Rambler's Top100

№ 275 - 276
5 - 18 февраля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о национальных проектах и миграции
«Время новостей» об успехах миграционной политики глазами властей
«Коммерсантъ» о числе иностранцев на российских рынках
«Российская бизнес-газета» и «Итоги» о первых итогах действия новой российской миграционной политики глазами руководства ФМС России
«Новая газета» о новациях российской миграционной политики
«Эксперт» о проблемах российской миграционной политики
«Российская бизнес-газета» о последствиях миграционных устрожений
«Коммерсант» об отмене квот для торговцев на московских рынках
«Независимая газета-Дипкурьер» о реакции в странах СНГ на изменения в российской миграционной политике
«Вечерняя Москва» о реакции властей Москвы на увеличение миграционной квоты
«Новые известия» о миграции из Москвы
«Профиль» об экономике миграции
«Независимая газета» и «Коммерсантъ» о миграции и росте ВВП
«РБК daily» и «Независимая газета-Дипкурьер» о миграции и рынке труда России
«Российская газета» о миграционных квотах глазами руководителя Роструда
«Бизнес» об упрощенных гостиницах для гастарбайтеров
«РБК daily» о возможной передаче в частные руки вопросов миграционного учета
«Невское время» о планах властей Калининградской области по переселению соотечественников

«Эксперт - Северо-Запад» о проблемах внутренней миграции в России
«Совершенно секретно» о миграционной политике США

«День» о миграционной политике европейских стран
«Эксперт-Казахстан» о миграции в странах Азии
«Новые известия» о проблемах межнациональных отношений глазами Общественной палаты
«Экономика и жизнь» о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
«Известия» о ценностях современных россиян
«Независимая газета-Регионы» о перспективах рождаемости в российских регионах
«Беларусь сегодня» о демографической политике в Белоруссии
«Комсомольская правда» о рождаемости в Москве
«Ваше право» об ответственном родительстве
«Suddeutsche Zeitung» о прогнозируемом всплеске рождаемости в Китае
«Российская газета – Неделя» о росте населения и продовольственной обеспеченности Китая
«Медицинская газета» о репродуктивном здоровье российских подростков
«Новая газета» о суицидальной смертности
«Медицинская газета» о российском здравоохранении
«Аргументы и факты» о плачевном состоянии нашей медицины
«Зеркало недели» о «трансплантологическом туризме»
«Парламентская газета» о проблеме курения глазами Грызлова
«Российская газета» о пенсионной системе в России
«Молодежь Эстонии» о предложении по повышению пенсионного возраста в Эстонии

… о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

В заботах о демографии

Постановлением от 30.12.2006 № 865 Правительство РФ утвердило положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Поговорим о том, почему был принят этот документ и что он меняет

Под двумя законами
Обычно подзаконный правовой акт детализирует закон, во исполнение которого он принимается. Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение), в этом отношении неординарно. Оно развивает нормы сразу двух законов: от 19.05.95 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" и от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". В первый из них в последнее время были внесены значительные изменения, а второй, можно сказать, просто новый (мы писали о нем в "Теме номера" "БП" № 2, 2007. - Прим. ред.)
Следует отметить, что изменения законодательства в данной сфере являются следствием стремления руководства страны улучшить демографическую ситуацию в России, которая, по оценкам специалистов, близка к катастрофической.
Положение заменило собой ранее действующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883. Оно вступило в силу 10 января 2007 года и распространяется на правоотношения, возникшие с нового года.
Сразу отметим, что в Положении появился порядок назначения и выплаты нового вида пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, установленного Законом от 05.12.2006 №207.
В целом Положение регулирует назначение и выплату следующих пособий:
1) пособия по беременности и родам;
2) единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
3) единовременного пособия при рождении ребенка;
4) единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
5) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В отношении второго из перечисленных видов лишь констатируем, что данное пособие выдается практически в прежнем порядке, да и его размер, к сожалению, остался прежним - 300 рублей.
При утверждении Положения Правительство РФ поручило Минздравсоцразвитию РФ, ФСС РФ, а также другим заинтересованным министерствам и ведомствам давать разъяснения по его применению. Будем надеяться, что эти разъяснения не будут препятствовать гражданам реализовывать свои права, предусмотренные законодательством.

