Rambler's Top100

№ 251 - 252
19 июня - 20 августа 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» и "Московский комсомолец" о национальном демографическом вызове
«The Wall Street Journal» о демографических перспективах России
«Русский Newsweek» о проблематичности роста рождаемости в России
«Время новостей» о законе «О материнском капитале»
«Газета» о выездном заседании Совета при Президенте по реализации нацпроектов и демографической политике
«Российская газета» о социально-демографических аспектах разрабатываемой программы развития России
«Зеркало недели» о проблемах матстимулирования рождаемости на Украине
«Gazeta.kz» о семейной политике и демографической ситуации в Казахстане
«НГ-регионы» и «Die Welt» о демографических проблемах России
«Российская газета» о смертности в России глазами делового сообщества
«Независимая газета» о проблемах безопасности на дорогах глазами Нургалиева
«Эхо» о демографических перспективах Азербайджана
«Новые известия» о некоторых итогах переписи в Германии
«Дело» о демографии и рынке труда ЕС
«Независимая газета» о взглядах на миграцию Кофи Аннана
«Время новостей» о миграции глазами деловых кругов
«Коммерсантъ» об экономике иммиграции у нас и на Западе
«Взгляд» и «РИА-Новости» об ожиданиях законодателей от принятия новых законов в сфере миграции
«Regnum» и «Новые известия» о новациях в российском миграционном законодательстве
«KMnews» о вредоносности новых миграционных законов
«Коммерсантъ-Власть» о виртуальной погранслужбе в США
«Известия» и «Gazeta.kz» о трудовой миграции в России

«Известия», «Новые известия» и «Эксперт» о программе по содействию в переселении российских соотечественников
«Российская газета» об условиях возвращения в Россию соотечественников

«Коммерсантъ» о прошлых «возвращениях» в Россию

«Независимая газета» и «Эксперт-Сибирь» о возможностях добровольного переселения соотечественников

«Российская газета» о надеждах на успешность возвращения соотечественников
«Новая газета» об изменении системы приема еврейских переселенцев в Германии
«Новые известия» о конференции «Миграция и развитие России»
«Новые известия» об «этнических анклавах» в Москве
«Коммерсантъ» об «этнической избирательности при проверках документов в московском метро
«Российская газета» об инициативах губернаторов по борьбе с экстремизмом глазами правозащитников
«Новые известия» о «движении на почве антифашизма»
«Евразия» о «коренных» и малочисленных народах
«Независимая газета» об экспорте российских образовательных услуг
«Независимая газета» о «навесе» высшего образования
«Молодежь Эстонии» об интересе к русскому языку у иностранцев словами руководителя Росзарубежцентра
«Коммерсантъ-Деньги» о суррогатном материнстве
«Газета» о проблемах биоэтики
«АиФ Здоровье» о перспективах борьбы со СПИДом в России
«Зеркало недели» об исследовании распространения СПИДа в группах риска на Украине
 «Новая газета» о патерналистских настроениях у россиян
«НГ-сценарии» о российском среднем классе
«Ведомости» о рабочем времени в России
«Зеркало недели» о пенсионной системе на Украине
«Ведомости» о цене насилия на работе
«ВЦИОМ» о главном в воспитании детей
«Коммерсантъ» о программе «Дети России»
«The Wall Street Journal» о вредных зависимостях

