Rambler's Top100

№ 297 - 298
20 августа - 2 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Росбалт» о прогнозах мирового населения
«Независимая газета» о демографическом оптимизме российских властей
«Время новостей» о демографической ситуации в России в первом полугодии 2007 года
«Маарив» о демографических манипуляциях в Израиле
«РБК daily» о капитале за нерожденных детей в Индии
«Время новостей» о ксенофобии и террористической угрозе в предвыборной борьбе в России
«Herald Tribune» о политике и расизме в России
«Независимая газета» о новых избирателях - обладателях советских паспортов
«Итоги» о потребностях России в мигрантах
«Росбалт» об истории миграции и миграционной политики в России
«КоммерсантЪ», «РБК daily» и «Сити FM» о переводах трудовых мигрантов и финансовом мониторинге
«Московский комсомолец» о положениях проекта миграционной программы Москвы
«Московские новости» о квотах на трудовых мигрантов в Москве
«Время новостей» о готовящемся к заключению соглашении между Москвой и Душанбе по найму 200 тысяч трудовых мигрантов
«Время новостей» о спецгостиницах для мигрантов в Москве
«Газета.Ru» о грядущей в Москве «зачистке» мигрантов-иностранцев
«Независимая газета» об иностранной преступности в России
«Газета» о поедании мигрантами животных
«Postimees» о соглашении между РФ и ЕС о реадмиссии

«Сейчас» о «голубой карте» для украинцев в ЕС
«Mignews.com.ua» об упрощении работы в Польше для жителей Украины и других стран СНГ
«Хартия’97» о законопроекте о зарубежных соотечественниках в Белоруссии
«Страна.Ru» о сокращении эмиграции в ФРГ из постсоветских стран
«Независимая газета» о том, как Германия и Калининградская область немцев не поделили
«Daily Telegraph» об изменении этнической структуры населения США
«Радио России» и «Время новостей» о китайцах в России
«Der Spiegel» о «свадьбах поневоле» женщин-мусульманок, проживающих в Германии
«Новое русское слово» о заработках женщин в США
«Время новостей» и «Коммерсантъ» о неравенстве в зарплатах в России
«Postimees.ee» об исследовании оплаты труда в Эстонии
«Smart Money» о социальном неравенстве и мобильности
«Молодежь Эстонии» о рынке труда Эстонии
«Газета.Ru» о росте современных наций
«The Washington Post» о снижении риска заражения ВИЧ при обрезании
«Новые известия» о проблемах родовспоможения в России
«Время новостей» об истории заселения и планах «броска» на Дальний Восток
«Коммерсантъ-Власть» о 70-летии депортации корейцев
«Известия» о факторах долголетия
«БелГазета» об «инспекторе по демографической ситуации»

… об истории заселения и планах «броска» на Дальний Восток

Второй поход к Тихому океану

Российское государство готово инвестировать новое заселение Дальнего Востока

Дальний Восток можно назвать пасынком России. Гигантский регион на тихоокеанских границах державы в последние годы считается самым отстающим. Население понемногу уезжает в другие регионы страны. Рядом быстро растущий Китай, который часто называется потенциальной угрозой для соседних российских территорий. По крайней мере, никто не отрицает, что в сравнении с соседями мы проигрываем по всем статьям. Осваивать и заселять Дальний Восток так, как китайцы развивают свой правый берег Амура, мы пока не можем.
В последние годы стало ясно, что правительство готово тратить на Дальний Восток солидные деньги. Предполагается, что они смогут дать толчок экономике региона. В течение ближайших шести лет в Приамурье, Приморье, Якутию, Сахалин по московским планам будет закачано 566 млрд. рублей. У федеральных властей есть надежда, что это остановит и миграцию населения из региона, потерявшего за 1990-е и 2000-е годы более миллиона человек. Возможно, это и получится, как получалось в предыдущие века. До сих пор активное заселение Дальнего Востока русским населением чаще всего шло под контролем государства, стимулировавшего освоение далеких земель.

