Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1089 - 1090
30 сентября - 13 октября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Если быть точным" о демографическом прогнозе населения России
"Коммерсантъ" и "Российская газета" об истечении срока миграционной амнистии
"Коммерсантъ" и "NEWS.ru" о борьбе с нелегальной миграцией
"Коммерсантъ" и "Известия" о проблемах с прохождением теста на знание русского языка среди детей иностранцев
"Коммерсантъ" о послаблениях для участников программы переселения соотечественников
"Коммерсантъ" о необходимости притока высококвалифицированных иммигрантов
"Эконс" о влиянии старения населения на экономику
"Независимая газета" об опасности завозных инфекций
"Коммерсантъ" о появлении клинических рекомендаций по контрацепции
"Эксперт" и "NEWS.ru" о мерах поддержки рождаемости
"Новые известия" о рисках ранней беременности

"Коммерсантъ" о праве на аборт
"NEWS.ru" о предложении ограничить продажу контрацептивов семейным парам
"Коммерсантъ" о вакцине от меланомы
"Российская газета" о борьбе с деменцией
"Коммерсантъ" о необходимости обеспечить бесплатный мониторинг глюкозы среди населения
"Коммерсантъ" о предложении включить ожирение в перечень социально значимых заболеваний
"РБК" о предложении отменить обязательную отработку среди части специальностей выпускников медвузов
"NEWS.ru" об антиалкогольной кампании 1985-1987 годов
"РИА Новости" о борьбе ВОЗ с инфекционными заболеваниями
"Коммерсантъ" о росте смертности от холеры в мире
"Лента.Ру" об условиях жизни высокодоходных россиян

о проблемах с прохождением теста на знание русского языка среди детей иностранцев

Со школой не нашли общего языка

Почти 90% детей мигрантов не смогут учиться после введения теста по русскому
Большинство детей иностранцев не смогли пройти тест на знание русского языка, введенный с 1 апреля для поступления в школу. Всего за пять месяцев подано 23,6 тыс. заявлений на зачисление, однако к экзамену допустили лишь чуть более 8 тыс. детей. Из них половина не справилась с заданиями. Дети испытывают трудности из-за недостаточного уровня владения русским языком и "ограниченной речевой практики", сообщили "Ъ" представители регионов. В некоторых субъектах федерации количество иностранцев-школьников, сократилось в семь-десять раз.
Рособрнадзор 10 сентября обнародовал результаты мониторинга экзамена по русскому языку детей иностранцев. Речь идет о тестировании, которое было введено отдельным законом с 1 апреля 2025 года в качестве обязательного условия для приема в школу детей мигрантов. Экзамен включает устные и письменные задания (для поступающих в первый класс достаточно устного теста). На проверку отводится 80 минут, процедура записывается на видео, устные ответы фиксируются с помощью аудиозаписи. В случае неудачи можно сдать экзамен повторно, но не ранее чем через три месяца. За это время ребенку предложат пройти дополнительное обучение по русскому языку.
По данным Рособрнадзора, с апреля по август документы на зачисление в российские школы подали родители 23,6 тыс. детей-иностранцев. Разрешение на прохождение экзамена получили 8223 ребенка (34,8%). Родители остальных не предоставили полный комплект документов: в него входят подтверждение законности нахождения ребенка и его родителей в РФ, а также справка об отсутствии инфекционных заболеваний.

