Rambler's Top100

№ 367 - 368
2 - 15 марта 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Труд» о миграции и кризисе
«Российская газета» о рынке труда, регистрации и миграции
«Вечерний Бишкек» и «Независимая Молдова» о миграции и занятости в Киргизии и Молдавии
«День» о миграционных проблемах Украины
«The Guardian» о миграции из Воркуты
«Ведомости» о моногородах
«Время новостей» о приоритетных нацпроектах и демографической политике
«Независимая газета» о грядущем спаде рождаемости
«Российская газета» о социальной политике
«Российская газета - Неделя» о пугающих итогах диспансеризации
«Новые известия» об экономии на здоровье
«Трибуна» о цене жизни в российских городах и весях
«New Scientist» о причинах самоубийств
«Новые известия» о браках, разводах и экономических неурядицах
«Беларусь сегодня» об «альтернативных» браках в Белоруссии

«Российская газета» о безработице в мире
«Новые известия» о кризисе и рынке труда
«Коммерсантъ» о новых прогнозах безработицы
«Ведомости» о снижении зарплат
«Труд» о постдипломной мобильности
«Ведомости» о готовности россиян переквалифицироваться
«Коммерсантъ-Деньги» о кризисе и нянях
«Коммерсантъ» о зарплатах для неработающих матерей
«Коммерсантъ» о безработице и олимпийских стройках
«Казахстанская правда» о проблемах занятости в Казахстане
«Вечерний Бишкек» о дошкольном образовании в Киргизии
«Казахстанская правда» о старте переписи в Казахстане
«Белорусские новости» о предстоящей переписи населения Белоруссии
«The Washington Times» о шариате в Чечне
«Медновости» об американке, родившей восьмерых близнецов

