Rambler's Top100

№ 395 - 396
26 октября - 8 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Конец российской модели рынка труда? Статья первая. Взгляд из недавнего прошлого

Нестандартность постсоветского российского рынка труда

Стабильная занятость, невысокая безработица

Низкая межфирменная мобильность рабочей силы?

Гибкое рабочее время

Гибкая заработная плата

Нестандартные формы трудовых отношений

Экономические и социальные издержки российской модели

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Юрий Пименов. Маруся, пора обедать! Yori Pimenov. Marusia, it's time for lunch! (1951-1958) Конец российской модели рынка труда?

Статья первая.
Взгляд из недавнего прошлого

Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ

Над темой номера работал
Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ

Гибкое рабочее время

Но если объяснение, апеллирующее к низкой межфирменной мобильности рабочей силы отпадает, то тогда "нестандартное" поведение, которое в российских условиях демонстрировали показатели занятости и безработицы, должно объясняться действием каких-то иных, более фундаментальных факторов. Два из них представляются ключевыми. Это – гибкое рабочее время и гибкая заработная плата.

В пореформенный период развития российской экономики показатели рабочего времени колебались в широком диапазоне, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Так, в промышленности среднее количество отработанных дней в расчете на одного рабочего уменьшилось за первую половину 1990-х годов более чем на целый месяц (рис. 6). Столь глубокий провал был сопоставим лишь с переходом с шестидневной на пятидневную рабочую неделю, осуществленным в СССР в начале 1960-х годов (только на этот раз сокращение продолжительности рабочего времени было реальным, а не "счетным", как в те годы).

Рисунок 6. Количество отработанных человеко-дней в году на одного работника в российской промышленности, 1950-1996 годы

В относительном выражении, как показывает рис. 7, продолжительность рабочего времени уменьшилась за первую половину 1990-х годов на 12% во всей экономике и на 15% в промышленности. Затем она стала столь же быстро подтягиваться вверх, увеличившись к 2008 году на 6% во всей экономике и еще сильнее – на 16% – в промышленности. Такой размах колебаний резко отличал ситуацию в России от ситуации в других постсоциалистических странах, где продолжительность рабочего времени оставалась практически неизменной как в период рецессии, так и в период последующего подъема.

Рисунок 7. Годовая продолжительность рабочего времени, 1991-2008 годы, часов

Сжатие рабочего времени осуществлялось российским предприятиями в двух основных формах – переводов персонала на сокращенный график работы и вынужденных отпусков (рис. 8). Пик их использования пришелся на середину 1990-х годов, когда в режиме неполного времени каждый год могли трудиться до 6-7 млн. человек, а отправляться в вынужденные отпуска до 7-8 млн. человек8. (Ежемесячно эти формы вынужденной неполной занятости затрагивали тогда порядка 2-3 млн. человек). Однако сразу же после вступления российской экономики в фазу подъема они начали быстро выходить из употребления. Так, в 2007 году по сокращенному графику трудились лишь 0,2 млн. человек, а в вынужденные отпусках побывали лишь 0,4 млн. человек, что в относительном выражении было эквивалентно 0,5-1% списочной численности работников, занятых на российских предприятиях.

Рисунок 8. Вынужденная неполная занятость в российской экономике, 1993-2007 годы, тысяч человек

Легко понять, что высокая гибкость, которую демонстрировали показатели рабочего времени, должна была способствовать стабилизации занятости: если в плохие времена его продолжительность быстро уменьшается, необходимость в сокращении численности персонала в значительной мере отпадает; точно так же если в хорошие времена его продолжительность быстро увеличивается, потребность в привлечении дополнительной рабочей силы становится гораздо менее острой.


8 Распространение вынужденных отпусков во многом стимулировалось несоблюдением предприятиями обязательств по компенсации работников, которым такие отпуска предоставлялись. Это позволяло снижать издержки, связанные с использованием этой формы неполной занятости, почти до нуля.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.