Rambler's Top100

№ 655 - 656
21 сентября - 4 октября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение

Мириады возвратных движений

Дачи и дачники

«Философия» дачной жизни

Становление «дачеведения»

Международные сравнения

Определения, статистика, оценки

Районы распространения вторых жилищ

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Трейвиш А.И. Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение //Демоскоп Weekly. 2015. № 655 - 656.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0655/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение

Над темой номера
работал

Андрей
ТРЕЙВИШ

Дачи и дачники

Рассмотрим те движения, что связаны со вторым дачным жильем. Как некий компромисс движения с покоем, оно сужает географию движения, стимулируя его частоту. Если принять нашу оценку мировой численности членов семей, имеющих такую недвижимость (205 млн. без арендаторов и тех, кто ездит за город к родным, знакомым для отдыха и помощи в хозяйстве, посылает туда детей на каникулы), и допустить, что ее посещают, скажем, шесть раз в год, то число поездок превысит поток международных туристических.

Сколько где дачников, вообще-то неизвестно. На рис. 1 их число грубо оценено по макрорегионам мира через страны, где данные хотя бы чуть надежнее, по аналогии распространенным на ближние и подобные. Хотя ошибки вероятны, несомненным лидером еще не так давно был СССР, а теперь Россия, где только садовых участков – 14 млн. (с учетом среднего коэффицента семейности получается около 40 млн. человек), тогда как всех вторых домов, например, в США – 5 млн. (12,5 млн. человек). А вот «дачеведение» в России развито слабо. Чтобы вникнуть в явление, ставшее одним из социальных брендов страны, нужно знать его формы и факторы.

Рисунок 1. Число дачников (млн) и их доля среди горожан по регионам мира (%), оценочно

Что такое дача, кто такой дачник? Ответ: городской владелец и/или пользователь загородной, временно (например, сезонно) посещаемой недвижимости (дома, участка), используемой не только как жилье и не только (не столько) для извлечения дохода. В отечественных дефинициях принято уточнять функции дач и занятия дачников. Обычно называют отдых и подсобное земледелие, хотя это не всё. Дачник – еще и носитель неких взглядов, ценностей, установок, особой философии.

На Западе есть близкие категории и целая «дачная наука». В романских странах она тяготеет к рекреационной тематике, в англо-саксонских – к анализу второй недвижимости, обычно рекреационно-дачной. Кстати, в Британии и США вторым домом не считается сданный внаем (он для кого-то первый), временно пустующий в ходе перепродажи и т.п. Исключаются дома-трейлеры, клубные владения и вообще не домохозяйства.

Дву-, три- и многодомность знакома разным традиционным культурам, кочевым и оседлым. Вспомним о горных и долинных пристанищах (шале, сетерах, кутанах) пастухов и косарей при отгонном и близком к нему хозяйстве. Многие финно-угры, потом славяне летом жили в больших, даже укрепленных селениях у рек, обрабатывая землю, а зимой – в рассеянных по лесам (за 300-500 км) охотничьих заимках. Сахалинские нивхи летний дом ставили у кромки моря, где ловили рыбу, а зимний – в укрытой от ветра тайге. Эти схемы лишены рекреационной компоненты и двудомны по-своему: для до- и внегородской эпохи и среды. Позже к ним прибегали европейские колонисты в жарких странах. Семьи южан-плантаторов в США пережидали влажный зной муссонного лета на лесистых склонах Аппалачей, оставляя плантации и рабов управляющим. Летней столицей Британской Индии называли Шимлу, куда (в отроги Гималаев) из Дели уезжали чиновники. Правда, вопреки среднеиюньским 33,5°С Дели – уже 11-миллионный мегаполис, а Шимла – город-курорт со 170 тысячами постоянных жителей. Но вообще-то урбанизация, как заметил однажды В.И. Переведенцев, невыносима без рекреации.

Это знали еще римские патриции, чьи летние виллы тянулись по берегам, особенно тирренскому у Остии и Неаполя[4]. При всей страсти римлян к неге досуга (лат. otium, антон. negotium – дела), они не сводили к ней функции своих дач и могли уехать из суетной жаркой столицы в латифундию, на ферму, дабы заодно следить за работами. Столетия спустя так поступали помещики во многих странах Европы, не считая тех времен, когда рента сводилась к дани, которую собирали зимой (полюдье на Руси).

Итак, дача – явление всемирно-историческое. Тут и сады отставных китайских чиновников, составившие славу городу Сучжоу, и дачи ссыльных русских декабристов. Зачем они строили в сибирской деревне дом, а рядом – вроде бы лишнюю там дачу? Явно по привычке к летней перемене мест, дачному бытию и общению. Сообщившая этот факт В.В. Шумилова[5] заключает, что дача у нас – не просто второй дом. Это символ: в XVIII в. – благоволения власти, в XIX – среднего класса, после 1917 г. – буржуазности (как пережиток), но затем – новой элитарности.

С середины ХХ века дача как собирательное понятие становится в СССР массовой, причем на первый план в условиях продовольственного дефицита выходит ее подсобно-аграрная роль. Ее и передает не единственный, но самый известный в постсоветском мире монумент на данную тему (рис. 2).

Рисунок 2. Памятник дачникам у железнодорожного вокзала в Бердянске (Украина)

И снова: кто же такой дачник? Горожанин, временный селянин? Дауншифтер, как нечто промежуточное между карьеристом и пофигистом? Работяга или лодырь? Местный или чужак в деревне, малом городе, пригороде? Странник или домосед? Что вообще тянет его к этой раздвоенной жизни? Вместе с теми факторами-аттракторами, которые принято называть объективными, на массовость и поведение дачников влияют традиции, явные и неявные установки.


[4] Second Home Tourism in Europe: Lifestyle Issues and Policy Responses / Roca Z. (ed.). Farnham, UK – Berlington, USA: AshgatePublishing, 2013,р. 310
[5] Шумилова В.В. Создание мифологемы дачи в поэзии конца XIX – начала XX века. http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2921:---------xix---xx-&catid=113:-7&Itemid=192 (дата обращения 13.12.2013)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.