Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1083 - 1084
19 августа - 1 сентября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Если быть точным" о недоступности демографической статистики
"Коммерсантъ", "Российская газета" и "Ведомости" о квотировании иностранной рабочей силы
"Коммерсантъ" о послаблениях молдавским мигрантам в России
"Ведомости" о новых пошлинах для мигрантов
"Известия" и "Независимая газета" о снижении численности населения в малых городах и сельской местности
"Коммерсантъ" о необходимости оценивать эффективность мер повышения рождаемости
"Коммерсантъ" о росте доли женщин, отказавшихся от аборта
"РБК" и "Коммерсантъ" о репродуктивных планах россиян
"URA.RU" о выплатах за рождения ребенка в регионах России
"Известия" о предложении увеличить размер пособия по уходу за ребенком
"Коммерсантъ" о росте спроса на гормональную контрацепцию
"Коммерсантъ" и "Ведомости" о распространённости уроков семьеведения в школах
"РБК" о снижении заболеваемости гепатитом С у детей
"Коммерсантъ" о росте заболеваемости менингококковой инфекцией

"РБК" о доконтактной профилактике ВИЧ
"Коммерсантъ" о разработке стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года
"Ведомости" о критике процедуры включения лекарств в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
"Коммерсантъ" о призыве ВОЗ повысить цены на вредные продукты
"Коммерсантъ" о снижении производства крепкого алкоголя
"Коммерсантъ" о пользе физической активности для здоровья
"Если быть точным" о снижении доли социальных выплат в доходах населения
"Коммерсантъ" о частных трансфертах семьям с маленькими детьми
"Коммерсантъ" о переходе на одноуровневую систему местного самоуправления
"РБК" о делегировании врачебных обязанностей фельдшерам и акушерам
"Коммерсантъ" об инициативе обязательной трехлетней отработки для студентов медвузов
"Коммерсантъ" о медицинском туризме
"Коммерсантъ" о последствиях сокращенной рабочей недели
"Коммерсантъ" о росте числа абитуриентов в московских колледжах

о снижении численности населения в малых городах и сельской местности

Ненаселенный пункт: почти 130 малых городов в России могут исчезнуть

Какие меры необходимы, чтобы их сохранить и что уже предпринимают в правительстве
В России могут исчезнуть 129 малых городов. В таких населенных пунктах проживает 3,4 млн человек, и за десять лет численность жителей там сократилась на 314 тыс. Такие данные приводятся в исследовании РАНХиГС, подготовленном для правительства. Согласно документу, наибольшие сложности испытывают северные угольные, металлургические и лесопромышленные, а также расположенные на периферии города некоторых регионов. Для 106 таких населенных пунктов уже готовят мастер-планы по реализации инвестпроектов с инфраструктурным развитием. Только в этом году на подобные цели выделено 4 млрд рублей. О том, почему снижается население малых городов, и какие меры принимает правительство страны для решения проблемы, - в материале "Известий".
Какие города могут исчезнуть
Исследование экспертов РАНХиГС, которые изучили демографические тенденции и экономический потенциал в малых городах, проведено в рамках госзаказа аппарата правительства.
"Экспертно-аналитические материалы поступили в аппарат правительства Российской Федерации, в настоящее время ведется их экспертная проработка", - сообщили "Известиям" в кабмине.
Среди причин авторы исследования называют сокращение населения, снижение занятости и уменьшение числа представителей малого и среднего бизнеса.
Согласно документу, в общей сложности в малых городах (с населением менее 50 тыс. жителей) сегодня проживает более 3,4 млн человек. За последние десять лет численность населения в них снизилась на 314,5 тыс., подсчитали аналитики РАНХиГС. Наибольшее сокращение было зафиксировано в северных угольных, металлургических и лесопромышленных городах. Схожие проблемы отмечаются в ряде периферийных городов - в качестве примера авторы приводят Порхов (Псковская область), Заволжье (Нижегородская область), Нолинск (Кировская область). В наиболее уязвимом положении (т.е. с самым высоким риском быть утраченными), по их мнению, оказались некоторые населенные пункты Брянской, Новгородской и Кировской областей, а также Красноярского края.
