Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 853 - 854
30 марта - 12 апреля 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Оценка эффективности борьбы с эпидемией коронавируса в разных странах 
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Оценка эффективности борьбы с эпидемией коронавируса в разных странах

Резюме

Противоэпидемические меры

Здравоохранение – ключевой элемент системы противодействия распространению заболевания

Меры социальной поддержки

Приложение: примеры стран

Сингапур

Германия

Китай

Италия

Франция

Великобритания

США


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Приложение

Меры по предотвращению распространения коронавируса и минимизации последствий его распространения

Китай

Вспышка коронавируса началась в китайском городе Ухань, провинция Хубэй, в декабре 2019 г. 23 января в ответ на быстрый рост заболеваемости в Ухане был введен жесткий режим социального дистанцирования, вскоре дополненный аналогичными мерами в других провинциях. В период роста эпидемии, т.е. в начале февраля, ежедневно выявлялось от 2 до 4 тыс. новых случаев. Спустя почти два месяца, 23 марта в Китае впервые не было зафиксировано новых подтвержденных случаев передачи вируса внутри страны в течение пяти дней подряд. Как отмечено в докладе ВОЗ[1], это показатель того, что меры по социальному дистанцированию, предпринятые в Китае, привели к контролю над эпидемией.

Рисунок 4. Количество подтвержденных случаев, смертей и выздоровевших от коронавируса, всего

Источник: данные Центра системных наук и инженерии Университета имени Джона Хопкинса.

Ограничительные правительственные меры по сдерживанию распространения коронавируса

1 января 2020 г. был закрыт оптовый рынок морепродуктов Хуанань в Ухани на дезинфекцию. Аналогичные проверки были начаты на других рынках.

23 января в Ухане был объявлен запрет на перемещения по городу, включавших остановку городского и любого исходящего транспорта; в трех провинциях был объявлен 1 уровень чрезвычайной ситуации (ЧС), который предполагает отмену всех массовых мероприятий.

24 января еще 14 провинций объявили 1 уровень ЧС.

25 января еще 13 провинций объявили 1 уровень ЧС.

26 января Госсовет Китая объявил о продлении весенних праздничных каникул 24-30 января до 2 февраля. На региональном уровне около 20 провинций и крупных городов продлили остановку работы предприятий до 9 февраля включительно. В провинции Хубэй запрет на работу предприятий был продлен сначала до 14 февраля и затем до 21 февраля. Фактически первая возможность возвращения к работе в Ухане появилась, начиная с 23 марта.

На 26 января пассажиропоток в стране существенно снизился: более чем на 40% для железнодорожных и авиационных перевозок и на 25% для автомобильного транспорта[2].

27 января Министерство образования объявило о переносе времени начала весеннего семестра на неопределенный срок.

28 января Министерство транспорта объявило о возмещении стоимости всех билетов на общественный транспорт (железнодорожный, автомобильный, речной и т.д.).

29 января последняя из провинций Китая объявила о 1 уровне ЧС. Подтвержденные случаи заболевания были зафиксированы во всех провинциях материкового Китая.

30 января в стране было открыто 14 тысяч контрольно-пропускных пунктов проверки здоровья, расположенных на автобусных и речных вокзалах, станциях техобслуживания и пунктах взимания платы на автомобильных дорогах.

31 января ВОЗ объявила о возникновении «чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение».

3 февраля было приостановлено сообщение с Гонконгом и Макау.

10 февраля населению жилых кварталов провинции Хубей было запрещено покидать свои дома.

22 марта региональные власти Уханя объявили о возможности выйти на работу для работников с подтверждением от работодателя, зеленым QR кодом здоровья и нормальной температурой.

Медицинские QR-коды были установлены для всех находящихся в городе. Зеленый код дает возможность свободного перемещения. Желтый код требует семидневного карантина, красный – 14-дневного карантина. Желтый и красный коды могут стать зелеными по истечении времени карантина. Эта система наблюдения за состоянием здоровья была применена в большинстве городов провинции Чжэцзян, а затем внедрена в других провинциях.

25 марта был снят карантин в провинции Хубэй.

28 марта в Ухане начало работать метро. В то же время до 8 апреля для других провинций город остается закрытым.

Часто высказывается мнение о том, что несмотря на успешную борьбу с эпидемией, меры по социальному дистанцированию были введены с очевидным запозданием. На начальной стадии эпидемии, в декабре и январе, власти не торопились признать экстраординарность происходящего. Согласно модельным расчетам[3], введение карантинных мер на неделю раньше снизило бы количество выявляемых случаев втрое, то есть на 67% от наблюдаемого значения.

Медицинские меры по сдерживанию эпидемии

23 января 2020 г. Национальная комиссия по здравоохранению пересмотрела стандарты защиты для медицинских работников и усилила профилактические и непосредственные меры по борьбе с короновирусом.

Более 30000 медицинских работников были отправлены в провинцию Хубэй, из них примерно две трети – в Ухань. По словам представителей министерства здравоохранения примерно 10% всего персонала медицины катастроф в Китае были задействованы в Ухане. Пациентов с коронавирусом в Ухане принимали 46 больниц, также под прием пациентов с подтвержденными случаями болезни быстро были переоборудованы и другие учреждения, в том числе спортивные комплексы, выставочные центры и др. 10 марта все 16 временных госпиталей в Ухане были закрыты.

На окраине Уханя менее чем за 10 дней с использованием модульных методов строительства были построены две полевые больницы. Строительство больницы в Хуошеншане, начатое 23 января, было завершено 2 февраля, и на следующее утро в больнице был начат прием больных. Больница Лейшеншань была открыта 8 февраля на огромной заброшенной парковке в соседнем районе Цзянся.

