Rambler's Top100

№ 353 - 354
17 - 30 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о прогнозах численности населения России
«Независимая газета», «Новые известия» и NEWSru.com о проблемах призыва в армию
«Коммерсантъ» о росте затрат на медицинскую помощь
«Бизнес-журнал» о ситуации на рынке труда до кризиса
«Российская газета» и «Ведомости» перспективах российского рынка труда
«Ведомости» о необходимости борьбы с безработицей
«Вечерний Бишкек» о рынке труда Киргизии
«Время новостей» о рынке труда Москвы
«Бизнес-журнал» о законе «О занятости населения в Москве»
«Независимая газета», «Комсомольская правда», «Независимая Молдова», «Коммерсантъ» и «Российская газета» о рынке труда и привлечении гастарбайтеров

«Коммерсантъ» о предложениях по регулированию внешней трудовой миграции
«Российская газета» о плавающих квотах
«Новая газета» о «ненужных» мигрантах и борцах с ними
«The Guardian» о злоупотреблениях на убежище в Европе
«Gazeta.kz» о возможном осложнении в Киргизии с возвратом гастарбайтеров
«Вечерний Бишкек» о распространении неграмотности в Киргизии
«Независимая газета» о межкультурном диалоге, терпимости и нетерпимости
«Новые известия» о вымирающих городах
«Российская газета» о модернизации и традициях
"Коммерсант" о прогнозах национальной разведки США

… о распространении неграмотности в Киргизии

Ученье - свет, неученых - тьма

40 тысяч детей в Кыргызстане не посещают школу. И это в стране, которая провозгласила своими главными принципами всеобщее школьное образование и поголовную грамотность.

Дождевой червь сомнения
Эту шокирующую цифру огласил центр изучения общественного мнения "Эл- Пикир", который по заданию Министерства образования и науки и при поддержке ЮНИСЕФ провел в школах республики исследование по посещаемости. Интересно, что до сих пор во всех официальных отчетах фигурировали совсем другие данные, согласно которым 97 (!) процентов детей в нашей стране охвачены школьным образованием. То есть неучами считались только три процента подрастающего поколения.
По этому показателю в ооновском реестре развивающихся стран Кыргызстан причислен к списку относительно благополучных государств. Международные эксперты, без сомнений, сделали смелый прогноз, что до 2015 года мы легко достигнем 100-процентной грамотности. Теперь, когда открылось истинное положение дел, никто не берется предположить, сможет ли страна выполнить взятые на себя обязательства в отношении всеобщего образования.
"Вместо того чтобы сидеть и слушать о строении внутренних органов дождевого червя, я бы уже денег заработал!" - раздраженно бросил учителю зоологии ученик одной из нарынских школ. С тех пор за партой его не видели, зато на местном базаре он и еще целая ватага подростков - завсегдатаи. Одни лепешками и прочей снедью торгуют, другие тачки с товаром катают, третьи обувь прохожим чистят. Кто-то выбрал самый легкий путь - опустошает кошельки зазевавшихся покупателей.
Почти 44 процента работающих детей признались, что не вернутся в школу, даже если родители будут давать им деньги на карманные расходы. Юные трудяги убеждены: учеба - это напрасная трата времени и зарабатывать себе на жизнь можно и без всякой "корочки". И самое ужасное, что родители полностью разделяют это убеждение. Из 3516 детей 1477 ответили, что родители запрещают им ходить в школу! Только 43 ребенка признались, что сами не желают учиться.
69 процентов опрошенных детей сказали, что папы и мамы никак не отреагировали, когда узнали, что они не ходят на уроки. Лишь 8 процентам несостоявшихся школьников досталось от родителей за прогулы. "Знать азбуку необязательно. Главное, знать, как заработать себе на хлеб", - формулируют свою примитивную философию нерадивые взрослые. Многие даже гордятся своими чадами, которые уже в таком раннем возрасте "приносят в дом копейку".
В прошлом году социологи "Эл-Пикира" обследовали 27 школ и выяснили, что в течение всего учебного года на занятиях отсутствовало почти 15 процентов учащихся. Когда стали выяснять причины, то оказалось, что максимальное количество пропусков приходится на время сельскохозяйственных работ - сентябрь-ноябрь и апрель-май.
Конечно, есть семьи, где понимают, что ребенку необходимо учиться, что никакие деньги не искупят загубленное детское здоровье и психику и что в будущем никаких радужных перспектив такого неуча не ждет. Они понимают это и все равно взваливают на детей часть своих обязанностей или подталкивают их к самостоятельной жизни, чтобы за счет маленьких работяг улучшить материальное положение семьи.

