… о реструктуризации
сельских школ
|
Учение в километрах и пряниках
|
Закончился эксперимент по реструктуризации сельских
школ России, который Минобрнауки РФ проводило с 2001 года
Сельские учебные заведения составляют около 70 процентов от общего
числа российских школ: в них учатся 30 процентов школьников и работают
более 40 процентов учителей. Однако число их неуклонно сокращается
- в год закрывается примерно двести школ. 18 регионов "примерили
на себя" несколько вариантов выживания малокомплектных школ
в условиях демографического спада. Где-то они стали филиалами более
крупных школ. Где-то наладили работу социокультурного комплекса:
это когда детский сад, школа, библиотека, дом культуры находятся
в одном здании, а детей из ближайших деревень привозят на автобусе.
Но, как водится, без перекосов не обошлось.
От школы-девятилетки в селе Боровлянка Тогучинского района Новосибирской
области лет десять назад остались только начальные классы.
Сейчас здесь учатся 17 ребятишек. В здании, которое раньше занимала
школа, гранит науки теперь грызут только в трех кабинетах - остальные
помещения отданы почте и конторе подсобного хозяйства крупного новосибирского
завода. Вопреки всему школу не закрывают - наоборот, она получила
новый статус.
Юридически Боровлянской начальной школы больше не существует - сейчас
это начальные классы Ключевской средней общеобразовательной школы,
даром что находятся эти классы в другом населенном пункте. Превращение
малокомплектных школ в структурные подразделения "полноценных"
учебных заведений - такова суть реорганизации сельских школ в Новосибирской
области. Реорганизация идет два последних года, и за это время из
453 начальных школ самостоятельность сохранили только 45. Остальные
400 теперь подчинены "старшим братьям" в райцентрах или
соседних селах, там единые коллективы и один директор.
И все бы, как говорится, хорошо. Вот только любая реформа почему-то
не обходится без перекосов. Возьмем все те же Боровлянские начальные
классы. От этого села до "головной" Ключевской школы 25
километров. Между тем гораздо ближе, всего в восьми километрах,
есть другая средняя школа - Владимировская. Как вы думаете, куда
едут учиться детишки из Боровлянки, закончив начальные классы? И
куда было бы логичнее юридически присоединить "малокомплект"?
Почему в качестве "головной" школы была выбрана та, что
в три раза дальше?
Фокус тут в границах муниципальных образований. Владимировская школа
хоть и ближе, а уже за административной границей. Вот поэтому ключевские
педагоги вынуждены раз в неделю ездить к "подшефным" ученикам
за 25 километров: они везут сюда не только "знания", но
и пряники, сахар, чай, потому что столовой в Боровлянке нет. Детишки
же этого не ценят - наевшись пряников и закончив "началку",
они в Ключевскую школу учиться не идут, выбрав школу поближе. "По
сути мы теряем этих детей", - говорит директор Ключевской средней
школы Александр Гончаров. Вот тебе и преемственность. И это еще
не весь анекдот.
- У нас в школе есть автобус "ПАЗ", почти новый, - рассказывает
Гончаров. - По нынешним временам огромная удача: с транспортом в
сельских школах проблемы. Но долго наш "пазик" не протянет
- за два года он уже "накрутил" 100 тысяч километров по
сельским дорогам. Во-первых, мы возим в свою школу 32 ребенка из
соседних сел, но это полбеды. Во-вторых, мы 20 ребятишек из Боровлянки
на нашем же автобусе доставляем... во Владимировскую школу! Раньше
у этой школы был транспорт, его давал директор местного хозяйства.
Но пару лет назад он от этого отказался, и трава не расти. Делать
два рейса, как в некоторых школах, тоже невыгодно... В общем, для
нас, если честно, Боровлянские начальные классы - обуза.
По прогнозам Александра Гончарова, в Боровлянке 18-20 учеников начальных
классов будут набираться еще лет пять со всеми автобусно-пряничными
последствиями. В этом селе крепкое подсобное хозяйство, жизнь идет,
и даже народ из города переезжает, есть такая тенденция - квартиры
пропивать и в село. Детей, кстати, в таких семьях обычно много.
И их надо учить. Слава богу, еще есть где, даже если ради этого
автобусам приходится петлять по деревенскому бездорожью.
Нина РУЗАНОВА. "Российская газета",
22 ноября 2005 года
|