Rambler's Top100

№ 215 - 216
26 сентября - 9 октября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"RBC daily" о концепции демографического развития России
"Yтро.Ru" о демографии и миграции в России
"The Times" о демографической ситуации в России
"Российская газета" о нехватке рабочих рук на востоке страны
"Зеркало недели" о демографических проблемах Украины
"Liberation" о бездетности в Германии
"The Times" о грядущем закате института брака
"Родная газета" о взглядах Ле Пена
"Зеркало недели" о межнациональных отношениях на Украине
"Газета" о религиозном судопроизводстве в Канаде
"Время новостей" о российском гражданстве
"Российская газета" о ЦБД по учету иностранцев
"Зеркало недели" о пенсионном обеспечении на Украине

"Новые известия" о доходах населения и инфляции в России
"Вести (телеканал "Россия)" о детских пособиях
"Время новостей" о плате за детские сады
"РИА "Новости" о правопорядке в российской армии
"Известия" о здоровье и смертности российских военнослужащих
"Новые известия" о распространении СПИДа в армии
"Suddeutsche Zeitung" о СПИДе и мозговой деятельности
"Российская газета" о смертности от сердечно-сосудистых заболеваний
"Gazeta.kz" о женской онкологии
"Независимая газета" и "Российская газета" о российском образовании
"Независимая газета" о зарплате ученых и утечке умов
"The Times" о различиях между мужчинами и женщинами

