Для цитирования: Щербакова Е.М.
Заболеваемость населения России, 2023-2024 годы // Демоскоп Weekly.
2025. № 1073-1074. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2025/01073/barom01.php
|
 |
Заболеваемость населения
России,
2023-2024 годы
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В происшествиях на автомобильных дорогах в 2024 году
погибли 14,4 тысячи человек,
164 тысячи человек ранены
Число пострадавших в происшествиях на автомобильных
дорогах и улицах быстро росло во второй половине 1980-х - начале
1990-х годов и, после снижения во второй половине 90-х годов, в
2001-2007 годах. В 2007 году оно превысило 325 тысяч человек, а
затем стало сокращаться, снизившись до 277 тысяч человек в 2010
году. После некоторого роста в 2011-2012 годах тенденция снижения
возобновилась в 2013-2022 годах. В 2022 году число пострадавших
в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и
улицах сократилось до 173,8 тысяч человек. Однако в 2023 году оно
увеличилось до 181,0 тысячи человек, а в 2024 году, по оперативным
данным МВД, снизилось до 178,4 тысячи человек, что на 2,6% превышает
значение 2019 году но на 38% меньше, чем в 2012 году (286,6 тысячи
человек).
Число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах
и улицах составило в 2024 году, по оперативным данным МВД, 14,4
тысячи человек, что на 0,7% меньше, чем в 2023 году (14,5), хотя
и на 1,6% больше, чем в 2022 году (14,2). С точки зрения долговременных
тенденций, важно отметить, что эти значения вдвое ниже, чем в 2011-2012
годы (по 28 тысяч человек), и меньше, чем во все предшествующие
годы, начиная с 1980 года, несмотря на изменение правил учета погибших
в результате дорожно-транспортных происшествий[19]
(рис. 16).
В происшествиях на автомобильных дорогах и улицах в
2024 году было ранено 164,0 тысячи человек. По сравнению с предшествующим
2023 годом число раненых снизилось на 1,5% (166,5 тысячи человек),
но по сравнению с 2022 годом (159,6 тысячи) на 2,7% больше. Наибольшее
число раненых в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах
было зарегистрировано в 2007 году - 292,2 тысячи человек.
Соотношение числа раненых и погибших в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах увеличилось с 5,0 в 1980 году
и 5,2 в 1993 году до 12,4 в 2019 году, что свидетельствует о снижении
тяжести дорожно-транспортных происшествий. В 2020-2024 годах это
соотношение несколько снизилось, варьируясь в пределах 11,3-11,5.

Рисунок 16. Число погибших и раненых в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах,
тысяч человек, 1980, 1985-2024 годы
Смертность от всех видов транспортных травм, достигла
наибольшей величины в 2003 году - 30,3 умерших на 100 тысяч человек
(43,4 тысячи человек), в последующие годы (за исключением 2008,
2012 и 2023 годов) она снижалась. В 2022 году смертность от всех
видов транспортных травм снизилась до 10,6 на 100 тысяч человек
(15,6 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 8,9 на 100 тысяч
человек (13,1 тысячи человек). В 2023 году смертность от всех видов
транспортных травм немного повысилась, составив 10,7 на 100 тысяч
человек (15,8 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 9,2 на 100
тысяч человек (13,4 тысячи человек).
Число пострадавших на производстве (при несчастных случаях
на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день
и более и со смертельным исходом при выполнении трудовых обязанностей
на территории организации или следовании на работу или с работы
на предоставленном организацией транспорте) довольно устойчиво снижалось
до 2009 года (рис. 17). В 2009 году оно составило 46,1 тысячи человек,
или 2,1 в расчете на 1000 работающих, а в 2010 году увеличилось
на 4,3% - до 47,7 тысячи человек (2,2 в расчете на 1000 работающих).
С 2011 года снижение числа пострадавших на производстве возобновилось
– до 20,5 тысячи человек, или 1,0 на 1000 работающих. В 2021 году
оно немного увеличилось (21,6 тысячи человек), в 2022 снизилось
(20,3), а в 2023 году вновь увеличилось (20,9). В целом можно говорить
о стабилизации производственного травматизма на уровне 20-21 тысячи
человек в год, или 1 на 1000 работающих.

Рисунок 17. Пострадавшие на производстве с утратой
трудоспособности на один рабочий день
и более и со смертельным исходом, 1980, 1985-2023 годы
Заметно сократилось число пострадавших на производстве
со смертельным исходом, но в расчете на 100 тысяч работающих снижение
было менее значительным, причем в отдельные годы отмечался рост
показателя (рис. 18). В 2020 году число погибших на производстве[20]
составило 912 человек, что меньше, чем во все предшествующие годы
статистического наблюдения. По сравнению с 2019 годом число погибших
на производстве снизилось на 14%, а в расчете на 100 тысяч работающих
(4,5) – на 15%.
Отметим, что уровень производственного травматизма со
смертельным исходом заметно увеличился в середине 1990-х годов,
поднявшись до 15,5 на 100 тысяч работающих в 1996 году. Он оставался
практически стабильным на уровне около 15 на 100 тысяч работающих
до 2001 года. Начиная с 2002 года, число пострадавших на производстве
со смертельным исходом снижалось, особенно быстро - в 2008-2009
годах. После снижения до 4,5 на 100 тысяч работающих в 2020 году
значение показателя увеличилось в 2021 году до 6,0 на 100 тысяч
работающих (1207 погибших). В 2022-2023 годах оно немного снизилось
– до 5,3 на 100 работающих (1067 и 1090 погибших соответственно).
Среди погибших на производстве подавляющее большинство
составляют мужчины (92-95%%). Наиболее опасными производствами являются
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (18
пострадавших на производстве со смертельным исходом в расчете на
100 тысяч работающих мужчин в 2023 году), строительство (16), транспортировка
и хранение (12) и добыча полезных ископаемых (11).

