… о миграционной политике
в России
|
Через пропасть в два прыжка
|
Жизнь заставит Россию изменить отношение к миграции.
Только время будет упущено
Самые большие изменения за 10 лет после Каирской международной
конференции по народонаселению и развитию в России претерпела миграция
населения - несравненно более значительные, чем рождаемость и смертность.
В 1994 году Россия имела самый большой в своей истории миграционный
прирост населения. В 2003-м миграционный приток практически прекратился.
Скудеющий приток
При большой ежегодной естественной убыли населения России поправить
демографическую ситуацию может внешняя миграция населения - чистый
миграционный приток из-за пределов страны. На Всероссийском национальном
форуме "Настоящее и будущее народонаселения России" внешней
миграции был посвящен доклад доктора экономических наук В. Ионцева
(МГУ им. Ломоносова). Приведя данные о стремительном сокращении
чистого миграционного прироста населения России, он справедливо
объяснил его как результат прежде всего "непродуманных действий
руководства страны" (Народонаселение, N3, 2004).
По внешнему миграционному обороту Россия в последний период занимает
второе место в мире - после США и впереди Германии. Поданным статистики,
за 1992-2001 годы в России официально зарегистрировано 6,5 миллиона
человек, въехавших в нее на постоянное место жительства (ПМЖ). При
этом учет был неполным, что выявила перепись населения 2002 года.
Приток в Россию был главным образом из бывших союзных республик.
В докладе приведены только общие данные. Добавлю, что наибольший
прирост российского населения дал Казахстан, на втором месте были
республики Средней Азии. По переписи населения СССР 1989 года за
пределами России в ее нынешних границах проживали 25,3 миллиона
русских и несколько миллионов других "этнических россиян"
(татар и других народов Поволжья и Урала, народов Северного Кавказа
и др.). При этом четверть русских проживала в Казахстане, каждый
восьмой - в республиках Средней Азии. Особо высокая доля русских
была в населении республиканских столиц, где они часто составляли
абсолютное большинство населения (Алма-Ата, Бишкек, Ашхабад). Именно
русские этих восточных республик дали большинство миграционного
прироста населения России после распада Советского Союза. Миграционный
обмен с двумя "славянскими" республиками, где проживало
много русских (Украина - 45%, Белоруссия - 5% всех русских в союзных
республиках в 1989 году) был более уравновешен. Белоруссия была
единственной республикой, куда из России переезжало больше мигрантов,
чем из нее в Россию. В Закавказье ко времени распада СССР было уже
мало русских. В постсоветский период оттуда в Россию ехали преимущественно
кавказцы. Из Прибалтики, после вывода оттуда союзных силовых структур,
поток в Россию вообще был очень невелик. Там и в советское время
был заметно более высокий, чем в России, уровень жизни.
О российской миграции населения ходят самые дикие слухи, вплоть
до того, что якобы в Москве проживают два миллиона одних азербайджанцев,
что среди москвичей русские составляют меньшинство и т. д. Вот как
на самом деле изменилась численность преобладающих в России "титульных"
неславянских национальностей бывших союзных республик за 14 лет
между переписями 1989 и 2002 годов.
Как видим, численность народов Закавказья выросла действительно
значительно. Особенно - армян. Но тут особый случай. Это армяне
не только и, вероятно, не столько самой Армении, сколько Карабаха,
Баку, Сумгаита и других мест.
С другой стороны, численность в России украинцев и белорусов сильно
снизилась.
Миграция населения очень чутко реагирует на события. Стремительное
падение чистого притока в Россию после 1994 года - результат начала
Первой чеченской войны, почти двойное уменьшение притока в 1999
году по сравнению с 1998-м - результат дефолта, скачок вниз в 2001
году - следствие "устрожения" миграционной политики.
Как видим, миграционный приток в Россию практически прекратился,
а естественная убыль ее населения в последние пять лет близка к
миллиону человек ежегодно. За 12 лет она составила 9,6 миллиона
человек.
Реально Россия не только избежала "миграционного наводнения",
но упустила хорошие шансы увеличить свое население за счет миграции.
Потенциальным мигрантам в Россию часто не только не было помощи,
наоборот, перед ними возводились препятствия, часто непреодолимые.
