Rambler's Top100

№ 401 - 402
7 - 20 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эхо Москвы» об оценке В. Путиным демографической ситуации в России
«Время новостей» и «Российская газета» о новой концепции семейной политики в России
«Коммерсантъ» о новом руководителе Росстата
«Газета» о казусе с выплатой материнского капитала
«Зеркало» о добрачных отношениях в Азербайджане
«Беларусь сегодня» о пособии для впервые вступающих в брак в Белоруссии
«Время новостей» о «свадьбе с повинной» в Южной Корее
«Зеркало» о проблеме абортов по половому признаку в Азербайджане
«Россия» о демографических и алкогольных проблемах России
«Парламентская газета» об алкогольной проблеме в России
«Газета» и «Известия» о приоритетном нацпроекте «Здоровье»
«Медицинская газета» о медико-социальном исследовании по формированию системы мониторинга здоровья населения
«Экспресс-К» о реформе системы здравоохранения в Казахстане накануне создания Таможенного союза
«ИТАР-ТАСС» и «Газета» о проблеме СПИДа в России
«Би-Би-Си» о проблеме СПИДа в Казахстане
«Огонек» о влиянии эпидемий на развитие человеческой цивилизации
«Новые известия» о том, что курильщикам в Швеции может быть отказано в хирургической помощи
«Коммерсант» о новой продовольственной доктрине России
«Итоги» о полезной и вредной пище
«Огонек» об ужесточении миграционной политики в России
«Российская газета» о готовящихся изменениях в систему регистрации в России
«Огонек» о патентах на наём иностранцев для частных лиц
«РИА “Новости»» о перспективах отмены визового обмена между Россией и ЕС

«Российская газета» о нехватке трудовых мигрантов в Калининградской области как угрозе реализации инвестпроектов
«Новостной портал ГУ-ВШЭ» о детях мигрантов в российских школах
«Российская газета» и «Власть денег» о последствиях реализации соглашения о реадмиссии между Россией и ЕС, Украиной и ЕС
«Панорама» о положении мигрантов в Казахстане
«Вечерний Бишкек» о трудовой миграции из Киргизии
«Российская Бизнес-газета» о жилищной проблеме как барьере миграции в России
«Газета» и «Время новостей» о Всемирном конгрессе соотечественников
«Российская газета» о новой редакции программы по переселению соотечественников
«Обзор» о программе переселения соотечественников в Калининградскую область
«Коммерсант» о запрете на оформление загранпаспортов для подследственных
«Известия» о «договоре лояльности» для мигрантов в Германии
«Le Monde» о строительстве минаретов в Швейцарии глазами Саркози
«EUobserver.com» о дискриминации нацменьшинств в ЕС
«Время новостей» об ультранационалистах в 2009 году
«Секрет фирмы» о ситуации на российском рынке труда
«Ведомости» о действиях государства на рынке труда
«Коммерсантъ» о скором росте пенсионной нагрузки на фонд оплаты труда
«Новые известия» о готовящемся подъеме пенсионного возраста в ряде стран ЕЦА
«Труд-7» о сокращениях как способе решения демографических проблем России
«Московский комсомолец» о снижении конкурентных позиций России на мировом рынке образовательных услуг
«Новые известия» о планировании семьи и климатических изменениях
«The New York Times» о качестве воды в США
«Секрет фирмы» о жизни без старости

… о полезной и вредной пище

Не до жиру

Содержимое тарелок европейцев взято под контроль: на потребление вредной еды вводится налог. Пойдет ли Россия на такие меры ради здоровья нации?

"Рыба ждет" - билборды с такой надписью недавно появились на улицах российских городов. Глядя в бессмысленно выпученные глаза копченой салаки, жители пытались понять: "Кого ждет? Где ждет?" Объяснение появилось позже в прессе: цель рекламной кампании - побудить россиян потреблять больше рыбы. Это одна из первых широкомасштабных акций в России, призванных привить привычку к здоровому и правильному питанию. Для нас это новинка и диковинка, однако во всех развитых странах давно воспитывают население по части еды. В соседней Скандинавии даже перешли к "карательным" мерам воздействия - в следующем году собираются повышать налоги на сладкое и жирное. Кому-то эти меры покажутся слишком жесткими, однако результаты тоже впечатляют: изменив содержимое тарелок, можно увеличить продолжительность жизни лет на пять. Так произошло, например, в Скандинавии.