Охотский маршрут
Для начала отметим, что еще полтора века тому назад к Тихому океану мы выходили совсем не так и не там, где сейчас. Ныне обжитая часть российского Дальнего Востока - это в первую очередь Приморье, Сахалин, левый берег Амура. Здесь и самые крупные города, и основная оседлая жизнь. Но русские первопроходцы шли на восток гораздо севернее. Ключевыми пунктами здесь были Якутск, заложенный в 1632 году, и Охотск - небольшой острог, а ныне всего лишь поселок городского типа, давший имя огромному морю. Сюда казаки вышли в 1647 году. Тогда русские поселенцы активно осваивали северные края, двигаясь по Лене, Колыме, Индигирке. В начале XVIII века начато освоение Камчатки, в конце столетия русские добираются до Аляски.
Но если смотреть на современную карту Дальнего Востока России, то окажется, что все эти территории - Магаданская область, Камчатский край, Чукотка, север Хабаровского края - остались почти неосвоенными. На этой огромной территории сейчас проживает около 600 тысяч человек, при этом почти половина приходится на два крупнейших города - Петропавловск-Камчатский и Магадан. В наше время более-менее плотно заселен лишь юг Дальнего Востока -- те территории, куда Россия по-настоящему пришла только в XIX веке. Причиной этого можно считать и Китай, сдерживавший русскую экспансию в течение 180 лет, и то, что сама эта экспансия до XIX века была, мягко говоря, не слишком настойчивой.

«Китайская» пауза
Ключевым документом, почти два столетия регламентировавшим распределение территорий Приморья и Приамурья, стал Нерчинский договор 1689 года. Китайцы, обеспокоенные появлением русских поселений в среднем течении Амура, провели удачную военную кампанию в регионе, захватив в 1685 году острог Албазино - самую восточную точку, куда успели продвинуться казаки. Через четыре года был заключен договор, запрещавший русским селиться в среднем течении Амура. Это оставило нам единственный путь для освоения Дальнего Востока - через Лену и Колымский край к Охотскому морю.
Положение поменялось лишь к середине XIX века, когда у Российской империи оказалось достаточно сил и средств для территориальной экспансии в Приамурье. И к 1860 году Китай сдал юг Дальнего Востока: по Пекинскому договору 1860 года граница между империями пролегала по Амуру и Уссури. Только с этого момента Россия смогла начать освоение этих регионов: в том же 1860 году в заливе Петра Великого основан Владивосток, двумя годами раньше появилась Хабаровка - будущий Хабаровск.
Заселение юга Дальнего Востока серьезно облегчила политика китайцев в XVII--XIX веках. Не позволив русским осваивать Приамурье, пекинские императоры запретили и своим подданным селиться в этом регионе. «Железный занавес» привел к тому, что русские в XIX веке явились на почти неосвоенную территорию: кроме малочисленных коренных народов, здесь не было никого. Впрочем, тогда и русские на Дальнем Востоке вполне могли считаться малочисленной нацией. Например, к концу XIX века население Хабаровска составляло всего 15 тысяч человек, Владивостока - около 29 тысяч человек. Впрочем, и заселение соседней Восточной Сибири шло небыстрыми темпами: Иркутск в то же время насчитывал 51 тысяч человек, Красноярск и того меньше - 29 тысяч.