Из числа детей, родители которых предоставили все необходимые документы, на тестирование явились 5,94 тыс. (72%) Успешно тест прошла половина (см. рисунок).
"Ъ" запросил данные в отдельных регионах.
В Санкт-Петербурге, по данным городского комитета по образованию, заявления были поданы на 1124 ребенка, 145 из них предоставили неполный комплект документов. Еще 35 заявителей подали "недостоверные" сведения. Сдать экзамены смогли 257 несовершеннолетних. Таким образом, с введением тестирования в петербургские школы поступило почти в семь раз меньше иностранных граждан: в прошлом году их было 1,75 тыс. человек.
В Нижегородской области число допущенных до обучения в школе иностранцев сократилось в десять раз после ввода экзамена - такие данные ранее приводил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
В Воронежской области подали заявления на 83 ребенка, у 29 был неполный комплект документов. Самые частые причины - нехватка документов, подтверждающих законность нахождения ребенка в РФ, и отсутствие дактилоскопической регистрации. До экзамена допустили 49 детей, на тестирование пришли 40. В дальнейшем 22 из них сдали экзамен (один - со второго раза). Проблемы у детей, поясняют в министерстве образования региона, в первую очередь возникают с "общим владением языком" и "ограниченной речевой практикой" (когда родители не говорят на русском дома).
В Ярославской области чаще всего не хватало документов о прохождении дактилоскопической регистрации и справки об отсутствии у ребенка инфекционных заболеваний. В Краснодарском крае среди основных причин неудовлетворительных оценок - непонимание детьми вопросов из-за недостаточного уровня владения русским языком. В Татарстане с апреля по август 44 из 219 детей не имели полного комплекта документов, сообщили в министерстве образования республики. Чаще всего не хватало документов, подтверждающих легальность пребывания ребенка в стране. У 18 детей в документах выявили "недостоверные" сведения (не уточняется какие).
Отметим, что в июне этого года замглавы МВД РФ Игорь Зубов, выступая в Госдуме, заявлял, что всего в России пребывает свыше 638 тыс. детей-иностранцев, предположив, что "большая часть" из них посещает образовательные учреждения. "То, что большая часть из них не учатся, думаю, это не соответствует действительности. Но, наверное, где-то половина точно по каким-то причинам болтается",- сказал господин Зубов.
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил "Ъ", что обеспокоен числом детей мигрантов, не дошедших до экзамена и не сумевших его успешно сдать.
Тот факт, что в принципе есть несовершеннолетние иностранцы, не посещающие школы, сам по себе является нарушением прав ребенка, отмечает господин Фадеев. "И Конституция, и Семейный кодекс предполагают, что все дети должны учиться. И это ответственность родителей",- отметил он. Валерий Фадеев напомнил, что россиян, не устроивших своих детей в школы, наказывают за неисполнение родительских обязанностей (речь идет о ст. 5.25 КоАП, штраф до 2 тыс. руб.). Такие требования должны предъявляться и к иностранцам, однако грозить им должна не только административная и уголовная ответственность, но и депортация из РФ, считает глава СПЧ.
Основываясь на данных Рособрнадзора, можно сделать вывод о том, что иностранцы пока массово не отказываются от зачисления детей в учебные заведения, заявил "Ъ" директор межрегионального ресурсного центра по адаптации мигрантов и межнациональным отношениям "ПСП-фонд" Борис Панич. Эксперт обращает внимание на то, что большая часть детей "отсеялась" из-за проблем с документами. "Ситуация печальная. Но все-таки, надеюсь, постепенно решаемая, - говорит он. - Если родители находятся в России на законных основаниях, они постепенно смогут научиться собирать нужный пакет документов для своих детей". Что касается результатов сдачи теста, то Борис Панич ожидал "худшего результата". Он напоминает, что с 2026 года в РФ заработает система автоматического обмена информацией о детях-мигрантах (и их семьях) между системой образования и МВД, соответствующий закон уже принят. "Вопрос в том, какова будет дальнейшая политика в отношении родителей, дети которых не пытались или не смогли поступить в школы и, таким образом, не получают обязательного в России среднего образования, и какие санкции будут к таким родителям применяться", - размышляет эксперт.

