Rambler's Top100

№ 211 - 212
29 августа - 11 сентября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"ПРАЙМ-ТАСС" о демографической ситуации в России и в мире и ее перспективах
"Wprost" и "Новое время" о демографической ситуации в России
"Зеркало недели" о демографической ситуации и демографической политике на Украине
"Зеркало недели" о проблемах смертности на Украине
"Gazeta.kz" о здоровье и продолжительности жизни в Казахстане
"Yтро.Ru" о демографической ситуации в Китае
"Зеркало недели" о рождаемости во Франции
"Независимая газета" о демографических проблемах России глазами министра образования
"РИА "Новости"" об образовании и рынке труда
"Итоги" и "Новая газета" о новациях в системе регистрации мигрантов
"Российская газета" о регистрации и коррупции
"Российская газета" о миграции в Москве
"Эксперт-Урал" о дефиците трудовых ресурсов на Урале
"Kreml.org" о миграции и политике в Узбекистане
"Молодежь Эстонии" о рынке труда Эстонии
"Труд" об уровне жизни в России и Белоруссии

"Время новостей" о новом латвийском законе о гражданстве
"Financial Times" о терроризме на юге России
"Независимая газета" о межнациональных конфликтах на юге России
"Российская газета" и "Время новостей" о ксенофобии и толерантности в России
"Газета" о международных усыновлениях российских детей
"Труд" о сиротах и проблеме усыновления
"Российская газета" о преступности в России
"Газета" о мирных потерях российской армии
"Профиль" о пенсионном возрасте
"Эксперт-Украина" о чилийской пенсионной системе
"Российская газета" о первых итогах монетизации льгот
"Московские новости" о происхождении СПИДа
"Gazeta.kz" о СПИДе
"The Times" о борьбе со СПИДом в Свазиленде
"Российская газета" о бесплодии в России
"Новые известия" о репродуктивном возрасте
"Corriere della Sera" о малолетних женах в Афганистане
"Sankei" о перспективах семьи в Японии

… о демографической ситуации и демографической политике на Украине

Как остановить депопуляцию в Украине?

Среди множества вопиющих проблем в нашей стране есть одна, не решив которую, остальными можно не заниматься: некому будет воспользоваться плодами усилий государственных мужей. Речь идёт о депопуляции. Темпы этого процесса таковы (каждый год население страны сокращается на 0,8-1%), что уже просто непорядочно использовать термин, не отражающий всей трагичности процесса. Нужно говорить о вымирании украинского народа: за последние 14 лет нас стало меньше на пять миллионов.
Что такое вымирание и почему оно происходит? Это означает, что в стране умирает людей больше, чем рождается. А вот почему это происходит - однозначного ответа нет. Общепризнано, что в основе вымирания - экономический кризис и обнищание населения. Но упрямая статистика говорит о том, что кризис начала 30-х годов, который поразил США и Европу и по своим масштабам вполне сравним с нашим, не привёл к депопуляции: и возрастание смертности, и падение рождаемости были несущественными (см. статью "Третий путь?", "ЗН", №26, 2004 г.).
Увеличение смертности в Украине отмечается с начала 60-х годов, когда мы жили не так уж и плохо. С тех пор эти показатели неуклонно возрастали вместе с ростом благосостояния населения.
Многие усматривают причину депопуляции в развале здравоохранения. К сожалению, не только обыватель, но и власть вкупе с научной (немедицинской) общественностью требуют от врачей категорического снижения смертности. (Хорошо, что не требуют повышения рождаемости.) Да, медицинская помощь у нас действительно находится на неудовлетворительном уровне. Но при этом все забывают уже ставшую банальной истину: здоровье населения лишь на 8-10% зависит от медицины. Это означает: если завтра бюджет здравоохранения будет равен бюджету всей страны, показатели смертности устоят перед усилиями врачей. И ясно почему: какого бы уровня совершенства ни достигали лечебно-диагностические мероприятия, уменьшить количество заболевших они не смогут. А "современные" болезни пока лечатся плохо и у нас, и за рубежом.
Беру на себя смелость утверждать, что ни одна отрасль науки пока не способна дать чёткий ответ на вопрос - в чём причина депопуляции в Украине и как с ней бороться?
Кроме - валеологии.
Почему валеология претендует на такое преимущество? Да потому, что только в валеологии подход к человеку холистический (целостный), только валеология (если иметь в виду науку) рассматривает человека как единую систему, имеющую чёткую структуру и иерархию (тело, психика, духовность). Только валеология напрямую исследует здоровье и переходные состояния между здоровьем и болезнью. И поэтому только валеология способна дать чёткие рекомендации по выходу из демографического кризиса.
