Rambler's Top100

№ 191 - 192
21 февраля - 6 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Gazeta.kz"о демографической ситуации в Казахстане
"Казахстанская правда" о демографических перспективах Казахстана
"Время новостей" о демографической ситуации в Гонконге
"Россiя" о половых диспропорциях в Китае
"Los Angeles Times" о демографической политике в маленьком городе Италии
"Gazeta.kz" о пенсионной системе в Узбекистане
"Yтро.Ru" о трудовых ресурсах России
"Газета" о зарплатах россиян
"Gazeta.kz" об образовании и рынке труда в Казахстане
"Учительская газета" о профессиональном образовании в России
"Известия" о дошкольном образовании в России
"Российская газета" о национальном плане действий в интересах детей

"Новое время" о миграционной политике в России
"Ведомости" о противоречивости российской миграционной политики
"Казахстанская правда" о миграционной политике в Казахстане
"The Times" о проверках здоровья иммигрантов в Великобритании
"RBC daily " о мужской сверхсмертности
"RBC daily" об информационной компании против СПИДа в России
"Новые известия" об "ураганном" СПИДе
"Новые известия" о генном противодействии СПИДу
"Медицинская газета" о проблемах и финансировании здравоохранения
"Молодежь Эстонии" о работе, потреблении и отдыхе в США и Европе
"Независимая газета" и "Известия" о борьбе с бедностью
"RBC daily" о кампании "За этническое понимание"
"Независимая Молдова" о взаимодействии Молдавии с UNFPA

