… об увеличении
доли россиян, работающих по специальности
Наниматель оценил образование
Россияне стали чаще работать по специальности
С 2014 года в России увеличилась доля россиян, которые работают
по полученной в результате обучения специальности, следует из данных
свежего исследования РАНХиГС. С одной стороны, это может быть косвенным
эффектом выросшего спроса на труд, благодаря чему многие специалисты
наконец нашли устраивающие их предложения в своей отрасли. С другой
- это результат смены поколений, из-за которой с рынка труда постепенно
уходят те, кто потерял связь с изначальной профессией в 1990-х годах.
Им на смену приходит молодежь, тщательнее выбирающая образовательный
трек - вуз или колледж - с учетом своих карьерных планов.
За последние десять лет в РФ выросла доля занятых, чья нынешняя
работа связана с образованием, полученным в колледже или вузе. Это
следует из данных, которые представил в своей работе "Российский
рынок труда в поисках баланса" ведущий научный сотрудник центра
ИНСАП ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок.
Отметим, что несоответствие занятости и образования довольно долго
считалось одной из базовых характеристик среднестатистического российского
работника, что негативно влияло как на производительность труда,
так и на его оплату. Одной из причин этого называли неравномерную
маркетинговую активность различных вузов, в результате которой большее
число абитуриентов было заинтересовано в получении профессий экономической
или юридической направленности, даже когда спрос на таких специалистов
на рынке труда начал снижаться.
Так, в 2014 году доля тех, чья занятость не была связана
с профилем полученного образования, составляла 39,2%, к 2024 году
она заметно сократилась - до 36,3%. Доля же тех, кто работает по
специальности или на позиции со схожими профессиональными требованиями,
в общей сложности увеличилась с 55,3% до 57,6%. Как отмечается в
работе, такой рост "характерен для работников всех уровней
образования".
Среди причин ее автор выделяет две основные.
" Первая - это уход на пенсию поколений, получавших советское
образование и впоследствии оказавшихся частично невостребованными
на адаптировавшемся после 1990-х годов к новым экономическим реалиям
рынке труда.
Согласие их де-факто на любую доступную работу зачастую приводило
к разрыву связей с исходной профессией. Отметим, стремление граждан
в последующие годы к получению дипломов экономиста или юриста во
многом объяснялось тем, что такое образование оценивалось гражданами
как универсальное, применимое в различных отраслях экономики как
раз в силу памяти о предпочтениях работодателей 1990-х.
" Вторая причина - подстройка системы образования к спросу
на труд в последние годы и смена предпочтений самих абитуриентов.
Эксперты, впрочем, выделяют и другие причины. "Можно представить,
что в силу дефицита кадров у людей появилось больше возможностей
устроиться на работу примерно в любой выбранной отрасли. Если раньше
работали не по специальности, в частности, потому что не могли найти
достаточно хорошего варианта по профилю, то, когда рынок труда разогрелся,
такая проблема стала гораздо менее значимой", - говорит партнер
компании FutureToday Денис Каминский. Напомним, что уровень безработицы
в 2023-2024 годах в РФ опустился до исторического минимума в силу
стремительного роста числа вакансий, предлагаемых компаниями.
В то же время, как отмечает глава Центра бизнес-образования и аналитики
Центрального университета Илья Иванинский, чтобы обеспечить дальнейший
рост доли работающих по специальности, необходима трансформация
подходов к образованию. "Важно давать студентам разнообразный
набор знаний на первых курсах, не требуя сразу определиться с конечной
профессией. Если они будут выбирать ее на третьем-четвертом курсе,
этот выбор будет более осознанным и с большей вероятностью приведет
их к работе по специальности в будущем", - отмечает он.
Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 24 ноября 2025
года