Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1097 - 1098
25 ноября - 8 декабря 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" об индийской рабочей силе
"Российская газета" о расширении перечня оснований для увольнения мигрантов
"Коммерсантъ" о запрете работы мигрантам в такси
"Коммерсантъ" о масштабах репатриационного потенциала России
"РБК" о запрете депортации иностранцев, участвующих в спецоперации
"Коммерсантъ" о системе организованного набора мигрантов
"Коммерсантъ" о снижении числа визитов иностранцев в Россию
"РБК" о состоянии здоровья как причине отказа в американской визе
"Ведомости" о языковых требованиях в иммиграционной политике
"Если быть точным" об обучении детей на родном языке
"Если быть точным" о популярности колледжей
"Коммерсантъ" об обязательной отработке для выпускников медвузов и колледжей

"Коммерсантъ" о жертвах ДТП
"Коммерсантъ" о влиянии потребления алкоголя на карьеру
"Ведомости" о потреблении алкоголя в регионах России
"Независима газета" о падении уровня жизни пенсионеров
"Известия" о снижении числа пенсионеров
"Ведомости" о снижении числа исследователей в последнее десятилетие
"Коммерсантъ" о предложении передавать "лишние" эмбрионы государству
"Коммерсантъ" о готовности Смоленской области к запрету абортов в частных клиниках
"Коммерсантъ" о снижении заболеваемости туберкулезом в мире

о жертвах ДТП

Тише едешь, дольше будешь

Страшные цифры и неутешительные факты дорожно-транспортной реальности
Каждое третье воскресенье ноября в мире отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Цель - привлечь внимание к необходимости повышения безопасности на дорогах и подчеркнуть критически важную работу аварийно-спасательных служб. Вот шокирующие факты о "тихой эпидемии", ежеминутно уносящей по всему миру две и более человеческие жизни.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в глобальном масштабе в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 1,2 млн человек в год. Еще от 20 млн до 50 млн получают травмы и увечья. Девять из десяти смертельных ДТП происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. И это при том, что на них приходится лишь около 60% всех эксплуатируемых транспортных средств.
Лидируют по количеству жертв ДТП государства Африки (19 человек на 100 тыс. населения в среднем по региону). По данным ВОЗ, в худшей по этому показателю Гвинее количество погибших достигает 37,4 на 100 тыс. населения. Самым благополучным регионом является Европа (7 человек на 100 тыс. населения): в лучшей с точки зрения безопасности на дорогах европейской стране - Норвегии печальный показатель составляет лишь 1,5 на 100 тыс.

Топ-10: Гвинея (37,4), Ливия (34), Гаити (31,3), Гвинея-Бисау (30,5), Сирия (29,9), Зимбабве (29,9), Йемен (29,8), Коморские острова (29), Кения (28,2), Непал (28,2)

В России, по данным ВОЗ, смертность в ДТП почти в четыре раза меньше, чем в Гвинее, но в десять раз больше, чем в Норвегии,- 10,6 на 100 тыс. Если брать более свежие российские данные - чуть меньше: в 2024 году погибло 14 403 человека, т. е. 9,9 на 100 тыс. населения.
По разным оценкам, до трети всех ДТП происходят из-за нарушения скоростного режима. При этом, предупреждают эксперты, повышение скорости автомобиля на 1% ведет к увеличению риска возникновения смертельного ДТП на 4% и ДТП с тяжелыми последствиями - на 3%. Опасность для пешеходов еще серьезнее - повышение скорости автомобиля с 50 км/ч до 65 км/ч увеличивает риск смерти для сбитого им человека в 4,5 раза.
Соблюдение скоростного режима может спасти жизни. Так же, как и использования ремней безопасности (снижает риск смерти для водителей и пассажиров на 50%), детских автокресел (на 71%). Ношение шлема велосипедистом снижает риск смерти под колесами более чем в шесть раз, защищает от повреждений мозга более чем на 70%.