Вот возможный путь решения проблемы депопуляции с позиций валеологии (пока других претендентов на самостоятельную позицию нет).
Каждый биологический вид вымирает по одной простой причине: меняются условия существования, к которым он был приспособлен. Условия жизни человечества изменились радикально, особенно за последние 100 лет. Эти изменения наложили глубокий отпечаток на биологическую суть человеческого естества: снижение на популяционном уровне функциональных резервов органов, систем, организма в целом, нарушение реактивности и резистентности, процессов саморегуляции, уменьшение количества и качества половых клеток, качества потомства и многое другое - вот характерные черты, отличающие наших современников от их предков. Всё это указывает на снижение эффективности самоорганизации живой системы, знаменующей собой состояние механизмов жизнеспособности (механизмов здоровья).
Очень важный постулат валеологии: образ жизни индивида таков, каков образ его мыслей. А последний определяется взглядами на жизнь, пониманием своей жизненной цели и установки, сформировавшимися критериями добра и зла. Иными словами, степенью духовности.
И ещё один постулат - каждый член общества должен пройти четыре ступени достижения цели: Я знаю (все или многое о здоровье), Я хочу быть здоровым, Я умею быть здоровым, Я делаю всё, чтобы быть здоровым.
На основе этих постулатов и должна строится государственная программа выхода из демографического кризиса.
Вот как видятся её основные разделы.
1. Формирование новых ценностей и установок общества, нового отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Как этого достичь? Ответ на вопрос дадут специалисты по социальной психологии. "Манипуляция сознанием", "психологическая война", "предвыборные технологии" и т.п. - овощи из одного огорода. И специалисты готовят великолепные блюда из этих овощей! Если можно в течение нескольких десятилетий одурманивать свой народ (имеется в виду СССР), за полгода до выборов внушить миллионам, что лучше этого президента не может быть (Путин), что прокладки "Олвис" - лучшие в мире, то убедить народ в необходимости заниматься своим здоровьем намного проще. Но для этого требуется чётко сформулировать задачу, пригласить специалистов для её решения, обеспечить финансирование.
Бытие определяет сознание - материалистическая аксиома, истинность которой всё больше подвергается сомнению. Оказывается, справедлива и обратная формула: меняя сознание (общественное мнение), можно изменить и бытие.
Для манипуляции общественным сознанием человечество изготовило великолепные инструменты: телевидение, радиовещание, газеты и журналы etc. Таким образом, социальные психологи готовят технологию, а средства массовой информации реализуют решение задачи. Специалисты утверждают: нет такой абсурдной идеи, в реальности которой невозможно было бы убедить общество. Что же говорить о такой благородной идее, как наше здоровье.
2. Формирование личностной и социальной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья у разных групп населения.
Решение этой проблемы - в компетенции психологов. Здесь также существуют хорошо отлаженные технологии. Имеется в виду личностная мотивация. А как быть с социальной?
Ещё в середине 80-х мне удалось в одной из центральных газет опубликовать статью под броским названием "Болеть выгодно!". В ней я доказывал простую истину: вся система помощи больным в СССР сплошь состояла из социальных стимулов болезни. Это и легко получаемые больничные листы, и первоочередные путёвки на санаторно-курортное лечение, и всяческие другие льготы, которые начисто отбивали у человека желание быть здоровым. Помню шквал негодующих откликов и обвинений - вплоть до проповеди фашистской идеологии. Помню и попытки реализовать материальную стимуляцию здорового образа жизни. Все они закончились неудачей. Почему? Да потому что занимались этим делом дилетанты.
Каждый год мне приходится выступать на форумах, посвящённых подведению итогов деятельности киевских медиков. И каждый год слышу в докладах руководителей здравоохранения призывы, обращённые к практическим врачам: "Формируйте здоровый образ жизни у ваших пациентов!". А как? Никто из врачей не может ответить на этот вопрос. И правильно: они не владеют технологией формирования личностной мотивации. Их этому никогда не учили.
Зарубежный опыт, особенно США, говорит о том, что формирование жёсткой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья - реальность. На одном из военно-научных форумов автор был свидетелем того, как утром после банкета украинские участники (да и представители некоторых европейских стран) жадно поглощали в баре пиво, а американцы, облачившись в спортивные костюмы, выбежали в холод и слякоть за здоровьем (форум проходил глубокой осенью). На мой вопрос, почему они это делают, ответили: "Если американский офицер не сдаст тесты по физической подготовке, о карьере он может забыть!". И здесь сразу вспоминаются наши генералы - ожиревшие и неуклюжие. В США они никогда бы не стали генералами.