… об образовании и рынке труда в Казахстане

РК нужны ремесленники

Быстрый экономический рост привел к тому, что в стране, при достаточно высоком уровне официальной и скрытой безработицы, наблюдается дефицит кадров.
Причем, по многим специальностям - от инженеров до рабочих.
Понятно, что речь идет о квалифицированной рабочей силе: чтобы махать лопатой или орудовать ломом, найти людей не проблема.
Но вот квалифицированные рабочие, владеющие секретами своего ремесла, умеющие разобраться в сложном производственном оборудовании, сегодня в любой компании ценятся все больше.
Озабочено этим и руководство страны. Вопросы подготовки и переподготовки кадров обсуждались в правительстве, неоднократно по этому поводу высказывался и Президент. Он призвал соответствующие государственные органы полнее и эффективнее использовать имеющиеся возможности для подготовки и переподготовки рабочих кадров, акцентировав внимание на сельской молодежи, которая сегодня перемещается в города и требует повышенного внимания со стороны государства.
Тревожит эта тема и предпринимателей. Вице-президент Казахстанского общества инженеров-энергетиков Виктор Шлегель:
- В нашей отрасли сегодня не хватает грамотных, квалифицированных инженеров, техников, даже простых рабочих. У нас специфическая работа, связанная с повышенной опасностью оборудования, ведь мы имеем дело с электрическим током, горячей водой, паром.
Здесь требуется особая подготовка специалистов, особый режим работы. Но качество подготовки специалистов в наших учебных заведениях оставляет желать лучшего. Поэтому каждая энергетическая компания вынуждена решать проблемы самостоятельно, организуя обучение персонала прямо на рабочем месте.
Генеральный директор швейной фирмы "Семирамида" Наталья Ахшабаева:
- У нас на фабрике работают 70 швей, однако подавляющее большинство из них получали свою профессию прямо на рабочем месте, учась у более опытных работников.
Система профессиональной подготовки у нас в стране, я считаю, очень слаба, обучение ведется по старым методикам, порой вообще не соответствует реальным требованиям производства. Вот и приходится самим "крутиться", обучать рабочих своими силами…
Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова:
- Дефицит квалифицированных кадров замечается на всех уровнях. На швейные, обувные предприятия сегодня поступает много самого разнообразного нового оборудования, но овладеть им, эффективно его использовать - не хватает порой кадров.
Приходится фирме иногда отправлять своих специалистов на переподготовку за рубеж, хотя все обучение можно организовать и здесь. А ведь это не только производственная, но и важнейшая социальная проблема! Человек без профессии сегодня оказывается просто выброшенным из жизни.
Справедливости ради следует сказать, что система профессиональной подготовки в стране, по сравнению с серединой 90-х годов, когда был полный кризис, несколько стабилизировалась.
На начало этого года в стране насчитывалось 296 профессионально-технических школ, где обучались 101,8 тысячи учащихся. Только за прошлый год число таких заведений увеличилось на 8, количество учащихся - на 3,7 тысячи человек или почти на 4%.
Такие же примерно темпы прироста наблюдались и в 2004 году, что позволяет говорить о положительной тенденции.
Кроме того, на начало этого года в Казахстане зарегистрировано 385 колледжей, в которых обучалось 336,7 тысячи учащихся.
По сравнению с предыдущим годом их число возросло на 7,8%, количество учащихся - на 34,2%. Из общего числа колледжей только 174 являются государственными и в них обучаются 191,2 тысячи молодых людей.
Число преподавателей также растет, за год оно возросло почти на 3 тысячи человек.
В колледжах сегодня работают больше 24 тысяч преподавателей, из которых более 19 тысяч - в штате учебных заведений, а еще 5 тысяч работают по штатному совместительству.
Если учесть, что большая часть финансирования системы профессиональной подготовки финансируется из местных бюджетов, то следует признать, что проблемой этой всерьез озаботились в областях, где проблема сокращения безработицы стоит особенно остро.
Еще одна примечательная тенденция - рост количества учащихся колледжей, получающих образование на платной основе.
В прошлом учебном году таких было 271,8 тысячи человек, против 190,2 тысячи в позапрошлом. Количество же учащихся по системе государственного образовательного заказа увеличилось незначительно - с 60,7 до 64,9 тысячи человек. Это говорит о том, что среднее профессиональное образование становится все более престижным и люди готовы платить деньги, чтобы получить хорошую профессию. Стало быть, рыночные, конкурентные отношения проникают постепенно и в эту образовательную среду, хотя и сегодня здесь все еще хватает и самоуверенного верхоглядства, и откровенной халтуры.
Основные претензии предпринимателей к системе профессионального обучения - недостаточная подготовка выпускаемых рабочих и техников к конкретным условиям производства, слабое владение техникой, отсутствие профессиональных навыков.
Многие учебные заведения вообще не имеют производственной базы, а те, которые имеют, обучают молодежь на старом оборудовании, давным-давно снятым с производства во всем мире, и встретить которое можно разве что в музеях.
Хорошо, если у учебного заведения налажены тесные связи с промышленными предприятиями, где студенты могут проходить практику. Но ведь это происходит далеко не всегда. Получается зачастую, что система подготовки существует как бы сама по себе, а жизненные интересы экономики - сами по себе.
Хорошо еще, что в последнее время в регионах и областях стали корректировать планы выпуска специалистов из профессиональных школ и колледжей с региональными планами экономического развития.
Это позволило полнее восполнять потребности различных отраслей экономики кадрами, однако полного разрешения проблемы не дало. Взаимодействие по схеме: "социальный заказ - квалифицированный работник" должно быть более конструктивным. А то еще слишком часто случается, что в компаниях остро необходим хороший слесарь или специалист по наладке оборудования, а система обучения предлагает им специалиста по интерьерному дизайну или строителя…
Многие считают, что корни проблемы - в уровне оплаты работы специалиста. Если платить хорошие деньги - специалиста всегда можно найти. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Даже подразделения крупнейших транснациональных компаний, работающих в Казахстане, и те сегодня испытывают дефицит кадров и порой вынуждены привозить своих работников из-за рубежа, хотя это дорого и невыгодно.
Кроме того, не следует забывать и о социальных аспектах. Перестройка экономики и ее модернизация разбудили внутреннюю миграцию рабочей силы.
Тысячи и тысячи людей сегодня сорвались с обжитых мест, они ищут применения своим силам, хотят строить жизнь на других началах. Поэтому дать им хорошую профессию, которая кормила бы их и их семьи - означает дать им надежду на будущее и это - важнейшая задача государства и общества.
А значит, профессиональное обучение во многом обуславливает и социальную стабильность общества. Что же необходимо сделать, чтобы профессиональная подготовка молодежи полнее отвечала запросам экономики, а государственные и частные деньги на обучение расходовались бы эффективно?
Для этого, как считают предприниматели, необходимо пересмотреть взаимоотношения между средней специальной школой и производственниками, перевести их в плоскость отношений "заказчик - исполнитель". То есть, чтобы производственники заказывали на год определенное количество специалистов конкретных специальностей, организуя, в кооперации с учебным заведением, обучение людей на реальном оборудовании, на конкретном рабочем месте.
А государство выделяло бы деньги на такую подготовку. А лицей или колледж выпускал бы квалифицированные кадры, которым уже сразу после выпуска гарантировалось рабочее место. Примеры определенных подвижек в этом направлении в Казахстане есть.
При акимате Алматы, к примеру, создан и работает специальный отдел при Департаменте образования, осуществляющий координацию деятельности между местной властью, экономическими структурами и системой профшкол, которая с каждым днем становится все более важным элементом реализации экономических планов.
Кроме того, при Департаменте образования акимата создан Совет по социальному партнерству, в который наряду с административными структурами и руководством профшкол и профлицеев, вошли представители профсоюзов и различных бизнес-объединений, конфедераций и ассоциаций.
Совет - постоянно действующая структура, рассматривающий все вопросы развития и оперативного управления бизнесом, в том числе и профессиональное обучение рабочих кадров.
Алматинские предприниматели через Совет в прямом смысле слова дают социальный заказ на подготовку определенного количества рабочих определенных специальностей.
Государство, в лице акимата, финансирует обучение этих специалистов. Созданная система действует вполне эффективно, позволяя расходовать финансовые средства разумно и целенаправленно.
Если еще пять-шесть лет назад бизнесмены весьма прохладно относились и к профшколам, и к их проблемам - учащиеся не могли, к примеру, проходить практику на соответствующих предприятиях, не разрешали хозяева - то сегодня положение радикально изменилось.
В Алматы учащихся сегодня ждут на любом предприятии, помогают им осваивать оборудование, приобретать практические навыки.
Подобные примеры деловых отношений между системой профессионального образования, бизнесом и властью сегодня есть в Уральске, Павлодаре, в прикаспийских регионах.
Этот опыт надо всемерно развивать и поддерживать в масштабах всей страны.
Только тогда можно добиться действительной конкурентоспособности наших рабочих, от которой во многом зависит успех экономических преобразований.

Руслан ИСКАНДЕРОВ. "Gazeta.kz", 9 февраля 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)