Rambler's Top100

№ 655 - 656
21 сентября - 4 октября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение

Мириады возвратных движений

Дачи и дачники

«Философия» дачной жизни

Становление «дачеведения»

Международные сравнения

Определения, статистика, оценки

Районы распространения вторых жилищ

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Трейвиш А.И. Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение //Демоскоп Weekly. 2015. № 655 - 656.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0655/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение

Над темой номера
работал

Андрей
ТРЕЙВИШ

"Философия" дачной жизни

Автор может лишь поставить вопрос о мировоззрении, ценностях, психологии и менталитете дачника. Чем они отличается от таковых у закоренелого горожанина и у сельского жителя, а шире – от философии оседлости и странничества, отшельничества и открытости миру? Налицо общечеловеческая суть дачного бытия и мышления, хотя их культурное многообразие не менее очевидно.

Анализ дачных ценностей можно вести по тем мотивам владения вторым временно обитаемым домом, что выявляют опросами при переписях жилья на Западе, но вполне универсальным (рис. 3). Они суть следующие:

  1. Рекреационно-экологические, сопряженные с соответствующими качествами внегородской среды или только с представлениями о ней.
  2. Инвестиционные, хотя и не сводимые к дачной недвижимости (зато она доступна массе россиян благодаря многообразию ее классов и видов).
  3. Пенсионные, рассчитанные на смену места и образа жизни в преклонные годы (с учетом интересов и потребностей наследников).
  4. Своего рода остаточные, включая наследно-ностальгические, когда дача, хотя бы и редко используемая, – это былой отчий дом, малая родина.
  5. Трудовые, связанные с ведением прежних занятий в иной среде либо с их сменой (аграрное, промысловое подспорье и др.), нередко в сочетании с мотивом №1.

Рисунок 3. Мотивы владельцев вторых жилищ, % к сумме указанных причин (респондент мог назвать несколько позиций) по данным English Housing Survey. Household report 2008–09 London: Department for Communities and Local Government Publications, 2010. https://www.gov.uk/government/uploads/system/
uploads/attachment_data/file/6695/1750765.pdf

Рассмотрим основные дачные резоны по порядку. Среди прочего для нас важна их национальная и местная специфика, связь с удаленностью (близостью) дач.

Резон 1.Отдых, оздоровление, развлечения (отвлечения от городских ритмов, дел и т.п.). Удовлетворять эти запросы вообще-то можно разных местах, в том числе без отрыва от города и ПМЖ. Мэтр французской географии П. Клаваль[6] писал: дачи антиэкологичны, асоциальны, да и не нужны. Раньше людей привлекал отдых и спорт на природе, а теперь в городах есть бассейны, спортзалы, фитнесс-центры, тренажеры. И делал вывод: дача – архаичная роскошь для богачей. Однако в России это и неверно, и не разделяется миллионами дачников. Беседы с ними порой подводят к парадоксу. Однажды пришлось услышать, что дача далеко, инфраструктура слаба, осваивать участок и строить дом тяжело, леса рядом нет, купание не лучшее... Но на вопрос «Так зачем?» последовал ответ «Что вы, зато какой воздух!».

Резон 2. Инвестиция. В ряде стран, включая нашу, дачи доступны разным слоям и кошелькам благодаря их разнообразию: от пригородного замка до дальнего сарая, все равно именуемого фазендой, виллой или бунгало – в меру фантазии и фанаберии хозяев. Инвестиции домохозяйств не ограничиваются дачной недвижимостью, но она считается сравнительно надежным и перспективным помещением средств; к тому же за ней стоит давняя традиция и «философия». Для одних - это воплощение мечты о моем доме – моей крепости по-английски (рис. 4) У других амбиции скромнее, причем не следует думать, что это следствие только бедности, будь она русской или иноземной. В иных богатых странах есть своя тяга к скромности (рис. 5). Кстати, инвестиционный резон чаще всего сочетается с другими, выводя его в общем зачете на второе место (см. рис. 3).

Рисунок 4. Дачная крепость в Подмосковье

Рисунок 5. Hytte (хижина, лачужка) в Норвегии

Резон 3. Переезд на ПМЖ в будущем: на пенсии, при дауншифтинге, с тем или иным расчетом на детей и внуков, учетом их интересов и вкусов. Идиллии по множеству причин может не получиться, но дачным философам присущи романтизм и надежды на гармонию поколений (рис. 6). Стесненные жилищные и в целом материальные условия в городе стимулируют, ускоряют дачный «уход» и «опрощение» старшей генерации в пользу младших. Тому же способствуют конфликты между ними, когда они признаны и не разрешаются иным путем. В любом случае и почти в любом возрасте дача (как, впрочем, любая недвижимость) становится оплотом жизненной перспективы и некоторой, всегда относительной, независимости.

Рисунок 6. Дачная идиллия: межпоколенческий вариант

Резон 4. Наследно-ностальгический, или «остаточный», когда представителям следующих поколений просто жаль отчего гнезда (т.е. собственной малой родины), даже полузаброшенного, мало, а то и вовсе не используемого, что чревато его разрушением и утратой (рис. 7). Такие владения, порождаемые процессами урбанизации, миграциями в направлении село-город, могут посещаться хозяевами лишь эпизодически – для надзора, ремонта, в порядке ностальгического туризма (roots tourism) или, пока не поздно и есть спрос, продаваться на вторичном дачном рынке.

Рисунок 7. Руины малой родины: пример бывшей дачи-ностальжи

Резон 5. Трудовой: ведение профессионального дела в иной среде либо его смена для развлечения, приработка, самоснабжения, самореализации, отдыха (тогда этот резон сближается с рекреационным за номером 1). Все возможно в ином месте, но дача обычно предоставляет широкий выбор и потенциал чередования занятий (рис. 8). На этот выбор влияют национальные традиции. Как уже отмечалось, в России велика роль подсобного земледелия, а также лесного собирательства. На Западе они не так популярны, в отличие от охоты и рыбной ловли. Но и там «тяга к земле» людям не чужда, хотя часто реализуется в самом городе (немецкие Kleingarten, канадские и французские jardins communautaires и другие аналоги наших садоводств обычно таковы). В одном телеинтервью хозяин садика под эстакадой нью-йоркской надземки уверял, что способен снабжать себя и соседей свежей зеленью, и сетовал, что в городе запрещены петухи: мол, крик беспокоит жителей, а поезда гремят день и ночь – пожалуйста. Такие сады, по данному выше определению, не дачи, но к ним близки. Гордиться же домашними продуктами и заготовками, их реальным и мнимым качеством, чистотой и т.п. готовы представители разных культур.

Рисунок 8. Примеры многообразия дачных занятий

Каждый резон (ценность) в отдельности нетрудно воплотить в другом, не-дачном русле, но вместе они формируют устойчивую дачную модель жизни и «философию». Они носят общечеловеческий характер, однако версий и вариаций так много, а признаки порой так размыты, что их нелегко отделить от смежных явлений и «философий». Этим, да еще обыденностью феномена («лицом к лицу лица не увидать») можно объяснить, но не оправдать дефицит рефлексии и слабость «дачеведения».


[6] Second Home Tourism in Europe: Lifestyle Issues and Policy Responses / Roca Z. (ed.). Farnham, UK – Berlington, USA: AshgatePublishing, 2013.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.