Как без больших затрат остановить отток населения из Латвии, Телеграфу рассказал директор фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» Владимир Княгинин. Более того — можно не только вернуть бывших, но и привлечь новых жителей страны.
Фонд, которым руководит Владимир Княгинин, занимается проблемами регионального развития и финансируется корпорациями Северо-Запада РФ. Одна из тем исследований — развитие малых городов этого региона, который сейчас так же, как и Латвия, падает в «демографическую яму».
Новая сегрегация
Основная тенденция современного развития — мегаполизация, стягивание населения, капитала, технологий в большие города, говорит Княгинин. Города превращаются в хабы знаний, технологий, финансов. Жизнь там, где есть люди. Какие бы усилия правительства ни прилагали к развитию регионов, они неизбежно «проседают» из-за оттока населения в мегаполисы.
Владимир Княгинин считает, что классовая борьба в современном обществе со времен создания Манифеста коммунистической партии никуда не исчезла. Смещается только ее предмет. Если при Марксе классы сражались за средства производства, затем, в 70-е годы прошлого столетия, схлестнулись за доступ к наемному труду, то теперь ключевой конфликт разворачивается вокруг доступа к развитию.
«Возникает новая сегрегация — отсталые-передовые, — говорит Княгинин. — Есть регионы, в которых потеряно целое поколение молодежи. Молодые испанцы и итальянцы уже несколько лет не имеют работы, и трудно ожидать, что они включатся в процесс социальной адаптации, поскольку уже пропустили правильный момент для взросления». Глобальной проблемой стала структурная безработица. При том что работодатели крайне нуждаются в кадрах, на рынке труда всегда есть огромное число людей, которые не умеют делать ничего нужного.
Изучая демографическую ситуацию в северных городах России, Владимир Княгигин обнаружил: даже если старшее поколение и не собирается покидать родину, оно однозначно настроено вытолкнуть детей из родного гнезда. Их месседж — «Давайте, езжайте!»
«Не знаю, воспринимается ли у вас в Латвии проблема оттока молодежи на политическом уровне. Но наш опыт показывает, что даже если родители декларируют патриотизм, в момент, когда делается семейный, личный выбор, отъезд оправдывается», — говорит Княгинин.
Фабрика мечты
В основе миграционного процесса лежит движение молодежи, так называемого поколения тысячелетия (millenials) к правильному образованию. «Дети тысячелетия» чрезвычайно мобильны, рассказывает Княгинин, живут «здесь и сейчас», быстро принимают решение и трудиться предпочитают в собираемой под конкретную цель проектной команде, не привязываясь к работодателю. Кроме денег хотят от работы возможность интересно провести время. Как удержать такую «летучую» и требовательную публику?
«Университет — это не просто место, где молодежь получает знания и профессию. Это место, где ей дарят иллюзии счастливого будущего, это фабрика мечты. В образовании сейчас так: главное — попасть в первую десятку мировых вузов, периферийные вузы молодежи малоинтересны», — говорит Княгинин. Поэтому возрастает давление на университетскую систему, идет жестокая схватка за международные рейтинги.
Молодежь ниспровергает авторитеты, пестовавшиеся столетиями, и едет туда, где в данный момент происходит что-то интересное. «Один молодой перспективный знакомый признался мне, — рассказал Княгинин, — что он приложил все силы для получения гарвардского диплома, но за время его карьеры его попросили показать документ об образовании только один раз. Главный вопрос, который задавали ему на интервью — с кем ты работал и что сделал?»
«Мы стали свидетелями того, как провалилась обширная программа поддержки регионов британского правительства, — рассказывает Княгинин. — Огромные средства были «закопаны в землю». При этом мы видим, что в мире в совершенно неожиданных местах вокруг университетов и технологических парков возникают быстро растущие точки, которые по темпам роста обгоняют существующие мегаполисы. Например, благодаря расцвету университета стал бурно развиваться голландский Леувен. Это удивительно: Католический университет провинциального Леувена буквально на наших глазах, с середины 90-х годов из заштатного учебного заведения превратился в центр мирового развития! И не за счет государственных дотаций, а усилиями всего нескольких человек, которых мы знаем лично! Между центрами образуются отчетливые оси развития: Леувен — Аахен — Эйндховен в Голландии, Мальме — Копенгаген в Швеции. При этом мы видим, что проседает Северная Италия, пустует Франция, в ней не хватает движения».
Но привлечь молодежь в город — это еще не вся задача. Нужно еще ее удержать. Город должен быть удобен для жизни, в нем надо не только работать, но и отдыхать, организовывать свой быт должно быть приятно и легко. «Знакомый предприниматель так обосновал свое решение уехать из Москвы, — рассказывает Княгинин. — В этом городе невозможно ездить на машине и невозможно ходить пешком. Я люблю Москву, но мне придется ее покинуть».
Стратегия для Латвии
Для Латвии, говорит Княгинин, было бы спасительным развитие рижской агломерации. Вообще в Балтии выиграет та страна, которая первой успеет превратить свою столицу в региональный мегаполис. Для этого нужны вложения в город, городскую среду, в то, чем людям интересно заниматься. И, конечно, в университеты.
Что конкретно директор «Центра стратегических разработок Северо-Запад» рекомендует сделать Латвии, чтобы вернуть своих соотечественников, читайте в газете Телеграф.
Тенденции нашего времени
Потехе — время. Сегодня бурный рост переживает мировая индустрия развлечений. Мировой рынок развлечений растет быстрее, чем мировой ВВП. Основной потребитель продукта — молодежь. На ее глазах рухнули карьеры и обесценились накопления родителей, поэтому молодежь не хочет откладывать жизнь на будущее, она хочет веселиться сегодня.
А новостей (ТВ) на сегодня больше нет. При этом парадоксальным образом сокращается аудитория телеканалов. Зритель перестает смотреть телевизор, предпочитая ему Интернет, в который постепенно перемещается новостной контент. Внимание от телеэкрана оттягивают и в социальные сети. Происходит массовизация и «профанация» творческих профессий. Каждый сегодня сам себе режиссер, дизайнер, музыкант и корреспондент.
Пьянка на удалении. Не оправдались надежды на скайп как «клей» для трудовых и иных коллективов. Людям необходим живой контакт — глаза в глаза — для верификации партнера и установления доверия, констатирует Княгинин. «Попробуйте набрать команду из 60 человек по Интернету и поддерживать процесс в скайпе, — говорит он, — очень быстро окажется, что десяток запили, трое заболели, четверо сорвали сроки, а пятеро вообще не собирались приступать к работе». Таким образом, обнаружилось, что жить в деревне, а работать в городе не так уж и просто.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)