… о суррогатном материнстве

Женщины на вынос

Только по официальным данным в России 6 млн. женщин и 4 млн. мужчин страдают бесплодием. Семейные пары, не способные иметь детей, могут найти женщину, которая за вознаграждение согласится родить им ребенка. Во сколько обходятся услуги суррогатной матери и каковы дополнительные издержки такого способа получения потомства, выяснял наш корреспондент Олег Хохлов.
Первый ребенок, зачатый в пробирке, родился 25 июля 1978 года в городке Оулдем в Англии. Этому событию предшествовало больше десяти лет исследований и более 600 попыток экстракорпорального оплодотворения. "Мы были первыми, кто осуществил программу суррогатного материнства в России, - утверждает медицинский директор Международного центра репродуктивной медицины Владислав Корсак. - Первые дети родились в 1995 году. В течение долгого времени мы оставались монополистами в этой области". Сам центр был создан двумя годами ранее в рамках совместного проекта НИИ акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта и Чикагского института репродуктивной генетики.
Суррогатное материнство - относительно новый вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), то есть зачатии вне тела генетической матери и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины.
В большинстве стран Европы суррогатное материнство запрещено законом. Ватикан еще в 1987 году выступил категорически против искусственного оплодотворения и призвал всех врачей-католиков воздержаться от исследований в этой области. Во Франции запрет связан с тем, что суррогатное материнство противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о "неотчуждаемости человеческого тела". В Германии преступлением считается любая попытка "осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, или имплантировать ей человеческий эмбрион", причем ответственность за эти действия возложена только на медиков. В Италии к методу ЭКО имеют право прибегнуть только бесплодные пары. Законы Израиля, Канады, Великобритании и нескольких американских штатов запрещают лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве. В России, а также в США, ЮАР и на Украине суррогатное материнство не только разрешено, но и может иметь коммерческую основу.
Статья 35 закона "Об охране здоровья граждан" закрепляет право каждой совершеннолетней здоровой гражданки России на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, то есть на право стать суррогатной матерью. Деятельность медицинских учреждений регламентирует приказ Минздрава "О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия". Семейный кодекс в статьях 51-й и 52-й - "Запись родителей ребенка в книге записей рождений", "Оспаривание отцовства (материнства)" - также затрагивает проблемы, связанные с суррогатным материнством. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" требует, в частности, чтобы при регистрации ребенка, рожденного при помощи ЭКО, вместе со справкой о рождении был предоставлен документ, подтверждающий согласие суррогатной матери на запись родителями ребенка его генетических матери и отца.
Однако, как считает заместитель председателя президиума Московской центральной коллегии адвокатов Людмила Айвар, "в вопросах суррогатного материнства наше законодательство далеко от совершенства". "Например, суррогатная мать имеет право по закону в последний момент отказаться отдать ребенка его генетическим родителям. Не прописаны также другие важные моменты: возможность использования программ суррогатного материнства не состоящими в законном браке парами, одинокими женщинами или мужчинами. Законодательство устанавливает однозначно лишь то, что суррогатной программой может воспользоваться супружеская пара", - отмечает она.
Суррогатная статистика
Проблема суррогатного материнства актуальна для многих россиян. По данным директора научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Владимира Кулакова, в России на сегодняшний день около 6 млн. женщин и около 4 млн. мужчин страдают бесплодием. Как отмечает главный акушер-гинеколог России, "в России 14,2 млн. девочек и девушек в возрасте от 0 до 18 лет, из них практически здоровы только около 10%, а еще десять лет назад было 30,2% здоровых".
Официальной статистики количества программ суррогатного материнства в России нет. "За 11 лет мы осуществили около сотни программ суррогатного материнства, - рассказывает Владислав Корсак. - Как правило, у нас бывает не более одной программы в месяц". Среди потенциальных суррогатных матерей есть и москвички, но в основном это жительницы регионов. "Я бы мог выделить города Урала, Сибири, а также Иваново, Рязань, Курск и Калугу", - поделился своими наблюдениями директор компании "Росюрконсалтинг" Константин Свитнев.
Cherchez la femme