Поэтому реальные мигранты просили не помогать им, но, в первую очередь,
- не мешать. Хорошее представление о ситуациях, в которые попадали
в России приезжие из бывших союзных республик, дает изданная стенограмма
Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, проведенного
в Москве в 2002 году. Причиной этого съезда было невыносимое положение,
в котором к тому времени оказалась громадная часть переселенцев
в Россию.
Одна из главных причин такого положения - непрофессионализм тех,
кто определяет государственную демографическую политику в целом,
миграционную - в частности. На съезде выступил руководитель Межведомственной
рабочей группы по совершенствованию миграционноого законодательства
В.П. Иванов (в то время заместитель главы администрации, а сейчас
помошник президента РФ), которого с большим трудом вытащили из Кремля.
Его выступление вызвало недоумение и разочаровало участников съезда,
а ответы на многочисленные вопросы вызвали возмущение зала. Чтобы
разрядить обстановку, один из организаторов съезда - президент Международной
правозащитной ассамблеи М.Г. Арутюнов - внес такое предложение:
"Давайте мы, в течение десяти и более лет занимающиеся этой
проблемой, проведем семинар для работников администрации президента...
чтобы разъяснить реальную ситуацию с миграцией. Давайте сделаем
так, потому что ваши (В. Иванова. - Ред.) ответы на вопросы говорят
о том, что ни вы понять нас не можете, ни мы вас не можем понять".
Съезд принял специальную резолюцию и открытое обращение к президенту
РФ в защиту мигрантов, где, в частности, было сказано: "Мы
считаем возмутительным сам факт привлечения к формированию миграционной
политики и совершенствованию миграционного законодательства кадров
абсолютно несведущих в этой сложнейшей области, за которой стоят
судьбы миллионов людей и геополитические интересы страны. Мы всячески
приветствуем намерение государства навести порядок в миграционном
хаосе, однако борьба с нелегальной миграцией не может стать приоритетом
миграционной политики России".
К сожалению - стала. Главное занятие нынешней миграционной службы
в составе МВД - "война с нелегалами", которых создает
главным образом само государство.
Участники съезда призвали президента РФ "заменить руководителя
Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного
законодательства В.П. Иванова, который... продемонстрировал абсолютную
некомпетентность в порученной ему области".
Призыв не был услышан. "Государственная" миграционная
политика не стала более грамотной. Как справедливо утверждает в
своем докладе В. Ионцев, экономические и демографические интересы
России "насущно требуют притока мигрантов". Решением проблемы
могло бы быть формирование единого рынка труда в рамках СНГ, "учитывая
общность языка, близость системы профессионального образования,
культурных и трудовых традиций". Однако эта естественная тенденция
наталкивается на "отсутствие продуманной концепции поощрительной
миграционной политики в России, что предопределяет непоследовательность
проводимых в этой сфере мероприятий, расхождение декларативных заявлений
и практических действий. Провозглашается целесообразность формирования
единого рынка труда в рамках СНГ, а на практике возводятся все новые
препятствия в передвижении между государствами-членами".
Этот очень содержательный доклад, не вызвавший на форуме возражений,
заканчивается так: "Россия практически не решила... ни одну
из задач в области международной миграции, поставленных на Каирской
конференции: в стране за 10 лет так и не была выработана государственная
стратегия по регулированию миграционных потоков и сотрудничеству
в этой области с другими государствами, как нет и концепции миграционной
политики, учитывающей как интересы страны в целом, так и ее отдельных
регионов".
Согласен целиком и полностью. Только добавил бы к последней фразе:
"а также самих реальных и потенциальных мигрантов".
Права и правда
Доктор экономических наук О.Д. Воробьева (Российский государственный
социальный университет), выступившая на форуме с заключительным
докладом, справедливо утверждает, что демографический и социально-экономический
прогнозы свидетельствуют об увеличивающемся дефиците населения и
трудовых ресурсов. Поэтому миграционная стратегия должна быть такой,
чтобы обеспечивать миграционный прирост населения России для обеспечения
ее экономического роста. Нужна соответствующая миграционная политика.
