Страшные цифры и неутешительные факты дорожно-транспортной
реальности
Каждое третье воскресенье ноября в мире отмечается Всемирный день
памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Цель - привлечь
внимание к необходимости повышения безопасности на дорогах и подчеркнуть
критически важную работу аварийно-спасательных служб. Вот шокирующие
факты о "тихой эпидемии", ежеминутно уносящей по всему
миру две и более человеческие жизни.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
в глобальном масштабе в дорожно-транспортных происшествиях гибнет
около 1,2 млн человек в год. Еще от 20 млн до 50 млн получают травмы
и увечья. Девять из десяти смертельных ДТП происходят в странах
с низким и средним уровнем дохода. И это при том, что на них приходится
лишь около 60% всех эксплуатируемых транспортных средств.
Лидируют по количеству жертв ДТП государства Африки (19 человек
на 100 тыс. населения в среднем по региону). По данным ВОЗ, в худшей
по этому показателю Гвинее количество погибших достигает 37,4 на
100 тыс. населения. Самым благополучным регионом является Европа
(7 человек на 100 тыс. населения): в лучшей с точки зрения безопасности
на дорогах европейской стране - Норвегии печальный показатель составляет
лишь 1,5 на 100 тыс.
В России, по данным ВОЗ, смертность в ДТП почти в четыре
раза меньше, чем в Гвинее, но в десять раз больше, чем в Норвегии,-
10,6 на 100 тыс. Если брать более свежие российские данные - чуть
меньше: в 2024 году погибло 14 403 человека, т. е. 9,9 на 100 тыс.
населения.
По разным оценкам, до трети всех ДТП происходят из-за нарушения
скоростного режима. При этом, предупреждают эксперты, повышение
скорости автомобиля на 1% ведет к увеличению риска возникновения
смертельного ДТП на 4% и ДТП с тяжелыми последствиями - на 3%. Опасность
для пешеходов еще серьезнее - повышение скорости автомобиля с 50
км/ч до 65 км/ч увеличивает риск смерти для сбитого им человека
в 4,5 раза.
Соблюдение скоростного режима может спасти жизни. Так же, как и
использования ремней безопасности (снижает риск смерти для водителей
и пассажиров на 50%), детских автокресел (на 71%). Ношение шлема
велосипедистом снижает риск смерти под колесами более чем в шесть
раз, защищает от повреждений мозга более чем на 70%.
Путь реакции может варьироваться в зависимости от состояния
и опыта водителя. Тормозной путь - от дорожного покрытия, состояния
автомобиля, погодных условий
По оценкам ВОЗ, от 5% до 35% смертей в ДТП в разных
странах связаны с употреблением алкоголя. В государствах с высоким
уровнем дохода в среднем каждый пятый погибший водитель имел уровень
алкоголя в крови, превышающий допустимый местным законодательством
порог. Показатели для стран с низким и средним уровнем дохода еще
выше - от 33% до 69% погибших и от 8% до 29% пострадавших в ДТП
водителей находились под воздействием спиртного.
Сводные данные по всем странам достаточно старые (2017 год). Из
них следует, что одна из самых опасных для вождения стран - ЮАР.
Более половины всех смертей в ДТП (57,5%) там связаны с употреблением
алкоголя. Самая неблагополучная страна в Европе - Ирландия (38,5%).
Достаточно высок уровень смертности в "пьяных ДТП" и в
США - 29%. Для сравнения: этот показатель составляет лишь 5% в Австрии,
4% в Индии, 3% в Турции, менее 1% - в Китае.
Данные по рискам на основе "Всемирного доклада о предотвращении
дорожно-транспортного травматизма" (2004). По данным ВОЗ,
опасность попадания в ДТП начинает расти, когда уровень алкоголя
в крови превышает 0,04 г/дл (0,4 г/л). В большинстве развитых
стран установлен лимит в 0,05 г/дл или ниже
В России, согласно тем же данным, 22,9% всех погибших
пришлось на "пьяные ДТП". Можно предположить, что ситуация
постепенно улучшается: по свежим данным от Научного центра безопасности
дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, в 2024 году в стране аварии
с участием водителей в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования
на опьянение (в отчетности они отнесены к одной категории) составляют
более десятой части (10,6%) в общем количестве ДТП, а погибшие -
четверть (25,3%) всех смертельных жертв.
С точки зрения аварийности и смертности самые опасные - дороги вне
населенных пунктов. Это показывают и статистика по отдельным странам,
и агрегированные данные. В частности, в странах, вошедших в отчет
Международного транспортного форума (организация в системе ОЭСР),
на проселочные дороги пришлось более половины всех смертей в ДТП.
Объяснений тому несколько - и плохая дорожная инфраструктура, и
расслабленный стиль вождения на пустых дорогах (не пристегиваясь,
с превышением скорости), и более длительное ожидание получения медицинской
помощи.
В отчет Международного транспортного форума вошли данные по
40 странам, данные с разбивкой по категориям дорог представили
24 страны
Как показывают разные исследования, на аварийность и
смертность влияют и другие внешние факторы. К примеру, в России
рассчитанное НЦ БДД МВД распределение аварийности по месяцам показывает,
что наименьшее число ДТП регистрируется с января по март, наибольшее
- с июля по октябрь.
Самые аварийные дни недели - пятница и суббота, наибольшее число
погибших регистрируется в выходные. Почти треть от общего количества
ДТП совершается в темное время суток, при этом на них приходится
почти половина всех погибших. Наиболее аварийно-опасным временем
суток являлся период с 16:00 до 20:00. Эти данные можно экстраполировать
на другие страны, с поправкой на климат и длительность светового
дня.
Более половины всех жертв ДТП - так называемые уязвимые пользователи
дорог, то есть пешеходы, велосипедисты, водители и пассажиры моторизованных
двухколесных транспортных средств, в первую очередь мотоциклов.
В последние годы растет аварийность с участием средств индивидуальной
мобильности, таких как электросамокаты, моноколеса и проч. Из-за
неполноты данных в статистике ВОЗ они пока включены в категорию
"другие транспортные средства".
В категорию "другие" отнесены водители и пассажиры
автобусов, грузовиков, СИМ (моноколеса, самокаты)
Помимо человеческих жертв дорожно-транспортные происшествия чреваты
финансовыми потерями. И не только для самих пострадавших. Бремя
расходов ложится и на семьи, и на бизнес, и на системы здравоохранения.
По оценкам ВОЗ, потери от ДТП и их последствий обходятся государствам
мира в среднем в 3% их валового внутреннего продукта.
Анализ экспертов программы повышения безопасности дорожного движения
iRAP (The International Road Assessment Programme) показал, что
глобальные расходы и первичное реагирование и долговременное лечение
могут достигать $9,7 млрд в день и $3,6 трлн - в год.
Еще одно неочевидное на первый взгляд следствие ДТП - утраченные
таланты. На глобальном уровне дорожные аварии являются основной
причиной смертности среди детей и молодежи (возрастная группа от
5 до 29 лет). С их досрочным уходом из жизни мир теряет не только
людей, но также их потенциал, идеи, будущее влияние на общество.
Гибнут в ДТП и успешные, состоявшихся люди - актеры, спортсмены,
политики. Их жизни и карьеры обрываются на пике.