А что у вас в тарелке?
Налоги на шоколад и прочие сладости, прохладительные напитки, мороженое, а также жирную пищу, которые вводят в Дании уже с 2010 года, принесут государству 1,5 миллиарда крон в год и сделают датские лакомства самыми дорогими в Евросоюзе. Но цель акции вовсе не в том, чтобы наполнить казну, а чтобы народ не мог себе позволить эти неполезные продукты покупать. Дело идет к тому, что датчане будут есть конфеты и хлеб с маслом только по большим праздникам. Серьезно задумываются о таких же мерах и в Финляндии, при том что в этой стране политика по оздоровлению населения и так уже приносит заметные плоды. За последние 20 лет средняя продолжительность жизни финнов заметно увеличилась: у мужчин - с 69 до 75 лет, у женщин - с 78 до 82 лет. А ведь после Второй мировой ситуация в Финляндии была плачевная: смертность - одна из самых высоких в мире. "Если раньше люди в основном умирали от вирусов и эпидемий, то сейчас смертность обусловлена тем, какой образ жизни мы ведем, - комментирует генеральный директор Института народного здоровья и благополучия Финляндии Пекка Пуска. - В наши дни смертность складывается из четырех факторов: неправильное питание, курение, малоподвижный образ жизни, злоупотребление алкоголем. При этом многие заболевания, в частности сердечно-сосудистые, имеют долголетнюю историю. Ими надо заниматься не на стадии лечения, а на стадии профилактики. Мы начали с того, что решили попробовать изменить содержимое тарелки и посмотреть, как это отразится на здоровье людей. Сначала мы провели эксперимент в одном из регионов и через пять лет получили хорошие результаты. Тогда проект был запущен по всей Финляндии".
Начать решили с производителей. Первоначальные попытки убедить их выпускать более здоровые продукты были неудачными. Те сказали: покупателям такая еда не нужна, а мы бизнесом занимаемся. Тогда власти зашли с другой стороны - начали регулярно промывать мозги населению через СМИ: "Соленое вредно… жирное вредно…" И финны стали читать этикетки на продуктах и выбирать менее соленое и менее жирное. Появился спрос, его нужно было удовлетворять - и вот тогда производители сами пошли на контакт с организациями по здравоохранению: как сделать продукты более здоровыми?..
"Когда мы начинали программу, 90 процентов финнов смазывали хлеб маслом, причем обильно, - рассказывает Пекка Пуска. - Сейчас только три процента употребляют масло, остальные - в основном спред, который содержит всего 40 процентов жира. В два раза сократилось употребление соли - производители изготавливают продукты с ее меньшим содержанием. На кухнях появилось рапсовое масло, сейчас в Финляндии выращивают много рапса. В рационе гораздо больше овощей и фруктов".
В результате по сравнению с 70-ми годами, когда программа только начиналась, у финской нации уровень холестерина упал в среднем на 20 процентов. Смертность сократилась почти по всем болезням - в частности, по сердечно-сосудистым заболеваниям на 80 процентов. "Все случилось, как мы и предполагали: снизили риски - уменьшилась смертность, - заключает Пекка Пуска. - Если бы все оставалось по-преж­нему, то в прошлом году 14 тысяч человек, не достигших 75-летнего возраста, умерли бы от сердечно-сосудистых заболеваний. Теперь же болезни, которые появлялись у людей в 75 лет, если и приходят, то на 10 лет позже".

