… о проблемах и финансировании
здравоохранения
|
Утром деньги - вечером реформа
|
Финансирование здравоохранения в России должно быть
увеличено до 6% от ВВП
В последние пять лет ВВП в России растет, появилось
реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная
рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается
объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов
российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос:
смогут ли они не только выздороветь, но и выжить? С каждым годом
россиян умирает все больше и больше. В 2003 году смертность достигла
рекордного значения - 2360 тысяч человек. По мнению бывшего премьер-министра
Великобритании Маргарет Тэтчер, социальные показатели России говорят
о том, что страна больна и в настоящее время, без преувеличения,
умирает.
Все это происходит в России, которая в соответствии с Конституцией
является социальным государством. Значит, его политика должна быть
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека, право каждого на охрану здоровья и
квалифицированную медицинскую помощь, а медицинская помощь должна
оказываться гражданам бесплатно.
Однако анализ показателей здоровья населения России свидетельствует,
что ухудшение здоровья нации прогрессирует и сопровождается постоянным
снижением исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.
Анализ состояния здоровья населения
После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшалось.
Столь резкое ухудшение здоровья населения и демографической ситуации,
какое произошло в стране за последнее десятилетие, немыслимо для
мирного времени.
Рисунок 1. Уровень смертности от всех причин (на 100000
населения), в России, Германии, Италии, США и Канаде
Общая смертность населения РФ прогрессивно увеличивается.
Ее первый пик наблюдался в 1995 году, с 1998 года страна находится
на втором пике смертности. Смертность населения РФ в 2003 году была
почти в 1,5 раза выше, чем в 1991 году.
Сравнение показателя смертности населения в РФ с данными Германии,
Италии, США и Канады демонстрирует его резкий рост в России при
снижении (Германия) или стабильности (Италия, США, Канада). К 2002
году смертность в РФ в 2,2 раза превышала смертность в Канаде и
в 1,6 раза - смертность в Германии (в этих странах доля пожилого
населения в 1,5 раза больше, чем в РФ), а в 1990 году смертность
в РФ была даже ниже, чем в Германии.
Рисунок 2. Смертность по основным причинам смерти в
России (на 100000 населения)
Смертность населения РФ по основным классам причин смерти
прогрессивно увеличивается. Ведущими причинами смерти продолжают
оставаться болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления,
травмы и новообразования.
Возрастные коэффициенты смертности среди мужчин трудоспособного
возраста прогрессивно увеличиваются, особенно резко с 35 лет. Мужчин
(всех возрастных групп) сегодня умирает в 1,5-1,8 раза больше, чем
в конце 80-х годов, а продолжительность жизни мужского населения
составляет всего 59 лет.
Общая продолжительность жизни в РФ - 64,9 года. Это на 16,4 года
меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии,
на 12, чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Именно об этом
с горечью говорил Президент РФ в Послании к Федеральному Собранию.
Рисунок 4. Численность лиц, впервые признанных инвалидами
Обращает на себя внимание, что около половины (46%)
первично вышедших на инвалидность - люди трудоспособного возраста.
Это говорит о низком качестве медицинской помощи и неадекватной
социальной реабилитации.
Рисунок 5. Состояние здоровья беременных, рожениц, родильниц
С начала 90-х годов значительно увеличилась заболеваемость
беременных (в 2-4 раза). Особенно резко увеличилось число больных
с анемией, отеками, протеинурией и гипертензией и болезнями мочеполовой
системы.
Показатель материнской смертности остается очень высоким: в 1,9
раза выше, чем в Эстонии, в 4,4 раза, чем во Франции, в 5,2 раза,
чем в Чехии, в 8 раз, чем в Германии и Финляндии, в 11,5 раза выше,
чем в Австрии.
Рисунок 6. Число детей, родившихся больными или заболевших
(всего в тысяч человек и процентах родившихся)
С начала 90-х годов отмечается резкое увеличение числа
детей, родившихся больными, и эта отрицательная динамика нарастает
(см. график 5). В 2002 году больными были 40% родившихся детей (по
данным Госкомстата), а по оценкам ВОЗ, в 2002 году указанный показатель
в РФ доходил до 65%. Показатель перинатальной смертности остается
одним из самых высоких в Европе - в 1,7 раза больше, чем во Франции,
в 1,9 больше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем в Чехии, Австрии
и Финляндии. Показатель перинатальной смертности отражает качество
работы системы здравоохранения.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня показатели здоровья
населения России катастрофические и за последние 5 лет их резко
отрицательная динамика не меняется. Такое состояние здоровья россиян
связано не только с социально-экономическим кризисом, но и с неэффективной
работой всей системы здравоохранения.
Финансирование здравоохранения
Катастрофическое ухудшение функционирования системы здравоохранения
связано со значительным сокращением государственного финансирования
отрасли, снижением качества управления, неэффективным использованием
финансовых средств и отсутствием мотивации у медицинских работников
к повышению качества труда.