Она должна обеспечить:
- легализацию мигрантов, прибывших в РФ из бывших союзных республик;
- стимулирование иммиграции в РФ;
- натурализацию и адаптацию иммигрантов, вовлечение их в российский
социум;
- интеграцию РФ в международный рынок труда;
- защиту прав мигрантов.
Отвечает ли этим требованиям современная государственная миграционная
политика России? Ответ докладчика таков:
"Нынешняя миграционная политика (то есть реальные действия
в этом направлении) далека от соответствия национальным интересам
России. На фоне острого демографического кризиса и оживления реального
сектора экономики в миграционной ситуации... продолжают устойчиво
развиваться негативные тенденции". Постоянно сокращается миграционный
поток в Россию, растет эмиграция квалифицированной молодежи в экономически
развитые страны; растут объемы нелегальной миграции".
Что же приводит к результатам, противоречащим национальным интересам
России?
По словам докладчика, "получение права на временное проживание,
вида на жительство и гражданство продолжают оставаться непреодолимым
препятствием на пути легализации для большинства иммигрантов".
Это требует, скажу от себя, больших затрат времени, сил, нервов
и средств. "Препятствия для легализации создает главным образом
разрешительный (а не уведомительный) характер регистрации (прописки.
- Ред.), жесткая привязка регистрации к наличию жилого помещения
и желанию постоянно проживающих в нем граждан осуществить процедуру
регистрации иностранных граждан. При этом широко развита бизнес-система
регистрации и оформления документов на проживание в России, способствующая
усилению криминального компонента иммиграции".
Докладчик справедливо утверждает, что действующая система регистрации
не сдерживает нелегальную миграцию, ради чего она официально введена,
а ведет "к росту нелегальной миграции и сокращению миграционного
прироста населения". А также, добавим от себя, росту доходов
милиции, которая паразитирует на мигрантах.
ФМС (Федеральная миграционная служба) за короткое время пережила
шесть (!) реорганизаций, в том числе две "реорганизации через
ликвидацию". Всегда, естественно, "хотели как лучше".
Но - говорю от себя - пришли фактически к полному развалу той ФМС,
которая была создана в 1992 году (формально, а фактически - даже
в 1991-м) на базе Главного управления по сельскохозяйственному переселению
и организованному набору рабочих при Совете Министров РСФСР. Та
автономная (самостоятельная) ФМС работала довольно-таки профессионально
и, принимая во внимание объективные условия работы того времени,
довольно-таки успешно. В большом миграционном притоке в Россию с
начала нового века - большая ее заслуга. Включение ФМС в МВД (в
конце 2001 года) было большой, принципиальной ошибкой. Специалистам
по миграции населения и самим мигрантам это было ясно изначально.
Однако высокопоставленные чиновники провели милитаризацию ФМС, обеспечили
принятие Думой и утверждение президентом двух явно антимиграционных
законов - "О гражданстве РФ" и "О правовом положении
иностранцев в РФ" - и реально добились прекращения чистого
миграционного притока в Россию. Одним из следствий этих "достижений"
было то, что "более 1 миллиона человек, приехавших к нам после
распада Советского Союза... оказались в сложнейшей жизненной ситуации".
(Это я цитирую уже не докладчика на форуме, а президента РФ.) "Принятые
в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных
потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует
решению этих задач. ...Нам нужны...не запреты и препоны, нам нужна
эффективная миграционная политика. Выгодная для страны и удобная
для людей". (Послание президента РФ Федеральному собранию).
Золотые слова! Странно только, что президент вынужден вносить поправки
в законы, разработанные в его администрации или прошедшие через
нее и подписанные самим президентом (надеюсь - после тщательного
их рассмотрения в правовом управлении администрации). Неизбежные,
как хорошо известно специалистам, быстрая убыль и старение населения
России заставят изменить нынешнюю "государственную" миграционную
политику России на противоположную. Главными функциями Федеральной
миграционной службы неизбежно станут привлечение мигрантов в Россию
и содействие их устройству и адаптации в новых для них местах. Чем
быстрее это произойдет - тем лучше. А в том, что это произойдет
неизбежно, - сомнений у меня нет.
Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. "Новое время",
20 февраля 2005 года
|