В интересах производителя
Финских производителей теперь не надо уговаривать выпускать правильные продукты. И так известно: покупатели выбирают товары, на которых написано, что они положительно влияют на здоровье. А еще ученые научились делать "умные" продукты - те, которые несут двойную пользу (мы знаем, например, соль, специально приправленную йодом), для такой еды появился даже термин - "функциональная еда" (см. врез).
Сейчас население страны настолько доверяет исследованиям и аргументам государственных организаций, что их рекомендации являются индикатором спроса: промышленность идет за народом, который требует новых функциональных продуктов. Рынок таких продуктов составляет 10-15 процентов от общего количества. Финны гордятся, что первый продукт придумали именно они много лет назад - это жевательная резинка с ксилитом. В наши дни примерно раз в три года на финском рынке появляется новый функциональный продукт, причем производители, чтобы быть конкурентоспособными, вынуждены постоянно вести научные изыскания. Гастрономические новинки и суперсовременные технологии профессионалы представляют на выставке GASTRO - ближайшая состоится в Хельсинки в марте следующего года. "Наша компания тратит примерно 16 миллионов евро в год на научные исследования", - говорит Петри Силфверберг, вице-президент известной компании Valio. Крупнейший производитель молочной продукции входит в центр инноваций, который объединяет 12 научных институтов и 16 компаний. В свое время компания была вынуждена перестраиваться одной из первых: поскольку государство ополчилось на бутерброд с толстым слоем масла, пришлось выпускать маложирные и обезжиренные продукты. "Правильный" финский бутерброд ­выглядит так: тоненькая полоска "криспа", покрытая маргарином, на котором лежит кусочек семги и листик салата.
Известные теперь всем женщинам, сидящим на диетах, хлебцы заметно потеснили хлеб. В 1994 году были проведены исследования "Рожь и здоровье", и выводы сделаны такие: рожь благодаря содержащейся в ней клетчатке и другим полезным веществам способствует предотвращению сахарного диабета II типа, снижению уровня холестерина и даже профилактике некоторых типов рака.
Помимо лишнего веса финны озабочены поддержанием иммунитета и высокого уровня жизненной энергии. Тут, понятно, приоритет держат кисломолочные продукты с полезными бактериями. Последние разработки молочных производителей - продукты, содержащие лактобактерии LGG, а также безлактозные молочные продукты. Молоко пить нужно - это финны уже знают, но поскольку не все его могут употреблять из-за лактонепереносимости, производитель нашел выход: удалил компонент, доставляющий неудобства. Теперь на столах финнов можно увидеть не только молоко, но и масло с надписью "lactose free". Интересно, что в России тоже можно купить такие продукты, но мало кто из потребителей в курсе, зачем они нужны. По некоторым данным, как минимум у 17 процентов россиян наблюдается лактонепереносимость (в кавказских регионах - до 70 процентов, а среди чукчей и эвенков этот недуг распространен среди 90 процентов населения). Люди чувствуют дискомфорт после употребления молока, но не знают, что дело в лактозе.