Ботинки на троих
По данным независимого исследования, около 700 тысяч детей в Кыргызстане живут в семьях, где уровень дохода не превышает порога бедности. При этом более 45 тысяч маленьких граждан воспитываются без отцов, матери в одиночку тянут все заботы по дому. В селах вообще аховая ситуация, здесь только 30 процентов семей имеют постоянную работу, остальные в лучшем случае заняты подсобным хозяйством или сезонными работами по найму.
Безработные родители не в состоянии даже одеть и обуть детей к новому учебному году, не говоря уже о том, чтобы купить им школьные принадлежности. Одна пара ботинок и одна куртка на двоих, а то и на троих детей-погодок - для глубинки обычное явление. В школу они тоже ходят по очереди, когда есть в чем выйти. Многие дети попросту стесняются выглядеть хуже своих сверстников и предпочитают вообще не ходить в школу.
Еще одна причина, по которой дети перестают учиться, связана с тем, что они остаются в доме за няньку, пока взрослые работают. Забота о младших братьях и сестрах практически полностью ложится на плечи старших детей. Согласно последним статистическим данным, средняя кыргызская семья состоит из 8-10 человек, из которых взрослых только двое-трое, остальные - дети, причем разница в возрасте между ними, как правило, незначительная, в среднем 2-3 года. Ученики из многодетных семей зачастую отстают в учебе, потому что часто и подолгу пропускают занятия из-за домашних дел.
Директор нарынской школы имени Чкалова рассказала случай, когда мать категорически запретила дочери посещать школу после 7-го класса. Она обязала ее сидеть дома и присматривать за новорожденным братом. "Два года мы пытались вернуть девочку в школу, она ведь неплохо училась и была очень смышленой. Но ничего не вышло. В конце концов, мать отправила обоих детей к родственникам в Токмак, и как сложилась судьба нашей ученицы, неизвестно", - рассказывает директор школы.

Школьники-гастролеры
Еще одна категория потенциальных неучей - это дети мигрантов. На протяжении последних пяти лет общая численность учащихся в дневных общеобразовательных школах ежегодно сокращается в среднем на 9 тысяч человек. Причины две: снижение рождаемости и миграция, как внешняя, так и внутренняя. Отток населения очень сильно влияет на наполняемость школ. Например, из 6661 ученика, поступившего в 2002/03 учебном году в первый класс, в 2006/07-м осталось чуть больше 6 тысяч. Мигранты, как правило, не имеют постоянного места жительства и прописки, арендуют жилье в разных районах и переводят детей из одной школы в другую. Понятно, что постоянные переезды сказываются на успеваемости школьников-гастролеров и их прилежании. А родители слишком заняты добыванием хлеба насущного, чтобы, выражаясь языком методистов, "проводить немедленную коррекционную работу" со своими педагогически запущенными чадами.
Во времена Союза в Киргизии были открыты специальные школы-интернаты, где жили и учились дети, чьи родители в силу профессии подолгу отсутствовали. Это был просто идеальный вариант, например, для чабанов. Их дети всегда были под надежным присмотром. Несмотря на то, что такие интернаты всегда были очень востребованы, из-за отсутствия финансирования всех их перепрофилировали в стандартные общеобразовательные учреждения.

Матрица бездействия
А вот в городских школах и гимназиях основная причина того, что дети туда не ходят, - конфликтные отношения с одноклассниками и учителями. Согласно данным Центра общественного мнения и прогнозирования, 38 процентов школьников пропускают уроки из-за издевательств и унижений со стороны сверстников. 11 процентов не ладят с чересчур строгими и несдержанными наставниками. Удивительно, но такие причины, как школьный рэкет, проблемы с транспортом, сложная программа, холод в помещениях и прочие социальные проблемы, на посещаемость существенно не влияют.
Вернуть вынужденных и добровольных прогульщиков снова за парту не так-то просто. Ни одна школа не заинтересована принять ребенка, имеющего такие огромные пробелы в образовании, потому что с ним слишком много хлопот. Никаких надбавок учителю за индивидуальное репетиторство в бюджете не предусмотрено, а даром тратить свое личное время, понятно, никому не хочется. Не выделяет государство никаких финансов и на так называемые классы выравнивания, где ученики, которые долго не посещали школу, имеют возможность наверстать упущенное.
Самое интересное, что с момента обретения Кыргызстаном независимости был принят целый ряд государственных программ в сфере образования. Среди них "Концепция развития образования и науки", "Государственная доктрина образования", национальные образовательные программы "Билим", "Жеткинчек", "Новое поколение". В уставе каждой из них одной из главных задач значится контроль качества обучения и обеспечение 100-процентной посещаемости школ. Однако ни в одном из перечисленных проектов нет конкретной "матрицы действий" и ничего не сказано о тех, кто ответствен за эту работу. А главное, нет ни слова об источниках финансирования. Неудивительно, что все эти стратегии и доктрины остались только на бумаге.
Вот совсем свежий пример. В Указе президента "О защите и поддержке детей", изданном в августе прошлого года, перечислены проблемы, связанные с обеспечением прав детей, и меры, которые необходимо принять в этой связи. Но при этом не указано, кто конкретно должен этим заниматься и нести ответственность за исполнение. Что касается финансирования, то, согласно указу, оно должно осуществляться "путем изыскания средств функциональными органами". Что это за органы и кто к ним относится, неизвестно, и уточнять никто не торопится.
В нынешнем году в республике рекордное количество первоклашек - 96 тысяч 397. Но сколько из них доберется до одиннадцатого класса - неизвестно...

Амалия БЕНЛИЯН. «Вечерний Бишкек», 7 ноября 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.