Rambler's Top100

№ 155 - 156
19 апреля - 2 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о демографических перспективах России
"Ведомости", "Россия" и "Русский фокус" о бедности в России
"Новые Известия" о ЕСН и новшествах пенсионной реформы в России
"Молодежь Эстонии" о благосостоянии эстонских пенсионеров
"Российская газета" о ЕСН и новациях в социальной политике в России
"Московские новости" об изменениях социальной политики в странах Европы
"Новые известия" о проекте закона "О регистрационном учете населения в Российской Федерации"
"Время новостей" и "Известия" о новой системе регистрации в Москве
"Новые известия" о легализации гастарбайтеров в Приморском крае
"Московский комсомолец" о возможных новациях в закон о российском гражданстве
"Донбасс" о демографических проблемах и трудовом потенциале на Украине
"Ведомости" об экономике и миграции в России
"Российская газета" о расселении населения и миграции на российском Северо-Западе

"Зеркало (Баку)" о населении Азербайджана и проблемах эмиграции/иммиграции
"Время новостей" о позиции ООН по дискриминации меньшинств в Туркмении
"Российская газета" об иностранных студентах в России
"Известия" о ратификации Конвенции против торговли людьми
"RBC daily" о демографической ситуации и демографической политике в России
"Парламентская газета" о российской семье
"RBC daily" о рождаемости в Москве
"Санкт-Петербургские ведомости" о проблемах родовспоможения
"Новая газета" и "RBC daily" о СПИДе в России
"Известия" и "The Financial Times" о смертности от ДТП
"Известия" о детском суициде
"Новые известия" о семейном насилии в России
"Известия" о здоровье населения и климатических изменениях
"Известия" об отношении России к Киотскому протоколу
"РосБизнесКонсалтинг" о ГМ-продуктах, экологии и экономике