Сегодня, кроме верности Клятве Гиппократа, у врача нет никакой мотивации
к оказанию качественной медицинской помощи. Перефразируя тезис академика
Л. Абалкина, можно сказать, что низкая оплата труда врача - главный
тормоз повышения качества медицинской помощи населению.
До начала 90-х годов средняя начисленная заработная плата работников
здравоохранения, промышленности и страхового дела различалась не
более чем в 1,5 раза. Сегодня средняя зарплата медработников - 3700
рублей, это в 1,8 раза меньше, чем в промышленности, и в 4 раза
меньше, чем в страховом бизнесе (по данным Госкомстата). В 2003
году фонд оплаты труда и начислений на заработную плату за счет
государственных средств составил 197 млрд. рублей. Таким образом,
после вычета единого социального и подоходного налога, медработники
фактически получили 101 млрд. рублей, а с учетом стоимости платных
медицинских услуг - 116 млрд. рублей. Ориентировочная доля фактически
полученной заработной платы в общих затратах на здравоохранение
составляла всего 21%.
Давайте сопоставим затраты на здравоохранение в разных странах.
Рисунок 7. Общие затраты на здравоохранение в США, ЕС,
странах Восточной Европы и Балтии и государственные затраты РФ в
процентах ВВП
В 2003 году государственные расходы на здравоохранение
составили 2,9% ВВП. Государственное финансирование здравоохранения
в 2003 году в сопоставимых ценах снизилось до 80% уровня 1991 года.
Доля общих затрат на здравоохранение составила 4,2% ВВП, что в 3,3
раза меньше этой доли в США (14% ВВП), в 2,1 раза меньше, чем в
странах ЕС, (около 9% ВВП) и в 1,4 раза меньше, чем в странах Восточной
Европы и Балтии. При этом не надо забывать, что в 2003 году объем
ВВП в России составил 475 млрд. долл., что в 23 раза меньше, чем
в США (10880 млрд. долл.) и в ЕС (10970 млрд. долл.).
Россия - одна из немногих стран, где затраты на здравоохранение
на душу населения в абсолютных цифрах постоянно падают. Общие затраты
на здравоохранение на душу населения (по данным ВОЗ и независимых
экспертов) в РФ в 7 раз меньше, чем в Чехии, в 4 раза, чем в Эстонии
и Польше, в 2 раза, чем в Турции, а показатели развитых стран для
нас просто недостижимы (см. график 7). Этот показатель в РФ продолжает
снижаться, хотя в других европейских странах он увеличился в среднем
в 1,5-2 раза по сравнению с 1991 годом. По данным ВОЗ, в 1991 году
общие подушевые затраты на здравоохранение составляли в России около
350 долл., в 2000 году - 240 долл., а по данным независимых экспертов,
в 2003 году - 140 долл. (с учетом паритета покупательной способности
доллара).
Таблица 1. Оценка общих затрат на здравоохранение в
2003 году Министерством здравоохранения и социального развития и
независимыми экспертами (в млрд. рублей).
|
Коллегия Минздрав-соцразвития
|
Парламентские слушания
|
Экспертное совещание
|
Независимые источники
|
26.11.2004
|
07.12.2004
|
18.12.2004
|
(Госкомстат, ФАРМЭКСПЕРТ)
|
Расходы государства на здравоохранение
|
336
|
336
|
392
|
392
|
Объем платных медицинских услуг населению
|
70
|
57
|
84
|
67
|
Расходы населения на лекарственные средства
|
177
|
125
|
141
|
107*
|
Всего
|
583
|
518
|
617
|
565
|
Итого: % ВВП
|
4,4
|
3,9
|
4,6
|
4,2
|
*- без учета стоимости биологически активных добавок (БАД) и
средств личной гигиены
Общие затраты на здравоохранение складываются из консолидированного
бюджета здравоохранения, средств ОМС, средств, полученных за платные
медицинские услуги, и расходов населения на лекарства. Утверждается,
что эта сумма составляет около 5% от ВВП, а нелегитимные платежи
населения сопоставимы со стоимостью платных услуг.
Мы провели простые оценочные расчеты (см. таблицу 1). Во-первых,
настораживает разброс данных по финансированию здравоохранения в
99 млрд. руб. (от 518 млрд. рублей до 617 млрд. рублей) с интервалом
2 недели. Во-вторых, общие затраты на здравоохранение не составляют
5% ВВП, а колеблются, по данным министерства, от 3,9% до 4,6% ВВП,
а по независимым оценкам (Госкомстат, Фармэксперт), составляют 565
млрд. рублей - 4,2% ВВП (без учета стоимости биологически активных
добавок и средств личной гигиены). В-третьих, оценка нелегитимных
платежей существенно завышена. Если, по мнению Министерства здравоохранения
и социального развития, они сопоставимы со стоимостью платных услуг
и составляют 70 млрд. рублей (это недостающая сумма до 5% ВВП),
то "в карман" каждому российскому врачу клинической специальности
поступает около 20 тысяч рублей в месяц, что звучит как насмешка
над всем врачебным сообществом РФ, особенно над педиатрами, сельскими
и участковыми врачами. Врачи России могут подтвердить, что сумма
"благодарности" в действительности не превышает 1-2 тысяч
рублей в месяц в крупных городах (не более 3-4 млрд. рублей в год).
