174 тысячи школьников учились на родном языке
в 2024/25 учебном году
С каждым годом их становится все меньше
За последние девять лет дети в российских школах стали меньше изучать
языки народов России. Число учеников сократилось на 126 тысяч, а
учителей - на 3,6 тысячи. Рассказываем, с чем это связано и при
чем тут желание защитить русский язык.
На начало 2024-25 учебного года около 174 тысячи школьников учились
на родном языке (помимо русского) - это всего 1% от всех учеников.
Больше всего на татарском (73 тысячи учеников), якутском (44 тысячи)
и башкирском (34 тысячи). Для сравнения, в 2016-17 на родном языке
училось 300 тысяч школьников - то есть каждый 50-й, или 2%). Что понимается под родным языком
Это не обязательно "официальный язык" субъекта или "государственный
язык" - закон гарантирует право каждому на выбор и использование
своего родного языка, вне зависимости от его официального статуса.
В образовательной системе Федеральный закон "Об образовании
в Российской Федерации" закреплено, что дети имеют право на
образование на родном языке народов РФ. Однако на практике реализация
этого права зависит от наличия соответствующей школы, учителей,
учебников и программы.
С лета 2025 года в документах и приказах действует другая формулировка
- язык народа РФ. Например, предметы в школе стали обозначаться
формулировкой "Родной язык (язык народа Российской Федерации)"
и "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской
Федерации)". Минпросвещения поясняет, что это лишь оформление
учебных предметов и методических материалов в федеральный стандарт
- порядок изучения родных языков в школах сохраняется.
Такое изменение встретило критику. Депутаты Госсовета Татарстана
осудили решение Минпросвещения изменить понятие "родной язык"
на неопределенный термин "язык народов РФ", а также сократить
часы преподавания (с двух до одного часа в начальных классах).
Родной язык изучают как отдельный предмет 1,92 млн школьников (11%).
По сравнению с 2016-2017 учебным годом численность выросла на 366
тысячи детей.
Некоторые языки стали изучать чаще. Например, число изучающих крымскотатарский
школьников увеличилось с 7 до 24 тысяч (+258%), якутский - с 30
до 51 тысячи (+152%), ингушский - с 44 до 84 тысяч (+88%), карачаево-балкарский
- с 26 до 43 тысяч (+60%), а татарский - с 196 до 311 тысяч (+58%).
Чаще всего как отдельные предметы в школах изучают чеченский и татарский
языки - на них приходится по 17% и 16% от учебной нагрузки по родным
языкам. Следом идут Аварский (7%), Башкирский (7%) и Бурятский (5%).
В восьми регионах более 60% школьников учат родные языки.
Больше всего в Чечне (почти 100%), Ингушетии (95%) и Северной Осетии
(90%).
Но если в Чечне и Северной Осетии с 2016 года доля изучающих родной
язык практически не изменилась, то в Ингушетии выросла на 28 процентных
пунктов - это самый большой прирост среди изучаемых языков. Также
за девять лет сильнее всего выросло изучение родного языка в Кабардино-Балкарии
(+ 19 п.п.) и в Карачаево-Черкесии (+18 п.п.)
В шести регионах после 2016 года изучение родного языка сократилось
более чем на 10 процентных пунктов. Среди них Коми (-32 п.п.), Марий
Эл (-28 п.п.), Чувашия (-19 п.п.), Мордовия (-19 п.п.), Адыгея (-16
п.п.) и Чукотский автономный округ (-12 п.п.). Почему статистика Минпросвещения вызывает вопросы
В данных встречаются резкие и труднообъяснимые колебания.
Например в 2021, году число школьников, изучавших татарский язык,
неожиданно выросло на 19%. По малым языкам такие скачки еще заметнее:
кумыкский язык, который в 2019 и 2020 годах не преподавался вовсе,
в 2021/22 учебном году изучала 1,9 тысячи школьников.
Ранее мы писали, что такие скачки в данных могут быть связаны с
введением новых форм преподавания языков: во многих республиках
одновременно есть предметы "родной язык" и "государственный
язык". Кроме того, одну из форм могли по какой-то причине не
включать в статистику до определенного года.