"Там не хватает внутренних ресурсов для развития, а в связи с большим количеством малых городов сложно равномерно распределить внешние ресурсы между ними", - утверждают авторы исследования.
В тяжелой ситуации находятся и некоторые северные промышленные регионы. Наибольшее сокращение численности населения, по данным аналитиков РАНХиГС, фиксируется, например, в городах Верхний Тагил (Свердловская область), Трубчевск (Брянская область), Инта (Коми), Кемь и Медвежьегорск (Карелия), Торжок (Тверская область). К этой группе в документе отнесены и периферийные города в развитых регионах: Рошаль в Подмосковье, Оха в Сахалинской области.
"Убывающие города в аграрно-индустриальных регионах находятся в чуть лучшем положении за счет продовольственной безопасности и более благоприятных условий проживания населения. Однако кризис промышленного производства и продолжающееся стягивание населения в более крупные центры повышают риски утраты населенных пунктов", - говорится в исследовании.
Процесс "сжатия" малых городов может проходить на протяжении жизни нескольких поколений: в северных регионах он идет быстрее, в Черноземье - медленнее, пояснил завлабораторией исследований экономики развития Президентской академии Степан Земцов.
- В результате, чаще всего, часть функций малого города утрачивается и остается сельский населенный пункт, или некий поселок, - сказал он. - Однако эти процессы не всегда необратимы. В случае появления новых экономических стимулов - например, перераспределения логистических потоков, создания промышленных или агропромышленных кластеров, инвестиционных проектов в сфере туризма или возрождения локального производства - малый город может вернуть утраченные функции. История знает немало примеров, когда небольшие населенные пункты, получив точку роста, возрождались.
Многое, по его словам, зависит от способности региона, местного сообщества, в том числе предпринимателей, адаптироваться к новым условиям и от стратегических решений на уровне федеральной и местной политики.
В РАНХиГС рекомендовали использовать существующий потенциал для развития ряда городов - например, специализацию на конъюнктурных отраслях, выгодное транспортно-географическое положение, естественный или миграционный прирост, в том числе за счет сезонной субурбанизации (развития пригородов больших городов и переселения в них жителей).
"В северных регионах для добывающих и лесоперерабатывающих городов наиболее реалистичная стратегия - управляемое сжатие через развитие инфраструктуры в опорных населенных пунктах", - считают авторы документа.
Почему люди покидают города
Тема малых городов - это не про статистику, а про судьбы людей и будущее целых территорий, отметил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
- К сожалению, отток населения продолжается, - подчеркнул он. - В том числе он заметен и на северных территориях, например, Иркутской области. Там, где нет рабочих мест или базовой инфраструктуры, трудно говорить о создании стимулов для возвращения молодых людей, особенно тех, кто уехал учиться.
Основные причины - это сокращение рабочих мест после закрытия градообразующих предприятий, устаревшая инфраструктура, то есть разрушение ЖКХ, отсутствие современного транспорта, связи, медицины и массовый отток молодежи и старение населения, согласен заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
- Такая ситуация характерна, например, для Тотьмы или Каргополя, где население меньше 10 тыс. человек, - рассказывает туристка по имени Ольга. - Местные жители рассказывают, что у администрации нет денег на ремонт зданий, мостов и дорог. Пытаются чинить их самостоятельно из подручных материалов, но лучше состояние объектов от этого не становится.
При этом есть и положительные примеры, добавил Александр Якубовский.
- В Усть-Куте сегодня реализуется проект по строительству нефтехимического завода. Появился устойчивый работодатель, пошел приток населения, - сказал депутат. - Это пример того, как целенаправленные инвестиции, ясная перспектива и реальный спрос на рабочую силу способны вернуть жизнь в малый город.
Что влияет на отток населения
В России всего 1120 городов. Из них более 70% - это малые и средние, пояснила директор по развитию федеральных программ Школы управления "Сколково" Ирина Миронова.