В небольших городах и на селе нелегитимных денежных платежей вообще
нет, поэтому их доля в общем финансировании здравоохранения незначительна.
Таким образом, оценка Министерством здравоохранения и социального
развития общих затрат на здравоохранение и платежеспособности населения
значительно завышена.
Увеличить финансирование министерство планирует следующим образом.
1. Повысить собираемость взносов в систему ОМС на неработающее население
в субъектах РФ. Однако даже до реформы ЖКХ и монетизации льгот субъекты
РФ не могли собирать эти взносы в полном объеме. В 2003 году дефицит
финансирования Программы государственных гарантий бесплатной медицинской
помощи составил 83 млрд. рублей.
2. Ввести минимальный размер страхового взноса, подлежащий уплате
в ФОМС.
3. Оптимизировать систему управления отраслью. По экспертным оценкам,
эта мера максимально дает 10% экономии средств, но в условиях недофинансирования
позволит сэкономить гораздо меньше.
4. Переложить часть финансирования здравоохранения на плечи населения,
увеличив объем платных медицинских услуг. Это возможно только для
15-20% населения, у которых доходы составляют не менее 500 долл.
на одного члена семьи.
Как мы уже отмечали, завышенная оценка платежеспособности населения,
особенно в условиях роста расходов в связи с реформой ЖКХ и монетизацией
льгот, приводит к неправильному выводу о возможности снижения государственного
финансирования и увеличению частных взносов на оплату медицинской
помощи. При этом следует подчеркнуть, что с 2005 года ставка единого
социального налога уменьшена до 26% с уменьшением отчислений в систему
ОМС с 3,6% до 2,8%, что приведет к снижению финансирования здравоохранения
еще на 35 млрд. рублей в год.
Насколько недофинансировано наше здравоохранение?
В странах Восточной Европы, Эстонии и Литве в начале 90-х годов
при переходе к рыночной экономике в течение 2-3 лет скачкообразно,
с 3% до 6% ВВП, возросли расходы на здравоохранение. При этом в
последующие 10 лет подушевое финансирование в абсолютных цифрах
увеличилось в 2 раза. В результате показатели здоровья населения
этих стран сохранились или улучшились.
В таблице 2 приведена структура финансирования здравоохранения России,
за 2003 год - фактическое, а на 2005 год - планируемое.
Таблица 2. Финансирование здравоохранения России, в
млрд. руб.
Финансирование здравоохранения
|
2003 год
|
2005 год
|
фактические
|
планируемые
|
Государственное финансирование (федеральный и региональные
бюджеты, средства ОМС)
|
392
|
442
|
Средства населения
|
Платные медицинские услуги
|
67
|
80
|
Лекарства
|
107
|
120
|
Нелегитимные платежи
|
4
|
4
|
Общие затраты на здравоохранение
|
570
|
646
|
6% ВВП
|
800
|
906
|
Дефицит средств
|
230
|
260
|
В 2003 году в Российской Федерации общие затраты на
здравоохранение составили около 570 млрд. рублей, или 4,2% ВВП.
Если принять финансирование здравоохранения сопоставимым с таковым
в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2003
году недофинансирование отрасли составило 230 млрд. рублей (около
30% потребности), а в 2005 году этот показатель увеличится до 260
млрд. рублей (также около 30% потребности).
В условиях резко ограниченных финансовых возможностей субъектов
РФ и населения увеличение финансирования отрасли возможно только
за счет федерального бюджета. При этом в 2005 году его расходы на
здравоохранение должны были бы составлять не 82 млрд. рублей, а
340 млрд. рублей. В таком случае зарплату в здравоохранении можно
приблизить к уровню оплаты труда в промышленности.
Сегодня правительство, депутаты Федерального Собрания, Министерство
здравоохранения и социального развития РФ, медицинская общественность
и население России должны осознать, что без такого объема финансирования
здравоохранение будет продолжать деградировать, а здоровье нации
катастрофически ухудшаться. Необходимо в течение 2-3 лет увеличить
финансирование здравоохранения минимум до 6% от ВВП, как это сделали
страны Восточной Европы и Балтии в начале 90-х годов. Учитывая,
что в течение многих лет отрасль существенно недофинансировалась,
необходимо предусмотреть в федеральном бюджете еще больший объем
средств на здравоохранение. Только при условии достаточного финансирования
отрасли реформа здравоохранения, включающая в себя реструктуризацию
отрасли с внедрением рыночных механизмов, повышение эффективности
управления и качества медицинской помощи, создание системы мотивации
медицинских работников и многое другое, будет успешной. Одновременно
надо поставить стратегическую цель - преодолеть отрицательную динамику
показателей здоровья населения, а в течение последующих 5-7 лет
достичь хотя бы показателей, которые были в России в конце 80-х
годов прошлого века.
Гузель УЛУМБЕКОВА, Андрей ЛОМАКИН.
"Медицинская газета", 18 февраля 2005 года
|