Больше всего потеряли финно-угорские языки. Число учеников, изучающих
восточно-луговой марийский, сократилось с 35 до 16 тысяч (-55%),
коми - с 64 до 32 тысяч (-50%), мокшанский и эрзянский вместе -
с 43 до 31 тысячи (-29%). Горномарийский язык снизился с 2,5 до
1,8 тысячи (-30%).
В Республике Марий Эл упало и число факультативов: если в 2018-2020
годах их посещали 25-30 тысяч школьников, то в 2024-25 - всего 7
тысяч. Похожие процессы идут и в Коми, и в Мордовии. Почему снижается преподавание родных языков
В последние годы число носителей национальных языков в России заметно
сокращается - и это напрямую влияет на систему преподавания.
По данным последней переписи, среди носителей языков, преподавание
на которых больше не ведется, есть дети, в том числе те, кто недавно
пошел в первый класс. Среди носителей чеченского 149 тысяч детей
6-9 лет, ингушского - 28 тысяч, алтайского - 6 тысяч, адыгейского
- 5,2 тысячи.
Однако даже те дети, которые еще владеют своим языком, часто сталкиваются
с тем, что образовательная система фактически стимулирует переход
на русский: по оценкам проекта "Этнолог", примерно у 15%
российских детей язык обучения в школе не совпадает с их первым
языком.
В 2018 году Владимир Путин подписал указ, отменяющий обязательное
изучение родных языков. До этого изучение государственных языков
было обязательным для всех детей в некоторых республиках - например,
Татарстане, Башкортостане, Коми. Это изменило преподавание языков
в школе.
Как замечает лингвистка Влада Баранова, в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии
и Ингушетии, где наблюдается демографический рост, сохранность языков
достаточно высокая. Но в других регионах ситуация иная.
В Поволжье, где распространены финно-угорские языки, интерес молодых
носителей к языку растет в меньшей степени, поэтому языковой сдвиг
выражен сильнее. "Если сравнить данные переписей и ответы на
вопрос о владении родным языком, видно, что уровень знания постепенно
снижается, - говорит Баранова. - После принятия закона о праве выбора
языка обучения многие школы сократили часы родного языка и перешли
на русский".
Изучение родного языка сосредоточено в начальной и средней школе
(по 47%), а в старших классах почти исчезает. Это связано с нагрузкой
на детей, и родители уже сами предлагают заменить факультативы на
подготовку к ЕГЭ. Только в школах с этнонациональным компонентом
сохраняется преподавание на родном языке до старших классов.
"В августе Минпросвещения представило новый план,
по которому во многих регионах количество уроков родного языка в
первом классе сократят с двух до одного часа, - говорит Баранова.
- То есть у новых первоклассников станет на один и без того редкий
урок меньше. Это тревожная тенденция, последствия которой мы увидим
позже".
Есть еще одна проблема. За семь лет число учителей "языка народов
России и литературы" сократилось с 19 до 15 тысяч. В Коми,
Мордовии и Чувашии их стало вдвое меньше, в Татарстане и Башкортостане
- в полтора раза, хотя количество учеников там растет.
Исключение составляют Ингушетия (+22%), Чечня (+14%) и Карачаево-Черкесия
(+8%), где число педагогов увеличилось. На прежнем уровне оно осталось
в Бурятии, Хакасии, Адыгее, Горном Алтае и Тыве. В остальных регионах
- снижение.
Сокращение учителей родных языков - важная и болезненная проблема,
отмечает Баранова. После принятия закона о добровольном выборе изучаемого
языка в Бурятии и Башкортостане прошли протесты педагогов: они теряли
работу, им предлагали брать часы по другим предметам вместо родного
языка и литературы. Многие в итоге лишились нагрузки, ушли из школ,
переквалифицировались или сменили профессию.
"Кроме того, большинство преподавателей родных языков - люди
старшего возраста. Многие уходят на пенсию, а молодых смены им почти
нет. Чем меньше часов по родным языкам, тем меньше педагогов, -
говорит Баранова. - Государство и школа нередко транслируют представление
о том, что русский - "достаточный" язык, а остальные -
второстепенные. Это напрямую влияет на интерес к профессии учителя
родного языка".