Рисунок 18. Пострадавшие на производстве со
смертельным исходом, 1980, 1985, 1990-2023 годы
Не вполне благоприятны тенденции профессиональной заболеваемости,
связанной с условиями работы и профессии (болезни кожи от раздражающих
и токсичных веществ; болезни, вызванные воздействием производственной
пыли; изменением атмосферного давления, и др.). Она неоднократно
возрастала и снижалась на протяжении последних десятилетий, хотя
в целом преобладала тенденция снижения (рис. 19).
В 2023 году было зарегистрировано 3364 человека с впервые
установленным профессиональным заболеванием (отравлением) (на 4,7%
меньше, чем в 2022 году), что составило 7,8 в расчете на 100 тысяч
работающих (8,2 в 2022 году).
Среди заболевших профессиональными заболеваниями также
преобладают мужчины (79-88%% от общего числа) - они чаще заняты
на рабочих местах с вредными и опасными условиями.

Рисунок 19. Численность лиц с впервые установленным
профессиональным заболеванием (отравлением), 1980, 1985, 1990-2023
годы
До середины 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция
роста инвалидности населения в возрасте 18 лет и старше, а после
периода относительной стабилизации в 1995-2003 годах – стремительный
рост в 2004-2005 годах (рис. 20)[21].
Численность лиц, впервые признанных инвалидами, составила в 2004
году 1463 тысячи, а в 2005 году - 1799 тысяч человек. В расчете
на 100 тысяч человек постоянного населения число лиц, впервые признанных
инвалидами, составило в 2005 году 157, увеличившись по сравнению
с 2004 годом на 22,6%, а, по сравнению с 1990 годом - в 3 раза.
В 2006-2008 годах число лиц, впервые признанных инвалидами, быстро
сокращалось, затем сокращение несколько замедлилось. В итоге, число
впервые признанных инвалидами в 2021 году - 536 тысяч человек (46,4
на 100 тысяч человек постоянного населения) - сократилось по сравнению
с 2005 годом в 3,4 раза. В 2022 году число впервые признанных инвалидами
увеличилось на 5,4% (565 тысяч человек), а в 2023 году – на 28,5%
(726 тысяч человек). В итоге уровень инвалидности повысился до 62,4
на 10 тысяч человек, вернувшись к значениям 2014 года и начала 1990-х
годов.
По данным Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации, общая численность инвалидов на 1 января 2024
года составила 11041 тысячу человек. Это на 1,0% больше, чем годом
ранее (10993 тысяч человек), но на 16% меньше, чем на начало 2011
года (13209 тысяч человек).
Значительная часть людей, впервые признанных инвалидами,
входит в группу населения трудоспособного возраста. В 2005 году
она была минимальной – 31,5%, но затем вновь стала расти, поднявшись
почти до 50% в 2010-2011 годах (примерно такой же она была в 2000
и 2003 годах). В последующие годы она снижалась. В 2023 году были
впервые признаны инвалидами 275 тысяч человек трудоспособного возраста,
что составило 37,9% от общего числа впервые признанных инвалидами.

Рисунок 20. Численность лиц, впервые признанных
инвалидами, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990-2023 годы
Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- https://rosstat.gov.ru/
Выборочное наблюдение состояния здоровья населения (СЗН-2024)
-
https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/zdor24/PublishSite_2024/index.html
Российский статистический ежегодник. 2024 и предыдущие
выпуски ежегодника с приложениями -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
Женщины и мужчины России. 2024 -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215;
Здравоохранение в России. 2023 и предшествующие выпуски
статистического сборника с приложениями –
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218
[19] Начиная
с 2010 года в числе погибших в результате дорожно-транспортных происшествий
учитывают погибших на месте дорожно-транспортного происшествия либо
умерших от его последствий в течение 30 последующих суток (до 2010
года – в течение 7 суток).
[20] К численности пострадавших
при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности
на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся
лица, подлежащие учету на основании акта по форме Н–1. Статистическое
наблюдение за травматизмом на производстве ведется с 2004 г. по
видам экономической деятельности по крупным и средним организациям
сплошным методом, по субъектам малого предпринимательства – выборочным
методом. - Российский статистический ежегодник. 2019. С. 148.
[21] До 2000 года - в возрасте
16 лет и более, с 2000 года - в возрасте 18 лет и более.
|