Эмилия ГАБДУЛЛИНА. Коммерсантъ, 11 сентября 2025 года

Тревожный звонок: тысячи мигрантов отказались вести своих детей в школу

Огромное количество несовершеннолетних иностранцев живут в России, не получая образования
Рособрнадзор подвел итоги кампании по зачислению в российские школы детей-мигрантов. Заявления были поданы на 23,6 тыс. детей, а зачислены оказались лишь около 3 тыс. Но это лишь полбеды: эксперты уверены, что десятки, а то и сотни тысяч несовершеннолетних иностранцев вообще не доходят до школы. В России появились дополнительные курсы по русскому языку для детей-мигрантов, но фактически судьба этих детей пока неясна. В проблеме разбирались "Известия".
Сколько детей не прошли тестирование
По данным Рособрнадзора, за апрель-август документы в школы были поданы на 23 616 детей иностранцев. До тестирования допустили лишь 8223 ребенка - на остальных подали неполный комплект документов.
Тестирование прошли еще меньше - всего 5940 детей. Почему в статистику не попали оставшиеся 2,3 тыс. детей из тех, кто был допущен, в Рособрнадзоре объяснить пока не смогли. Успешно сдали тесты по русскому языку лишь 2964 школьника - это всего 50% от тех, кто проходил вступительное испытание, или 12,6% от общего количества детей, на которых были поданы документы.
Напомним, чтобы учиться в российских школах в 2025 году, дети мигрантов должны были дать 90% правильных ответов в тестировании, в котором было от 10 до 24 заданий в зависимости от класса.
Если ребенок не справился с тестом, он может пересдать его спустя три месяца, сообщили в Рособрнадзоре "Известиям".
Сколько детей мигрантов остались вне системы образования
Таким образом, 20 652 ребенка из семей мигрантов оказались вне образовательного процесса - при том, что в России начальное, основное и среднее общее образование является обязательным.
Профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления (ГУУ) доктор политических наук Владимир Волох указывает на ст. 43 Конституции, где говорится, что каждый имеет право на образование, и дети не делятся на иностранных и российских.
- Поскольку в основном детей не допустили к тестам из-за отсутствия необходимых документов, проблему нужно решать на уровне местных органов власти, - считает Владимир Волох.
Однако детей-мигрантов, которые вообще не посещают школу, гораздо больше. Согласно данным Минпросвещения за прошлый год, в российских школах учатся 179,6 тыс. детей-иностранцев, хотя общее число несовершеннолетних иностранных граждан, по данным МВД России, составляет около 638 тыс. человек. По оценке экспертов, школьников из них должно быть около 400 тыс.
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ Президентской академии Алексей Тищенко отмечает, что многие родители-мигранты, судя по представленной статистике, просто решили не отправлять своих детей на тестирование по русскому языку для поступления в школу.
- Полагаю, что часть родителей насторожила информация о возможном привлечении к административной ответственности, если они не направят ребенка на дополнительное обучение после несданного теста, - сказал он "Известиям".
Научный руководитель АНО "Агентство поддержки государственных инициатив" кандидат педагогических наук Ольга Коровина указывает, что число в 23 616 заявок фиксирует лишь количество семей, решившихся пройти формализованную процедуру подачи документов.
- Примерно половина из детей-мигрантов вообще не охвачена школьным обучением, а это означает, что многие родители не предпринимают попыток подать документы - либо из-за недостатка информации о правилах, либо из-за бюрократических и языковых барьеров, либо по причине намеренного уклонения, когда семья планирует краткосрочное пребывание и не видит смысла интегрироваться в систему образования, - сказала она "Известиям".
Директор благотворительного фонда "ПСП" - межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям Борис Панич напомнил, что изменения законодательства должны улучшить обмен информацией между образовательными учреждениями и МВД. Это подтвердили "Известиям" и в Минпросвещения: региональные органы управления образованием предоставляют информацию об итогах тестирования в МВД России.
- Что будет дальше и будет ли считаться административным правонарушением, если ребенок-мигрант не учится в школе, покажет правоприменительная практика. Возможно, при наличии определенного количества административных правонарушений это будет одним из оснований для того, чтобы выдворить родителей и, соответственно, их детей из России. Но пока неизвестно, будет ли применяться такой подход, - говорит собеседник "Известий".
Насколько сложно попасть в российскую школу иностранцам
Тестирование касается детей любой национальности и становится серьезным препятствием для любых семей иностранцев, которые решились на переезд в Россию. Один из реальных случаев рассказывает гендиректор юридической службы Legality Елена Трейнис. В компанию обратилась семья из Литвы. Томас приехал с женой и десятилетней дочерью, оформил вид на жительство. У семьи - русские предки, все в семье говорят по-русски, а девочка свободно читает, пишет и говорит на двух языках: русском и литовском. В Москве она занимается фигурным катанием. С начала июля родители неоднократно пытались подать документы для устройства ребенка в школу, но всякий раз чего-то не хватало.
- Как минимум шесть раз ходили в МФЦ, но там никто не мог точно сказать, какие документы необходимо приложить для положительного результата записи. Только обращение родителей в департамент образования города Москвы позволило это выяснить, - рассказывает "Известиям" Елена Трейнис.
13 августа заявление в пятый класс было наконец-то принято, а 29 августа стала известна дата тестирования: 3 сентября. Родители готовили девочку, пригласили репетитора, но получить положительную оценку (это, напомним, 90% правильных ответов) не удалось. Русскоговорящего ребенка в школу не пустили.
