С карты России могут исчезнуть сотни населенных
пунктов
Малые города погибают без связи с крупным центром
Лишь в четверти малых городов страны за последние годы отмечался
рост численности жителей, остальные испытывали трудности, связанные
с депопуляцией и старением населения, сообщили в Высшей школе экономики
(ВШЭ). Хуже всего ситуация в городах, наиболее удаленных от региональных
центров и не имеющих прямого сообщения с крупными населенными пунктами
по твердой дороге. Всероссийский центр изучения общественного мнения
(ВЦИОМ) предупредил о рисках исчезновения с карты России сотен малых
городов и моногородов.
Несмотря на концептуальные разработки правительства, призванные
сбалансировать пространственное развитие страны, урбанисты и социологи
продолжают обсуждать усугубление проблем малых городов.
Эти проблемы начинаются с терминологических разночтений. Доцент
Высшей школы урбанистики (подразделение ВШЭ) Денис Мокренский сообщил
об отсутствии четко закрепленного понятия "малый город".
В утвержденной ранее Стратегии пространственного развития РФ указано,
что это город с населением менее 50 тыс. человек. Тогда как в строительных
правилах, по замечанию эксперта, учитываются еще поселки городского
типа.
"А в постановлении правительства о предоставлении средств на
реализацию лучших проектов развития комфортной городской среды в
их число включены города с населением до 300 тыс. человек, разделенные
затем на подгруппы", - приводит пояснения эксперта, сделанные
на круглом столе "Малые города: перспективы сохранения и развития",
портал HSE Daily.
К этому можно добавить, что в стране был сформирован единый перечень
опорных населенных пунктов (каркас всей экономики), и он стал важной
составляющей нацпроекта "Инфраструктура для жизни".
По указу президента о национальных целях развития качество среды
для жизни в этих опорных пунктах должно вырасти на 30% к 2030 году
и на 60% к 2036-му.
И этот перечень состоит вовсе не только из малых городов и сел,
хотя на них, как сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, приходится
более половины.
Также в список вошли агломерации, включая Москву, и административные
центры регионов. Всего опорных пунктов выделено 2160 - в них совокупно
проживают 75% населения страны.
Кроме того, теперь изменятся и критерии отнесения населенных пунктов
к моногородам. Как сообщил Центр стратегических разработок (ЦСР)
со ссылкой на постановление правительства, на получение этого статуса
смогут претендовать муниципальные округа и муниципальные образования,
являющиеся ядром городской агломерации. Также на господдержку по-прежнему
смогут рассчитывать моногорода, в которых безработица за последние
три года в два и более раза выше среднероссийской, и 84 моногорода,
в которых действует режим территорий опережающего развития.
Многие проблемы малых городов, по оценкам Дениса Мокренского, вызваны
историческим контекстом: одни развивались как центры сельской среды,
другие - как моногорода в советское время. "Лишь в четверти
малых городов за последние годы отмечался рост числа горожан, остальные
испытывали трудности, связанные с депопуляцией и старением населения,
а также малыми размерами рынка, из-за которых бизнес не может масштабировать
свои проекты", - следует из его доклада.
Как пояснил Мокренский, в городах-спутниках, расположенных в 50
км и менее от крупного центра, развиваются сервисные функции и жилищное
строительство. Благодаря тесным связям с мегаполисом улучшаются
перспективы в том числе для увеличения численности населения. В
качестве примера упоминались Сергиев Посад или Коломна в Московской
области. Схожие эффекты могут наблюдаться в городах, расположенных
менее чем в 150 км от крупных.
Существенно хуже ситуация в удаленных - более 150 км от регионального
центра или другого крупного города - и изолированных городах, не
имеющих прямого сообщения по дороге с твердым покрытием. "Такие
чаще и интенсивнее теряют население и нередко деградируют",
- пояснил Мокренский.
О тех же проблемах предупреждают и социологи. "Сотни малых
и моногородов со временем могут исчезнуть с карты России из-за активного
оттока населения. Молодые люди уезжают из города, старшее поколение
неизбежно убывает, новые жители не приезжают, общее число домохозяйств
из года в год сокращается", - сообщается в новом аналитическом
докладе ВЦИОМ под названием "Я остаюсь, чтобы жить! Как предотвратить
депопуляцию малых и моногородов России".
Причем авторы доклада приводят еще одну классификацию таких населенных
пунктов. По их данным, в России более 800 городов с населением до
50 тыс. человек, более 150 городов - до 100 тыс. человек.
"Последние - в наибольшей опасности: изначальный потенциал
этих городов был рассчитан не только на то, что местное население
будет здесь счастливо жить, но и на то, что агломерация станет локальным
центром притяжения молодых людей из более маленьких городов и сельских
поселений: чаще всего за счет промышленного потенциала. Однако "что-то
пошло не так". Теперь сами "большие" малые города
нуждаются в возрождении", - отмечается в докладе.
По оценкам социологов, эффект убывающих городов нельзя объяснить
одной причиной - например, стремлением найти лучшую работу и построить
карьеру в большом городе. "Люди уезжают от общего ощущения
безысходности, отсутствия будущего. Заработок - важное, но не главное",
- пояснили аналитики ВЦИОМ.
Подавляющая атмосфера в небольшом городе складывается из нескольких
факторов: недостаточная инфраструктура, ограниченные карьерные и
образовательные возможности, а также "отсутствие смыслов, которые
позволяют увидеть картину лучшего будущего".
"Лучшее будущее небольшого города начинается с архитектуры
социальных изменений", - считают аналитики ВЦИОМ.
Судя по докладу Дениса Мокренского, ослабить негативные тенденции
помогли бы такие меры, как снижение зависимости от градообразующих
предприятий, диверсификация занятости, развитие малого и среднего
бизнеса, улучшение транспортной доступности, повышение качества
управления на местах и при этом включенность в федеральные программы.
А приграничным малым городам важны также акценты на международной
торговле и туризме. Хотя, отметим, внимание к туристическому и даже
экспортному потенциалу может пойти на пользу и другим малым городам,
не только приграничным: важно только учесть исторические, культурные
и географические особенности этих городов и суметь их выгодно использовать
именно в текущих экономических условиях.
О том, что туризм - вовсе не второстепенный фактор, рассуждают и
авторы доклада ВЦИОМ. По их мнению, на упомянутой новой "архитектуре
социальных изменений" могут выстраиваться и новые точки притяжения.
Это предполагает не только развитие на местах имеющейся или становление
уже другой, более современной промышленности, не только стимулирование
предпринимательства, но и разработку интересных туристических направлений.
При этом, сколько бы ни говорилось о пассионарности предпринимателей,
о больших лоббистских возможностях крупнейших предприятий или о
необходимости правильного воспитания молодежи, в решении социально-экономических
проблем малых городов все равно не обойтись без активного участия
властей разного уровня - не на словах, а на деле.
"Надежды россиян на лучшее будущее своего города обращены прежде
всего к государственным институтам, - сообщается в докладе ВЦИОМ.
- Подавляющее большинство опрошенных связывают комфорт проживания
в своем населенном пункте с работой органов власти: местных (52%),
региональных (37%) или федеральных - 31%".
Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 2 декабря
2025 года