Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1073 - 1074
29 апреля - 12 мая 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Заболеваемость населения России, 2023-2024 годы

По данным Выборочного наблюдения состояния здоровья населения, проведенного в 2024 году, 16% населения 15 лет и старше испытывают трудности в повседневной жизнедеятельности, 27% испытывают боль или дискомфорт

В 2023 году заболеваемость повысилась по всем основным классам болезней, кроме болезней органов дыхания и осложнений беременности, родов и послеродового периода

Число случаев заболевания острыми инфекциями верхних дыхательных путей снизилось в 2023 году на 18%, число случаев заболевания острыми кишечными инфекциями увеличилось на 4%

Выявленная заболеваемость туберкулезом и ВИЧ-инфекцией постепенно снижается

В 2023 году распространенность алкоголизма и наркомании в России немного снизилась

В происшествиях на автомобильных дорогах в 2024 году погибли 14,4 тысячи человек, 164 тысячи человек ранены

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Заболеваемость населения России, 2023-2024 годы // Демоскоп Weekly. 2025. № 1073-1074. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2025/01073/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Заболеваемость населения России,
2023-2024 годы

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В происшествиях на автомобильных дорогах в 2024 году погибли 14,4 тысячи человек,
164 тысячи человек ранены

Число пострадавших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах быстро росло во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов и, после снижения во второй половине 90-х годов, в 2001-2007 годах. В 2007 году оно превысило 325 тысяч человек, а затем стало сокращаться, снизившись до 277 тысяч человек в 2010 году. После некоторого роста в 2011-2012 годах тенденция снижения возобновилась в 2013-2022 годах. В 2022 году число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и улицах сократилось до 173,8 тысяч человек. Однако в 2023 году оно увеличилось до 181,0 тысячи человек, а в 2024 году, по оперативным данным МВД, снизилось до 178,4 тысячи человек, что на 2,6% превышает значение 2019 году но на 38% меньше, чем в 2012 году (286,6 тысячи человек).

Число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах составило в 2024 году, по оперативным данным МВД, 14,4 тысячи человек, что на 0,7% меньше, чем в 2023 году (14,5), хотя и на 1,6% больше, чем в 2022 году (14,2). С точки зрения долговременных тенденций, важно отметить, что эти значения вдвое ниже, чем в 2011-2012 годы (по 28 тысяч человек), и меньше, чем во все предшествующие годы, начиная с 1980 года, несмотря на изменение правил учета погибших в результате дорожно-транспортных происшествий[19] (рис. 16).

В происшествиях на автомобильных дорогах и улицах в 2024 году было ранено 164,0 тысячи человек. По сравнению с предшествующим 2023 годом число раненых снизилось на 1,5% (166,5 тысячи человек), но по сравнению с 2022 годом (159,6 тысячи) на 2,7% больше. Наибольшее число раненых в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах было зарегистрировано в 2007 году - 292,2 тысячи человек.

Соотношение числа раненых и погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах увеличилось с 5,0 в 1980 году и 5,2 в 1993 году до 12,4 в 2019 году, что свидетельствует о снижении тяжести дорожно-транспортных происшествий. В 2020-2024 годах это соотношение несколько снизилось, варьируясь в пределах 11,3-11,5.

Рисунок 16. Число погибших и раненых в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах,
тысяч человек, 1980, 1985-2024 годы

Смертность от всех видов транспортных травм, достигла наибольшей величины в 2003 году - 30,3 умерших на 100 тысяч человек (43,4 тысячи человек), в последующие годы (за исключением 2008, 2012 и 2023 годов) она снижалась. В 2022 году смертность от всех видов транспортных травм снизилась до 10,6 на 100 тысяч человек (15,6 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 8,9 на 100 тысяч человек (13,1 тысячи человек). В 2023 году смертность от всех видов транспортных травм немного повысилась, составив 10,7 на 100 тысяч человек (15,8 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 9,2 на 100 тысяч человек (13,4 тысячи человек).

Число пострадавших на производстве (при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом при выполнении трудовых обязанностей на территории организации или следовании на работу или с работы на предоставленном организацией транспорте) довольно устойчиво снижалось до 2009 года (рис. 17). В 2009 году оно составило 46,1 тысячи человек, или 2,1 в расчете на 1000 работающих, а в 2010 году увеличилось на 4,3% - до 47,7 тысячи человек (2,2 в расчете на 1000 работающих). С 2011 года снижение числа пострадавших на производстве возобновилось – до 20,5 тысячи человек, или 1,0 на 1000 работающих. В 2021 году оно немного увеличилось (21,6 тысячи человек), в 2022 снизилось (20,3), а в 2023 году вновь увеличилось (20,9). В целом можно говорить о стабилизации производственного травматизма на уровне 20-21 тысячи человек в год, или 1 на 1000 работающих.

Рисунок 17. Пострадавшие на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день
и более и со смертельным исходом, 1980, 1985-2023 годы

Заметно сократилось число пострадавших на производстве со смертельным исходом, но в расчете на 100 тысяч работающих снижение было менее значительным, причем в отдельные годы отмечался рост показателя (рис. 18). В 2020 году число погибших на производстве[20] составило 912 человек, что меньше, чем во все предшествующие годы статистического наблюдения. По сравнению с 2019 годом число погибших на производстве снизилось на 14%, а в расчете на 100 тысяч работающих (4,5) – на 15%.

