
… о кампании "За
этническое понимание"

|
Вражду народов прекратят попса и Голливуд
|
Звезды кино и шоу-бизнеса объединились в проекте фонда
"За этническое понимание"
Одну из самых масштабных кампаний по воспитанию толерантности
и улучшению "межкультурного диалога" начал нью-йоркский
фонд "За этническое понимание". Несколько десятков звезд
Голливуда и эстрады примут участие в съемках роликов, которые весной
будут записаны MTV и начнут транслироваться одновременно в странах
ЕС, США и Израиле. Впрочем, изюминка кампании, которую возглавляют
раввин Марк Шнайер и деятель шоу-бизнеса Рассел Симмонс, не столько
в масштабах, сколько в "принципе перевоплощения". Многие
звезды, среди которых Леонардо Ди Каприо, Рикки Мартин, Бейонси
Ноуолз и т. д. (список постоянно расширяется), должны публично объявить
себя евреями. Хотя на деле таковыми не являются, причем организаторы
кампании намеренно подчеркивают это обстоятельство, утверждая, что
такой нестандартный ход "влезания в чужую шкуру" должен
способствовать росту межэтнического понимания. Особое внимание уделяется
привлечению в кампанию (названную "Я - еврей") людей,
популярных среди чернокожих, а также азиатских и латиноамериканских
общин США и Европы. И само собой, влиятельных среди "разноцветной"
молодежи.
Креативность руководителей нью-йоркского фонда можно, наверное,
только похвалить. Хотя выбор влиятельных среди молодежи персон и
вызывал вопросы: песни рэппера Эминема (его также собираются привлечь
к кампании), например, постоянно вызывают обвинения в аморализме,
пропаганде насилия и т. д., так что какую "толерантность"
может пробудить его выступление - вопрос дискуссионный. Сама идея
"перевоплощения в жертву" (поскольку в данном случае предполагается,
что евреи - потенциальные жертвы актов агрессии), конечно, не совсем
нова. Во время натовских бомбардировок Югославии многие мирные сербы
нацепили на грудь значки с надписью "Мишень" и соответствующим
изображением, считая, что тем самым пробудят совесть у руководителей
Североатлантического альянса. Кстати, не помогло. Сработает ли "воспитывающая
толерантность" задумка на этот раз, будет зависеть от многих
причин. В любом случае, по словам одного из авторов проекта Рассела
Симмонса, "антисемитизм распространяется в мире очень быстро",
и надо использовать любые способы, в том числе нестандартные, для
борьбы с ним.
При всей специфике данного проекта он легко может быть "расширен",
ведь в мире говорят не только о росте враждебности к евреям (в основном
со стороны исламских общин). После сентября 2001 года представители
мусульман США и Европы заговорили о всплеске исламофобии (политические
успехи крайне правых в странах ЕС тому доказательство). Да и вообще,
как говорят ежегодные доклады ООН и правозащитных организаций, публикуемые
к Международному дню толерантности (16 ноября), отношения между
национальными и религиозными группами не стали в последние годы
заметно теплее. И глобализация, в рамках которой усиливается процесс
перемещения рабочей силы между различными регионами планеты, здесь
не помогает. Скорее наоборот - кризисные явления в экономике способствуют
выплеску эмоций на пришлые этнические группы. Хотя как раз глобальные
транснациональные компании тратят немало средств на воспитание политкорректности
и толерантности как в своих структурах, так и среди потенциальных
клиентов (типичный случай: кампания United Colors of Benetton под
лозунгом "Интернационализм и разнообразие"). Кинокомпании,
как голливудские, так и европейские, так же из кожи вон лезут, чтобы
внести свой вклад в дружбу и взаимопонимание народов, и продюсеры
сериала о Джеймсе Бонде, подумывающие заменить Пирса Броснана на
темнокожего актера, как говорится, попали в струю.
В развитых странах подобная пропаганда пока работает, или, точнее,
их обитатели вынуждены вести себя толерантно, исходя из собственных
экономических потребностей: как бы не относились в этих странах
к разного рода цветным, черным и белым иммигрантам (опросы показывают,
что к ним относятся не блестяще), прожить без притока дешевых рабочих
рук в рамках существующей модели экономики эти страны не могут.
В бедных и перенаселенных странах воспитание терпимости проходит
куда сложнее - во всяком случае, кошмарная "этническая"
резня в Руанде и Бурунди случилась совсем недавно, и пока ничего
не сделано, чтобы предотвратить подобные вспышки насилия в будущем.
Тем более в Африке, которую мучают и бедность, и голод, и СПИД одновременно
(а сил Иностранного легиона, который, собственно, и разнимал противоборствующих
в Руанде, на все потенциальные горячие точки не хватит).
Для России, с трудом обошедшейся при распаде СССР без столь масштабных
межэтнических драм, конечно, задача воспитания толерантности остается
актуальной. Не только на фоне возрастающей активности скинхедов,
но и опросов рядовых жителей крупных городов, которые выявляют,
мягко говоря, сложное отношение людей к "чужакам" (кавказцам,
азиатам и т.д.). На фоне демографического кризиса на большей части
территории России и усиления притока мигрантов такие настроения
как минимум не утихают. Однако сама по себе пропаганда толерантности,
как говорят специалисты, мало что даст в нынешних условиях нашей
стране. Как подчеркивалось на недавней конференции Института национальной
стратегии, Россия сама еще не определила даже отправной точки собственного
развития: модель государства-нации, характерная для европейских
держав, в ней не работает. А раз так, то нет и четкого представления
о том, что объединяет людей на данной территории. И пока этот краеугольный
камень объединения не заложен, вряд ли воспитанию "дружбы и
солидарности" в ней сильно помогут пропагандистские акции на
манер указанной выше: "Я - еврей" (кавказец, бурят или
еще кто-нибудь). Надо сначала определить, кто такой пресловутый
"россиянин".
"RBC daily", 16 февраля 2005 года
|