… о снижении
численности населения в малых городах и сельской местности
Ненаселенный пункт: почти 130 малых городов в
России могут исчезнуть
Какие меры необходимы, чтобы их сохранить и что уже
предпринимают в правительстве
В России могут исчезнуть 129 малых городов. В таких населенных пунктах
проживает 3,4 млн человек, и за десять лет численность жителей там
сократилась на 314 тыс. Такие данные приводятся в исследовании РАНХиГС,
подготовленном для правительства. Согласно документу, наибольшие
сложности испытывают северные угольные, металлургические и лесопромышленные,
а также расположенные на периферии города некоторых регионов. Для
106 таких населенных пунктов уже готовят мастер-планы по реализации
инвестпроектов с инфраструктурным развитием. Только в этом году
на подобные цели выделено 4 млрд рублей. О том, почему снижается
население малых городов, и какие меры принимает правительство страны
для решения проблемы, - в материале "Известий". Какие города могут исчезнуть
Исследование экспертов РАНХиГС, которые изучили демографические
тенденции и экономический потенциал в малых городах, проведено в
рамках госзаказа аппарата правительства.
"Экспертно-аналитические материалы поступили в аппарат правительства
Российской Федерации, в настоящее время ведется их экспертная проработка",
- сообщили "Известиям" в кабмине.
Среди причин авторы исследования называют сокращение населения,
снижение занятости и уменьшение числа представителей малого и среднего
бизнеса.
Согласно документу, в общей сложности в малых городах (с населением
менее 50 тыс. жителей) сегодня проживает более 3,4 млн человек.
За последние десять лет численность населения в них снизилась на
314,5 тыс., подсчитали аналитики РАНХиГС. Наибольшее сокращение
было зафиксировано в северных угольных, металлургических и лесопромышленных
городах. Схожие проблемы отмечаются в ряде периферийных городов
- в качестве примера авторы приводят Порхов (Псковская область),
Заволжье (Нижегородская область), Нолинск (Кировская область). В
наиболее уязвимом положении (т.е. с самым высоким риском быть утраченными),
по их мнению, оказались некоторые населенные пункты Брянской, Новгородской
и Кировской областей, а также Красноярского края.
"Там не хватает внутренних ресурсов для развития, а в связи
с большим количеством малых городов сложно равномерно распределить
внешние ресурсы между ними", - утверждают авторы исследования.
В тяжелой ситуации находятся и некоторые северные промышленные регионы.
Наибольшее сокращение численности населения, по данным аналитиков
РАНХиГС, фиксируется, например, в городах Верхний Тагил (Свердловская
область), Трубчевск (Брянская область), Инта (Коми), Кемь и Медвежьегорск
(Карелия), Торжок (Тверская область). К этой группе в документе
отнесены и периферийные города в развитых регионах: Рошаль в Подмосковье,
Оха в Сахалинской области.
"Убывающие города в аграрно-индустриальных регионах находятся
в чуть лучшем положении за счет продовольственной безопасности и
более благоприятных условий проживания населения. Однако кризис
промышленного производства и продолжающееся стягивание населения
в более крупные центры повышают риски утраты населенных пунктов",
- говорится в исследовании.
Процесс "сжатия" малых городов может проходить на протяжении
жизни нескольких поколений: в северных регионах он идет быстрее,
в Черноземье - медленнее, пояснил завлабораторией исследований экономики
развития Президентской академии Степан Земцов.
- В результате, чаще всего, часть функций малого города утрачивается
и остается сельский населенный пункт, или некий поселок, - сказал
он. - Однако эти процессы не всегда необратимы. В случае появления
новых экономических стимулов - например, перераспределения логистических
потоков, создания промышленных или агропромышленных кластеров, инвестиционных
проектов в сфере туризма или возрождения локального производства
- малый город может вернуть утраченные функции. История знает немало
примеров, когда небольшие населенные пункты, получив точку роста,
возрождались.
Многое, по его словам, зависит от способности региона, местного
сообщества, в том числе предпринимателей, адаптироваться к новым
условиям и от стратегических решений на уровне федеральной и местной
политики.
В РАНХиГС рекомендовали использовать существующий потенциал для
развития ряда городов - например, специализацию на конъюнктурных
отраслях, выгодное транспортно-географическое положение, естественный
или миграционный прирост, в том числе за счет сезонной субурбанизации
(развития пригородов больших городов и переселения в них жителей).
"В северных регионах для добывающих и лесоперерабатывающих
городов наиболее реалистичная стратегия - управляемое сжатие через
развитие инфраструктуры в опорных населенных пунктах", - считают
авторы документа. Почему люди покидают города
Тема малых городов - это не про статистику, а про судьбы людей и
будущее целых территорий, отметил член комитета Госдумы по строительству
и ЖКХ Александр Якубовский.