… о постдипломной мобильности

Дипломы на ветер

Половина россиян с дипломами о высшем образовании не работает по полученной в вузе специальности. К такому выводу пришли авторы совместного исследования Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Росстата.
Молодой социолог Дмитрий увлекся фотографией настолько, что стал профессиональным фотографом. Сначала он предлагал свои услуги журналам, потом стал проводить съемки на заказ, а позже совместно с друзьями открыл фотостудию.
"В университет я приезжал на собственной "Ауди". Деньги на машину я заработал, будучи фотографом. Бывало, принимал зачеты в джинсах, футболке, с тремя серьгами в ушах, так как приезжал прямо со съемок - не успевал переодеваться. Девочки-студентки приходили в мини-юбках одна короче другой и так смешно краснели", - вспоминает он. Год назад Дмитрий перестал преподавать и окончательно переключился на фотографию.
В школьные годы Юрий, молодой человек брутальной внешности, собиравший волосы в хвост, должен был стать биологом. Во время учебы в вузе он отправлялся во все экспедиции, ночевал на Полярном Урале и был абсолютно предан выбранной профессии. Когда он был на 4-м курсе, произошло два важных события: Юрий заболел астмой (а это делало опасными все походы) и влюбился. "На походы и пиво деньги я находил всегда, но девушка требует больших затрат. К тому же ее бы мало заинтересовал безработный студент", - вспоминает он.
Будущий биолог начал работать вместе со своим другом - занялся разработкой и продвижением интернет-сайтов. Постепенно Юрий втянулся, стал получать приличные деньги. Диплом биолога ему не пригодился.
Социологи называют такую "миграцию" постдипломной мобильностью. Это ситуация, когда человек с высшим образованием работает не по профессии, указанной в дипломе. Причины мобильности бывают разные: если инженер работает в должности директора, то это мобильность "вверх"; а вот когда профессиональный врач становится простым продавцом, то это мобильность "вниз". Если биолог уходит в веб-дизайнеры, то есть когда работа требует высшего образования, хотя и диплом у специалиста иной, то это мобильность "вбок".
Среди опрошенных 60 тысяч человек с высшим или средним специальным образованием только половина выпускников вузов и менее трети обладателей дипломов колледжей и ПТУ работают по специальности. Четверть выпускников вузов и половина выпускников ПТУ работают там, где их квалификация вообще не нужна. Мобильные и неверные
Больше всего социологов удивили инженеры, бывшая элита советского общества. Они оказались чемпионами по "неверности" по отношению к своей профессии: только 36% из них работают по специальности, почти 30% - простыми рабочими.
"Неудивительно, - комментирует директор Центра трудовых исследований Владимир Гимпельсон. - В СССР промышленность была основным работодателем. Когда начались лихие 1990-е и производства останавливались, инженеры были вынуждены уходить в торговлю. Они становились водителями, складскими работниками, офисными служащими".
Среди выпускников колледжей самые шокирующие результаты демонстрируют выпускники естественнонаучных направлений: только 5% из них работают агрономами и лесоводами, почти 70% скатились вниз по социальной лестнице.
Как показали исследования, самые верные своей профессии специалисты - это медики. Почти 80% людей, получивших медицинское образование, остались работать в больницах. Вслед за ними идут компьютерщики (две трети программистов продолжают работать в IT-сфере), математики и юристы (по 60%). Мужчины менее верны своей работе, чем женщины. Исследование проводилось в 2006 году, но к 2008-му мало что изменилось. Кризис, как убежден Владимир Гимпельсон, кардинально эти цифры не изменит. Развенчание мифов
Россия - лидер по числу людей с высшим образованием. 620 человек из 1000 окончили вуз. Этих показателей страна достигла за последние 15 лет, когда открылось множество частных вузов.
"85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Это фантастический результат. Фактически высшее образование стало социально обязательным, без него не сделать карьеру", - говорит ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Но популярность образования обернулась тем, что его качество оставляет желать лучшего. Только в 16% российских вузов проводятся исследования. Это не просто низкий показатель, а запредельно низкий - в развивающихся странах исследования проводятся в 35-40% вузов. В колледжах ситуация не лучше: их выпускники зачастую становятся простыми рабочими, а значит, существенная часть российских средних специальных учебных заведений функционирует как ПТУ. Во-вторых, в учебных заведениях сохраняется слишком много специализаций, и, когда спрос меняется, выпускник тут же оказывается за бортом. Эксперты не смогли сказать, сколько выпускников в каждой области нужно подготовить, чтобы все они работали по специальности.
"Мы ушли от плановой экономики, поэтому востребованность специалистов определяет рынок, - пояснил Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ. - Никто заранее не может спланировать, сколько специалистов нам понадобится через 10 лет. Вузы должны сами улавливать сигналы рынка".
Но одно можно сказать точно: в России нет перепроизводства юристов и экономистов, как принято считать. Профессионалов не хватает во всех сферах занятости. "Только 30 тысяч экономистов из 300-400 тысяч, которых каждый год выпускают вузы, имеют необходимые профессиональные навыки. А потребность в них составляет 150 тысяч, так что одни устраиваются на приличную работу, а другие уходят в смежные профессии или находят работу классом ниже", - пояснил Ярослав Кузьминов.

Продлить образование
Ярослав Кузьминов сделал пессимистический прогноз, касающийся трудоустройства выпускников вузов 2009-2010 годов. Поскольку в последние годы предприятия были вынуждены тратить по 500 млрд. рублей в год на дополнительное обучение выпускников, сейчас им будет выгоднее нанять людей с производственным опытом. Поэтому 30-50% выпускников не найдут работу в течение трех месяцев после выпуска.
Исследователи предложили свои меры для изменения ситуации. Первое: чтобы 50% выпускников смогли воспользоваться полученными в вузе знаниями, необходимо резко сократить огромное - доходящее до 600 наименований - количество специальностей, оставшихся в вузах с советских времен. Не учить филологов на теплоэнергетических факультетах, а переводчиков в технических вузах. Вторая мера: сделать массовым образование на уровне бакалавриата в соответствии со склонностями человека, а после четырех лет обучения давать профессиональные навыки. И, наконец, предложить государству оплачивать практику выпускников на предприятиях, владеющих новыми технологиями, чтобы повысить их цену.
Это предложение уже нашло поддержку: в докладе экспертного совета при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова рекомендуется в период кризиса любой ценой удержать студентов в вузах, ведь работать молодежи будет негде. В частности, всем бакалаврам предоставляется возможность бесплатно продолжить обучение по магистерским программам, а магистрам - возможность бесплатно поступить в аспирантуру. Бюджетных мест, считают авторы доклада, должно быть больше, а выпускникам техникумов нужно максимально упростить поступление на 3-й курс вуза.

Дарья ВАХРУШЕВА. «Труд», 3 марта 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.