Подать новое заявление теперь можно только спустя три месяца после проваленного теста. Сейчас родители написали еще одно обращение в департамент. "Известия" также направили запрос по этому поводу в департамент образования и науки города Москвы.
Руководитель программы "Одинаково разные" Ирина Белоусова рассказала "Известиям", что семьи мигрантов всегда возлагают большие надежды на школу как институт социализации и овладения русским языком. Однако сейчас многие отказываются отправлять своих детей в школы, потому что понимают: сдать входное тестирование пока не получится, нужно сначала повысить уровень владения языком.
- Заданная планка очень высока. Представьте себе ребенка 6-7 лет, будущего первоклассника, который отправился сдавать тест: его привели в кабинет к незнакомым взрослым, посадили перед камерой, надели наушники и попросили отвечать на вопросы на неродном для него языке, - пояснила Ирина Белоусова.
Если он не сдаст тестирование, следующий шанс будет только осенью или зимой, а пока он будет готовиться, пропустит важную часть программы первого класса, отмечает эксперт.
Борис Панич отмечает, что если в начальные классы по итогам тестирования поступает больше детей, то в старшие поступить "практически нереально". Он призывает смягчить требования тестов, особенно для потенциальных старшеклассников.
А Алексей Тищенко дополняет, что на фоне этого дети из семей, уже получивших российское гражданство, свободно поступают в школы, даже если не знают языка на достаточном уровне: никаких ограничений для них нет. При выдаче российских документов языковые тесты несовершеннолетним также не делают. Более того, дети, которые сейчас в школы не попали, после получения гражданства смогут поступить туда уже на общих основаниях, уточняет эксперт.
Помогают ли детям сейчас
По данным программы "Одинаково разные", сейчас родители детей, не сдавших тест по русскому языку, получают электронные письма с указанием пройти курсы русского языка и подготовиться к пересдаче.
- Надеемся, что в скором будущем к этим письмам также будут добавлены списки доступных или бесплатных ресурсов, где такие курсы можно пройти. Также выражаем надежду, что кроме демоверсии тестирования институтом ФИПИ будут разработаны тренировочные и подготовительные материалы, - добавили в проекте "Одинаково разные".
В Минпросвещения "Известиям" пояснили, что если тест не сдан с первого раза, родителям предложат записать ребенка на программы дополнительного обучения русскому языку или заниматься с ним самостоятельно. На сайте Минпросвещения есть перечень из 596 образовательных организаций, открытых во всех 89 регионах страны, где можно пройти дополнительное обучение. Также можно задать вопросы на горячую линию по вопросам тестирования детей иностранных граждан. Она работает с 9:00 до 18:00 по московскому времени по телефону: +7 (495)?587-01-10, доб.??3291. Обращения принимаются и по электронной почте: kiseleva-is@edu.gov.ru.
Эксперты считают, что пока полноценная система не выстроена. Ольга Коровина подчеркивает, что нет внятного механизма, который бы позволял перенаправить таких ребят в адаптационные классы, на подготовительные курсы русского языка или альтернативные формы обучения.
- На мой взгляд, ограничить поступление детей в школу, если они плохо знают русский язык, правильно, но нужно дать возможность им на бесплатной основе подтянуть знания, - говорит Борис Панич. - Мы, как принимающая сторона, заинтересованы в том, чтобы дети изучали русский язык, русскую культуру. Школа - это идеальное место для социальной и культурной адаптации.
Эксперт подчеркивает, что даже если эти дети мигрантов потом уедут на родину, для России это возможность охватить влиянием большее количество людей в Средней Азии, где сейчас уровень владения русским языком катастрофически снижается.
Владимир Волох уверен, что должны быть разработаны полноценные программы адаптации. Этими вопросами, по его словам, уже занимаются в Федеральном агентстве по делам национальностей и в ряде субъектов РФ.
"Известия" направили запрос в ФАДН.
Чем заняты дети мигрантов, которые не учатся в школах
Ольга Коровина подчеркивает, что формирование группы детей, которые могут годами находиться вне школы, чревато рядом неприятных последствий. Они лишаются базовых знаний и оказываются вне привычной среды социализации, что ведет к отчуждению и конфликтам с обществом.
- Отсутствие институционального образования повышает риски раннего вовлечения в нелегальный труд или асоциальные практики. Государство рискует потерять целое поколение молодых людей, а это уже стратегическая угроза. Это фактическая потеря контроля за большим сегментом населения, что может привести к формированию замкнутых этнических или мигрантских сообществ, а в перспективе - к росту преступности и экстремизма, - сказала она.
Эксперты отмечают, что сейчас некоторые мигрантские семьи организуют хотя бы минимальное домашнее обучение своими силами, но часть детей оказывается фактически предоставлена сама себе: кто-то занимается бытовыми делами и воспитанием младших детей. Но старшие подростки часто вовлекаются в нелегальный труд, помогая родителям на стройках, в торговле или в сфере услуг, говорит Ольга Коровина.
- В долгосрочной перспективе это создает риск формирования "потерянного поколения" - подростков, не интегрированных в российское общество, не владеющих языком и не имеющих профессиональных навыков. И если сегодня проблема воспринимается как статистика, то завтра это может стать вызовом для экономики, социальной сферы и безопасности страны, - подчеркнула Ольга Коровина.

Сергей ГУРЬЯНОВ. Известия, 12 сентября 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887