- К сожалению, отток населения продолжается, - подчеркнул он. -
В том числе он заметен и на северных территориях, например, Иркутской
области. Там, где нет рабочих мест или базовой инфраструктуры, трудно
говорить о создании стимулов для возвращения молодых людей, особенно
тех, кто уехал учиться.
Основные причины - это сокращение рабочих мест после закрытия градообразующих
предприятий, устаревшая инфраструктура, то есть разрушение ЖКХ,
отсутствие современного транспорта, связи, медицины и массовый отток
молодежи и старение населения, согласен заместитель председателя
комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
- Такая ситуация характерна, например, для Тотьмы или Каргополя,
где население меньше 10 тыс. человек, - рассказывает туристка по
имени Ольга. - Местные жители рассказывают, что у администрации
нет денег на ремонт зданий, мостов и дорог. Пытаются чинить их самостоятельно
из подручных материалов, но лучше состояние объектов от этого не
становится.
При этом есть и положительные примеры, добавил Александр Якубовский.
- В Усть-Куте сегодня реализуется проект по строительству нефтехимического
завода. Появился устойчивый работодатель, пошел приток населения,
- сказал депутат. - Это пример того, как целенаправленные инвестиции,
ясная перспектива и реальный спрос на рабочую силу способны вернуть
жизнь в малый город.
Что влияет на отток населения
В России всего 1120 городов. Из них более 70% - это малые и средние,
пояснила директор по развитию федеральных программ Школы управления
"Сколково" Ирина Миронова.
- Во многом они - основа локальной идентичности, хранители традиций,
- полагает она. - Молодые поколения хотят конкурентную зарплату,
иметь доступ к высокой культуре, пользоваться благами цивилизации.
Снижение внешней торговли и внутренней потребности в угле и других
полезных ископаемых также повлияли на перспективы в горнодобывающих
поселках и городах. Важно признать, что спасать абсолютно все малые
города - дорого и неэффективно.
Ситуация вокруг малых городов - непрекращающийся процесс, отметила
управляющий партнер аналитического агентства "ВМТ Консалт"
Екатерина Косарева.
- Сейчас мы видим результат изменений, которые постигли страну с
90-х годов, - сказала она. - Моногорода находятся в самой высокой
зоне риска, поскольку их процветание сводится к вопросу благополучия
одной компании. Так, по мере выработки угольных месторождений исчезает
и сама необходимость в городе. Это грустный, но в принципе закономерный
процесс.
Проблема требует комплексного подхода: не только денежных вливаний
в микробизнес, но и изменений налоговой и промышленной политики
в отношении градообразующих предприятий, отметил Владимир Кошелев.
Например, стоит отменить ряд налогов для градообразующих предприятий.
Ввести дополнительные социальные гарантии для граждан - повышенные
пенсии, льготный стаж для удержания населения и так далее.
- Необходимо расширить механизмы льготной ипотеки для молодых семей
в малых городах, вплоть до нулевого процента, - подчеркнул он. -
Если не принять срочных мер, к 2035 году мы уже начнем терять малые
города, которые в том числе имеют историческую ценность.
При принятии решений о развитии таких территорий важно учитывать
не только строительство новых объектов, но и вопрос их содержания,
отметил Александр Якубовский.
- Построить - это один этап, - подчеркнул он. - Но если у региона
или муниципалитета нет средств на содержание - объект начнет разрушаться.
А выйти на самоокупаемость, особенно на депрессивной территории,
такие объекты могут либо очень нескоро, либо вообще никогда. Здесь
необходим откровенный и серьезный разговор на уровне федерации.
Либо мы стратегически выбираем путь развития таких территорий, с
полным сопровождением - от инвестора до содержания детсада или больницы.
Либо честно признаем, что без этого такие города не выживут.
Поэтому, по его словам, вопрос содержания социальной инфраструктуры
должен решаться отдельно - с созданием особых механизмов финансирования,
выходящих за рамки сложившейся системы межбюджетных отношений. Без
этого вся стратегия может оказаться недееспособной. Меры поддержки малых городов
В апреле 2025 года в Министерстве экономического развития России
прошло первое заседание рабочей группы по развитию малых городов.
Уже поступило более ста конкретных предложений по экономическому,
социальному, инфраструктурному, туристическому развитию малых городов
и сельских поселений, сообщал министр экономического развития России
Максим Решетников.
Например, в 106 малых городах разработают мастер-планы по реализации
инвестпроектов с инфраструктурным развитием. До 2030 года регионам
будет доступно свыше 2 трлн рублей в рамках механизмов списания
2/3 бюджетных кредитов и новых казначейских инфраструктурных кредитов.
