|

|
Рынок жилья и расселение
в Московском регионе
|
 |
Над темой номера работала Алла МАХРОВА1
|
Кто покупает жилье в Московской области
Сегодня рынок жилья Московского региона ориентирован
на внешний спрос. Хотя большинство внешних покупателей нацелено
на приобретение жилья в столице, высокие цены в Москве усиливают
привлекательность подмосковного рынка жилья как альтернативы московскому.
Подмосковье рассматривается как естественное продолжение столицы,
которое более предпочтительно вследствие разницы цен на жилье, менее
строгого миграционного учета, а в последние годы быстрого экономического
роста. Область становится не только "временным плацдармом"
для переселения в столицу, но и местом постоянного проживания и
работы.
По данным Московской областной регистрационной палаты,
по итогам за 2002 год доля покупателей из других регионов составляла
свыше 35% при доле покупателей из Москвы около 13%. Из-за ориентации
значительной части и субурбанизирующихся москвичей, и жителей других
регионов на близость к Москве доля внешних покупателей выше всего
в ближнем Подмосковье. Одновременно, из-за высоких цен на жилье
и ужесточения режима регистрации мигрантов стала увеличиваться доля
покупателей жилья из других регионов в дальнем Подмосковье, где
легче преодолеть административные барьеры и приобрести более дешевое
жилье. Одновременно многие москвичи покупают жилье в периферийных
городах с рекреационными целями. Так, в Дубне доля покупателей из
столицы составляла более 30%, что выше, чем в любом другом городе
области.
Покупателей из других регионов особенно привлекает восток
области с относительно более дешевым жильем: в ближних и дальних
пригородах нерезиденты составляют свыше 50% от числа купивших квартиры.
Хотя многих москвичей также привлекает восток области (особенно
в ближнем Подмосковье, где доля москвичей превышает пятую часть
всех покупателей), жители столицы предпочитают север и запад области,
в том числе за счет их лучшей экологии.
В последние годы среди покупателей областного жилья происходит увеличение
числа и доли жителей Москвы. По данным социологических опросов покупателей
жилья в городах, риэлторских фирм и экспертов, она более высока
в ближнем и среднем Подмосковье. Доля покупателей из других регионов
несколько снизилась и составляет 30-40% (в конце 1990-х они составляли
основную часть покупателей с долей 40-50% в общей структуре, как
в настоящее время москвичи). На население собственно области приходится
около 20-30% спроса, причем для него характерны внутриобластные
перемещения при покупке жилья10.
Из-за своей относительной дешевизны жилье в области
используется москвичами как для постоянного, так и для сезонного
проживания, а также в инвестиционных целях, как вложение средств
в недвижимость. Москвичам, в первую очередь, молодым семьям, покупка
квартиры в Московской области дает возможность получить большую
площадь и лучшее качество жилья за меньшие деньги. Люди среднего
и пожилого возраста меняют свои московские квартиры на подмосковные
с целью разделения семьи или получения доплаты.
Увеличение числа москвичей среди покупателей подмосковного
жилья - это новая важная черта в расселении, когда сезонная субурбанизация
жителей столицы дополняется их переселением на постоянное место
жительство в область. Переезд москвичей в область уловила и миграционная
статистика. В последние годы сокращается отрицательное сальдо миграции
между областью и Москвой за счет роста потока из Москвы при сохранении
на устойчиво высоком уровне миграции из области в столицу.
Важное направление столичной диффузии на подмосковный
жилищный рынок - загородное коттеджное строительство, бум которого
связан с реализацией новых жилищных стандартов наиболее состоятельных
слоев населения. Главными покупателями на рынке загородной подмосковной
недвижимости (в дачных и коттеджных поселках, сельской местности)
являются москвичи. По экспертным оценкам, на их долю приходится
почти 50% всех сделок. Примерно четверть покупателей - это жители
нефтегазодобывающих регионов страны. Жителей области на рынке лишь
чуть более 7%, почти столько же - приезжих из Якутии, Магадана и
других регионов Сибири и Дальнего Востока. На покупателей из остальных
регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приходится
менее 10%11.
10 - Махрова А.Г. Трансформация системы расселения
Московского региона в связи с развитием рынка жилья // Актуальные
социально-экономические проблемы развития городов России. Сборник
научных статей. Владимировские чтения. Российская академия архитектуры
и строительных наук. М.: РААСН, 2005; Махрова А.Г., Стерник Г.М.
Тенденции и факторы развития рынка жилья в Московской области //
Региональные исследования. № 2(6) 2005. Смоленск, Универсум
11 - Как, кому и почем продать родную землю //
Квадратный метр. №5. 2-8 февраля 2005 г.
|