы эти люди могли получать сопровождение индивидуально или при проживании малыми группами в обычных жилых помещениях. Им должны быть созданы условия для того, чтобы они развивались, осваивали домашние навыки, имели возможность обучаться, быть занятыми в сопровождаемой трудовой деятельности.
Почему принятие этой нормы заняло так много времени что в нашей, что в других странах? Потому что когда-то общая парадигма отводила таким людям только место за высоким забором.
Что может произойти после принятия закона? Остается достаточно много вопросов. Где осуществлять сопровождаемое проживание инвалидов? На какие средства это делать?
В течение последних 10 лет было приложено много усилий, чтобы показать государству, что стоимость содержания человека в ПНИ ненамного ниже, чем организация сопровождаемого проживания малыми группами. А если человек после смерти родителей живет в собственной квартире с сопровождением, то это вообще не требует вложений в жилье.
Мы выяснили, что стоимость одного койко-места в психоневрологическом интернате составляет от 2,5 до 3,5 млн рублей в год. В то же время сопровождаемое проживание человека при одноместном размещении в доме на 19-20 человек в весьма комфортных условиях укладывается ровно в ту же сумму.
Вопрос: зачем мы тратим деньги на нечеловеческие условия ПНИ? Давайте попробуем потратить бюджетные деньги на что-то более гуманистичное, более приспособленное к комфортному проживанию людей, которые имеют собственное достоинство и право жить по-человечески.
Важный вопрос, который предстоит решать в дальнейшем: откуда возьмется жилье для группового сопровождаемого проживания? Тут есть несколько вариантов. Например, квартиры. Да, они должны быть нестандартные, потому что там должна разместиться малая группа из четырех-семи человек. То есть нужна достаточно обширная общая комната, чтобы люди могли общаться в ней. Но это решается, такой опыт есть. Квартиры подобного назначения перепланируются на этапе строительства дома.
Возникает вопрос: на каких условиях это происходит? Это может быть помощь государства, аренда, собственность, приобретенная родственниками, или социальное жилье.
Другой важный вопрос: кто будут эти сопровождающие? Они должны получать заработную плату как социальные работники, из бюджета. Как это будет происходить и регулироваться? Что такое сами услуги сопровождения? Как они будут тарифицироваться? Большая тема - каков порядок определения нуждаемости? Все эти вопросы должны решить подзаконные акты.
Но главный шаг сделан: в законодательное поле вошло понятие сопровождаемого проживания. Теперь мы должны будем перестраивать систему. Общественники считают, что для этого можно использовать имеющиеся средства, которые идут, например, в ПНИ.
Как руководитель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, могу сказать, что родители очень ждали этого закона. Мы не молодеем, дети наши взрослеют, и мы должны думать о том, как они будут жить дальше. Конечно, больше всего нас пугало, что они попадут в психоневрологические стационары соцзащиты. Сейчас родительское сообщество готово к тому, чтобы в регионах во взаимодействии с властями вести эту работу, конструктивно решать все эти вопросы.
Если говорить о том, сколько времени понадобится, чтобы изменить систему социального обслуживания в сторону обеспечения жизни людей в таких вот условиях, то я думаю, что через два-три года она встанет на ноги. Прежде всего с точки зрения определения нуждаемости и понимания, скольким из тех, кто сейчас проживает не в интернатах, а дома, требуются такие услуги. Это первый важный шаг.
Что касается выхода на сопровождаемое проживание тех, кто сейчас находится в ПНИ, тут тоже есть ряд серьезных вопросов. По закону опекуном, который отвечает за жизнь такого человека и сохранность его здоровья, является администрация интерната. Она должна принять решение о его поселении вне интерната, в социуме.
Вопрос - кто будет отвечать за него, если это недееспособный человек? Либо опекун должен быть физическим лицом, либо интернат должен предусмотреть какие-то меры, чтобы, оставаясь опекуном, обустроить жизнь подопечного вне учреждения. Это достаточно сложно.
Упростить этот момент помогло бы принятие закона о распределенной опеке, закрепляющего возможность совместного опекунства, когда каждый из опекунов отвечает за свои аспекты жизни опекаемого. Этот серьезнейший вопрос тоже еще предстоит решить.
Автор - председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Елена КЛОЧКО. Известия, 5 мая 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.