Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1097 - 1098
25 ноября - 8 декабря 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" об индийской рабочей силе
"Российская газета" о расширении перечня оснований для увольнения мигрантов
"Коммерсантъ" о запрете работы мигрантам в такси
"Коммерсантъ" о масштабах репатриационного потенциала России
"РБК" о запрете депортации иностранцев, участвующих в спецоперации
"Коммерсантъ" о системе организованного набора мигрантов
"Коммерсантъ" о снижении числа визитов иностранцев в Россию
"РБК" о состоянии здоровья как причине отказа в американской визе
"Ведомости" о языковых требованиях в иммиграционной политике
"Если быть точным" об обучении детей на родном языке
"Если быть точным" о популярности колледжей
"Коммерсантъ" об обязательной отработке для выпускников медвузов и колледжей

"Коммерсантъ" о жертвах ДТП
"Коммерсантъ" о влиянии потребления алкоголя на карьеру
"Ведомости" о потреблении алкоголя в регионах России
"Независима газета" о падении уровня жизни пенсионеров
"Известия" о снижении числа пенсионеров
"Ведомости" о снижении числа исследователей в последнее десятилетие
"Коммерсантъ" о предложении передавать "лишние" эмбрионы государству
"Коммерсантъ" о готовности Смоленской области к запрету абортов в частных клиниках
"Коммерсантъ" о снижении заболеваемости туберкулезом в мире

об обучении детей на родном языке

174 тысячи школьников учились на родном языке в 2024/25 учебном году

С каждым годом их становится все меньше
За последние девять лет дети в российских школах стали меньше изучать языки народов России. Число учеников сократилось на 126 тысяч, а учителей - на 3,6 тысячи. Рассказываем, с чем это связано и при чем тут желание защитить русский язык.
На начало 2024-25 учебного года около 174 тысячи школьников учились на родном языке (помимо русского) - это всего 1% от всех учеников. Больше всего на татарском (73 тысячи учеников), якутском (44 тысячи) и башкирском (34 тысячи). Для сравнения, в 2016-17 на родном языке училось 300 тысяч школьников - то есть каждый 50-й, или 2%).
Что понимается под родным языком
Это не обязательно "официальный язык" субъекта или "государственный язык" - закон гарантирует право каждому на выбор и использование своего родного языка, вне зависимости от его официального статуса.
В образовательной системе Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что дети имеют право на образование на родном языке народов РФ. Однако на практике реализация этого права зависит от наличия соответствующей школы, учителей, учебников и программы.
С лета 2025 года в документах и приказах действует другая формулировка - язык народа РФ. Например, предметы в школе стали обозначаться формулировкой "Родной язык (язык народа Российской Федерации)" и "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)". Минпросвещения поясняет, что это лишь оформление учебных предметов и методических материалов в федеральный стандарт - порядок изучения родных языков в школах сохраняется.
Такое изменение встретило критику. Депутаты Госсовета Татарстана осудили решение Минпросвещения изменить понятие "родной язык" на неопределенный термин "язык народов РФ", а также сократить часы преподавания (с двух до одного часа в начальных классах).
Родной язык изучают как отдельный предмет 1,92 млн школьников (11%). По сравнению с 2016-2017 учебным годом численность выросла на 366 тысячи детей.
Некоторые языки стали изучать чаще. Например, число изучающих крымскотатарский школьников увеличилось с 7 до 24 тысяч (+258%), якутский - с 30 до 51 тысячи (+152%), ингушский - с 44 до 84 тысяч (+88%), карачаево-балкарский - с 26 до 43 тысяч (+60%), а татарский - с 196 до 311 тысяч (+58%).
Чаще всего как отдельные предметы в школах изучают чеченский и татарский языки - на них приходится по 17% и 16% от учебной нагрузки по родным языкам. Следом идут Аварский (7%), Башкирский (7%) и Бурятский (5%).

