… о распространённости
уроков семьеведения в школах
Семьеведение связали с демографией
Общественники призывают распространить курс на все
регионы для повышения рождаемости
Появившийся в 2024 году внеурочный курс "семьеведение"
должен помочь стране справиться с демографическим кризисом, считают
в Общественной палате РФ. Для этого эксперты предлагают преподавать
его во всех субъектах федерации. Они также обращают внимание на
проблему нехватки кадров и увеличенную нагрузку на учителей, которая
не компенсируется финансово.
В Общественной палате (ОП) РФ состоялась конференция "Пространство
демографического будущего: роль системы образования и региональные
решения". Общественники, представители Русской православной
церкви и независимые эксперты обсуждали, как сделать внеурочный
курс "семьеведение" инструментом российской демографической
политики.
Ввести уроки семьеведения ("Моя семья") в школьную программу
предложила в 2023 году глава думского комитета по вопросам семьи,
женщин и детей Нина Останина. Весной 2024 года вице-премьер Татьяна
Голикова сообщила о начале преподавания курса во внеурочном формате
с сентября того же года. По данным Минпросвещения на май 2025 года,
в апробации курса "Моя семья" участвуют более 1,5 тыс.
педагогов из 45 регионов и 865 образовательных организаций.
"Демографическая ситуация в стране, к сожалению, ухудшилась.
Рождаемость находится на таком уровне, что поколения воспроизводятся
только на две трети",- жаловался глава комиссии ОП РФ по демографии,
защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
В решении этой проблемы, заявил он, может помочь популяризация многодетной
семьи, в том числе на уроках семьеведения. Нужно, чтобы к реализации
курса приступило большинство российских регионов, уверен он.
Его поддержал и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
(Морарь). Владыка заявил, что в 1990-е годы в Россию "хлынуло
огромное количество программ западного деструктивного толка"
и сегодня с ними "пора расстаться".
"К сожалению, было проповедовано везде и всюду, что надо сначала
получить образование, потом хорошую работу, потом хорошую зарплату
и потом хорошую семью, - отметил клирик. - Нам говорили: давайте
сначала поживем с одним, с другим, с третьим, а потом уже определимся,
кто у нас будет супруг и супруга".
Внедрению курса мешает отсутствие документов стратегического планирования
в образовании, считает глава Союза семей России Виктор Слободчиков
(стратегия развития образования в РФ до 2036 года сейчас разрабатывается).
Он пожаловался на слабую роль федеральных и региональных властей
в процессе внедрения курса. "Федеральные и региональные центры
делегировали всю ответственность профильным ведомствам и их подведомственным
структурам, не наделив их полномочиями, - сказал господин Слободчиков.
- Отсюда вынужденный саботаж государственных инициатив со стороны
чиновников". "Инерционный сценарий связан с недооценкой
роли семьеведения как инструмента демографической политики и со
слабым участием Минпросвещения и соответствующих региональных ведомств
в решении демографических вопросов, - добавил член экспертного совета
думского комитета по делам семьи Михаил Смирнов. - Они себя еще
слабо видят в этой роли". Представители министерства в обсуждении
не участвовали.
Госдума составила свои рекомендации по повышению рождаемости
Глава челябинского отделения Союза православных женщин Анна Тютченко
(координирует работу по внедрению курса в регионе) объяснила трудности
недостатком не только квалифицированных кадров, но и педагогов в
целом. Еще одна проблема, по ее словам, это оплата дополнительного
труда учителей и уровня их загруженности. "Мы получили ответы
(регионального министерства образования. - "Ъ"), что перегрузка
сегодня в школах является бюрократической нормой. Поэтому действительно
работа с регионами должна быть усилена", - заключила госпожа
Тютченко. В мае 2025 года первый заместитель главы Минпросвещения
Александр Бугаев заявлял, что у 77% педагогов, участвующих в апробации
курса, "не возникло затруднений".
По итогам обсуждения участники дискуссии договорились составить
список рекомендаций для органов власти по популяризации курса "семьеведение"
и расширению круга регионов, где он применяется.
Эмилия ГАБДУЛЛИНА. Коммерсантъ, 25 июля 2025
года
Только в трех из 89 регионов массово преподают
семьеведение в школах
Влияние этого курса на демографическую политику недооценено,
считают эксперты
Только в трех из 89 регионов РФ - Самарской, Тверской и Херсонской
областях - во всех школах преподается семьеведение, в некоторых
субъектах курс называется "Нравственные основы семейной жизни"
(НОСЖ). Об этом говорится в буклете, подготовленном комиссией по
демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей
Общественной палаты (ОП). Его копия есть в распоряжении "Ведомостей".
Всего в трех этих регионах он охватывает 23 122 десятиклассников,
а в Самарской области - еще и 8163 студентов колледжей, тоже сказано
в буклете. Хотя в основном курс семьеведения преподается школьникам
10-х классов. В буклете ОП еще говорится, что преподавание курса
НОСЖ в 43 субъектах ведется уже более 10 лет - правда, только в
отдельных школах. Всего он охватывает там 200 учащихся 10-х классов.
