Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1083 - 1084
19 августа - 1 сентября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Если быть точным" о недоступности демографической статистики
"Коммерсантъ", "Российская газета" и "Ведомости" о квотировании иностранной рабочей силы
"Коммерсантъ" о послаблениях молдавским мигрантам в России
"Ведомости" о новых пошлинах для мигрантов
"Известия" и "Независимая газета" о снижении численности населения в малых городах и сельской местности
"Коммерсантъ" о необходимости оценивать эффективность мер повышения рождаемости
"Коммерсантъ" о росте доли женщин, отказавшихся от аборта
"РБК" и "Коммерсантъ" о репродуктивных планах россиян
"URA.RU" о выплатах за рождения ребенка в регионах России
"Известия" о предложении увеличить размер пособия по уходу за ребенком
"Коммерсантъ" о росте спроса на гормональную контрацепцию
"Коммерсантъ" и "Ведомости" о распространённости уроков семьеведения в школах
"РБК" о снижении заболеваемости гепатитом С у детей
"Коммерсантъ" о росте заболеваемости менингококковой инфекцией

"РБК" о доконтактной профилактике ВИЧ
"Коммерсантъ" о разработке стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года
"Ведомости" о критике процедуры включения лекарств в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
"Коммерсантъ" о призыве ВОЗ повысить цены на вредные продукты
"Коммерсантъ" о снижении производства крепкого алкоголя
"Коммерсантъ" о пользе физической активности для здоровья
"Если быть точным" о снижении доли социальных выплат в доходах населения
"Коммерсантъ" о частных трансфертах семьям с маленькими детьми
"Коммерсантъ" о переходе на одноуровневую систему местного самоуправления
"РБК" о делегировании врачебных обязанностей фельдшерам и акушерам
"Коммерсантъ" об инициативе обязательной трехлетней отработки для студентов медвузов
"Коммерсантъ" о медицинском туризме
"Коммерсантъ" о последствиях сокращенной рабочей недели
"Коммерсантъ" о росте числа абитуриентов в московских колледжах

о распространённости уроков семьеведения в школах

Семьеведение связали с демографией

Общественники призывают распространить курс на все регионы для повышения рождаемости
Появившийся в 2024 году внеурочный курс "семьеведение" должен помочь стране справиться с демографическим кризисом, считают в Общественной палате РФ. Для этого эксперты предлагают преподавать его во всех субъектах федерации. Они также обращают внимание на проблему нехватки кадров и увеличенную нагрузку на учителей, которая не компенсируется финансово.
В Общественной палате (ОП) РФ состоялась конференция "Пространство демографического будущего: роль системы образования и региональные решения". Общественники, представители Русской православной церкви и независимые эксперты обсуждали, как сделать внеурочный курс "семьеведение" инструментом российской демографической политики.
Ввести уроки семьеведения ("Моя семья") в школьную программу предложила в 2023 году глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. Весной 2024 года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о начале преподавания курса во внеурочном формате с сентября того же года. По данным Минпросвещения на май 2025 года, в апробации курса "Моя семья" участвуют более 1,5 тыс. педагогов из 45 регионов и 865 образовательных организаций.
"Демографическая ситуация в стране, к сожалению, ухудшилась. Рождаемость находится на таком уровне, что поколения воспроизводятся только на две трети",- жаловался глава комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. В решении этой проблемы, заявил он, может помочь популяризация многодетной семьи, в том числе на уроках семьеведения. Нужно, чтобы к реализации курса приступило большинство российских регионов, уверен он.
Его поддержал и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь). Владыка заявил, что в 1990-е годы в Россию "хлынуло огромное количество программ западного деструктивного толка" и сегодня с ними "пора расстаться".
"К сожалению, было проповедовано везде и всюду, что надо сначала получить образование, потом хорошую работу, потом хорошую зарплату и потом хорошую семью, - отметил клирик. - Нам говорили: давайте сначала поживем с одним, с другим, с третьим, а потом уже определимся, кто у нас будет супруг и супруга".
Внедрению курса мешает отсутствие документов стратегического планирования в образовании, считает глава Союза семей России Виктор Слободчиков (стратегия развития образования в РФ до 2036 года сейчас разрабатывается). Он пожаловался на слабую роль федеральных и региональных властей в процессе внедрения курса. "Федеральные и региональные центры делегировали всю ответственность профильным ведомствам и их подведомственным структурам, не наделив их полномочиями, - сказал господин Слободчиков. - Отсюда вынужденный саботаж государственных инициатив со стороны чиновников". "Инерционный сценарий связан с недооценкой роли семьеведения как инструмента демографической политики и со слабым участием Минпросвещения и соответствующих региональных ведомств в решении демографических вопросов, - добавил член экспертного совета думского комитета по делам семьи Михаил Смирнов. - Они себя еще слабо видят в этой роли". Представители министерства в обсуждении не участвовали.
Госдума составила свои рекомендации по повышению рождаемости
Глава челябинского отделения Союза православных женщин Анна Тютченко (координирует работу по внедрению курса в регионе) объяснила трудности недостатком не только квалифицированных кадров, но и педагогов в целом. Еще одна проблема, по ее словам, это оплата дополнительного труда учителей и уровня их загруженности. "Мы получили ответы (регионального министерства образования. - "Ъ"), что перегрузка сегодня в школах является бюрократической нормой. Поэтому действительно работа с регионами должна быть усилена", - заключила госпожа Тютченко. В мае 2025 года первый заместитель главы Минпросвещения Александр Бугаев заявлял, что у 77% педагогов, участвующих в апробации курса, "не возникло затруднений".
По итогам обсуждения участники дискуссии договорились составить список рекомендаций для органов власти по популяризации курса "семьеведение" и расширению круга регионов, где он применяется.