Искать суррогатную мать можно по-разному. Например, можно попросить оказать деликатную услугу свою родственницу или знакомую. Случаев, когда женщины вынашивали детей для своих близких, предостаточно. В 1994 году в Австралии позволили стать заменяющими матерями сестрам и кузинам генетических родителей. В мае того же года в США женщина родила ребенка своей родной сестре. Обычно близкие люди идут на участие в таких программах безвозмездно. Другое дело, что далеко не все готовы взять на себя материальную ответственность за возможные расстройства здоровья близкого человека во время беременности и после родов.
Можно также обратиться в частные и государственные клиники, занимающиеся репродуктивными технологиями, - как правило, они располагают базами данных потенциальных суррогатных матерей. Чтобы попасть в базу данных, женщина, в соответствии с законом, должна пройти медобследование. "В настоящее время мы занимаемся не только реализацией медицинской составляющей ЭКО, но и поиском суррогатных матерей, - рассказывает Владислав Корсак. - Мы даем объявления, организуем встречи потенциальных родителей с суррогатной матерью. Однако наш центр не вступает с суррогатными матерями в финансово-юридические отношения".
Другой вариант - воспользоваться услугами организаций-посредников, которых в последние годы в России появилось довольно много. Обычно они называют себя юридическими бюро, специализирующимися на семейном праве. У них, как правило, есть сайты в Интернете. Объявления о своих услугах они распространяют также преимущественно через Интернет, реже через печатные СМИ, за счет этих же объявлений они формируют свои базы данных.
Но, как оказалось, специализированные компании не пользуются популярностью ни у женщин, решивших родить ребенка чужим людям за вознаграждение, ни у их возможных клиентов. "У меня был неудачный опыт общения с компаниями-посредниками, - рассказывает суррогатная мать Елена из Кемерова. - Все они предлагают абсолютно невыгодные условия. Компания, в которую я обращалась, выплачивает лишь половину тех денег, которые получает от родителей. В моем случае речь шла о сумме, меньшей чем $10 тысяч".
"Деятельность такого рода компаний не подлежит государственному лицензированию, - объясняет Людмила Айвар. - Это дает возможность заниматься проблемами суррогатного материнства в том числе и аферистам". "Поскольку подобные организации, в отличие от медицинских клиник, специализирующихся на репродуктивных технологиях, фактически существуют вне закона из-за отсутствия лицензии, они не несут никакой ответственности ни перед суррогатной матерью, ни перед генетическими родителями, ни перед самим ребенком, - продолжает она. - На словах они могут обещать что угодно, но я не знаю ни одного случая, когда такие организации брали бы на себя ответственность при составлении договора за здоровье суррогатной матери и общий исход программы".
Единственно правильный путь в данном случае, по ее словам, поиск компании, которая работает в этой области не первый год и имеет финансовые активы для того, чтобы компенсировать потери своим клиентам. Договор при этом должен предусматривать все возможные конфликтные ситуации.
Представители юридических бюро тем не менее настаивают, что ведут цивилизованный бизнес. "Мы предлагаем нашим клиентам пакетный принцип предоставления услуг, - сообщает Константин Свитнев. - Минимальная стоимость такого пакета составляет 500 тысяч рублей, из которых 300-400 тысяч в качестве компенсации выплачивается суррогатной матери". Расценки для провинции практически не отличаются от столичных. "Для россиян наши услуги обходятся в $32 тысячи, из которых $11 тысяч выплачивается суррогатной матери, - рассказывает гендиректор самарского юридического бюро 'Мировой советник' Глеб Пугачев. - Для иностранцев стоимость программы выше на 30-40%. В этом случае пропорционально увеличивается и заработок суррогатной матери".
Стоит отметить, что, помимо баз данных суррогатных матерей, существуют также так называемые черные списки мошенниц. В декабре прошлого года суд приговорил к штрафу в 350 тысяч рублей москвичку Людмилу Вержбицкую, которая уговаривала беременных женщин принять участие в программе суррогатного материнства. Аферистка подделывала для своих подопечных документы о экстракорпоральном оплодотворении и переносе эмбрионов, после чего продавала новорожденных бездетным парам за $20-25 тысяч. Она была признана виновной по двум статьям УК: "Самоуправство" и "Подделка документов".
