Rambler's Top100

№ 743 - 744
9 - 22 октября 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Удастся ли погасить демографический взрыв?

Взрыв: две позиции

Эволюция политики антинатализма

От антимальтузианства к прагматизму?

На пути к международному консенсусу под эгидой ООН

Демографические программы: некоторые результаты

Пойдет ли Нигерия по пути крупных стран

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Иванов С.Ф. Удастся ли погаситъ демографический взрыв? // Демоскоп Weekly. 2017. № 743-744. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0743/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Удастся ли погасить демографический взрыв?

Над темой номера работал

Сергей
ИВАНОВ

На пути к международному консенсусу под эгидой ООН

В целом демографическая политика в странах Юга развивалась как дихотомия идеологического антимальтузианства и практического антинатализма. Организация Обьединенных Наций стала глобальным форумом разрешения этого противоречия на пути легитимизации глобальной проблематики народонаселения, разработки приемлемых общих целей и инструментария демографической политики. Не все эти задачи были выполнены, но ряд достижений несомненен. Гуманитарная и философская суть демографической политики была впервые обсуждена на межгосударственном уровне на Конференции по правам человека (Тегеран, 1968 год), на которой было достинуто понимание того, что доступ к планированию семьи является одним из прав человека[19]. Впоследствии этот подход получил развитие на череде региональных и всемирных (1974, 1984 и 1994 годы) конференций ООН.

Главный, щепетильный и так и не разрешенный вопрос об универсальном признании быстрого роста населения фактором, мешающим развитию, накалял дискуссии на пленарных заседаниях и блистал своим отсутствием во всемирных программах и планах действий. Выход из противоречия между нежеланием открыто признать быстрый рост населения проблемой и желанием внедрять программы планирования семьи был найден на «шведском пути»: программы рассматриваются в контексте улучшения положения женщин и материнского здоровья. Само по себе это не изменяет содержания программ, но понижает их приоритет для государств, что, в свою очередь, ограничивает их результативность.

Принципиальным достижением первой Всемирной конференции ООН по народонаселению (Бухарест, 1974 год) была легитимизация проблематики народонаселения и демографической политики. Этот кажущийся сейчас тривиальным ход в то время был пионерным прорывом. Принятый Конференцией Всемирный план действий в области народонаселения впервые открыто провозгласил важность демографических процессов в контексте преодоления социально-экономической отсталости. План действий не утверждал, что программы планирования семьи ускоряют социально-экономическое развитие, но и не отрицал ценность демографической политики. Более того, странам, полагавшим, что быстрый рост населения наносит ущерб развитию, Всемирный план действий предлагал самостоятельно определить количественные цели и разработать меры по их достижению (впоследствии международное сообщество не продвигалось так далеко), но не содержал никаких конкретных параметров[20].

Через 10 лет после Бухареста была созвана Международная конференция ООН по народонаселению (Мехико, 1984 год). Контекст Конференции был более благоприятен для примирения идеологии с практикой, поскольку много развиваюшихся стран (в т.ч. Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Кения, Мексика, Нигерия и Пакистан) уже начали осуществлять программы антинаталиской политики, а острота идеологического противостояния Юга и Севера ослабла. Однако конференция приняла лишь Декларацию и Рекомендации по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения[21], не содержавшие ничего концептуально нового по сравнению с Бухарестом.

Третья международная Конференция по народонаселению и развитию (Каир, 1994 год) приняла Программу действий[22] с горизонтом в 20 лет. Программа, несмотря на обильное использование дивелопменталисткой фразеологии, выхолостила идею демографического целеполагания и настолько увлеклась положением женшин, что упредила (в том числе текстуально) многие подходы и рекомендации конференции ООН по положению женщин, созванной год спустя в Пекине. Значительным шагом назад стала рекомендация правительствам реформировать политику народонаселения, поставив в ее центр репродуктивное здоровье (в первую очередь снижение материнской смертности), а также профилактику и лечение передающихся половым путем заболеваний, включая ВИЧ/СПИД. В этом проявилась контрпродуктивная черта всеобщей озабоченности действительно очень опасным недугом: международную помощь в этих областях оказывают несколько мощных организаций системы ООН (UNAIDS, ВОЗ, ЮНИСЕФ, недавно созданный UNWOMEN), вследствие чего ресурсы оказываются размытыми, а координация трудной. Подключение ЮНФПА не только внесло дополнительную сумятицу, но и привело к de facto переспределению его бюджета в ущерб профильной деятельности. За истекшие после Каирской конференции два десятилетия эти проблемы остаются нерешенными.