… о правопорядке в российской армии

Cамоубийственная армия

Правопорядок в войсках зависит от человеческого материала

На сайте Министерства обороны опубликованы данные о преступлениях и происшествиях в армии и на флоте, случившихся в нынешнем году. Статистика, надо сразу сказать, крайне неприятная. 10640 чрезвычайных происшествий за последние восемь месяцев принесли обществу вооруженные силы. Из них 662 со смертельным исходом. И хотя в комитетах солдатских матерей утверждают, что эти цифры явно занижены, даже такое, пусть не совсем точное, количество погибших солдат и офицеров, расставшихся со своей жизнью не в честном бою, не на войне, на защите национальных интересов своей страны, а в повседневных, обычных буднях, никого из здравомыслящих людей не может оставить равнодушным. Ведь за каждой гибелью молодого человека - мужчины в самом расцвете сил (старики в армии не служат) непреходящее горе его родных и близких - матери, отца, жены, малолетних детей, чьи-то рухнувшие, несостоявшиеся надежды, растоптанное счастье…
Говорить и писать об этом очень тяжело.
Удручает и структура этих погибельных ЧП. Самое большое количество смертей - 183 принесли нашим вооруженным силам дорожно-транспортные происшествия и нарушение правил эксплуатации техники, 182 случая самоубийств, 175 убийства в результате нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих, попросту говоря, из-за пресловутой "дедовщины" - всего 80 процентов от всех несчастных случаев с гибелью людей. Ужасающая статистика.
Знаю, кто-то скажет: армия - есть армия, там, где присутствует оружие, сложная и опасная в эксплуатации боевая техника, жесткая административно-командная иерархия, сугубо мужской коллектив, где идет постоянная борьба за лидерство, подобные смертельные случаи, к сожалению, не редкость. Они происходят даже в самых благополучных и богатых вооруженных силах. К примеру, в армии США, Швейцарии или Норвегии. Согласен, спорить с этим утверждением не стану.
Только вот что бросается в глаза, если повнимательнее вглядеться в эту и другую официальную статистику, которую предлагает нам министерство обороны, и поглубже вдуматься в нее. Почти сорок процентов призывников российской армии имели проблемы с правоохранительными органами - судимости, приводы в милицию, состояли в преступных группировках, злоупотребляли алкоголем и употребляли наркотики, а так же совершали суицидальные попытки. 57 процентов призывников имеют ограничения по здоровью и не могут быть направлены в части постоянной боевой готовности и другие режимные части. 44,6 процента нигде не работали и не учились, 25 процентов имеют среднее или незаконченное общее образование, 75 процентов его не имеют. Уже есть цифры, свидетельствующие о том, что в армию приходят юноши, которые не умеют читать и писать. Таких около 3 процентов. Удивляться этому не приходится, как заявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев, - в стране 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних граждан находятся в социально неблагоприятных условиях - беспризорничают или обделены вниманием родителей. Если учесть, что половина из них - мальчишки, то нет ничего странного, что ежегодно в войсках не допускаются к несению боевого дежурства и к караульной службе с оружием более 30 тысяч солдат - каждый двадцатый. А среди нарушений воинской дисциплины военнослужащих срочной службы на первом месте стоит уклонение от выполнения своих воинских обязанностей (24,6 процента), неуставные взаимоотношения (15,2 процента), превышение должностных полномочий, фактически та же "дедовщина", 11,9 процента - преступления в отношении гражданских лиц, 7,3 процента - хищение государственного и военного имущества, в том числе и оружия…
На фоне этих цифр сравнивать ситуацию в родной армии и в армии другой цивилизованной страны, где люмпенов-уголовников и безграмотных в войска не допускают, как-то не хочется.
Не намного лучше обстоят дела и в частях, где служат контрактники. За шесть месяцев этого года, как сообщает начальник Службы кадровой и воспитательной работы минобороны генерал армии Николай Панков, военнослужащими-контрактниками из числа солдат и сержантов совершено девять убийств, еще пять смертей наступило из-за нарушений требований правил безопасности, три самоубийства, три воина утонули, двое погибли в результате дорожно-транспортных катастроф. Контрактники не возвращаются из отпуска (последний такой случай произошел в 76-й дивизии ВДВ, где не вернулись в свою часть 70 солдат и сержантов), пьянствуют, хулиганят и бесчинствуют… Фактически каждое десятое преступление в войсках - на счету этих "горе-профессионалов".
Причины всех этих безобразий не являются секретом ни для руководства вооруженных сил, ни для общества. Генералы, надо отдать им должное, говорят о них открыто. Среди таких причин и низкая правовая культура офицеров, и отсутствие у них системного и комплексного подхода к решению конкретных воспитательных задач непосредственно в войсках, и самоустранение части офицерского корпуса от активной работы с солдатами и сержантами. Их грубость, сквернословие и высокомерное отношение к подчиненным, и, конечно, неудовлетворительная подготовка выпускников высших военно-учебных заведений к работе с личным составом. Нежелание и неумение работать с людьми, "эрозия, разъедающая офицерский корпус", как говорит генерал Панков.
Правда, только в том, что все эти "болячки" широко известны, нет никакого толка. Рецепты, которые предлагают генералы для лечения всех этих застарелых армейских болезней и, не будем лукавить, болезней общества тоже, - сильно оторваны от реальной жизни и носят отрывочный, несистемный и некомплексный, часто половинчатый характер. Тот же генерал Панков сетует на то, что каждый пятый российский офицер, занимающий первичную командную должность, выпускник гражданского вуза, закончивший военную кафедру (всего 15 тысяч человек), в Московском военном округе, в частности, - каждый второй, и у него не хватает знаний и умения для уверенного руководства людьми. Да, скажем прямо, и желания. Очень многие из "двухгодичников", как и солдаты срочной службы, не горят стремлением служить по-настоящему, выкладываться на все сто, - для них пребывание в армии - лишь временный, досадный эпизод в их молодой жизни. Но какой выход из этой неприглядной ситуации "ни Богу - свечка, ни черту - кочерга" нашли военные?
Прямо противоположный тому, какой напрашивается. Теперь с 2008 года выпускников военных кафедр, которые останутся только в 35 престижных вузах, вообще призывать в армию и на флот не будут. ("Элитные специалисты в армии не нужны", услышали мы из уст генерала). А будут заключать контракт на три года или на пять лет офицерской службы с теми студентами, которые закончат учебно-военные центры при других, 33-х "непрестижных" вузах. Там время на обучение командиров взводного и ротного звена будет отведено гораздо больше. Ну, а то, что психология у будущего военачальника - теперь "трехгодичника" останется той же самой, как у человека, в армии временного, никого не волнует. Как и то, что при такой жизненной установке офицера, призванного работать непосредственно с людьми, навести порядок в войсках тоже будет невозможно.
Заменить таких офицеров могли бы сержанты-контрактники. Причем, не только в частях и соединениях постоянной боевой готовности, а во всех без исключения полках, батальонах, ротах, взводах, отделениях и расчетах. Настоящие профессионалы, которые проводили бы с призывниками не рабочий день, с 9 до 18 часов, а почти сутки - от подъема до отбоя, по очереди оставались бы и ночевать в казарме. На таких сержантов, кстати, опираются в армиях НАТО, где еще сохраняется призывная или смешанная система комплектования войск, и, тем более, в профессиональных или добровольческих армиях, как в США, Франции или Великобритании. Но у нас всеобщий набор профессионалов-сержантов по-настоящему даже не декларируется. Полковые, дивизионные школы для их десятимесячной или годичной подготовки, в том числе и на базе закрываемых военных училищ, не планируются. Такие перспективы генералами не озвучены. Нет и обещаний платить подобным сержантам не шесть тысяч, как нынешним контрактникам, в которые не заманишь в армию добропорядочного, волевого, физически развитого и образованного парня, а значительно больше. Примерно столько, сколько платят за такую неимоверно трудную и ответственную работу (а это не работа - служба, в этих словах принципиальная разница) в тех армиях, где опираются на сержанта, как основу укрепления дисциплины и правопорядка в войсках. В министерстве обороны, когда заходит речь о таких сержантах-контрактниках, отвечают: на это нет денег.
Странно. На всяческие эксперименты, вроде объединения и разъединения военных округов, сокращения и воссоздания армий, на другие "мелочи", о которых и говорить-то не хочется, они находятся. На самое необходимое их, как всегда, нет. А, может, нет желания что-то кардинально менять? Уходить от советской, принудительно-подневольной армии к профессиональной армии свободного демократического общества, основанной на всеобщем уважении и неподдельном интересе, как материальном, так и духовном, приносить пользу своей стране и ее вооруженным силам добросовестной и престижной воинской службой.
…В интервью одной из центральных газет министр обороны как-то признался: "Психологически у нас, конечно, армии боятся. Надо прямо признать - да, боятся. Большинство считает, что там холодно, там голодно, там нормальному человеку не выжить. Эти стереотипы надо потихоньку ломать. При всех недостатках, которые я объективно признаю".
И, когда вглядываешься и вдумываешься в, пусть, как утверждают солдатские матери, не совсем точные, но самоубийственные цифры, которые публикует на своем сайте минобороны, невольно приходишь к мысли. Надо всем нам, не только военным, но и гражданскому обществу, предпринимать очень срочные меры для наведения порядка в войсках. Иначе сломать стереотипы, сложившиеся в российском общественном сознании, до 2008 года, когда нам обещают "светлое военное будущее", никак не удастся. Да и не все, стоящие сегодня в строю и готовящиеся встать в него, даже те, кто не собирается этого делать ни при какой погоде, смогут дождаться исчезновения этих "стереотипов".

Виктор ЛИТОВКИН. "РИА "Новости", 15 сентября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.