Распространенная вчера СМИ информация о том, что Россия начинает прием ходатайств о реадмиссии из стран ЕС, в Эстонии недействительна до тех пор, пока не подпишут исполнительный протокол.
«Соглашение между РФ и ЕС о реадмиссии не вступило в силу, так как не подписан исполнительный протокол между курирующими ведомствами, в нашем случае — между Федеральной миграционной службой РФ и Департаментом гражданства и миграции (ДГМ) Эстонии», — пояснил пресс-секретарь посольства России в Эстонии Максим Козлов.
Задача департамента
Процедуру возвращения в Россию незаконно пребывающих в странах Евросоюза мигрантов начинать нельзя, пока подписанные весной соглашения с Россией об упрощенном визовом режиме и реадмиссии не вступили в силу.
На вопрос, сколько в Эстонии может быть нелегалов, завбюро по вопросам нелегальной иммиграции визового и иммиграционного отдела ДГМ Мартин Сепп сказал, что нелегальная иммиграция — это латентное явление, поэтому сказать, сколько в нашей стране находится таких лиц, невозможно.
Согласно данным эстонского ДГМ, в 2006 году в Эстонии зарегистрировали 2069 лиц, пребывающих в стране на нелегальных основаниях, а с 1 января по 31 июля таких лиц было 905.
По словам Сеппа, дальнейшая судьба нелегалов зависит от конкретных обстоятельств. В трудных случаях они подлежат высылке из страны, но в большинстве случаев им сначала предлагают ходатайствовать о легализации. «Цель работы ДГМ заключается не в том, чтобы непременно наказать нелегала, важно, чтобы у человека были легальные основания для нахождения в стране», — сообщил он.
По эстонскому законодательству, нелегал — это иностранец, нелегально находящийся в ЭР. По этому поводу можно возбудить дело о проступке и выслать нелегала из страны.
По данным Сеппа, на территорию Российской Федерации по договору о реадмиссии еще не выслали ни одного человека, так как это длительный процесс. Эстония уже представила России свои ходатайства о реадмиссии.
Подавать ходатайства о реадмиссии — дело не добровольное и не зависящее от желания отдельных лиц. Это относится к вопросам межгосударственных отношений. По словам Сеппа, обращение какого-либо человека в посольство страны своего происхождения — это вопрос отношений между этим лицом и посольством.
Кроме того, наличие паспорта и основание на пребывание в стране — не одно и то же. Основание для пребывания в стране означает, что для прибытия и пребывания в Эстонии у иностранца должно быть законное основание, требования к ним перечислены в статье 51 Закона об иностранцах.
Что касается вопроса о пребывании в Эстонии пенсионеров вооруженных сил РФ, то, по словам Козлова, они не могут считаться подлежащими реадмиссии, поскольку не входят в категорию лиц, не имеющих незаконных оснований на проживание в Эстонии.
Программа переселения
«Такое основание закреплено во второй статье «Соглашения по вопросам социальных гарантий пенсионерам вооруженных сил РФ на территории ЭР от 28 июля 1994 г.», в соответствии с которым эстонская сторона взяла на себя обязательства предоставить пенсионерам вид на жительство», — сказал Козлов.
Что касается мер по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, — здесь надо отличать нелегалов и добровольных переселенцев. Эта программа внедряется в Эстонии с начала года, и, по словам Козлова, уже 70 человек изъявили желание переселиться на территорию России, отдав предпочтение Калининградской области.
Ксения РЕПСОН. «Postimees» (Эстония), 16 августа 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)