… об образовании и рынке
труда в Казахстане
|
РК нужны ремесленники
|
Быстрый экономический рост привел к тому, что в стране,
при достаточно высоком уровне официальной и скрытой безработицы,
наблюдается дефицит кадров.
Причем, по многим специальностям - от инженеров до рабочих.
Понятно, что речь идет о квалифицированной рабочей силе: чтобы махать
лопатой или орудовать ломом, найти людей не проблема.
Но вот квалифицированные рабочие, владеющие секретами своего ремесла,
умеющие разобраться в сложном производственном оборудовании, сегодня
в любой компании ценятся все больше.
Озабочено этим и руководство страны. Вопросы подготовки и переподготовки
кадров обсуждались в правительстве, неоднократно по этому поводу
высказывался и Президент. Он призвал соответствующие государственные
органы полнее и эффективнее использовать имеющиеся возможности для
подготовки и переподготовки рабочих кадров, акцентировав внимание
на сельской молодежи, которая сегодня перемещается в города и требует
повышенного внимания со стороны государства.
Тревожит эта тема и предпринимателей. Вице-президент Казахстанского
общества инженеров-энергетиков Виктор Шлегель:
- В нашей отрасли сегодня не хватает грамотных, квалифицированных
инженеров, техников, даже простых рабочих. У нас специфическая работа,
связанная с повышенной опасностью оборудования, ведь мы имеем дело
с электрическим током, горячей водой, паром.
Здесь требуется особая подготовка специалистов, особый режим работы.
Но качество подготовки специалистов в наших учебных заведениях оставляет
желать лучшего. Поэтому каждая энергетическая компания вынуждена
решать проблемы самостоятельно, организуя обучение персонала прямо
на рабочем месте.
Генеральный директор швейной фирмы "Семирамида" Наталья
Ахшабаева:
- У нас на фабрике работают 70 швей, однако подавляющее большинство
из них получали свою профессию прямо на рабочем месте, учась у более
опытных работников.
Система профессиональной подготовки у нас в стране, я считаю, очень
слаба, обучение ведется по старым методикам, порой вообще не соответствует
реальным требованиям производства. Вот и приходится самим "крутиться",
обучать рабочих своими силами…
Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь
Худова:
- Дефицит квалифицированных кадров замечается на всех уровнях. На
швейные, обувные предприятия сегодня поступает много самого разнообразного
нового оборудования, но овладеть им, эффективно его использовать
- не хватает порой кадров.
Приходится фирме иногда отправлять своих специалистов на переподготовку
за рубеж, хотя все обучение можно организовать и здесь. А ведь это
не только производственная, но и важнейшая социальная проблема!
Человек без профессии сегодня оказывается просто выброшенным из
жизни.
Справедливости ради следует сказать, что система профессиональной
подготовки в стране, по сравнению с серединой 90-х годов, когда
был полный кризис, несколько стабилизировалась.
На начало этого года в стране насчитывалось 296 профессионально-технических
школ, где обучались 101,8 тысячи учащихся. Только за прошлый год
число таких заведений увеличилось на 8, количество учащихся - на
3,7 тысячи человек или почти на 4%.
Такие же примерно темпы прироста наблюдались и в 2004 году, что
позволяет говорить о положительной тенденции.
Кроме того, на начало этого года в Казахстане зарегистрировано 385
колледжей, в которых обучалось 336,7 тысячи учащихся.
По сравнению с предыдущим годом их число возросло на 7,8%, количество
учащихся - на 34,2%. Из общего числа колледжей только 174 являются
государственными и в них обучаются 191,2 тысячи молодых людей.
Число преподавателей также растет, за год оно возросло почти на
3 тысячи человек.
В колледжах сегодня работают больше 24 тысяч преподавателей, из
которых более 19 тысяч - в штате учебных заведений, а еще 5 тысяч
работают по штатному совместительству.
Если учесть, что большая часть финансирования системы профессиональной
подготовки финансируется из местных бюджетов, то следует признать,
что проблемой этой всерьез озаботились в областях, где проблема
сокращения безработицы стоит особенно остро.
Еще одна примечательная тенденция - рост количества учащихся колледжей,
получающих образование на платной основе.
В прошлом учебном году таких было 271,8 тысячи человек, против 190,2
тысячи в позапрошлом. Количество же учащихся по системе государственного
образовательного заказа увеличилось незначительно - с 60,7 до 64,9
тысячи человек. Это говорит о том, что среднее профессиональное
образование становится все более престижным и люди готовы платить
деньги, чтобы получить хорошую профессию. Стало быть, рыночные,
конкурентные отношения проникают постепенно и в эту образовательную
среду, хотя и сегодня здесь все еще хватает и самоуверенного верхоглядства,
и откровенной халтуры.