Часто суррогатные матери и генетические родители находят друг друга и без посредников. "Я рассматривала возможность обращения к компании-посреднику, когда приняла решение найти суррогатную мать для своего ребенка, - рассказывает москвичка Татьяна. - Однако выяснилось, что это может быть связано с рядом проблем. Не только финансовых - меня в первую очередь беспокоит возможность сохранения анонимности. Семья моей подруги нашла суррогатную мать при помощи объявления. Ее опыт оказался успешным". Наталья из Петербурга также обращалась в юридическое бюро, прежде чем разместить объявление о поиске суррогатной матери в Интернете. "Такие компании наживаются на стремлении бесплодных семей завести ребенка. В моем случае это были обыкновенные аферисты, поэтому я отказалась от их услуг, - говорит она. - На мое объявление в Интернете откликнулась женщина из Санкт-Петербурга, которая согласилась на мои условия: $10 тысяч по факту рождения ребенка и $200 ежемесячно с момента беременности. Готовлюсь стать мамой..."
Что касается суррогатных матерей, они прибегают к помощи объявлений, как правило, в надежде заработать больше денег. "Я обращалась в одно московское агентство, - рассказывает Ольга из Самары. - Мне предложили лишь 50% суммы, которую агентство получит от родителей. В Москве я познакомилась с женщиной, которая готовится стать суррогатной матерью по объявлению уже в третий раз. Ее опыт вдохновил меня, теперь я не тороплюсь с выбором. Надеюсь найти семейную пару, которая сможет заплатить мне $30 тысяч".
Впрочем, Ольга признает, что эта сумма может оказаться завышенной. На практике в большинстве объявлений, которые дают бесплодные пары, фигурируют суммы, не превышающие $10 тысяч. Но некоторым суррогатным матерям удается продать ребенка дороже. "Я и мой муж не были до конца уверены, что хотим принять участие в программе суррогатного материнства, поэтому не стали обращаться к посредникам, - рассказывает петербурженка Елена. - На объявление откликнулось около 20 пар из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тюмени и Будапешта. Мы рассчитывали на $17-20 тысяч. Нам удалось найти семейную пару из нашего города, которая согласилась на это условие".
Человеческие инкубаторы
Если бесплодная пара и суррогатная мать нашли друг друга и подписали устраивающий обе стороны договор, им остается обратиться в специализированное медицинское учреждение. "Программы суррогатного материнства проводятся регулярно с 1999 года, - сообщила «Деньгам» Ярослава Прудникова, редактор сайта медицинской клиники репродукции 'Мама'. - Стоимость такой программы может варьироваться от 44 тысяч до 88 тысяч рублей в зависимости от применяемых лекарственных препаратов. Эти деньги являются платой за медицинское обслуживание - мы не занимаемся поиском суррогатных матерей".
Однако гарантий, что все пройдет гладко, нет. "Возможен отказ суррогатной матери отдать ребенка, - отмечает Людмила Айвар. - В нашей стране конфликты такого рода разрешаются в пользу суррогатной матери. Это дает ей возможность шантажировать генетических родителей и требовать увеличения гонорара. Чтобы избежать такой ситуации, нужно четко прописать обязанности сторон в договоре. Должны быть введены штрафные санкции за его нарушение. Например, генетические родители могут обязать суррогатную мать вернуть затраченные на программу деньги в трехкратном размере".
Случается и обратное, когда генетические родители отказываются забрать ребенка, если он, например, родился неполноценным. А иногда вместо одного "заказанного" ребенка рождаются близнецы. Не так давно в одном уральском роддоме в рамках программы суррогатного материнства на свет появилась тройня. Поскольку в договоре, заключенном между семьями двух сестер, речь шла лишь об одном ребенке, суррогатная мать получила вместе с обещанными деньгами двоих детей.
Чужие дети
После рождения ребенка и подписания необходимых документов суррогатная мать и генетические родители чаще всего расстаются навсегда. "Не думаю, что мне стоит общаться с ребенком, которого я рожу для чужих людей, - говорит суррогатная мать Ольга из Самары. - Конечно, я бы хотела увидеть его первые шаги, услышать первые слова. Но без тех чувств, которые между нами возникнут, жить будет проще. Кроме того, опыт моих знакомых говорит о том, что генетические родители обычно против таких контактов". "Рано или поздно мой ребенок должен будет узнать о том, каким образом он появился на свет. Однако я против того, чтобы суррогатная мать поддерживала с ним отношения. Мне это будет неприятно", - подтверждает ее слова москвичка Татьяна. "В практике моей компании не было случая, чтобы суррогатная мать общалась с ребенком и его генетическими родителями, - рассказывает Константин Свитнев. - Мне известен только один пример таких отношений. Насколько я знаю, президент компании World Class Ольга Слуцкер не теряет связи с суррогатной матерью своего сына, американкой Люси".

«Коммерсантъ-Деньги», 24 июля 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.