Моральная подготовка
Это только маленький пример, иллюстрирующий, что грамотность в вопросах питания - явно не сильная сторона россиян. У нас в стране так сложилось, что правильно питаться долгое время было немодно. В крупные города мода пришла, но у нас очень большая страна... "Россияне едят слишком много сладкого и жирного. По сравнению с рекомендуемой нормой ВОЗ мы употребляем в два раза меньше овощей и фруктов, зато в полтора раза больше мяса и яиц и в два раза больше сладкого, - говорит директор Института питания РАМН Виктор Тутельян. - А ведь здоровое питание складывается из нескольких составляющих: деньги, ассортимент в магазинах и уровень знаний потребителя. И если на первую мы повлиять не можем, то на вторую и третью - в наших силах. Как было в советское время? Вышло постановление ЦК КПСС и Совмина: йодировать всю соль. И проблем со щитовидкой у населения не было. Потом система рухнула. И вдруг в 90-е годы появились проблемы - дефицит йода. Наша организация и Роспотребнадзор начали бить тревогу. Но сырьевики отвечают, что торговля не заказывает такую продукцию. Торговцы в свою очередь говорят, что нет покупательского спроса. Круг замкнулся… А ведь спрос нужно формировать, делая упор на полезность того или иного продукта! Тогда и производство раскрутится".
В России рынок экологических продуктов только развивается, поскольку пока еще нет законодательной базы, определяющей понятия "экологический", "органический", "био". То есть в принципе любой кефир можно назвать "био", но вот если производитель написал, что в нем есть бифидобактерии, то за эти слова он должен нести ответственность. И все-таки, поскольку российские потребители начали интересоваться здоровым питанием, рынок откликается. Появились тематические магазины и интернет-сети: например, в магазине "Диамарт" утверждают, что у них "территория, свободная от химии" и "высотехнологичных продуктов". А портал "Витамин Глобал" предлагает продукты и напитки из экологически чистого сырья. Уже есть примеры, когда выстроена цепочка "от зернышка до прилавка". "Когда мы только открылись в 2006 году, мало кто вообще понимал, что такое органические продукты, - говорит Марина Гольдинберг, директор по маркетингу корпорации "Органик" (в структуру этой компании входят экологическое хозяйство с собственным производством и переработкой, а также сеть магазинов). - Их важнейшее отличие состоит в том, что они производятся в соответствии со стандартами органического сельского хозяйства: без пестицидов, химических добавок, достижений генной инженерии, синтетических кормовых добавок и регуляторов роста, без искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов". Если сначала, по наблюдению специалистов компании, наиболее востребованной была продукция "фреш" - молочные продукты, фрукты и овощи, то потом покупатели постепенно перешли к сокам, крупам, сладостям, в которых вместо традиционного сахара используются в основном мед, сок агавы или тростниковый сахар.
В принципе эксперты не считают, что в России население стоит приучать к здоровому питанию жесткими ограничительными мерами типа повышения налогов. Те же финны к этому долго морально готовились - во всяком случае, сейчас они понимают логику действий властей, проводящих эту политику уже 20 лет. Более того: там недавно один из высоких государственных чиновников предложил изменить систему оплаты государственного медицинского обслуживания - человеку, имеющему дурные привычки, страховка обойдется дороже. Принцип такой же, как в автомобильном страховании: аккуратным автомобилистам полагаются бонусы... В России, где население в целом небогатое, а мозги на этот счет "непромытые", радикальные меры вызовут гнев народный. Так что, если прямо сегодня начать с азов гастрономической грамотности (соленое - вредно, жирное - вредно), эффект мы увидим лет через 30. Причем "агитировать" россиян придется с детства, когда закладывается большинство пищевых привычек. "А по большому счету - с момента рождения, - рассуждает Виктор Тутельян. - Например, берет бабушка прикорм для ребенка, пробует его - ну конечно, он ей кажется невкусным. Она добавляет туда сахарку - отлично! И вот уже с первых месяцев ребенок привыкает к сладкому, мы растим ребенка с заложенными жировыми клетками…" Шведы и норвежцы придерживаются другой политики: они приучают своих детей, что конфета им полагается раз в неделю по воскресеньям. В результате во взрослом возрасте человек не имеет зависимости от сладкого… К европейскому, и в частности скандинавскому опыту работы с населением нам, похоже, не мешало бы присмотреться повнимательнее. Ведь каков эффект! И рыба, кстати, ждет.

Вита МАЧ

Умная еда
Есть можно
Для питания, которое призвано не просто утолить чувство голода, но и выполнить более высокую миссию, придумано определение - функциональное. "Функциональное питание оказывает оздоравливающее влияние на ту или иную функцию организма, будь то иммунитет или химический гомеостаз", - указывает в своем докладе ведущий эксперт Лиги здоровья нации, руководитель отделения ФГУН "Центрального НИИ эпидемиологии" Александр Горелов. Ученый называет пять компонентов функционального питания. Первый: продукты, которые выполняют функцию "метлы" в организме, – это мюсли, отруби, каши и хлопья без молока. Второй - пробиотические (кисломолочные) продукты. Все ученые мира ссылаются на российского ученого Илью Мечникова, который в начале XX века указал на сыворотку, заквашенную лактобациллами, - во многом именно она обеспечивает долголетие жителям Кавказа. Третий компонент - продукты, содержащие пребиотики: сырые овощи и фрукты, причем необязательно экзотические, а любые местные. Четвертый незаменимый продукт - это так называемая ложка здоровья: ложка растительного масла, причем не важно какого - оливкового или подсолнечного. И пятый важный продукт - рыба и морепродукты: нужно есть их минимум два раза в неделю.
Как отмечает Александр Горелов, в разных странах функциональное питание дополняется местными продуктами - скажем, во Франции это спаржа, артишоки и красное вино.
Кроме того, есть такое понятие, как функциональные продукты - это улучшенные продукты, в которые добавлены полезные вещества. Например, йодированная соль, кефир с лактобактериями, апельсиновый сок с добавлением эхинацеи и так далее.

«Итоги», 7 декабря 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.