А жёсткая система штрафов и запретов, связанных с курением в офисах и в местах общественного пользования? Именно она привела к тому, что курение в Штатах стало немодным. Разве может быть модным неуспешный человек? Есть масса других подобных примеров.
Разработкой системы мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья должны заниматься специалисты. При этом очевидно, что у разных групп населения должны быть разными методы формирования мотивации.
3. Формирование и внедрение системы воспитания и обучения здоровью разных групп населения.
Конечно же, речь идёт об обязательном включении валеологии в учебные программы школ, вузов и, не исключено, дошкольных учреждений.
Но, как оказалось, это непросто. А суть проблемы вот в чём.
Когда появилась первая информация о валеологии - науке о здоровье, - министерства просвещения России и Украины сразу оценили её возможную роль в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и школах новую учебную дисциплину "Валеология". Задача - вовлечение личности в процесс собственного здравостроительства. Но как в России, так и в Украине ухитрились поставить телегу впереди лошади: нет ни преподавателей, ни учебников, нет, в конце концов, общей концепции преподавания нового предмета. В отличие от Запада, где всё это есть и преподаётся в рамках учебной дисциплины Health education.
Здравый смысл подсказывает, что привлечь ребёнка к собственному здравостроительству можно лишь в том случае, если будут учтены три аспекта решения проблемы. Во-первых, это образовательный аспект - ребёнок должен получить и усвоить информацию о том, что хорошо для здоровья и что плохо. Во-вторых, аспект воспитательный - формирование мотивации у каждого школьника к тому, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье. И третий аспект, чисто практический, в котором необходимо предусмотреть минимум оздоровительных мероприятий: полноценное физическое воспитание, питание и формирование оптимального психологического климата в школе. И, конечно, все практические мероприятия должны проходить на фоне постоянного мониторинга ("измерения") уровня здоровья. Только этот показатель даст нам достоверную информацию, правильны ли наши действия, в нужную ли сторону направлены наши усилия.
Но когда за дело берутся люди, не имеющие никакого представления о валеологии, это дело легко загубить. Началось всё в России. И связано это с половым воспитанием.
Нужно ли вообще в курсе школьной валеологии поднимать вопросы пола? Несомненно, но только в том объёме, который имеет отношение к здоровью. При этом валеология обязана очертить круг вопросов, которые необходимо осветить в школьном курсе, а в какой форме всё это преподнести и в каком возрасте - проблема чисто педагогическая. Нужно ли учитывать национальные, религиозные, культурологические и иные особенности регионов, где проводится половое воспитание? Вопрос, на наш взгляд, риторический.
Как клеймили валеологию в России, а затем "исключили" ее из средней школы, специалистам здесь известно.
Несколько по иному сценарию развивались события в Украине. К счастью, никто не додумался обсуждать в школах проблемы "безопасного секса" и раздавать школьникам презервативы. Но где взять преподавателей, имеющих хоть малейшее представление о валеологии? И в школу ринулись сектанты, экстрасенсы, маги, шаманы и волшебники! Каждый из них, на свой страх и риск, а также в меру своего представления о предмете, стал "преподавать" валеологию. В газетах, в том числе и издаваемых Церковью, стали появляться статьи, свидетельствующие об обеспокоенности общественности и родителей положением вещей. На конференции по проблемам духовного просвещения в Херсоне иерархи церкви обрушились на валеологию с крайне резкой критикой. Валеология была охарактеризована как "неоязычество". И, в конце концов, изъята из школьной программы.
4. Физическое воспитание различных групп населения.
На всех форумах, где мне приходится выступать по данной проблеме, я повторяю одну и ту же мысль: "Развал советской системы физического воспитания сказался на здоровье нашего населения больше, чем развал советской системы здравоохранения".
В самом деле, природа наградила человека самым совершенным локомоторным аппаратом. Движение - непременный компонент поддержания необходимого резерва функций организма. Но человек пошёл наперекор природе, ограничив количество движений в своей жизни (гипокинезия), уменьшив их силу (гиподинамия), амплитуду и скорость (эти ограничения терминов пока не имеют). А природа не прощает подобных нарушений. Увеличение частоты нарушений осанки у наших школьников (за 20 лет с 8-9 до 80-90 процентов, а это только вершина айсберга!); слабые мышцы брюшного пресса, бёдер и спины, а также снижение функциональных резервов у беременных; ускорение процессов старения (биологический возраст 20-летних студентов 35-40 лет!) - вот далеко не полный перечень последствий дефектов в физическом воспитании.