- Во многом они - основа локальной идентичности, хранители традиций, - полагает она. - Молодые поколения хотят конкурентную зарплату, иметь доступ к высокой культуре, пользоваться благами цивилизации. Снижение внешней торговли и внутренней потребности в угле и других полезных ископаемых также повлияли на перспективы в горнодобывающих поселках и городах. Важно признать, что спасать абсолютно все малые города - дорого и неэффективно.
Ситуация вокруг малых городов - непрекращающийся процесс, отметила управляющий партнер аналитического агентства "ВМТ Консалт" Екатерина Косарева.
- Сейчас мы видим результат изменений, которые постигли страну с 90-х годов, - сказала она. - Моногорода находятся в самой высокой зоне риска, поскольку их процветание сводится к вопросу благополучия одной компании. Так, по мере выработки угольных месторождений исчезает и сама необходимость в городе. Это грустный, но в принципе закономерный процесс.
Проблема требует комплексного подхода: не только денежных вливаний в микробизнес, но и изменений налоговой и промышленной политики в отношении градообразующих предприятий, отметил Владимир Кошелев. Например, стоит отменить ряд налогов для градообразующих предприятий. Ввести дополнительные социальные гарантии для граждан - повышенные пенсии, льготный стаж для удержания населения и так далее.
- Необходимо расширить механизмы льготной ипотеки для молодых семей в малых городах, вплоть до нулевого процента, - подчеркнул он. - Если не принять срочных мер, к 2035 году мы уже начнем терять малые города, которые в том числе имеют историческую ценность.
При принятии решений о развитии таких территорий важно учитывать не только строительство новых объектов, но и вопрос их содержания, отметил Александр Якубовский.
- Построить - это один этап, - подчеркнул он. - Но если у региона или муниципалитета нет средств на содержание - объект начнет разрушаться. А выйти на самоокупаемость, особенно на депрессивной территории, такие объекты могут либо очень нескоро, либо вообще никогда. Здесь необходим откровенный и серьезный разговор на уровне федерации. Либо мы стратегически выбираем путь развития таких территорий, с полным сопровождением - от инвестора до содержания детсада или больницы. Либо честно признаем, что без этого такие города не выживут.
Поэтому, по его словам, вопрос содержания социальной инфраструктуры должен решаться отдельно - с созданием особых механизмов финансирования, выходящих за рамки сложившейся системы межбюджетных отношений. Без этого вся стратегия может оказаться недееспособной.
Меры поддержки малых городов
В апреле 2025 года в Министерстве экономического развития России прошло первое заседание рабочей группы по развитию малых городов. Уже поступило более ста конкретных предложений по экономическому, социальному, инфраструктурному, туристическому развитию малых городов и сельских поселений, сообщал министр экономического развития России Максим Решетников.
Например, в 106 малых городах разработают мастер-планы по реализации инвестпроектов с инфраструктурным развитием. До 2030 года регионам будет доступно свыше 2 трлн рублей в рамках механизмов списания 2/3 бюджетных кредитов и новых казначейских инфраструктурных кредитов.
Бизнесу в малых городах уже доступен широкий спектр мер поддержки, отметили в Минэкономразвития. Это льготное кредитование, а также гарантийная, имущественная, консультационная и иная поддержка. Кроме того, там создают территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ), объекты парковой инфраструктуры, где бизнес может в кратчайшие сроки приступать к производству продукции.
Меры поддержки малых городов разрабатывают сейчас на различных уровнях. Так, в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" реализуется федеральная программа "Комплексное развитие малых и средних городов", напомнил Владимир Кошелев.
- Для повышения качества жизни планируется модернизация и строительство дорог, обновление систем водоснабжения и канализации, обеспечение доступа к современным средствам связи, включая интернет, - отметил он. - Предприятия, работающие в малых моногородах, получат финансовую поддержку на реализацию инвестиционных проектов.