Эмилия ГАБДУЛЛИНА. Коммерсантъ, 25 июля 2025 года

Только в трех из 89 регионов массово преподают семьеведение в школах

Влияние этого курса на демографическую политику недооценено, считают эксперты
Только в трех из 89 регионов РФ - Самарской, Тверской и Херсонской областях - во всех школах преподается семьеведение, в некоторых субъектах курс называется "Нравственные основы семейной жизни" (НОСЖ). Об этом говорится в буклете, подготовленном комиссией по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты (ОП). Его копия есть в распоряжении "Ведомостей".
Всего в трех этих регионах он охватывает 23 122 десятиклассников, а в Самарской области - еще и 8163 студентов колледжей, тоже сказано в буклете. Хотя в основном курс семьеведения преподается школьникам 10-х классов. В буклете ОП еще говорится, что преподавание курса НОСЖ в 43 субъектах ведется уже более 10 лет - правда, только в отдельных школах. Всего он охватывает там 200 учащихся 10-х классов.
Помимо этого в 13 регионах в 2024 г. точечно внедрили курс в отдельных школах (9500 учащихся). Еще семь регионов готовятся запустить семьеведение во всех школах в 2025/26 учебном году, 13 субъектов только ведут переговоры о его запуске. Оставшиеся 10 регионов - часть республик Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан, Ингушетия и др.), а также Тува, Бурятия, Якутия, Адыгея - не проводят курс НОСЖ, но, как отмечают авторы брошюры, традиционно отличаются высокой рождаемостью.
Совокупно по стране, как следует из буклета ОП, курс охватил 50 000 учащихся в 89 регионах. Официальная статистика с разбивкой по количеству школьников по классам, в частности десятиклассников, не публикуется. Но для понимания примерного порядка чисел можно обратиться к количеству зарегистрировавшихся на ОГЭ девятиклассников в 2023 г. - более 1,4 млн. При этом надо учитывать, что не все они перешли в 10-й класс. Всего же в 2024 г. в российских школах обучалось около 18 млн учеников, следует из данных Росстата.
Начало преподавания курса семьеведения во внеурочном формате с сентября 2024 г. анонсировала весной того же года вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Запуск семьеведения также был внесен в план мероприятий к Году семьи (2024 г.), писали "Ведомости" 9 января прошлого года. Мероприятия в школах было поручено организовать Министерству просвещения.

В июле 2025 г. российские власти вновь начали активно обсуждать возможные решения демографической проблемы. Например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 24 июля отметила, что в стране создан "демографический спецназ". "Главное, удалось общими усилиями сделать семейноцентричность общегосударственным делом. Сегодня в любом ведомстве вам назовут фамилию замминистра, который занимается демографией", - сказала она.
Член экспертного совета думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Михаил Смирнов отметил, что семьеведение недооценено как инструмент демографической политики. По его словам, сейчас Минпросвещения и региональные образовательные ведомства "плохо понимают свою роль в этом процессе". Смирнов отметил, что за последние два года не было представлено четкого плана по введению курса, сроков или показателей. Было лишь предложено несколько дополнительных методических разработок в дополнение к уже существующим и хорошо зарекомендовавшим себя программам, добавил он.
Без "внятной одобряющей позиции федерального ведомства и естественного механизма федеральной поддержки" дело движется по рельсам общественно-государственного партнерства - когда администрация региона напрямую взаимодействует с авторами и методистами самых известных программ, для которых уже есть апробированные учебные пособия, заключил Смирнов.
Об этом курсе
На программу семьеведения выделено 36 часов, официального учебника по дисциплине нет. В содержание курса, которое опубликовало Минпросвещения в августе 2024 г., входят такие темы, как семья в различные исторические эпохи, мотивы создания семьи и вступления в брак, репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России и т. д.
Авторы одного из таких пособий курса НОСЖ - священник Дмитрий Моисеев и монахиня Елена Крыгина. Уроки о семейных ценностях по их пособию в некоторых российских школах начали проводить еще в 2009 г., т. е. более 16 лет назад.
Основными проблемами внедрения семьеведения в регионах могут быть отсутствие единой утвержденной программы и стандартов, спорные учебные материалы, сопротивление части родителей из-за опасений вторжения в частную жизнь и в целом сложность темы, предполагает эксперт направления "Народный фронт. Аналитика", директор школы № 7 города Архангельска Илья Иванкин. Таким образом, успех этого курса зависит от учета мнения родителей, качественной подготовки педагогов и разработки сбалансированных, научно обоснованных и учитывающих специфику регионов учебных материалов, считает он.
Иванкин отмечает, что тон в преподавании семьеведения должно задавать Минпросвещения - в части учебников и методических рекомендаций. По его словам, квалифицированные кадры для преподавания курса в школе есть, но им необходима такая же программа повышения квалификации, как это было с курсом "Основы безопасности и защиты Родины".
С ним согласен и старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Борис Илюхин. Учителя, которые будут вести этот предмет, должны пройти курсы по изучению особенностей его преподавания. Предмет "Этика и психология семейной жизни" был введен в начале 1990-х гг., а потом был отменен, напомнил он.
"Ведомости" направили запрос в Минпросвещения, собирается ли ведомство разрабатывать единый учебный курс или пособия для преподавания семьеведения в школах.

Анастасия МАЙЕР, Татьяна МОЗОЛЕВСКАЯ. Ведомости, 28 июля 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887