Бизнесу в малых городах уже доступен широкий спектр мер поддержки,
отметили в Минэкономразвития. Это льготное кредитование, а также
гарантийная, имущественная, консультационная и иная поддержка. Кроме
того, там создают территории опережающего развития (ТОР), особые
экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ), объекты парковой инфраструктуры,
где бизнес может в кратчайшие сроки приступать к производству продукции.
Меры поддержки малых городов разрабатывают сейчас на различных уровнях.
Так, в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" реализуется
федеральная программа "Комплексное развитие малых и средних
городов", напомнил Владимир Кошелев.
- Для повышения качества жизни планируется модернизация и строительство
дорог, обновление систем водоснабжения и канализации, обеспечение
доступа к современным средствам связи, включая интернет, - отметил
он. - Предприятия, работающие в малых моногородах, получат финансовую
поддержку на реализацию инвестиционных проектов.
Распоряжение о выделении на эти цели около 4 млрд рублей в июле
2025 года подписал председатель правительства Михаил Мишустин, напомнил
Владимир Кошелев. Кредиты на инвестиционные цели будут предоставляться
под 7% до 200 млн рублей на срок до пяти лет. Льготные займы на
пополнение оборотных средств субъекты МСП из моногородов смогут
получить в объеме до 50 млн рублей под 11% на срок до трех лет.
Яна ШТУРМА, Валерия МИШИНА. Известия,
5 августа 2025 года
Причину депопуляции России нашли в рыночной экономике
Способное к самовоспроизводству сельское население
сокращается везде, кроме Северного Кавказа
Депопуляция большинства регионов РФ за счет стягивания населения
в крупные города с низкой рождаемостью - прямое следствие развития
по модели свободной рыночной экономики, утверждают ученые. Рост
плотности населения стимулирует городскую экономику и расширение
в ней сферы услуг. В итоге стимулы для переезда в крупные города
только увеличиваются. Последние десятилетия сельское население сокращается
везде, кроме Северного Кавказа.
Либеральная модель развития страны с минимизацией вмешательства
государства в социальную сферу привела к "постоянной и непрекращающейся
оптимизации", отмечает Ася Воропаева, старший научный сотрудник
Института социологии РАН, в новом исследовании о деградации малых
поселений.
"Опыт последних десятилетий показывает, что государство не
может обеспечить рост общественного благосостояния и качество жизнедеятельности
в малых городах только лишь рыночными отношениями", - считает
социолог.
Процесс сверхконцентрации населения в мегагороде способствует одновременно
повышенному отчуждению городского населения. С другой стороны, урбанизация
способствует тенденции создания внутри крупного города автономных
микропоселений для наиболее обеспеченных граждан. Кроме этого, бесконтрольная
урбанизация приводит к уменьшению доли людей, живущих в сельских
районах, что, в свою очередь, ослабляет сельскохозяйственное производство
и влечет за собой уничтожение поселения.
В связи с миграцией в крупные города сельское население почти всех
федеральных округов РФ в наибольшей степени сократилось в Приволжском,
Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (примерно на 1%),
в меньшей степени - в Уральском, Южном, Северо-Западном и Центральном
(примерно на 0,5%). "С 1990 года из региона Дальнего Востока
уехали почти 2,5 млн человек - это четверть всего населения. Ежегодно
с Дальнего Востока России продолжается процесс переселения десятков
тысяч человек. С 2018 по 2022 год регион потерял 3,3% населения,
за последние 30 лет в целом - более 23%", - отмечает социолог.
По словам Воропаевой, происходит увеличение диспропорций в размещении
сельского населения внутри страны, при котором лучше всего себя
чувствуют наиболее освоенные и благоприятные в природном (прежде
всего климатическом), экономическом и социальном отношениях территории.
За 2022 и 2023 годы численность сельского населения снизилась в
среднем по стране на 0,6%. При этом в Приволжском и Дальневосточного
округе численность сельских жителей сократилась с 2021 по 2022 год
на 1%. Но в Северо-Кавказском округе число жителей села, напротив,
увеличилось сразу на 1%, приводит данные Центра изучения проблем
сельских территорий Воропаева.
Главными факторами депопуляции малых городов и сельской местности
являются естественная убыль населения, миграционный отток и изменение
административно-территориальных границ в пользу городских территорий.
Проблемы развития малых городов, их перспектив в пространственном
развитии России стали звучать как социально значимые, геополитические,
отмечают ученые. По их оценкам, в малых городах в целом проживает
около 15% населения страны. Но современная урбанизация в России
увеличивает долю населения мегагородов при одновременном снижении
ее в малых городах, что ведет к опустошению больших территорий страны.