Распоряжение о выделении на эти цели около 4 млрд рублей в июле 2025 года подписал председатель правительства Михаил Мишустин, напомнил Владимир Кошелев. Кредиты на инвестиционные цели будут предоставляться под 7% до 200 млн рублей на срок до пяти лет. Льготные займы на пополнение оборотных средств субъекты МСП из моногородов смогут получить в объеме до 50 млн рублей под 11% на срок до трех лет.

Яна ШТУРМА, Валерия МИШИНА. Известия, 5 августа 2025 года

Причину депопуляции России нашли в рыночной экономике

Способное к самовоспроизводству сельское население сокращается везде, кроме Северного Кавказа
Депопуляция большинства регионов РФ за счет стягивания населения в крупные города с низкой рождаемостью - прямое следствие развития по модели свободной рыночной экономики, утверждают ученые. Рост плотности населения стимулирует городскую экономику и расширение в ней сферы услуг. В итоге стимулы для переезда в крупные города только увеличиваются. Последние десятилетия сельское население сокращается везде, кроме Северного Кавказа.
Либеральная модель развития страны с минимизацией вмешательства государства в социальную сферу привела к "постоянной и непрекращающейся оптимизации", отмечает Ася Воропаева, старший научный сотрудник Института социологии РАН, в новом исследовании о деградации малых поселений.
"Опыт последних десятилетий показывает, что государство не может обеспечить рост общественного благосостояния и качество жизнедеятельности в малых городах только лишь рыночными отношениями", - считает социолог.
Процесс сверхконцентрации населения в мегагороде способствует одновременно повышенному отчуждению городского населения. С другой стороны, урбанизация способствует тенденции создания внутри крупного города автономных микропоселений для наиболее обеспеченных граждан. Кроме этого, бесконтрольная урбанизация приводит к уменьшению доли людей, живущих в сельских районах, что, в свою очередь, ослабляет сельскохозяйственное производство и влечет за собой уничтожение поселения.
В связи с миграцией в крупные города сельское население почти всех федеральных округов РФ в наибольшей степени сократилось в Приволжском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (примерно на 1%), в меньшей степени - в Уральском, Южном, Северо-Западном и Центральном (примерно на 0,5%). "С 1990 года из региона Дальнего Востока уехали почти 2,5 млн человек - это четверть всего населения. Ежегодно с Дальнего Востока России продолжается процесс переселения десятков тысяч человек. С 2018 по 2022 год регион потерял 3,3% населения, за последние 30 лет в целом - более 23%", - отмечает социолог. По словам Воропаевой, происходит увеличение диспропорций в размещении сельского населения внутри страны, при котором лучше всего себя чувствуют наиболее освоенные и благоприятные в природном (прежде всего климатическом), экономическом и социальном отношениях территории.
За 2022 и 2023 годы численность сельского населения снизилась в среднем по стране на 0,6%. При этом в Приволжском и Дальневосточного округе численность сельских жителей сократилась с 2021 по 2022 год на 1%. Но в Северо-Кавказском округе число жителей села, напротив, увеличилось сразу на 1%, приводит данные Центра изучения проблем сельских территорий Воропаева.
Главными факторами депопуляции малых городов и сельской местности являются естественная убыль населения, миграционный отток и изменение административно-территориальных границ в пользу городских территорий. Проблемы развития малых городов, их перспектив в пространственном развитии России стали звучать как социально значимые, геополитические, отмечают ученые. По их оценкам, в малых городах в целом проживает около 15% населения страны. Но современная урбанизация в России увеличивает долю населения мегагородов при одновременном снижении ее в малых городах, что ведет к опустошению больших территорий страны.
Правда, в новой правительственной Стратегии пространственного развития страны до 2030 года речь идет о так называемых опорных пунктах, а не о малых городах или сельских поселениях. Общую идею новой стратегии можно сформулировать одним предложением: остановить отток населения в крупные городские агломерации из опорных пунктов по всей стране, и особенно из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Именно такие целевые показатели зафиксированы в тексте стратегии (см. "НГ" от 18.05.25). При этом правительство РФ признает, что к 2030 году остановить отток населения в крупные города уже никак не получится. Ключевой показатель стратегии - доля постоянного населения опорных пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла 26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии. На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно 1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения важных опорных пунктов только к 2036 году.