До и после рождения
Пункт 5 Положения содержит перечень лиц, имеющих право на пособие по беременности и родам. В подпункте "б" данного пункта теперь названы также женщины, уволенные в связи с прекращением:
физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
полномочий частных нотариусов;
статуса адвоката;
деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию.
Перечисленные женщины имеют право на данное пособие в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными. Соответственно расширен и перечень документов, необходимых для назначения пособия данным категориям лиц.
Они должны дополнительно представлять решение территориальных органов Федеральной налоговой службы о госрегистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий частных нотариусов, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию.
Согласно п. 9 Положения пособие по беременности и родам назначается и выплачивается всем женщинам за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам.

СПРАВКА
Ранее данное пособие назначалось и выплачивалось за число рабочих дней женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, и женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами.
Изменилась и формулировка определения размера пособия, назначаемого этим женщинам: исключено условие о необходимости учета непрерывного трудового стажа. Согласно подп. "а" п. 8 пособие им выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

СПРАВКА
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 255-ФЗ размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер, установленный Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Согласно ст. 13 Закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" за полный календарный месяц размер данного пособия в 2007 году не может превышать 16 125 рублей.

С пополнением!
Говоря о единовременном пособии при рождении ребенка, прежде всего необходимо отметить повышение его размера с 6000 до 8000 рублей.
Расширен перечень документов, представляемых для назначения данного пособия с учетом ранее не упоминавшихся категорий лиц. Согласно подп. "д", "е" и "ж" п. 24 Положения необходимо представить:
лицу, заменяющему родителей (опекуну, усыновителю, приемному родителю), - выписку из решения об установлении над ребенком опеки (копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью);
иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, а также беженцам, в случае если назначение и выплата пособия осуществляется органом социальной защиты, - копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копию удостоверения беженца;
иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории РФ и не подлежащим обязательному социальному страхованию, - копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года.

Прощай, детдом!
Как уже отмечалось, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью ранее не предусматривалось законодательством.
Согласно п. 27 Положения право на данное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей при усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, если родители:
неизвестны, умерли, объявлены умершими, признаны безвестно отсутствующими;
признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
лишены родительских прав или ограничены в них.

ВНИМАНИЕ!
Из подп. "д" п. 24 Положения следует, что единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицу, заменяющему родителей (опекуну, усыновителю, приемному родителю). Эти же лица имеют право и на пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При этом Положение не оговаривает, что выплата первого из названных пособий исключает выплату второго. Не содержит такого ограничения и Закон № 81-ФЗ. Поэтому есть основания считать, что при передаче на воспитание в семью новорожденного ребенка указанные лица имеют право как на первое, так и на второе названное пособие.
Возникает вопрос: до какого возраста ребенок является новорожденным в целях определения наличия прав на оба пособия? Обратимся к п. 7 Положения, согласно которому при усыновлении ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110 календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
Из системного толкования п. 7, 24 и 27 Положения можно сделать вывод, что лицо, которому передан ребенок в возрасте до 3 месяцев, имеет право как на пособие при рождении ребенка, так и на пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей оно выплачивается на каждого ребенка. Для его назначения и выплаты представляются:
заявление о назначении пособия;
копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
В случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью необходимо дополнительно представить копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей. Перечень таких документов приведен в п. 31 Положения.
Пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов органом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством субъекта РФ. Выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций региональным бюджетам.

Учимся ходить и говорить
Перечень лиц, имеющих право на пособие по уходу за ребенком, расширился. Теперь такое право имеют неработающие жены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств в случаях, если они также проживают на указанных территориях (подп. "з" п. 35 Положения).

СПРАВКА
В 2006 году ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (так оно называлось ранее) выплачивалось в размере 700 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Размер данного пособия повышен, его конкретная величина теперь зависит от категории лиц и количества детей. Вот что следует из ст. 44 Положения.
В размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком пособие назначается лицам, находящимся в таком отпуске или уволенным в данный период в связи с ликвидацией организаций, а также прекращением деятельности лиц, указанных в подп. "б" п. 5 Положения.
К этой же категории относятся уволенные по разным основаниям из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ.
При этом минимальный размер пособия данной категории лиц составляется 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Его максимальный размер не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.
Остальным категориям лиц ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом он не может превышать 100% среднего заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия. В этом случае при определении размера данного пособия учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
Матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, после родов должны выбрать, какое пособие им получать: по беременности и родам или по уходу за ребенком. Если размер пособия по уходу за ребенком выше, то оно будет выплачиваться с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.

Александр ВОСКОВСКИЙ. «Экономика и жизнь», 3 февраля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.