Меры социальной изоляции, примененные в Китае, включали массовое отслеживание контактов инфицированных. В Ухане более 1800 групп эпидемиологов, численностью не менее 5 человек, отслеживало десятки тысяч контактов в день. Так, например, по состоянию на 17 февраля в городе Шэньчжэнь для 2842 выявленных случаев было выявлено 100% близких контактов, 72% которых попали под медицинское наблюдение, а 2,8% оказались инфицированными COVID-19. Аналогичные показатели в провинции Сычуань на 17 февраля составили: 25493 выявленных близких контактов, 99% из них были прослежены, 91% прошли медицинское наблюдение, инфицированными оказались 0,9%.

Результативность введенных ограничительных мер

В исследовании, опубликованном в журнале Science[4], проведен анализ взаимосвязи количества подтвержденных случаев заболевания и транспортной активностью. Полученные результаты доказывают эффективность мер по ограничению мобильности. В частности, было показано, что до 10 февраля общее количество случаев за пределами Уханя имело высокую корреляцию с перемещением людей из Уханя. Так, в провинциях, где были отмечены самые крупные вспышки коронавируса, также было зафиксировано наибольшее количество людей, приехавших туда из Уханя.

Меры по поддержке занятых и предприятий

Ограничительные меры по борьбе с COVID-19 в Китае включали ограничение транспортной мобильности, запрет на работу предприятий и отмену массовых мероприятий, что привело к серьезным экономическим последствиям, как для населения, так и для предприятий. Вынужденный отказ от работы негативно сказался на экономическом положении предприятий и населения. Издержки в связи со значительным удлинением праздников были переложены на работодателей. В стране в настоящее время нет специального механизма для прямой компенсации экономических потерь предприятий, понесенных в результате запрета на работу во время COVID-19. Тем не менее, правительство предприняло несколько шагов, чтобы уменьшить финансовое бремя и способствовать восстановлению предприятий.

В том числе на уровне центрального правительства были предприняты следующие меры:

  • продление или возобновление кредитов предприятий, серьезно пострадавших от эпидемии (31.01.2020);
  • продление срока подачи февральской налоговой декларации до 28 февраля, в пострадавших от вируса провинциях этот срок мог быть дополнительно продлен;
  • увеличение максимального срока переноса налоговых платежей для предприятий четырех наиболее пострадавших от вируса отраслей (транспорт, общественное питание, гостиничный бизнес и туризм) с пяти до восьми лет (06.02.2020);
  • льготы по индивидуальному подоходному налогу для бонусов и субсидий, выплачиваемых медицинскому персоналу, задействованному для борьбы с COVID-19;
  • временное сокращение или освобождение предприятий от уплаты взносов в систему социального страхования на 5 месяцев, а для предприятий, серьезно пострадавших от эпидемии, – на 6 месяцев (20.02.2020);
  • усиление более ранних мер правительства по финансовой поддержке предприятий, в том числе через специальные кредитные займы на сумму до 850 млн.юаней (19.03.2020).
  • для предприятий по производству и поставкам продукции, связанной с защитой от коронавируса, в том числе масок и защитной одежды, были введены специальные льготы по налогу на прибыль, включая 100% налоговый вычет на инвестиции в оборудование для расширения производственных мощностей стоимостью до 5 миллионов юаней (700 тысяч долларов США).
  • освобождение от импортных пошлин товаров, непосредственно используемых для борьбы с эпидемией (с 1 января по 31 марта 2020 г.);
  • освобождение от тарифов, акцизов и НДС импортных пожертвований, включая машины скорой помощи и дезинфицирующие средства.

На уровне провинций, наряду с прочими, были приняты следующие меры:

  • выплата субсидий предприятиям, возобновившим работу до 10 марта (провинция Шаньдун);
  • выплата 50% скидок на страховые взносы по безработице предприятиям, избежавшим или минимизировавшим увольнения сотрудников (провинция Хэнань);
  • разработка региональным правительством совместно со страховыми компаниями инновационной программы «Комплексное страхование для предотвращения эпидемий и борьбы с ними» для защиты предприятий от финансовых последствий эпидемии коронавируса. Программа предполагает страховые компенсации по заработной плате, выплачиваемой в период карантина, а также по оплате медицинской помощи инфицированным сотрудникам и в рамках компенсации потерь в связи с остановкой производства. 70% страховой премии субсидируется региональным правительством, остальное – предприятиями. Программа действует в городах Пекин, Сюйчжоу и Нинбо, есть перспектива ее перевода на национальный уровень.
  • освобождение от уплаты НДС ряда предприятий из сектора услуг, в том числе медицинские услуги, общественное питание и размещение, персональные услуги (парикмахерские, прачечные и др.), обычно облагаемые по ставке 6%, а также услуги общественного транспорта и служб экспресс-доставки. Срок отмены данного налогового послабления не установлен, предполагается, что это произойдет после нормализации ситуации с коронавирусом.
  • освобождение от НДС мелких налогоплательщиков в провинции Хубэй и снижение ставки НДС с 3% до 1% для мелких налогоплательщиков в других провинциях (с 1 марта по 31 мая 2020 г.),
  • снижение налога на недвижимость и налога на использование земли в городах для предприятий, испытывающих трудности с финансированием, а также малых и средних предприятий.

[1] Report of the WHO-China Joint Mission on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19), см. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/who-china-joint-mission-on-covid-19-final-report.pdf
[2] См. http://www.centerforhealthsecurity.org/resources/COVID-19/COVID-19-SituationReports.html за 26 января 2020 г.
[3] См. Effect of non-pharmaceutical interventions for containing the COVID-19 outbreak: an observational and modelling study, https://www.worldpop.org/events/COVID_NPI
[4] The effect of human mobility and control measures on the COVID-19 epidemic in China, DOI: 10.1126/science.abb4218

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.