Замедлить миграцию населения в крупные города можно лишь за счет повышения уровня жизни и возможностей для работы на периферии страны к стандартам крупных городов. Но это требование часто входит в противоречие с интересами важных лоббистских групп: энергетики не могут или не хотят обеспечивать энергией периферийные территории, транспортникам неинтересно строить дороги и обеспечивать доступность каждого периферийного поселка. Минфин РФ также мечтает сэкономить на финансировании социальной инфраструктуры периферии. К тому же многолетний курс властей на "оптимизацию" привел к дефициту врачей, учителей и других специалистов даже в крупных городах центральной части России, не говоря уже о региональных городках и поселках. К тому же чиновники Центробанка могут возмутиться, если вдруг периферийная Россия ускорит свое развитие за счет кредитования или прямой бюджетной поддержки. Так что по части реализации и обеспечения у новой Стратегии пространственного развития - большие проблемы, на часть которых и указывается в недавнем докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН (см. "НГ" от 18.05.25).
Понятный пример препятствий для развития восточных территорий - это низкий уровень их газификации и угроза дефицита производства электроэнергии. "Развитие гидроэнергетики в объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири практически остановилось: за 2009-2019 годы установленная мощность ГЭС возросла на 18%, а к 2029 году она увеличится всего на 0,4%", - отмечается в докладе ИНП РАН. Проблема низкой степени газификации промышленных потребителей пока остается нерешенной. Поэтому в период до 2030 года дополнительный спрос в ОЭС Сибири может быть покрыт только за счет дозагрузки наименее эффективных существующих угольных мощностей и строительства новых объектов угольной генерации. Но наращивание неэффективной угольной генерации сопряжено с увеличением вредных выбросов и ухудшением состояния окружающей среды, предупреждают авторы доклада ИНП РАН.
Для остановки миграции и сохранения населения в малых городах и сельской местности необходима современная инфраструктура: дороги, школы, детские сады, больницы, доступ в интернет. На это указывает около 70% опрошенных. Более 40% респондентов выражают пожелание, чтобы "зарплата была на 30% выше городской". Около 30% респондентов считают достаточным стимулом предоставление жилья или получение беспроцентного кредита на его постройку. Как показывают опросы, приостановление миграционного оттока из малых городов и сел возможно при выделении бесплатного жилья для молодежи и семьям с детьми, приезжающим для работы и постоянного места жительства. Также важно строительство школ для детей, учитывая особое значение начальной школы в небольших поселениях, причем с качественным образованием, с возможностью не возить маленьких детей в школу далеко от места жительства, перечисляют социологи. Некоторые жители городов уже начали переезжать или готовятся к переезду в сельскую местность.
Правда, в общей статистике внутренней миграции растущий интерес к сельской жизни не является значимым фактором.
Примечательно, что рост сельского населения в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) происходит на фоне его отставания по многим показателям от среднероссийского уровня. На совещании о развитии СКФО в конце июня 2025 года выступил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, который отметил, что Северо-Кавказский федеральный округ является геостратегической территорией, что закреплено в обновленной Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года. По словам чиновника, основной целью государственной политики в сфере развития приоритетных территорий, в том числе СКФО, является доведение основных социально-экономических показателей до средних по стране уровней. "Для достижения указанной цели регионам округа необходимо расти значительно выше среднероссийских темпов, чтобы в перспективе до 2036 года выйти на средний уровень по стране в абсолютных значениях. Сокращение разрыва между СКФО и среднероссийским уровнем и соответственно дальнейший рост инвестиций на Кавказе невозможны без снятия ограничений: финансовых, инфраструктурных, кадровых", - сообщил Назаров.
В конце июля 2025 года президент РФ Владимир Путин поручил до 31 декабря обеспечить согласование национальных проектов РФ и положений Стратегии пространственного развития РФ.

Михаил СЕРГЕЕВ. Независимая газета, 7 августа 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887