|
|
Конец
российской модели рынка труда?
Статья первая.
Взгляд из недавнего прошлого
|
|
Над темой номера работал
Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ
|
Нестандартные формы трудовых отношений
"Визитной карточкой" российской модели рынка
труда можно считать разнообразные нестандартные способы адаптации
– работу в режиме неполного рабочего времени и вынужденные отпуска,
вторичную занятость и занятость в неформальном секторе, задержки
заработной платы и теневые выплаты, натуральную оплату и производство
товаров и услуг в домашних хозяйствах населения. Эти приспособительные
механизмы были спонтанно нащупаны самими рыночными агентами с тем,
чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической
и институциональной среды. Чаще всего именно они принимали на себя
первый удар, тогда как адаптация в более устоявшихся формах происходила
позднее и благодаря этому приобретала более сглаженный характер.
«Нестандартность» не означает абсолютной уникальности
таких приспособительных механизмов. Конечно, в различных модификациях
они встречались и в других экономиках. Однако нигде больше их размах
и разнообразие не были столь значительными, концентрация столь плотной,
а укорененность столь глубокой, как в России.
С определенного момента эти способы адаптации начали
восприниматься как повседневная рутина, как общепринятая практика,
как норма трудовых отношений. И это не случайно. В отдельные годы
почти четверть персонала российских предприятий переводилась на
сокращенное рабочее время или отправлялась в административные отпуска;
дополнительные подработки, по данным различных источников, имели
10-15% занятых; неформальной трудовой деятельностью (вне сектора
предприятий и организаций) был занят каждый седьмой работник; в
пиковые годы задержки заработной платы охватывали большинство работающего
населения; неофициальная оплата достигала почти половины от официальной.
Уникальным явлением была и остается занятость в домашних хозяйствах,
где в пик аграрного сезона примерно 40% взрослого населения страны
производит сельскохозяйственную продукцию на своих приусадебных
и дачных участках. И хотя с началом подъема, как мы видели, некоторые
из этих приспособительных механизмов начали выходить из употребления,
другие по-прежнему продолжали активно использоваться, охватывая
значительную часть российской рабочей силы.
Можно было бы предположить, что высокая степень адаптивности,
присущая российскому рынка труда, стала возможной благодаря действующему
в России рациональному, необременительному и легкому в исполнении
трудовому законодательству. Однако это предположение оказывается
прямо противоположным реальности. Все оценки жесткости/гибкости
трудового законодательства, которые разрабатываются и публикуются
различными международными организациями (такими как Всемирный банк,
ОЭСР, МОТ и др.), свидетельствуют, что, с формально-правовой точки
зрения, рынок труда, сформировавшийся в России, относится к числу
наиболее зарегулированных. Так, по шкале жесткости законодательства
о защите занятости, предложенной Всемирным банком, в 2007 г. Россия
имела 44 балла по сравнению со средним показателем для развитых
стран 30,8 балла. По шкале ОЭСР Россия набирала 3,2 балла против
2,0 баллов для всех стран-членов ОЭСР, 2,4 – для стран ЕС и 2,5
– для стран с переходной экономикой. В исследовании Х. Ботеро и
др. "Регулирование труда" жесткость российского трудового
законодательства была оценена в 0,83 балла при медианном значении
для восьмидесяти обследованных стран 0,44 балла, что вообще выводило
Россию на первое место в мире9.
Это означает, что пластичность, присущая российской
модели рынка труда, обеспечивалась не содержанием норм трудового
права (которые были чрезвычайно жесткими и обременительными), а
слабостью контроля за их соблюдением. С институциональной точки
зрения своеобразие российского рынка труда заключалось именно в
том, как работала система инфорсмента – то есть разнообразные механизмы,
призванные обеспечивать исполнение законов и контрактов. В России
они действовали крайне неэффективно. Законодательные предписания
и контрактные обязательства успешно обходились или вообще игнорировались
без опасений, что за этим могут последовать серьезные санкции. Это
резко меняло всю систему стимулов, направлявших поведение участников
рынка, смещая баланс выгод и издержек в пользу того, чтобы действовать
поверх установленных формальных "правил игры".
Действительно, разнообразные «нестандартные» механизмы
адаптации, получившие такое огромное распространение на российском
рынке труда, объединяла важная общая черта – неформальный или полуформальный
характер. В большинстве случаев они действовали либо в обход законодательных
ограничений либо вопреки им. Результатом этого оказывалась деформализация
отношений между работниками и работодателями, в которой были заинтересованы
как те, так и другие.
В табл. 2 представлена простейшая типология рынков труда
в зависимости от двух ключевых параметров – во-первых, жесткости
законодательного и административного регулирования и, во-вторых,
эффективности механизмов контроля за исполнением законов и контрактов10.
Ближайшим аналогом модели 3 (гибкая система регулирования/эффективный
контроль за исполнением законов и контрактов) можно считать американский,
тогда как ближайшим аналогом модели 1 (жесткая система защиты занятости/эффективный
контроль за исполнением законов и контрактов) – западноевропейские
рынки труда. Российскому рынку труда в этой системе координат более
всего соответствует модель 2 – сверхжесткая система нормативного
регулирования при крайне неэффективных механизмах инфорсмента. И
хотя в посткризисный период государство предприняло ряд шагов, направленных
на усиление контроля за соблюдением норм трудового законодательства,
вопрос о том, в какой мере ему удалось этого достичь, остается в
значительной мере открытым (мы вернемся к обсуждению этого вопроса
во второй статье).
Таблица 2. Простейшая типология рынков труда
Жесткость законодательного и административного регулирования
рынка труда
|
Эффективность механизмов контроля за исполнением законов
и контрактов
|
высокая
|
низкая
|
сильная
|
1
|
2 (Россия)
|
слабая
|
3
|
4
|
9 http://www.doingbusiness.org/ExploreTopics/EmployingWorkers
Employment Outlook 2004, OECD, Paris. Оценки для России выполнены
Н. Вишневской. Botero, J., S. Djankov, R. La Porta, F. Lopez-de-Silanes,
A. Shleifer. The Regulation оf Labor, The Quarterly Journal of Economics,
Nov. 2004.
10 Схема предложена
В. Гимпельсоном.
|