Благополучно почивший в бозе госкомитет по физической культуре и спорту все деньги, выделяемые ему бюджетом, тратил на большой спорт. В печально известной государственной программе "Фізичне виховання - здоров'я нації" термин "физическое воспитание" остался только в названии, а всё внимание уделено спорту. Спорт стал политическим действом, весьма далёким от здоровья народа. Большой спорт, наоборот, уродует тела и души всех, кто к нему прикасается (и мы уже писали об этом). Большой спорт - это цирк, и к нему нужно относиться, как к цирку. Там работают мужественные люди, но они сами зарабатывают себе на хлеб.
Наше общество весьма скептически относится к физическим упражнениям ради здоровья. Лишь 3-5% населения (по-моему, данные увеличены на порядок) уделяет им должное внимание. А ведь нет более мощного средства укрепления здоровья и продления жизни. По данным украинских геронтологов (О.Коркушко и соавт., 2004), пожилые люди, систематически занимающиеся аэробными упражнениями, по состоянию функций моложе своих сверстников на 12 (!) лет. Эти 12 лет и составляют временной разрыв в наступлении смерти мужчин и женщин в Украине. Вот всем доступное средство, чтобы превратить "страну вдов", которой сейчас является Украина, в сказочную страну, где супруги покидают этот бренный мир в один год.
Когда американский папа приводит своего ребёнка в школу, он прежде всего интересуется: "А как у вас поставлено физическое воспитание?". У нашего родителя вопрос звучит по-другому: "Как освободить ребёнка от физкультуры?" Если бы школы были оборудованы бассейнами и благоустроенными спортивными площадками, а занятия проходили с учётом склонностей ребёнка, этот вопрос вряд ли возник бы. Кроме школ и вузов не следует забывать и о жителях микрорайонов.
5. Обеспечение мониторинга индивидуального здоровья, а также индивидуальных рекомендаций по его сохранению и укреплению.
Этот пункт программы выполняется учреждениями здравоохранения. Но приступить к его реализации удастся лишь тогда, когда уже будет сформирована соответствующая мотивация у населения, когда появится спрос на эту услугу.
Лет 20-30 назад при поликлиниках были организованы отделения профилактики. Но они работали по старой методике - искали признаки патологии у пациентов, проводя их через все анализы и осмотры "узких" специалистов. Система дорогая и малоэффективная. Сейчас мы можем предложить экспресс-систему оценки уровня (количества) здоровья, которая доступна среднему медперсоналу и даёт достаточно информации для назначения оздоровительных мероприятий.
6. Создание кадрового потенциала и материально-технической базы для сохранения и укрепления здоровья населения (диагностических подразделений нового типа, физкультурно-оздоровительных центров, центров психологической и социальной разгрузки, центров здорового потомства, рекреационных зон, тренажёров, промышленного производства пищевых добавок и др.).
Эта позиция программы не нуждается в теоретическом обосновании.
Выполняется несколькими министерствами.
7. Участие предпринимателей и руководителей производства в оздоровлении своих работников.
Здесь нечего придумывать: можно воспользоваться зарубежным опытом. Там прекрасно понимают, что вложение денег в здоровье рабочего означает финансирование производства. И капиталист на это денег не жалеет. Но речь не идёт о строительстве лечебных учреждений. Строятся спортивные площадки, бассейны, базы отдыха. Если бы это не было выгодно, никто бы этим не занимался.
8. Социально-экономическое стимулирование рождаемости.
Зарубежный опыт (например, "бэби-бум" в США в 60-х годах) говорит о том, что рождаемостью тоже можно управлять.
9. Отработка системы сбора и обработки информации о реализации программы и её эффективности.
Не исключено, что такая система должна функционировать при Министерстве здравоохранения или при структуре, которую целесообразно создать для реализации программы.
Объём газетной статьи не даёт возможности изложить всю концепцию программы. Но в ней предполагается научное и научно-техническое сопровождение, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, разработка проблем финансирования и самофинансирования, привлечение различных религиозных конфессий для формирования здорового образа жизни, меж- и внутрисекторальное сотрудничество отдельных направлений и мн.др. Концепция программы, носящая название "Протидія депопуляції в Україні", представлена для рассмотрения вице-премьеру по гуманитарным вопросам Н. Томенко. Кому, как не ему, руководить этой гуманитарной многолетней акцией?
Надеемся, что уже в скором времени выйдет постановление Кабинета министров о создании рабочей группы для формирования программы на основе разработанной нами концепции. Полагаем, что превращение населения Украины в самый здоровый и долгоживущий народ вполне может стать основой национальной идеи.

Геннадий АПАНАСЕНКО. "Зеркало недели", 27 августа - 2 сентября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.