Отметим, что уровень производственного травматизма со смертельным исходом заметно увеличился в середине 1990-х годов, поднявшись до 15,5 на 100 тысяч работающих в 1996 году. Он оставался практически стабильным на уровне около 15 на 100 тысяч работающих до 2001 года. Начиная с 2002 года, число пострадавших на производстве со смертельным исходом снижалось, особенно быстро - в 2008-2009 годах. После снижения до 4,5 на 100 тысяч работающих в 2020 году значение показателя увеличилось в 2021 году до 6,0 на 100 тысяч работающих (1207 погибших). В 2022-2023 годах оно немного снизилось – до 5,3 на 100 работающих (1067 и 1090 погибших соответственно).

Среди погибших на производстве подавляющее большинство составляют мужчины (92-95%%). Наиболее опасными производствами являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (18 пострадавших на производстве со смертельным исходом в расчете на 100 тысяч работающих мужчин в 2023 году), строительство (16), транспортировка и хранение (12) и добыча полезных ископаемых (11).

Рисунок 18. Пострадавшие на производстве со смертельным исходом, 1980, 1985, 1990-2023 годы

Не вполне благоприятны тенденции профессиональной заболеваемости, связанной с условиями работы и профессии (болезни кожи от раздражающих и токсичных веществ; болезни, вызванные воздействием производственной пыли; изменением атмосферного давления, и др.). Она неоднократно возрастала и снижалась на протяжении последних десятилетий, хотя в целом преобладала тенденция снижения (рис. 19).

В 2023 году было зарегистрировано 3364 человека с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением) (на 4,7% меньше, чем в 2022 году), что составило 7,8 в расчете на 100 тысяч работающих (8,2 в 2022 году).

Среди заболевших профессиональными заболеваниями также преобладают мужчины (79-88%% от общего числа) - они чаще заняты на рабочих местах с вредными и опасными условиями.

Рисунок 19. Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением), 1980, 1985, 1990-2023 годы

До середины 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста инвалидности населения в возрасте 18 лет и старше, а после периода относительной стабилизации в 1995-2003 годах – стремительный рост в 2004-2005 годах (рис. 20)[21]. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, составила в 2004 году 1463 тысячи, а в 2005 году - 1799 тысяч человек. В расчете на 100 тысяч человек постоянного населения число лиц, впервые признанных инвалидами, составило в 2005 году 157, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 22,6%, а, по сравнению с 1990 годом - в 3 раза. В 2006-2008 годах число лиц, впервые признанных инвалидами, быстро сокращалось, затем сокращение несколько замедлилось. В итоге, число впервые признанных инвалидами в 2021 году - 536 тысяч человек (46,4 на 100 тысяч человек постоянного населения) - сократилось по сравнению с 2005 годом в 3,4 раза. В 2022 году число впервые признанных инвалидами увеличилось на 5,4% (565 тысяч человек), а в 2023 году – на 28,5% (726 тысяч человек). В итоге уровень инвалидности повысился до 62,4 на 10 тысяч человек, вернувшись к значениям 2014 года и начала 1990-х годов.

По данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, общая численность инвалидов на 1 января 2024 года составила 11041 тысячу человек. Это на 1,0% больше, чем годом ранее (10993 тысяч человек), но на 16% меньше, чем на начало 2011 года (13209 тысяч человек).

Значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. В 2005 году она была минимальной – 31,5%, но затем вновь стала расти, поднявшись почти до 50% в 2010-2011 годах (примерно такой же она была в 2000 и 2003 годах). В последующие годы она снижалась. В 2023 году были впервые признаны инвалидами 275 тысяч человек трудоспособного возраста, что составило 37,9% от общего числа впервые признанных инвалидами.

Рисунок 20. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990-2023 годы

Источники:

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - https://rosstat.gov.ru/

Выборочное наблюдение состояния здоровья населения (СЗН-2024) -
https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/zdor24/PublishSite_2024/index.html

Российский статистический ежегодник. 2024 и предыдущие выпуски ежегодника с приложениями -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994

Женщины и мужчины России. 2024 -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215
;

Здравоохранение в России. 2023 и предшествующие выпуски статистического сборника с приложениями –
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218


[19] Начиная с 2010 года в числе погибших в результате дорожно-транспортных происшествий учитывают погибших на месте дорожно-транспортного происшествия либо умерших от его последствий в течение 30 последующих суток (до 2010 года – в течение 7 суток).
[20] К численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся лица, подлежащие учету на основании акта по форме Н–1. Статистическое наблюдение за травматизмом на производстве ведется с 2004 г. по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям сплошным методом, по субъектам малого предпринимательства – выборочным методом. - Российский статистический ежегодник. 2019. С. 148.
[21] До 2000 года - в возрасте 16 лет и более, с 2000 года - в возрасте 18 лет и более.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887