… о запрете
работать мигрантам в различных отраслях и занятиях
Запрет на работу мигрантов в различных отраслях
продлят на 2026 год
Свыше тридцати субъектов РФ установили запрет на труд
мигрантов в различных отраслях. Среди них Иркутская область, где
иностранцам не разрешают работать в 16 сферах экономики. Губернатор
региона Игорь Кобзев подписал приказ, продлевающий ограничения на
2026 год.
Среди "запрещенки" вновь оказались общественный транспорт
и такси. В прошлом году исключить их из списка предлагал иркутский
бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин после консультаций с представителями
Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей.
Но предложение отклонили. По официальной версии, "видимого
ухудшения в этой сфере не произошло". По факту жители отмечают,
что в местных службах такси заказать машину теперь невозможно, приходится
пользоваться агрегаторами. Да и цена выросла.
- Я езжу одним и тем же маршрутом, от дома до Областной больницы.
Год назад поездка стоила 350 рублей, сейчас - 600, - рассказала
"РГ" иркутянка Алевтина Чибисова. Качество услуг, по словам
собеседницы, почти не изменилось. - Единственный положительный момент
- хорошие, новые машины. А вот водителями, похоже, по-прежнему работают
мигранты. Не умеют пользоваться сервисом, не понимают, что им пишут
клиенты в комментариях. Недавно заказала машину, специально выставила
флажок, где я, но водитель приехал не туда. И, когда позвонила ему,
принялся оскорблять. При этом с карты списались деньги и за поездку,
и за ожидание. Проблему помог решить только звонок в клиентскую
службу.
Запрет распространяется не на всех иностранцев, поэтому не стоит
удивляться, если за рулем такси видите мигранта
Продлить на 2026 год запрет на работу мигрантов в сферах ЖКХ и транспорта
решено и в Хабаровском крае. Как отмечает начальник отдела трудовой
миграции комитета по труду и занятости населения правительства региона
Надежда Слюсарева, эту меру в 2025 году ввели, чтобы обеспечить
приоритетное трудоустройство российских граждан и для повышения
качества и безопасности услуг. Посчитали, что нельзя доверять жизни
людей плохо подготовленным водителям.
- Допускать к работе в такси целесообразно только тех, кто получил
российские права, сдал экзамен, имеет опыт вождения в России и по
российским правилам, не имеет за собой штрафов и ДТП, - объясняет
Надежда Слюсарева.
Запрет не касается тех, кто имеет разрешение на временное проживание,
вид на жительство либо приехал из визовых стран и оформил разрешение
на работу. Не относится он и к прибывшим из государств - участников
ЕЭС, стран, с которыми заключены международные соглашения (Казахстан,
Киргизия, Армения и Беларусь). Поэтому не стоит удивляться, если
за рулем такси видите иностранца.
Отрицательного влияния на экономику уход иностранцев из запретных
для них сфер не оказал. Они перешли в те отрасли, где был дефицит
рабочих рук - строительство и торговлю.
В Санкт-Петербурге мигрантам тоже запретили водить такси. Ограничения
начали действовать в июле. А в конце ноября вступило в силу постановление
губернатора города, ограничивающее работу иностранцев и в доставке.
Как следствие, прогнозируют повышение цен на услуги и увеличение
времени выполнения заказов.
Президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских
компаний России МАКС Александр Митюков рассказал "РГ",
что по экспертным оценкам организации, в Петербурге трудятся порядка
60 тысяч курьеров. И из них 20 процентов составляли как раз мигранты
с патентами. Чтобы не создавать резкий дефицит доставщиков, компаниям
дали трехмесячный период адаптации для пересмотра кадровой политики.
Но говорить о том, что сервисы закрыли свои потребности в курьерах,
пока не приходится. "Мы ожидаем, что кратно растущий спрос
на доставку и снижение количества курьеров негативно повлияют на
доступность услуги доставки продуктов и товаров для жителей города:
ее стоимость может вырасти, а время выполнения заказов - увеличиться",
- отметили в пресс-службе одного из сервисов доставки.
Пока компании справляются с дефицитом, реализуя локальный найм.
Принимают на работу студентов, пенсионеров, временных работников,
а также используют кадровые агентства и субподрядчиков. В одном
из районов Петербурга доставлять заказы начали роботы. Но эксперты
считают, что они не смогут в полной мере стать заменой человеку.
- В краткой перспективе и при разбросанных адресах живые курьеры
будут выгоднее. Они гибче, дешевле по первоначальным инвестициям,
лучше справляются со сложным городским рельефом, человеческим взаимодействием
и нестандартными заказами, - уверена доцент кафедры управления персоналом
Государственного университета управления Екатерина Каштанова.
Ирина ШТЕРМАН, Ирина ТРОЦЕНКО, Ольга ГУГО.
Российская газета, 2 декабря 2025 года