Ссыльные, военные, геологи
Освоение Дальнего Востока и Сибири шло по нескольким стандартным схемам. Самый известный, но, по-видимому, далеко не главный в истории - ссыльнокаторжный. Так «заселяли» и Сахалин, и Забайкалье, и Колыму, но ссыльные и лагерники после отбытия срока стараются вернуться на Большую землю. Наоборот, первые волны миграции в XVII-XVIII веках - это военно-экономическое заселение. Сибирские казаки двигались на восток в первую очередь за пушниной, устанавливая силой свою власть, закладывая крепости-остроги и обкладывая местное население ясаком. Но эта волна на Дальнем Востоке была крайне малочисленна. Позже, к XIX веку, экономическая и военная модели переселения были разделены и действовали самостоятельно - гораздо более успешно.
Большинство нынешних городов и поселков Дальнего Востока, заложенных в позапрошлом веке, было основано либо как пограничные крепости, либо как военные порты или гарнизоны. Владивосток появился благодаря тому, что бухта Золотой Рог была сочтена генерал-губернатором Муравьевым-Амурским идеальным местом для флота, Хабаровск и Благовещенск выросли из пограничных военных постов. Небольшой ныне городок Николаевск-на-Амуре - это также поначалу стоянка флота, а новую жизнь Петропавловску-Камчатскому дало сооружение укреплений в Авачинской бухте незадолго до Крымской войны. В советское время военное строительство продолжилось: Вилючинск (бывший Петропавловск-Камчатский-50) - основная база советского и российского подводного флота на Тихом океане, Большой Камень в Приморье - завод по ремонту субмарин, район города Свободный в Амурской области - это бывший космодром и место дислокации ракетных частей, а также база дальней авиации и т.д.
Экономическая миграция на Дальнем Востоке шла такими же путями, как и в Сибири: как правило, люди ехали вслед за геологами к залежам полезных ископаемых. Но если западнее основными территориями, где водился длинный рубль, были нефтегазовые бассейны Западно-Сибирской равнины, угольные шахты Кузбасса, рудные месторождения Таймыра, то на Дальнем Востоке во главе всего были золото и алмазы - Якутия, Колыма, Чукотка, ранее Хабаровский край. Кроме того, на Сахалине и в Приморье строились города в районах добычи угля. Еще одним экономическим фактором, привлекавшим население, были порты - в данном случае не только военные, но и мирные, рыболовецкие и торговые, например Находка.

Вдоль по Транссибирской
Пожалуй, ключевым фактором в развитии и заселении Дальнего Востока стал Транссиб - железнодорожная магистраль, достроенная как раз перед революцией, в 1916 году. Эта дорога стала основным путем, связывавшим восток страны с европейской частью России (отметим, что хорошей автомобильной дороги на участке между Забайкальем и Приамурьем до сих пор нет). Без Транссиба заселение Дальнего Востока шло бы еще медленнее, но, как ни странно, и сам Транссиб стал естественным ограничителем освоения этого региона. Именно вдоль этой железной дороги располагаются сейчас основные населенные районы и крупные города. За пределами Транссиба жизни не то чтобы совсем нет, но ее крайне мало.
Итак, на Транссибе или рядом с ним стоят крупнейшие города Дальнего Востока - Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Находка, Артем, Уссурийск, Биробиджан. Третий по величине город федерального округа - Комсомольск-на-Амуре стоит на ответвлении от Транссиба, ведущем к проливу между Сахалином и материком. Вне этой территории в Дальневосточном федеральном округе есть лишь три населенных пункта, где проживает более 100 тысяч человек, - Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Якутск (еще можно вспомнить разве что Магадан, упавший ниже этой отметки уже в последние годы).
В результате этого сложилась удивительная диспропорция: большая часть наших территорий в этом регионе почти не населена, зато имеется «гиперурбанизованный» юг, где лидирует Приморье. Впрочем, и здесь есть свое разделение: в крае, по разным данным, насчитывается два с чем-то миллиона человек, но более половины всех жителей сгрудилось в районе залива Петра Великого - во Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме и соседних поселках. В целом же в 11 крупнейших городах ДВФО живет 2834 тысячи человек, но это составляет 43% всего населения Дальнего Востока.

