|
Купить жилье могут лишь немногие россияне, а для оплаты
жилищно-коммунальных услуг все чаще обращаются за субсидиями
Широкое распространение получает продажа незаселенных
жилых помещений. В домах государственного, муниципального, смешанного
жилищного фонда с 1993 по 2003 год физическими и юридическими лицами
было куплено 356 тысяч жилых помещений (рис. 15), в том числе в
2003 году - 36,9 тысячи (на 14,5% больше, чем в 2002 году), из них
населением - 30,4 тысячи жилых помещений общей площадью 2,2 миллиона
кв. метров.
Начавшаяся в 1989 году приватизация жилья послужила
базой для формирования в России вторичного рынка жилья. С начала
приватизации в частную собственность граждан передано 20,7 миллиона
жилых помещений общей площадью 1014 миллионов кв. метров (56% от
числа подлежащих приватизации).
Рисунок 15. Приватизация и первичная продажа жилых домов,
тыс. жилых помещений
В 2001-2002 годах, в связи с предполагавшимся истечением
срока бесплатной приватизации, наблюдалась активизация процесса
приватизации, в 2003 году отмечался некоторый спад.
В итоге существенно изменилась структура жилищного фонда
по формам собственности. Увеличилась доля жилья, находящегося в
частной собственности граждан и юридических лиц: в 1990 году она
составляла 33%, в 1995 году - 53%, на начало 2004 года - 71,5%.
Продолжается рост цен на жилье и стоимости строительства.
Средняя фактически сложившаяся для застройщиков стоимость
строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов в 2004 году
составила 9984 рубля (в 2003 году - 8497 рублей, в 2002 - 6843 рубля).
В городах и поселках городского типа она почти вдвое превышает стоимость
строительства в сельской местности, в основном, за счет индивидуальных
домов.
Дешевле 5,5 тысячи рублей за один квадратный метр в
2004 году обошлось строительство жилых домов в Ивановской и Курганской
областях, республиках Алтай и Северная Осетия-Алания, Усть-Ордынском
Бурятском и Коми-Пермяцком автономных округах. Самое дорогое жилье
- свыше 28 тысяч рублей за метр построено в Ямало-Ненецком и Чукотском
автономных округах.
По наблюдениям организаций, осуществлявших операции
с недвижимостью, средняя цена одного кв. метра общей площади квартир
в России составила на начало 2004 года на первичном рынке жилья
16,3 тысячи рублей (на 26,1% выше, чем в 2002 году), а на вторичном
рынке - около 14,0 тысячи рублей (на 20,9% выше).
Среднедушевые денежные доходы россиянина за 2003 год
составил 5162 рубля. А это означает, что для покупки небольшой новой
квартиры (например, общей площадью 50 кв. метров) средней семье
из трех человек нужно почти 4,5 года откладывать, не тратя ни на
что, свои денежные доходы. Для доброй половины населения этот срок
еще больше и еще менее реальна сама возможность такой покупки.
Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в
жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском
рынке услуг. В 2003 году удельный вес этих услуг в общем объеме
платных услуг населению составил 21,8%. Это второе место в рейтинге
отдельных видов услуг (после услуг пассажирского транспорта - 22,9%)
в структуре расходов населения на оплату услуг.
Увеличение объема жилищно-коммунальных услуг в значительной
степени обусловлено динамикой устанавливаемых федеральных стандартов
доли платежей населения на покрытие затрат по оказанию этих услуг
и ростом цен.
В целом жилищно-коммунальные услуги пока остаются доступными
для основной части населения России, но число обращающихся за субсидиями
на их оплату растет (табл. 3).
Таблица 3. Предоставление гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг
|
Получили субсидии, млн.семей
|
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, %
|
Сумма начисленных субсидий, млрд.рублей
|
Средний размер субсидий на семью, рублей
|
1998
|
2,67
|
7,1
|
1,23
|
38
|
1999
|
2,63
|
6,5
|
1,96
|
62
|
2000
|
3,21
|
7,7
|
3,08
|
80
|
2001
|
3,96
|
9,1
|
5,92
|
124
|
2002
|
5,25
|
11,4
|
14,9
|
237
|
2003
|
7,09
|
15,2
|
30,7
|
361
|
Наряду с субсидиями, население пользуется льготами4
по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемыми на основании
действующего законодательства. До введение с начала 2005 года закона
о монетизации льгот, число граждан, пользующих льготами постоянно
росло и охватило более трети населения (табл. 4).
Таблица 4. Предоставление гражданам льгот по оплате
жилья и коммунальных услуг
|
Число граждан, пользующихся льготами, млн.человек
|
Затраты по реализации предоставления льгот гражданам,
млрд.рублей
|
Среднемесячный размер льгот на одного пользователя, рублей
|
1998
|
29,9
|
7,6
|
21
|
1999
|
42,3
|
11,9
|
23
|
2000
|
46
|
17,5
|
32
|
2001
|
48,8
|
27,4
|
47
|
2002
|
49,8
|
40,3
|
67
|
2003
|
44
|
51,6
|
98
|
Доля семей (а точнее, домохозяйств), получающих субсидию
на оплату жилищно-коммунальных услуг, и ее средний размер заметно
различалась по регионам Российской Федерации (рис. 16).
Рисунок 16. Доля семей, получавших в 2003 году субсидию
на оплату жилищно-коммунальных услуг (%) и ее средний размер по
регионам Российской Федерации (рублей на семью в месяц)
Список регионов
Источник: Росстат www.gks.ru
Статистический ежегодник России, 2004;
Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России, 2004;
Социальное положение и уровень жизни населения России, 2004;
Статистический бюллетень, № 4 (114), 2005;
Социально-экономическое положение России, 2004.
4 - Льгота по оплате жилья и коммунальных услуг
- это скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством
определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим
членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории
граждан законодательством).
|