Rambler's Top100

№ 191 - 192
21 февраля - 6 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Gazeta.kz"о демографической ситуации в Казахстане
"Казахстанская правда" о демографических перспективах Казахстана
"Время новостей" о демографической ситуации в Гонконге
"Россiя" о половых диспропорциях в Китае
"Los Angeles Times" о демографической политике в маленьком городе Италии
"Gazeta.kz" о пенсионной системе в Узбекистане
"Yтро.Ru" о трудовых ресурсах России
"Газета" о зарплатах россиян
"Gazeta.kz" об образовании и рынке труда в Казахстане
"Учительская газета" о профессиональном образовании в России
"Известия" о дошкольном образовании в России
"Российская газета" о национальном плане действий в интересах детей

"Новое время" о миграционной политике в России
"Ведомости" о противоречивости российской миграционной политики
"Казахстанская правда" о миграционной политике в Казахстане
"The Times" о проверках здоровья иммигрантов в Великобритании
"RBC daily " о мужской сверхсмертности
"RBC daily" об информационной компании против СПИДа в России
"Новые известия" об "ураганном" СПИДе
"Новые известия" о генном противодействии СПИДу
"Медицинская газета" о проблемах и финансировании здравоохранения
"Молодежь Эстонии" о работе, потреблении и отдыхе в США и Европе
"Независимая газета" и "Известия" о борьбе с бедностью
"RBC daily" о кампании "За этническое понимание"
"Независимая Молдова" о взаимодействии Молдавии с UNFPA