… о смертности от ДТП

Жена Пола Маккартни снимает протез

Супруга великого "битла" Пола Маккартни потеряла ногу в автокатастрофе. Но когда она в брюках или джинсах, этого не видно. Чудо-протез делает ее почти абсолютно "двуногой". Москвичи, включая президента Владимира Путина, могли убедиться в этом собственными глазами, когда Маккартни гастролировал в России. Но вот на днях миссис Маккартни решила расстаться с протезом и вновь встать на костыли.
Супруга Маккартни сделала это с одной целью - привлечь внимание к докладу, опубликованному на этой неделе Всемирной организацией здравоохранения и Мировым банком. Содержащаяся в нем статистика леденит кровь - на нашей планете ежегодно в автокатастрофах погибают 1,2 миллиона человек. Если не принять экстренные меры, в 2020 году число жертв на дорогах достигнет двух миллионов человек. И автокатастрофы станут третьей по счету причиной смертности - после сердечно-сосудистых заболеваний и депрессий. Пока они занимают "лишь" девятое место. Отягчающим обстоятельством является то, что огромное количество жертв дорожных катастроф - молодые люди.
"Экономическое развитие приводит к увеличению числа машин и дорог, но мы забываем о мерах безопасности, которые должны соответствовать этому росту ", - говорит доктор Этьенн Круг, директор Департамента предупреждения увечий и насилия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По словам Круга, главная причина огромного количества смертей на дорогах и увечий - "фатализм и невежество. Незнание того, насколько велика эта проблема и как с ней бороться".
Согласно данным ВОЗ и Мирового банка (МБ), в разных странах относятся к этой угрозе по-разному, что сказывается даже на самой статистике, которая учитывает лишь смертные исходы, а не ранения. Считается, что в год от автокатастроф в мире получают увечья от 20 до 50 миллионов человек. Причем у четверти из них - травмы головного мозга. Проблема автокатастроф, говорится в докладе ВОЗ и МБ, должна рассматриваться как угроза здоровью людей наравне с раком, инсультом и сердечными заболеваниями. К слову, предыдущий доклад на эту тему был опубликован 40 лет назад!
Показательно соотношение уровня смертей и увечий в результате автокатастроф с уровнем нищеты. Оказывается, второе определяет первое. Доклад предсказывает, что между 2000 и 2020 годами количество "автосмертей" сократится в богатых странах на 30 процентов, но зато увеличится в бедных на 80 процентов. В Китае, например, с 1975 по 1999 год смерть на дорогах увеличилась в три раза. В 2000 году на каждые 100 тысяч человек приходилось 11,8 случая "автосмертей" в богатых странах; 26,1 - в Латинской Америке и странах Карибского бассейна; 19,2 - на Среднем Востоке и в Северной Америке; 19 - в Восточной Европе и Центральной Азии. И это при том, что из общего количества автомашин на бедные страны приходится 20 процентов, а на богатые - 80 процентов. В бедных странах среди жертв автокатастроф много пешеходов и велосипедистов. А вот в США таковых лишь 15 процентов.
И здесь, как почти во всем, важную роль играет "презренный металл" - деньги. "Естественно, что улучшение дорог, например, по всей Индии стоило бы чрезвычайно дорого", - говорит доктор Круг. С другой стороны, большинство машин там имеют пристяжные ремни. В Таиланде, по словам Круга, треть смертей приходится на долю мотоциклистов, не носящих шлемов. А ведь правила, требующие их ношения, легко выполнимы. Таят в себе смерть не только автомашины, но и велосипеды и рикши. (Во Вьетнаме они составляют 95 процентов всего транспорта.)
В докладе ВОЗ и МБ значительное место уделяется мерам предохранения. Говорится о необходимости установления моторов малой мощности на мотоциклах для "чайников", об абсорбирующих удары автомашин бордюрах на дорогах, о лучшем планировании дорог и т.д. Но, конечно, проблема проблем - скорость. Правила, ограничивающие ее, нарушаются повсеместно.
И вот возникла "еретическая" мысль - "лимитировать скоростные возможности машин, уж коли сами водители вовремя не могут или не хотят "притормозить". Ходят слухи, что демократы в случае победы на выборах установят к 2006 году запрет на автотранспорт, моторы которого смогут развивать скорость, превышающую 45 миль в час. И хотя речь идет только о слухах, причем весьма недостоверных и скорее всего попахивающих предвыборной борьбой, эта идея уже встречена в штыки. Честер Хэмпсинг, президент Американской ассоциации за права водителей, заявляет: "Мы уже несколько лет являемся свидетелями того, как сокращаются права американских водителей. Но, видимо, этого мало вашингтонским бюрократам. Сейчас они намерены зайти слишком далеко. Если их прихоть осуществится, то все американские водители, независимо от возраста и квалификации, будут плестись по шоссе как 80-летние отставные школьные учителя по воскресеньям на сельских дорогах".
Сторонники "намордника на спидометр" напоминают, что в США в год гибнут от автокатастроф в среднем 42 тысячи человек - столько, сколько погибли за все десять лет войны во Вьетнаме. Сокращение предельной скорости до 45 миль снизит эту цифру вдвое, то есть спасет жизнь 21 тысяче американцев. Кроме того, шутят сторонники "намордника", никто не будет штрафовать за превышение скорости. Наконец (а это уже серьезно), 45 миль в час будут означать конец зависимости Соединенных Штатов от импортного горючего и более чистую окружающую среду.
Противники "намордника" грозят бороться с ним, по словам Хэмпсинга, "ногтями и зубами". Победа, скорее всего, будет за ними. Невозможно представить Америку, да и любую часть света, вернувшуюся к тем временам, когда из ворот заводов Генри Форда стали выкатываться первые модели...
Супруга Пола Маккартни пожертвовала чудо-протезом и встала на костыли, чтобы обратить наше внимание на доклад ВОЗ и МБ. Честь и хвала этому самопожертвованному поступку молодой и красивой женщины, бывшей до аварии манекенщицей! Но поступок ее, к сожалению, донкихотский.