Основные претензии предпринимателей к системе профессионального
обучения - недостаточная подготовка выпускаемых рабочих и техников
к конкретным условиям производства, слабое владение техникой, отсутствие
профессиональных навыков.
Многие учебные заведения вообще не имеют производственной базы,
а те, которые имеют, обучают молодежь на старом оборудовании, давным-давно
снятым с производства во всем мире, и встретить которое можно разве
что в музеях.
Хорошо, если у учебного заведения налажены тесные связи с промышленными
предприятиями, где студенты могут проходить практику. Но ведь это
происходит далеко не всегда. Получается зачастую, что система подготовки
существует как бы сама по себе, а жизненные интересы экономики -
сами по себе.
Хорошо еще, что в последнее время в регионах и областях стали корректировать
планы выпуска специалистов из профессиональных школ и колледжей
с региональными планами экономического развития.
Это позволило полнее восполнять потребности различных отраслей экономики
кадрами, однако полного разрешения проблемы не дало. Взаимодействие
по схеме: "социальный заказ - квалифицированный работник"
должно быть более конструктивным. А то еще слишком часто случается,
что в компаниях остро необходим хороший слесарь или специалист по
наладке оборудования, а система обучения предлагает им специалиста
по интерьерному дизайну или строителя…
Многие считают, что корни проблемы - в уровне оплаты работы специалиста.
Если платить хорошие деньги - специалиста всегда можно найти. Однако
жизнь показывает, что это далеко не так. Даже подразделения крупнейших
транснациональных компаний, работающих в Казахстане, и те сегодня
испытывают дефицит кадров и порой вынуждены привозить своих работников
из-за рубежа, хотя это дорого и невыгодно.
Кроме того, не следует забывать и о социальных аспектах. Перестройка
экономики и ее модернизация разбудили внутреннюю миграцию рабочей
силы.
Тысячи и тысячи людей сегодня сорвались с обжитых мест, они ищут
применения своим силам, хотят строить жизнь на других началах. Поэтому
дать им хорошую профессию, которая кормила бы их и их семьи - означает
дать им надежду на будущее и это - важнейшая задача государства
и общества.
А значит, профессиональное обучение во многом обуславливает и социальную
стабильность общества. Что же необходимо сделать, чтобы профессиональная
подготовка молодежи полнее отвечала запросам экономики, а государственные
и частные деньги на обучение расходовались бы эффективно?
Для этого, как считают предприниматели, необходимо пересмотреть
взаимоотношения между средней специальной школой и производственниками,
перевести их в плоскость отношений "заказчик - исполнитель".
То есть, чтобы производственники заказывали на год определенное
количество специалистов конкретных специальностей, организуя, в
кооперации с учебным заведением, обучение людей на реальном оборудовании,
на конкретном рабочем месте.
А государство выделяло бы деньги на такую подготовку. А лицей или
колледж выпускал бы квалифицированные кадры, которым уже сразу после
выпуска гарантировалось рабочее место. Примеры определенных подвижек
в этом направлении в Казахстане есть.
При акимате Алматы, к примеру, создан и работает специальный отдел
при Департаменте образования, осуществляющий координацию деятельности
между местной властью, экономическими структурами и системой профшкол,
которая с каждым днем становится все более важным элементом реализации
экономических планов.
Кроме того, при Департаменте образования акимата создан Совет по
социальному партнерству, в который наряду с административными структурами
и руководством профшкол и профлицеев, вошли представители профсоюзов
и различных бизнес-объединений, конфедераций и ассоциаций.
Совет - постоянно действующая структура, рассматривающий все вопросы
развития и оперативного управления бизнесом, в том числе и профессиональное
обучение рабочих кадров.
Алматинские предприниматели через Совет в прямом смысле слова дают
социальный заказ на подготовку определенного количества рабочих
определенных специальностей.
Государство, в лице акимата, финансирует обучение этих специалистов.
Созданная система действует вполне эффективно, позволяя расходовать
финансовые средства разумно и целенаправленно.
Если еще пять-шесть лет назад бизнесмены весьма прохладно относились
и к профшколам, и к их проблемам - учащиеся не могли, к примеру,
проходить практику на соответствующих предприятиях, не разрешали
хозяева - то сегодня положение радикально изменилось.
В Алматы учащихся сегодня ждут на любом предприятии, помогают им
осваивать оборудование, приобретать практические навыки.
Подобные примеры деловых отношений между системой профессионального
образования, бизнесом и властью сегодня есть в Уральске, Павлодаре,
в прикаспийских регионах.
Этот опыт надо всемерно развивать и поддерживать в масштабах всей
страны.
Только тогда можно добиться действительной конкурентоспособности
наших рабочих, от которой во многом зависит успех экономических
преобразований.
Руслан ИСКАНДЕРОВ. "Gazeta.kz", 9 февраля
2005 года
|