В восьми регионах более 60% школьников учат родные языки. Больше всего в Чечне (почти 100%), Ингушетии (95%) и Северной Осетии (90%).
Но если в Чечне и Северной Осетии с 2016 года доля изучающих родной язык практически не изменилась, то в Ингушетии выросла на 28 процентных пунктов - это самый большой прирост среди изучаемых языков. Также за девять лет сильнее всего выросло изучение родного языка в Кабардино-Балкарии (+ 19 п.п.) и в Карачаево-Черкесии (+18 п.п.)
В шести регионах после 2016 года изучение родного языка сократилось более чем на 10 процентных пунктов. Среди них Коми (-32 п.п.), Марий Эл (-28 п.п.), Чувашия (-19 п.п.), Мордовия (-19 п.п.), Адыгея (-16 п.п.) и Чукотский автономный округ (-12 п.п.).
Почему статистика Минпросвещения вызывает вопросы
В данных встречаются резкие и труднообъяснимые колебания.
Например в 2021, году число школьников, изучавших татарский язык, неожиданно выросло на 19%. По малым языкам такие скачки еще заметнее: кумыкский язык, который в 2019 и 2020 годах не преподавался вовсе, в 2021/22 учебном году изучала 1,9 тысячи школьников.
Ранее мы писали, что такие скачки в данных могут быть связаны с введением новых форм преподавания языков: во многих республиках одновременно есть предметы "родной язык" и "государственный язык". Кроме того, одну из форм могли по какой-то причине не включать в статистику до определенного года.
Больше всего потеряли финно-угорские языки. Число учеников, изучающих восточно-луговой марийский, сократилось с 35 до 16 тысяч (-55%), коми - с 64 до 32 тысяч (-50%), мокшанский и эрзянский вместе - с 43 до 31 тысячи (-29%). Горномарийский язык снизился с 2,5 до 1,8 тысячи (-30%).
В Республике Марий Эл упало и число факультативов: если в 2018-2020 годах их посещали 25-30 тысяч школьников, то в 2024-25 - всего 7 тысяч. Похожие процессы идут и в Коми, и в Мордовии.
Почему снижается преподавание родных языков
В последние годы число носителей национальных языков в России заметно сокращается - и это напрямую влияет на систему преподавания.
По данным последней переписи, среди носителей языков, преподавание на которых больше не ведется, есть дети, в том числе те, кто недавно пошел в первый класс. Среди носителей чеченского 149 тысяч детей 6-9 лет, ингушского - 28 тысяч, алтайского - 6 тысяч, адыгейского - 5,2 тысячи.
Однако даже те дети, которые еще владеют своим языком, часто сталкиваются с тем, что образовательная система фактически стимулирует переход на русский: по оценкам проекта "Этнолог", примерно у 15% российских детей язык обучения в школе не совпадает с их первым языком.
В 2018 году Владимир Путин подписал указ, отменяющий обязательное изучение родных языков. До этого изучение государственных языков было обязательным для всех детей в некоторых республиках - например, Татарстане, Башкортостане, Коми. Это изменило преподавание языков в школе.
Как замечает лингвистка Влада Баранова, в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, где наблюдается демографический рост, сохранность языков достаточно высокая. Но в других регионах ситуация иная.
В Поволжье, где распространены финно-угорские языки, интерес молодых носителей к языку растет в меньшей степени, поэтому языковой сдвиг выражен сильнее. "Если сравнить данные переписей и ответы на вопрос о владении родным языком, видно, что уровень знания постепенно снижается, - говорит Баранова. - После принятия закона о праве выбора языка обучения многие школы сократили часы родного языка и перешли на русский".
Изучение родного языка сосредоточено в начальной и средней школе (по 47%), а в старших классах почти исчезает. Это связано с нагрузкой на детей, и родители уже сами предлагают заменить факультативы на подготовку к ЕГЭ. Только в школах с этнонациональным компонентом сохраняется преподавание на родном языке до старших классов.

"В августе Минпросвещения представило новый план, по которому во многих регионах количество уроков родного языка в первом классе сократят с двух до одного часа, - говорит Баранова. - То есть у новых первоклассников станет на один и без того редкий урок меньше. Это тревожная тенденция, последствия которой мы увидим позже".
Есть еще одна проблема. За семь лет число учителей "языка народов России и литературы" сократилось с 19 до 15 тысяч. В Коми, Мордовии и Чувашии их стало вдвое меньше, в Татарстане и Башкортостане - в полтора раза, хотя количество учеников там растет.
Исключение составляют Ингушетия (+22%), Чечня (+14%) и Карачаево-Черкесия (+8%), где число педагогов увеличилось. На прежнем уровне оно осталось в Бурятии, Хакасии, Адыгее, Горном Алтае и Тыве. В остальных регионах - снижение.
Сокращение учителей родных языков - важная и болезненная проблема, отмечает Баранова. После принятия закона о добровольном выборе изучаемого языка в Бурятии и Башкортостане прошли протесты педагогов: они теряли работу, им предлагали брать часы по другим предметам вместо родного языка и литературы. Многие в итоге лишились нагрузки, ушли из школ, переквалифицировались или сменили профессию.
"Кроме того, большинство преподавателей родных языков - люди старшего возраста. Многие уходят на пенсию, а молодых смены им почти нет. Чем меньше часов по родным языкам, тем меньше педагогов, - говорит Баранова. - Государство и школа нередко транслируют представление о том, что русский - "достаточный" язык, а остальные - второстепенные. Это напрямую влияет на интерес к профессии учителя родного языка".

Если быть точным, 6 ноября 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887