Государственные люди
Говоря о недонаселенности русского Дальнего Востока, можно, конечно, сослаться на сложные природные условия. Но тяжелым климатом может похвастаться и Сибирь, и соседние провинции Китая. Однако там ситуация все же получше. Например, в Сибирском федеральном округе есть два города-миллионника - Омск и Новосибирск, почти миллионный Красноярск, т.н. Иркутская агломерация (Иркутск и города-спутники общим населением за миллион человек), десятки городов с населением за сотню тысяч человек и т.д. В соседних областях Китая (севернее того же Владивостока) живут десятки миллионов человек. А на нашем Дальнем Востоке - 6,8 млн. человек и опасная тенденция к миграции людей на запад страны.
Есть и другое объяснение: Дальний Восток заселялся по воле государства и стал терять население, как только Москва предоставила его своей собственной судьбе. Нельзя не заметить, что самостоятельно русские к Тихому океану почти не ехали. И практически все переселенческие волны не состоялись бы, если бы центральная власть прямо или косвенно не стимулировала освоение региона. Лишь первопроходцы в XVII веке шли сюда по своей воле, но их количество было крайне мало.
Первая большая волна поселенцев пришла на Дальний Восток во второй половине XIX века - вместе с военными осваивалась новая граница. Но даже обнаружение запасов золота тогда не привело к массовой миграции. Для сравнения можно вспомнить, что золотая лихорадка в Калифорнии в середине позапрошлого столетия привела к одномоментному выезду на тихоокеанское побережье США нескольких сот тысяч человек и дала старт превращению этой отдаленной глуши в процветающую и густонаселенную территорию. Поддерживаемые государством переселенческие крестьянские программы во второй половине XIX и начале XX века привели к увеличению миграции в тихоокеанский регион, но существенного влияния не оказали.
Резкий рост населения Дальнего Востока начался лишь в XX веке. Самым известным государственным проектом, объединившим все схемы заселения, можно считать Комсомольск-на-Амуре. Построенный в 1930-х годах руками заключенных, город даже сейчас насчитывает 275 тысяч человек. Причем он работает как на военную, так и на гражданскую промышленность (помимо знаменитого самолетостроительного завода здесь есть и вполне «штатские» производства). Но по большому счету Комсомольск-на-Амуре был одним таким проектом на Дальнем Востоке.

Возвращение Госплана
Последним советским проектом по освоению Дальнего Востока была Байкало-Амурская магистраль - дублер Транссиба, проходящий севернее старой трассы. Начатый в 70-х годах прошлого века, он был вчерне закончен к концу перестройки, но отдельные участки достраивали уже в наше время (знаменитый Северо-Муйский тоннель открыли лишь в декабре 2003 года). Но повторения успеха Транссиба не случилось - большинство бамовских поселков так и не стали полноценными городами и существуют скорее по инерции. Есть, впрочем, точка зрения, что БАМ просто опоздал: магистраль была построена как раз тогда, когда вливания государства в экономику прекратились. Дорога оказалась ненужной, без Госплана освоением территорий вокруг магистрали никто заниматься не пожелал.
По-видимому, когда возник вопрос о том, что Дальний Восток теряет население, в правительстве сочли, что ничего лучше советской методики госфинансирования для развития региона придумать не получится. Поэтому ожидается, что в ближайшие годы должно произойти возвращение государства. Дальнему Востоку до 2013 года обещано 566 млрд. рублей. Эту цифру в начале августа 2007 года назвала правительственная комиссия по развитию региона. Из них более 426 млрд. рублей - это деньги федерального бюджета, остальное, как предполагается, дадут местные власти и частный бизнес. Это вполне укладывается в историческую схему: государство инвестирует в Дальний Восток, не ожидая инициативы от людей и бизнеса.

Дороги и демография
По-видимому, большая часть денег, которые будут тратиться на Тихом океане, пойдет в сферу транспорта. Сейчас здесь уже осуществляются два больших и весьма дорогостоящих проекта. Во-первых, «восточная труба», по которой нефть из восточно-сибирских месторождений к началу 2009 года должна дойти до приамурского Сковородина, а в следующем десятилетии - до приморских портов. Во-вторых, железная дорога к Якутску - сложнейший проект, на который не осмеливались замахнуться даже в эпохи комсомольских строек. На последнюю стройку в программе закладывалось 30 млрд. рублей. Кроме того, должны строиться автодороги, энергетические объекты и даже «офисно-оздоровительный» комплекс на острове Русский близ Владивостока. Там планируется в 2012 году провести саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, для чего бывшую военную базу планируется превратить в гибрид курорта с деловым центром, связанным мостом с материковой частью города. На это в программе выделено 100 млрд. рублей.
В программе развития Дальнего Востока и Забайкалья есть и демографические ориентиры. Так, предполагается, что успех проектов позволит увеличить население региона на 10%. Пожалуй, с китайцами нам все равно не конкурировать. Хотя, может быть, удастся повернуть тенденцию вспять и остановить выезд населения. Что само по себе будет большим успехом.

Владимир ДЗАГУТО. «Время новостей», 20 августа 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.