Правда, в новой правительственной Стратегии пространственного развития
страны до 2030 года речь идет о так называемых опорных пунктах,
а не о малых городах или сельских поселениях. Общую идею новой стратегии
можно сформулировать одним предложением: остановить отток населения
в крупные городские агломерации из опорных пунктов по всей стране,
и особенно из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Именно
такие целевые показатели зафиксированы в тексте стратегии (см. "НГ"
от 18.05.25). При этом правительство РФ признает, что к 2030 году
остановить отток населения в крупные города уже никак не получится.
Ключевой показатель стратегии - доля постоянного населения опорных
пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла
26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в
инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии.
На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно
1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных
пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная
стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения
важных опорных пунктов только к 2036 году.
Замедлить миграцию населения в крупные города можно лишь за счет
повышения уровня жизни и возможностей для работы на периферии страны
к стандартам крупных городов. Но это требование часто входит в противоречие
с интересами важных лоббистских групп: энергетики не могут или не
хотят обеспечивать энергией периферийные территории, транспортникам
неинтересно строить дороги и обеспечивать доступность каждого периферийного
поселка. Минфин РФ также мечтает сэкономить на финансировании социальной
инфраструктуры периферии. К тому же многолетний курс властей на
"оптимизацию" привел к дефициту врачей, учителей и других
специалистов даже в крупных городах центральной части России, не
говоря уже о региональных городках и поселках. К тому же чиновники
Центробанка могут возмутиться, если вдруг периферийная Россия ускорит
свое развитие за счет кредитования или прямой бюджетной поддержки.
Так что по части реализации и обеспечения у новой Стратегии пространственного
развития - большие проблемы, на часть которых и указывается в недавнем
докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН
(см. "НГ" от 18.05.25).
Понятный пример препятствий для развития восточных территорий -
это низкий уровень их газификации и угроза дефицита производства
электроэнергии. "Развитие гидроэнергетики в объединенной энергосистеме
(ОЭС) Сибири практически остановилось: за 2009-2019 годы установленная
мощность ГЭС возросла на 18%, а к 2029 году она увеличится всего
на 0,4%", - отмечается в докладе ИНП РАН. Проблема низкой степени
газификации промышленных потребителей пока остается нерешенной.
Поэтому в период до 2030 года дополнительный спрос в ОЭС Сибири
может быть покрыт только за счет дозагрузки наименее эффективных
существующих угольных мощностей и строительства новых объектов угольной
генерации. Но наращивание неэффективной угольной генерации сопряжено
с увеличением вредных выбросов и ухудшением состояния окружающей
среды, предупреждают авторы доклада ИНП РАН.
Для остановки миграции и сохранения населения в малых городах и
сельской местности необходима современная инфраструктура: дороги,
школы, детские сады, больницы, доступ в интернет. На это указывает
около 70% опрошенных. Более 40% респондентов выражают пожелание,
чтобы "зарплата была на 30% выше городской". Около 30%
респондентов считают достаточным стимулом предоставление жилья или
получение беспроцентного кредита на его постройку. Как показывают
опросы, приостановление миграционного оттока из малых городов и
сел возможно при выделении бесплатного жилья для молодежи и семьям
с детьми, приезжающим для работы и постоянного места жительства.
Также важно строительство школ для детей, учитывая особое значение
начальной школы в небольших поселениях, причем с качественным образованием,
с возможностью не возить маленьких детей в школу далеко от места
жительства, перечисляют социологи. Некоторые жители городов уже
начали переезжать или готовятся к переезду в сельскую местность.
Правда, в общей статистике внутренней миграции растущий интерес
к сельской жизни не является значимым фактором.
Примечательно, что рост сельского населения в Северо-Кавказском
федеральном округе (СКФО) происходит на фоне его отставания по многим
показателям от среднероссийского уровня. На совещании о развитии
СКФО в конце июня 2025 года выступил замминистра экономического
развития РФ Сергей Назаров, который отметил, что Северо-Кавказский
федеральный округ является геостратегической территорией, что закреплено
в обновленной Стратегии пространственного развития Российской Федерации
до 2030 года. По словам чиновника, основной целью государственной
политики в сфере развития приоритетных территорий, в том числе СКФО,
является доведение основных социально-экономических показателей
до средних по стране уровней. "Для достижения указанной цели
регионам округа необходимо расти значительно выше среднероссийских
темпов, чтобы в перспективе до 2036 года выйти на средний уровень
по стране в абсолютных значениях. Сокращение разрыва между СКФО
и среднероссийским уровнем и соответственно дальнейший рост инвестиций
на Кавказе невозможны без снятия ограничений: финансовых, инфраструктурных,
кадровых", - сообщил Назаров.
В конце июля 2025 года президент РФ Владимир Путин поручил до 31
декабря обеспечить согласование национальных проектов РФ и положений
Стратегии пространственного развития РФ.
Михаил СЕРГЕЕВ. Независимая газета, 7 августа
2025 года