… о пенсионной системе
в Узбекистане
|
Почему в Узбекистане маленькие пенсии
|
Процесс реформирования пенсионной системы, запущенный
в Узбекистане с начала текущего года, вызывает неоднозначную реакцию
населения.
Специалисты пытаются спокойно и взвешенно проанализировать возможные
последствия. Народный банк форсирует подготовительную работу, создав
в своей структуре еще одно подразделение.
А рядовые граждане, в частности 48-летний строитель Нормат Исматов,
пытается вычислить, сколько он успеет заработать в накопительной
системе до тех самых пор, пока его торжественно не проводят на пенсию.
Все просто как "дважды два". Нормату осталось трудиться
еще 12 лет. Так как строительная организация, в которой он работает,
полугосударственная, значит, по новому закону работодатель будет
перечислять на индивидуальный накопительный счет Исматова один процент
от начисленного.
Сейчас его заработная плата 100 тысяч сумов в месяц (примерно 100
долларов - прим. А.А.) и если вывести сумму начисленного, получается
примерно 145-150 тысяч сумов. Один процент от этой суммы составляет
1500 сумов. Умножив это на 144 месяца (12 лет на 12 месяцев) получаем
искомую сумму - 216 тысяч сумов. Много это или мало? Если принять
во внимание цену одной весьма скромной свадьбы - 1000-1500 долларов,
то потенциальные накопления Исматова окажутся просто мизерными.
Конечно, существует один небольшой нюанс, а именно тот факт, что
базовая государственная пенсия все же останется у Нормата, и она
останется по сути основной. Хотя уже сегодня все узбекистанцы пенсионного
возраста прекрасно понимают, что госпенсии хватает только на то,
чтобы не умереть с голоду.
Еще до пенсионной реформы в Узбекистане существовала система на
основе Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан",
принятого в 1993 году. По ней существовали три вида пенсий: по возрасту,
по инвалидности, по случаю потери кормильца. Главным принципом являлась
солидарная система, означающая, что работающие сегодня платят налоги,
из которых формируется пенсия тех, кто ушел на заслуженный отдых.
Не секрет, что пенсий, а уровень их крайне низок, не хватало ни
на одежду, ни на транспорт, ни на лечение.
Эксперт Уктам Абдурахманов на вопрос, почему пенсии в Узбекистане
такие маленькие, отвечает так: "Пенсии в стране маленькие из-за
того, что Пенсионный фонд занимается несвойственными ему делами.
Во-первых, Пенсионный фонд не должен отвечать за социальные пособия,
которые он на сегодняшний день выплачивает. Во-вторых, Пенсионный
фонд отвечает за льготы, которые взяло на себя государство. В результате
всевозможные льготы и пособия искажают деятельность Пенсионного
фонда".
По мнению независимого аналитика, просившего не называть его имя,
"пенсионная реформа в соседнем Казахстане была начата несколько
лет назад. Судя по имеющимся данным, средняя пенсия в соседнем государстве
была повышена президентским указом до уровня, позволяющего пенсионерам
жить спокойно. Минимальные потребности пожилого человека она покрывает.
Узбекистан довольно заметно отстал от Казахстана по темпам пенсионной
реформы, а желание сосредоточить все поступающие средства в Народном
банке и тем самым искусственным путем не допустить конкуренции может
сыграть с правительством злую шутку. Чем больший контроль за деньгами
предусмотрен со стороны государства, мы это знаем по опыту, тем
быстрее они исчезнут".
Опасения аналитика вполне обоснованы. Согласно прогнозам демографов,
начиная с 2012 года, в Узбекистане темпы роста численности населения
пенсионного возраста будут превышать темпы роста трудоспособного
населения.
Уже к 2025 году численность пенсионеров возрастет более чем в два
раза по сравнению с 2000 годом. Это, несомненно, ухудшит финансовое
состояние пенсионной системы, так как темпы роста расходной части
Пенсионного фонда превысят темпы роста доходной части.
Поэтому уже в начале 2005 года в спешном порядке запускается накопительная
пенсионная система, даже несмотря на видимые погрешности и ошибки
при разработке проекта.
Как заявляет эксперт У.Абдурахманов: "Пенсионный фонд существует
за счет выплат работодателей, но не работников. По нашим расчетам
существует возможность сократить в полтора раза налоги, отчисляемые
в Пенсионный фонд. Для этого нужно исключить все лишние направления
его работы и обеспечить повышение пенсионных выплат".
Сегодня в Узбекистане имеется одна большая проблема. При существующей
пенсионной системе работодателю невыгодно указывать реальную численность
своих работников, ведь благодаря подобному укрывательству можно
минимизировать отчисления в пенсионный фонд.
Быть может новая накопительная система сдвинет с места весь этот
груз проблем? Сдвинет, если люди перестанут скрывать свои истинные
доходы. Ведь существующая ныне солидарная система напрямую зависит
от зарегистрированных доходов людей.
В Казахстане этап легализации капиталов уже пройден, и, по оценкам
тамошних финансистов, страна получила около 500 млн. долларов, которые
были сняты с заграничных счетов и инвестированы в экономику этой
страны.
В Узбекистане ни парламент старого типа, ни нынешний двухпалатный
и не думает рассматривать законопроект о легализации капиталов.
Как можно ожидать "выхода из сумрака" теневых капиталов,
если нет на то правовой базы?
В силу чего ни старая солидарная, ни зарождающая накопительная не
смогут функционировать эффективно. Эксперт У.Абдурахманов убежден:
"Насколько экономические реформы будут содействовать созданию
доходов и легализации скрытых доходов, настолько эффективнее будет
работать сегодняшний механизм пенсионной системы".
Добавлю, не только сегодняшний, но и завтрашний (накопительный -
прим. А.А.). В данной связи вполне уместно коснуться темы подоходного
налога. Чем он ниже, тем выше доходы людей - это прописная истина.
Узбекское правительство обещает ежегодно снижать ставку подоходного
налога на 4-5 %. По данным Центра экономических исследований, если
убрать все несвойственные Пенсионному фонду выплаты, возможно, ему
будет достаточно и 26 % подоходного налога, чтобы нормально функционировать.
А если к тому же начнут расти доходы населения, то пенсия, по мнению
специалистов Центра, будет повышаться.
Чтобы докопаться до глубинной сути рыночных механизмов мы должны
стать прожженными прагматиками. Холодный расчет и трезвая голова.
Холодный расчет говорит, что в Узбекистане нет правовой базы для
тех, кто хочет легально пользоваться благами цивилизации и показать
свои деньги.
Трезвая голова в ответ просто молчит…
Акрам АСРОРОВ. "Gazeta.kz", 10 февраля
2005 года
|