Мэлор СТУРУА. "Известия", 10 апреля 2004 года

Наибольшее количество жертв автомобильных катастроф приходится на бедные страны

Скорее всего, к 2020 году дорожные происшествия займут третье место среди причин смертности и инвалидности, заявляет сегодня Всемирная организация здравоохранения, развернувшая глобальную кампанию борьбы против этого "массового убийства".
Как говорится в совместном докладе ВОЗ и Всемирного банка, ежегодно в дорожных катастрофах погибает 1,2 миллиона человек, и еще до 50 миллионов получают увечья, причем подавляющее число жертв приходится на развивающиеся страны.
Если не будут приняты срочные меры по повышению безопасности на дорогах, количество жертв автокатастроф в бедных странах возрастет к 2020 г. на 80%, отмечается в докладе. Сегодня наибольшему риску подвергаются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пассажиры общественного транспорта.
Ли Йонг-вук, генеральный директор ВОЗ, заявил вчера: "Безопасность на дорогах - не случайность. Теперь у нас достаточно знаний, чтобы действовать".
В докладе детально обрисовываются меры безопасности, в том числе ужесточение наказаний за рискованное вождение или вождение в нетрезвом виде, пользование шлемами и ремнями безопасности, обеспечение того, чтобы пешеходы и другие участники движения могли лучше видеть друг друга, и конструктивные улучшения при строительстве дорог и разработке транспортных средств.
По всему миру увечья, полученные в дорожных катастрофах, находятся на втором месте среди причин смертности людей в возрасте от 15 до 29 лет, и третьей - для людей в возрасте от 30 до 44 лет, указывается в докладе. Помимо огромных человеческих страданий, речь идет и о большом экономическом ущербе - как для отдельных семей, так и для целых стран.
В развивающихся странах расходы на медицинское обслуживание или потеря кормильца в результате его гибели или инвалидности, полученной в дорожной катастрофе, может довести семью до нищеты, отмечается в докладе. Общий ущерб стран с низкими и средними доходами от дорожных катастроф, возможно, составляет до 65 миллиардов долларов (54 миллиардов евро или 35,6 миллиардов фунтов) - это больше, чем они получают в рамках помощи в интересах развития.
В мировом масштабе, согласно оценкам, приведенным в докладе, дорожные катастрофы обходятся странам в 1-2% валового национального продукта, что составляет сумму в 518 миллиардов долларов в год.
Сегодня, в среднем по всему миру, дорожные катастрофы находятся на девятом месте среди причин смертности и инвалидности, но, согласно прогнозу, к 2020 г. число жертв должно возрасти на 65%, и тогда происшествия на дорогах поднимутся на третье место, идя вслед за сердечными болезнями и депрессиями, но опережая такие причины смертности, как малярия, туберкулез и СПИД.
От травм, полученных в дорожных происшествиях, больше всего людей погибает в самой моторизованной стране мира - США: за прошлый год эта цифра составила 44000 человек. На втором месте идет Бразилия (32500), на третьем - Россия (29500).
Однако, в сравнении с численностью населения, наибольшая опасность на дорогах существует не в этих странах. Из 75 государств, по которым имеются такие данные, самый высокий уровень смертности в дорожных катастрофах наблюдается на Маврикии, в Сальвадоре и Доминиканской Республике, составляя соответственно 44, 42 и 38 человек на 100000 населения (для сравнения, в США этот показатель равен 15).
Наиболее высокий уровень смертности существует в Африке и на Ближнем Востоке, за ними следуют такие регионы как Восточная Европа и Азия. Ниже всего эти показатели в Западной Европе и Австралазии: там уровень смертности в дорожных происшествиях составляет 11-12 человек на 100000 населения.

Фрэнсис УИЛЬЯМС. "The Financial Times", 7 апреля 2004 года
Опубликовано на сайте: ИноСМИ.Ru

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)