Помимо этого в 13 регионах в 2024 г. точечно внедрили курс в отдельных
школах (9500 учащихся). Еще семь регионов готовятся запустить семьеведение
во всех школах в 2025/26 учебном году, 13 субъектов только ведут
переговоры о его запуске. Оставшиеся 10 регионов - часть республик
Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан, Ингушетия
и др.), а также Тува, Бурятия, Якутия, Адыгея - не проводят курс
НОСЖ, но, как отмечают авторы брошюры, традиционно отличаются высокой
рождаемостью.
Совокупно по стране, как следует из буклета ОП, курс охватил 50
000 учащихся в 89 регионах. Официальная статистика с разбивкой по
количеству школьников по классам, в частности десятиклассников,
не публикуется. Но для понимания примерного порядка чисел можно
обратиться к количеству зарегистрировавшихся на ОГЭ девятиклассников
в 2023 г. - более 1,4 млн. При этом надо учитывать, что не все они
перешли в 10-й класс. Всего же в 2024 г. в российских школах обучалось
около 18 млн учеников, следует из данных Росстата.
Начало преподавания курса семьеведения во внеурочном формате с сентября
2024 г. анонсировала весной того же года вице-премьер РФ Татьяна
Голикова. Запуск семьеведения также был внесен в план мероприятий
к Году семьи (2024 г.), писали "Ведомости" 9 января прошлого
года. Мероприятия в школах было поручено организовать Министерству
просвещения.
В июле 2025 г. российские власти вновь начали активно
обсуждать возможные решения демографической проблемы. Например,
председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 24 июля отметила,
что в стране создан "демографический спецназ". "Главное,
удалось общими усилиями сделать семейноцентричность общегосударственным
делом. Сегодня в любом ведомстве вам назовут фамилию замминистра,
который занимается демографией", - сказала она.
Член экспертного совета думского комитета по защите семьи, вопросам
отцовства, материнства и детства Михаил Смирнов отметил, что семьеведение
недооценено как инструмент демографической политики. По его словам,
сейчас Минпросвещения и региональные образовательные ведомства "плохо
понимают свою роль в этом процессе". Смирнов отметил, что за
последние два года не было представлено четкого плана по введению
курса, сроков или показателей. Было лишь предложено несколько дополнительных
методических разработок в дополнение к уже существующим и хорошо
зарекомендовавшим себя программам, добавил он.
Без "внятной одобряющей позиции федерального ведомства и естественного
механизма федеральной поддержки" дело движется по рельсам общественно-государственного
партнерства - когда администрация региона напрямую взаимодействует
с авторами и методистами самых известных программ, для которых уже
есть апробированные учебные пособия, заключил Смирнов. Об этом курсе
На программу семьеведения выделено 36 часов, официального учебника
по дисциплине нет. В содержание курса, которое опубликовало Минпросвещения
в августе 2024 г., входят такие темы, как семья в различные исторические
эпохи, мотивы создания семьи и вступления в брак, репродуктивная
функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной
России и т. д.
Авторы одного из таких пособий курса НОСЖ - священник Дмитрий Моисеев
и монахиня Елена Крыгина. Уроки о семейных ценностях по их пособию
в некоторых российских школах начали проводить еще в 2009 г., т.
е. более 16 лет назад.
Основными проблемами внедрения семьеведения в регионах могут быть
отсутствие единой утвержденной программы и стандартов, спорные учебные
материалы, сопротивление части родителей из-за опасений вторжения
в частную жизнь и в целом сложность темы, предполагает эксперт направления
"Народный фронт. Аналитика", директор школы № 7 города
Архангельска Илья Иванкин. Таким образом, успех этого курса зависит
от учета мнения родителей, качественной подготовки педагогов и разработки
сбалансированных, научно обоснованных и учитывающих специфику регионов
учебных материалов, считает он.
Иванкин отмечает, что тон в преподавании семьеведения должно задавать
Минпросвещения - в части учебников и методических рекомендаций.
По его словам, квалифицированные кадры для преподавания курса в
школе есть, но им необходима такая же программа повышения квалификации,
как это было с курсом "Основы безопасности и защиты Родины".
С ним согласен и старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного
образования РАНХиГС Борис Илюхин. Учителя, которые будут вести этот
предмет, должны пройти курсы по изучению особенностей его преподавания.
Предмет "Этика и психология семейной жизни" был введен
в начале 1990-х гг., а потом был отменен, напомнил он.
"Ведомости" направили запрос в Минпросвещения, собирается
ли ведомство разрабатывать единый учебный курс или пособия для преподавания
семьеведения в школах.
Анастасия МАЙЕР, Татьяна МОЗОЛЕВСКАЯ.
Ведомости, 28 июля 2025 года