Rambler's Top100

№ 743 - 744
9 - 22 октября 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Удастся ли погасить демографический взрыв?

Взрыв: две позиции

Эволюция политики антинатализма

От антимальтузианства к прагматизму?

На пути к международному консенсусу под эгидой ООН

Демографические программы: некоторые результаты

Пойдет ли Нигерия по пути крупных стран

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Иванов С.Ф. Удастся ли погаситъ демографический взрыв? // Демоскоп Weekly. 2017. № 743-744. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0743/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Удастся ли погасить демографический взрыв?

Над темой номера работал

Сергей
ИВАНОВ

Демографические программы: некоторые результаты

В середине 1970-х годов число правительств развивающихся стран, оценивающих уровень рождаемости как слишком высокий и проводящих политику, направленную на его снижение, уже было значительным (55). Казалось бы, увеличение к 2014 году этого числа всего на 7 говорит о незначительном росте популярности этой деятельности. Однако структура этой динамики говорит о другом. В 32 развивающихся странах (включая Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию и Иран) правительства продолжают считать, что население растет слишком быстро, хотя рост значительно замедлился по сравнению с серединой 1970-х годов. В 30 странах официальная позиция, признававшая темп роста населения удовлетворительным, трансформировалась в озабоченность чрезмерно быстрым ростом. С другой стороны, в 23 странах, где демографический переход близок к завершению, озабоченность демографическим взрывом сменилась удовлетворенностью замедлившимся ростом населения. Правительства Республики Корея и Сингапура, администрации Гонконга и Тайваня, где рождаемость сократилась до сверхнизких уровней, поменяли знак своей оценки демографической ситуации и стали разрабатывать политику повышения рождаемости, но не изменили своего понимания демографической угрозы бедным странам. Всего в течение 40 лет в 83% стран Юга рождаемость на том или ином этапе официально оценивалась как слишком высокая. В настоящее время только в 7% стран Юга государство не оказывает прямой поддержки программам планирования семьи, причем в половине стран правительства открыто объявляет антинаталистскую цель[24].

Три-пять десятилетий осуществления демографической политики в странах Юга показали ее результативность. В 2009 году статистически значимый коэффициент корреляции между интенсивностью программ планирования семьи[25] и рождаемостью[26] составил -0,42. Статистическая связь, вероятно, была бы еще теснее, если бы удалось внести поправки на социальный контекст, который всегда многослоен, но не всегда подвержен квантификации.

Когда государство прямо декларирует цель снижения рождаемости и поддерживает программу планирования семьи, рождаемость снижается быстрее, чем в отсутствие демографического целеполагания. Это происходит потому, что демографическое целеполагание коррелирует с качеством программ и охватом ими населения страны. Так, в странах, декларировавших цель снижения рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости снизился в среднем за 1976-2009 годы на 3,1 ребенка на женщину. В странах, осуществлявших проекты улучшения репродуктивнного здоровья в отсутствие публично декларированных демографических целей[27] рождаемость снизилась на 2,2 ребенка на женщину. В дюжине стран, заявлявших о своем стремлении повысить рождаемость, она сократилась «всего» на 1,6 детей на женщину[28]. Эти цифры можно интерпретировать как свидетельство того, что (а) под влиянием универсальных процессов модернизации демографический переход разворачивается повсюду, даже если правительство заинтересовано в стабильно высокой рождаемости, (в) декларированная позиция государства связана с практической политикой; (с) политика способна значительно ускорить сокращение рождаемости.

Решимость снизить рождаемость проявляется в бoльших ассигнованиях на программы планирования семьи, официозной пропаганде средне- и малодетности как способов повышения индивидуального благосостояния и лучшей интергации планирования семьи в деятельность государства.

Особенность антинаталистской политики, которая несомненно, хотя и не публично, принимается за основу, заключается в возможности достичь высокой результативности программ малой ценой. Глобальный объем западной помощи программам планирования семьи (по всем кналам) никогда не превышал миллиарда долларов в год, т.е. одного доллара в год в расчете на женщину детородного возраста. По некоторым оценкам, эти программы в некоторых странах вдвое снизили темпы роста населения[29] и таким образом позволили переключить десятки (может быть, сотни) миллиардов долларов из роста количественного охвата населения здравоохранием и образованием на их совершенствование.

Другое свойство программ планирования семьи заключается в их способности достигать целей, выходящих за рамки антинатализма. Так, в развивающихся странах десятки миллионов нежелательных беременностей приводят к миллионам младенческих смертей и сотням тысяч материнских смертей. Программы планирования семьи предотвращают многие такие человеческие жертвы. Демографическая политика способствует эмансипации женщин – как наделяя их средствами контроля над собственным телом, так и улучшая положение женщины в семье и обществе.


[24] Иванов С. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585.
[25] United States Agency for International Development. The Family Planning Effort Index: 1999, 2004, and 2009. Washington, D.C.: USAID, 2010. Available at: http://www.healthpolicyinitiative.com/Publications/Documents/
1110_1_FP_Effort_Index_1999_2004_2009__FINAL_05_08_10_acc.pdf
(accessed 17.09.2016).
[26] United Nations. World Population Policies Database. New York, United Nations, 2013. Available at: http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx (accessed 12.09.2016).
[27] Секретариат ООН регулярно проводит опросы правительств по вопросам народонаселения и демографической политики. Наряду с официальными ответами база данных по демографической политике [. United Nations. Accelerating achievement of the MDGs by lowering fertility: Overcoming the challenges of high population growth in the least developed countries Population Facts No. 2010/5. New York, United Nations, 2010. Available at: http://www.un.org/esa/population/publications/popfacts/popfacts_2010-5.pdf (accessed 15.09.2016)] содержит информацию из таких источников как официальные сообщения на сессиях комитетов и комиссий Экономического и социального совета ООН, правительственные стратегии и программы, базы данных и материалы других подразделений Секретариата и специализированных учреждений системы ООН, статьи в научных публикациях, материалы СМИ.
[28] Иванов С. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585; United Nations. World Population Policies Database. New York, United Nations, 2013. Available at: http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx (accessed 12.09.2016).
[29] Иванов С. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.