Сказанное выше не означает, что в области народонаселения за последние тридцать лет Организация только и делала, что отступала с ранее завоеванных позиций. На самом деле были достигнуты значительные успехи в систематизации факторов социально-экономического развития и выработке комплексных подходов к управлению ими. Такие подходы содержат компоненты, способствующие демографическому переходу. С другой стороны, акторы согласились в том, что стратегии социально-экономического развития не могут игнорировать демографические тенденции и потому должны содержать элементы программных решений. Удалось создать крепкий, хоть и тематически узкий универсальный консенсус о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах в контекстах прав человека, здравоохранения и социального развития. Эти сюжеты вошли в глобальные стратегии развития[23]. Крупным и уникальным достижением Организации была деятельность ЮНФПА в конце 1960-х – 1990-х годах. Фонд помог организовать программы планирования семьи в десятках развивающихся стран, способствовал их эффективности, в том числе через обмен удачным опытом, консультирование ведущими специалистами, участие в развитии систем мониторинга и помощь в налаживании устойчивого финансирования. В течение некоторого периода потоки международной помощи, распределенной через ЮНФПА, составляли бoльшую часть международного содействия в этой области и бoльшую долю в совокупных ресурсах национальных программ. Учитывая, что эти программы результативны и недороги, а также тот факт, что быстрый рост населения сдерживает развитие, правомерно утверждать, что международное содействие программам планирования семьи стало одним из эффективных (если не самым эффективным) видом технической помощи развитию. Более того, Организации удалось стать триггером демографической политики в большом числе стран, где без ее участия идеологические споры и бюрократические препоны на десятилетия задержали бы практическую деятельность государств.


[19] United Nations. Final Act of the International Conference on Human Rights. (A/CONF.32/141). New York: United Nations, 1968. Available at: http://untreaty.un.org/cod/avl/pdf/ha/fatchr/Final_Act_of_TehranConf.pdf (accessed 21.06.2016).
[20] Иванов С. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585; United Nations. Report of the United Nations World Population Conference, Bucharest, 19-30 August 1974 (United Nations publication, Sales No. E.75.XIII.3). New York: United Nations, 1975. Available at: http://www.population-security.org/27-APP1.html
[21] United Nations. Report of the International Conference on Population, Mexico City, 6-14 1984 (United Nations publication, Sales No.84.XII.8 and corrigenda). New York: United Nations, 1984. Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/231/26/IMG/N9523126.pdf?OpenElement
[22] United Nations. Report of the International Conference on Population and Development, Cairo, 5-13 September 1994 (United Nations publication No. E.95.XIII.18). New York: United Nations, 1995. Available at: http://www.unfpa.org/public/home/publications/pid/1973
[23] Организация Объединенных Наций Декларация тысячелетия Организации Обьединенных Наций. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. A/Res/55/2. Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 2010. Available at: http://unstats.un.org/unsd/mdg/Resources/Static/Products/GAResolutions/55_2/a_res55_2r.pdf (In Russ) http://unstats.un.org/unsd/mdg/Resources/Static/Products/GAResolutions/55_2/a_res55_2r.pdf (In Eng); Организация Объединенных Наций. Экономический и Социальный Совет/ Статистическая комиссия. Сорок седьмая сессия. Доклад Межучрежденческой группы экспертов по показателям достижения целей в области устойчивого развития, 2016. E.CN.3/2016/2. Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 2016. Available at: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/CN.3/2016/2&Lang=R (In Russ) (accessed 07.09.2016)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.