Путь реакции может варьироваться в зависимости от состояния и опыта водителя. Тормозной путь - от дорожного покрытия, состояния автомобиля, погодных условий

По оценкам ВОЗ, от 5% до 35% смертей в ДТП в разных странах связаны с употреблением алкоголя. В государствах с высоким уровнем дохода в среднем каждый пятый погибший водитель имел уровень алкоголя в крови, превышающий допустимый местным законодательством порог. Показатели для стран с низким и средним уровнем дохода еще выше - от 33% до 69% погибших и от 8% до 29% пострадавших в ДТП водителей находились под воздействием спиртного.
Сводные данные по всем странам достаточно старые (2017 год). Из них следует, что одна из самых опасных для вождения стран - ЮАР. Более половины всех смертей в ДТП (57,5%) там связаны с употреблением алкоголя. Самая неблагополучная страна в Европе - Ирландия (38,5%). Достаточно высок уровень смертности в "пьяных ДТП" и в США - 29%. Для сравнения: этот показатель составляет лишь 5% в Австрии, 4% в Индии, 3% в Турции, менее 1% - в Китае.

Данные по рискам на основе "Всемирного доклада о предотвращении дорожно-транспортного травматизма" (2004). По данным ВОЗ, опасность попадания в ДТП начинает расти, когда уровень алкоголя в крови превышает 0,04 г/дл (0,4 г/л). В большинстве развитых стран установлен лимит в 0,05 г/дл или ниже

В России, согласно тем же данным, 22,9% всех погибших пришлось на "пьяные ДТП". Можно предположить, что ситуация постепенно улучшается: по свежим данным от Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, в 2024 году в стране аварии с участием водителей в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования на опьянение (в отчетности они отнесены к одной категории) составляют более десятой части (10,6%) в общем количестве ДТП, а погибшие - четверть (25,3%) всех смертельных жертв.
С точки зрения аварийности и смертности самые опасные - дороги вне населенных пунктов. Это показывают и статистика по отдельным странам, и агрегированные данные. В частности, в странах, вошедших в отчет Международного транспортного форума (организация в системе ОЭСР), на проселочные дороги пришлось более половины всех смертей в ДТП. Объяснений тому несколько - и плохая дорожная инфраструктура, и расслабленный стиль вождения на пустых дорогах (не пристегиваясь, с превышением скорости), и более длительное ожидание получения медицинской помощи.

В отчет Международного транспортного форума вошли данные по 40 странам, данные с разбивкой по категориям дорог представили 24 страны

Как показывают разные исследования, на аварийность и смертность влияют и другие внешние факторы. К примеру, в России рассчитанное НЦ БДД МВД распределение аварийности по месяцам показывает, что наименьшее число ДТП регистрируется с января по март, наибольшее - с июля по октябрь.
Самые аварийные дни недели - пятница и суббота, наибольшее число погибших регистрируется в выходные. Почти треть от общего количества ДТП совершается в темное время суток, при этом на них приходится почти половина всех погибших. Наиболее аварийно-опасным временем суток являлся период с 16:00 до 20:00. Эти данные можно экстраполировать на другие страны, с поправкой на климат и длительность светового дня.
Более половины всех жертв ДТП - так называемые уязвимые пользователи дорог, то есть пешеходы, велосипедисты, водители и пассажиры моторизованных двухколесных транспортных средств, в первую очередь мотоциклов. В последние годы растет аварийность с участием средств индивидуальной мобильности, таких как электросамокаты, моноколеса и проч. Из-за неполноты данных в статистике ВОЗ они пока включены в категорию "другие транспортные средства".

В категорию "другие" отнесены водители и пассажиры автобусов, грузовиков, СИМ (моноколеса, самокаты)

Помимо человеческих жертв дорожно-транспортные происшествия чреваты финансовыми потерями. И не только для самих пострадавших. Бремя расходов ложится и на семьи, и на бизнес, и на системы здравоохранения. По оценкам ВОЗ, потери от ДТП и их последствий обходятся государствам мира в среднем в 3% их валового внутреннего продукта.
Анализ экспертов программы повышения безопасности дорожного движения iRAP (The International Road Assessment Programme) показал, что глобальные расходы и первичное реагирование и долговременное лечение могут достигать $9,7 млрд в день и $3,6 трлн - в год.
Еще одно неочевидное на первый взгляд следствие ДТП - утраченные таланты. На глобальном уровне дорожные аварии являются основной причиной смертности среди детей и молодежи (возрастная группа от 5 до 29 лет). С их досрочным уходом из жизни мир теряет не только людей, но также их потенциал, идеи, будущее влияние на общество. Гибнут в ДТП и успешные, состоявшихся люди - актеры, спортсмены, политики. Их жизни и карьеры обрываются на пике.

Ольга ШКУРЕНКО. Коммерсантъ, 16 ноября 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887