… о миграционной политике в России

Через пропасть в два прыжка

Жизнь заставит Россию изменить отношение к миграции. Только время будет упущено

Самые большие изменения за 10 лет после Каирской международной конференции по народонаселению и развитию в России претерпела миграция населения - несравненно более значительные, чем рождаемость и смертность. В 1994 году Россия имела самый большой в своей истории миграционный прирост населения. В 2003-м миграционный приток практически прекратился.
Скудеющий приток
При большой ежегодной естественной убыли населения России поправить демографическую ситуацию может внешняя миграция населения - чистый миграционный приток из-за пределов страны. На Всероссийском национальном форуме "Настоящее и будущее народонаселения России" внешней миграции был посвящен доклад доктора экономических наук В. Ионцева (МГУ им. Ломоносова). Приведя данные о стремительном сокращении чистого миграционного прироста населения России, он справедливо объяснил его как результат прежде всего "непродуманных действий руководства страны" (Народонаселение, N3, 2004).
По внешнему миграционному обороту Россия в последний период занимает второе место в мире - после США и впереди Германии. Поданным статистики, за 1992-2001 годы в России официально зарегистрировано 6,5 миллиона человек, въехавших в нее на постоянное место жительства (ПМЖ). При этом учет был неполным, что выявила перепись населения 2002 года.
Приток в Россию был главным образом из бывших союзных республик. В докладе приведены только общие данные. Добавлю, что наибольший прирост российского населения дал Казахстан, на втором месте были республики Средней Азии. По переписи населения СССР 1989 года за пределами России в ее нынешних границах проживали 25,3 миллиона русских и несколько миллионов других "этнических россиян" (татар и других народов Поволжья и Урала, народов Северного Кавказа и др.). При этом четверть русских проживала в Казахстане, каждый восьмой - в республиках Средней Азии. Особо высокая доля русских была в населении республиканских столиц, где они часто составляли абсолютное большинство населения (Алма-Ата, Бишкек, Ашхабад). Именно русские этих восточных республик дали большинство миграционного прироста населения России после распада Советского Союза. Миграционный обмен с двумя "славянскими" республиками, где проживало много русских (Украина - 45%, Белоруссия - 5% всех русских в союзных республиках в 1989 году) был более уравновешен. Белоруссия была единственной республикой, куда из России переезжало больше мигрантов, чем из нее в Россию. В Закавказье ко времени распада СССР было уже мало русских. В постсоветский период оттуда в Россию ехали преимущественно кавказцы. Из Прибалтики, после вывода оттуда союзных силовых структур, поток в Россию вообще был очень невелик. Там и в советское время был заметно более высокий, чем в России, уровень жизни.
О российской миграции населения ходят самые дикие слухи, вплоть до того, что якобы в Москве проживают два миллиона одних азербайджанцев, что среди москвичей русские составляют меньшинство и т. д. Вот как на самом деле изменилась численность преобладающих в России "титульных" неславянских национальностей бывших союзных республик за 14 лет между переписями 1989 и 2002 годов.
Как видим, численность народов Закавказья выросла действительно значительно. Особенно - армян. Но тут особый случай. Это армяне не только и, вероятно, не столько самой Армении, сколько Карабаха, Баку, Сумгаита и других мест.
С другой стороны, численность в России украинцев и белорусов сильно снизилась.
Миграция населения очень чутко реагирует на события. Стремительное падение чистого притока в Россию после 1994 года - результат начала Первой чеченской войны, почти двойное уменьшение притока в 1999 году по сравнению с 1998-м - результат дефолта, скачок вниз в 2001 году - следствие "устрожения" миграционной политики.
Как видим, миграционный приток в Россию практически прекратился, а естественная убыль ее населения в последние пять лет близка к миллиону человек ежегодно. За 12 лет она составила 9,6 миллиона человек.
Реально Россия не только избежала "миграционного наводнения", но упустила хорошие шансы увеличить свое население за счет миграции. Потенциальным мигрантам в Россию часто не только не было помощи, наоборот, перед ними возводились препятствия, часто непреодолимые. Поэтому реальные мигранты просили не помогать им, но, в первую очередь, - не мешать. Хорошее представление о ситуациях, в которые попадали в России приезжие из бывших союзных республик, дает изданная стенограмма Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, проведенного в Москве в 2002 году. Причиной этого съезда было невыносимое положение, в котором к тому времени оказалась громадная часть переселенцев в Россию.
Одна из главных причин такого положения - непрофессионализм тех, кто определяет государственную демографическую политику в целом, миграционную - в частности. На съезде выступил руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционноого законодательства В.П. Иванов (в то время заместитель главы администрации, а сейчас помошник президента РФ), которого с большим трудом вытащили из Кремля. Его выступление вызвало недоумение и разочаровало участников съезда, а ответы на многочисленные вопросы вызвали возмущение зала. Чтобы разрядить обстановку, один из организаторов съезда - президент Международной правозащитной ассамблеи М.Г. Арутюнов - внес такое предложение: "Давайте мы, в течение десяти и более лет занимающиеся этой проблемой, проведем семинар для работников администрации президента... чтобы разъяснить реальную ситуацию с миграцией. Давайте сделаем так, потому что ваши (В. Иванова. - Ред.) ответы на вопросы говорят о том, что ни вы понять нас не можете, ни мы вас не можем понять".
Съезд принял специальную резолюцию и открытое обращение к президенту РФ в защиту мигрантов, где, в частности, было сказано: "Мы считаем возмутительным сам факт привлечения к формированию миграционной политики и совершенствованию миграционного законодательства кадров абсолютно несведущих в этой сложнейшей области, за которой стоят судьбы миллионов людей и геополитические интересы страны. Мы всячески приветствуем намерение государства навести порядок в миграционном хаосе, однако борьба с нелегальной миграцией не может стать приоритетом миграционной политики России".
К сожалению - стала. Главное занятие нынешней миграционной службы в составе МВД - "война с нелегалами", которых создает главным образом само государство.
Участники съезда призвали президента РФ "заменить руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства В.П. Иванова, который... продемонстрировал абсолютную некомпетентность в порученной ему области".
Призыв не был услышан. "Государственная" миграционная политика не стала более грамотной. Как справедливо утверждает в своем докладе В. Ионцев, экономические и демографические интересы России "насущно требуют притока мигрантов". Решением проблемы могло бы быть формирование единого рынка труда в рамках СНГ, "учитывая общность языка, близость системы профессионального образования, культурных и трудовых традиций". Однако эта естественная тенденция наталкивается на "отсутствие продуманной концепции поощрительной миграционной политики в России, что предопределяет непоследовательность проводимых в этой сфере мероприятий, расхождение декларативных заявлений и практических действий. Провозглашается целесообразность формирования единого рынка труда в рамках СНГ, а на практике возводятся все новые препятствия в передвижении между государствами-членами".
Этот очень содержательный доклад, не вызвавший на форуме возражений, заканчивается так: "Россия практически не решила... ни одну из задач в области международной миграции, поставленных на Каирской конференции: в стране за 10 лет так и не была выработана государственная стратегия по регулированию миграционных потоков и сотрудничеству в этой области с другими государствами, как нет и концепции миграционной политики, учитывающей как интересы страны в целом, так и ее отдельных регионов".
Согласен целиком и полностью. Только добавил бы к последней фразе: "а также самих реальных и потенциальных мигрантов".
Права и правда
Доктор экономических наук О.Д. Воробьева (Российский государственный социальный университет), выступившая на форуме с заключительным докладом, справедливо утверждает, что демографический и социально-экономический прогнозы свидетельствуют об увеличивающемся дефиците населения и трудовых ресурсов. Поэтому миграционная стратегия должна быть такой, чтобы обеспечивать миграционный прирост населения России для обеспечения ее экономического роста. Нужна соответствующая миграционная политика. Она должна обеспечить:
- легализацию мигрантов, прибывших в РФ из бывших союзных республик;
- стимулирование иммиграции в РФ;
- натурализацию и адаптацию иммигрантов, вовлечение их в российский социум;
- интеграцию РФ в международный рынок труда;
- защиту прав мигрантов.
Отвечает ли этим требованиям современная государственная миграционная политика России? Ответ докладчика таков:
"Нынешняя миграционная политика (то есть реальные действия в этом направлении) далека от соответствия национальным интересам России. На фоне острого демографического кризиса и оживления реального сектора экономики в миграционной ситуации... продолжают устойчиво развиваться негативные тенденции". Постоянно сокращается миграционный поток в Россию, растет эмиграция квалифицированной молодежи в экономически развитые страны; растут объемы нелегальной миграции".
Что же приводит к результатам, противоречащим национальным интересам России?
По словам докладчика, "получение права на временное проживание, вида на жительство и гражданство продолжают оставаться непреодолимым препятствием на пути легализации для большинства иммигрантов". Это требует, скажу от себя, больших затрат времени, сил, нервов и средств. "Препятствия для легализации создает главным образом разрешительный (а не уведомительный) характер регистрации (прописки. - Ред.), жесткая привязка регистрации к наличию жилого помещения и желанию постоянно проживающих в нем граждан осуществить процедуру регистрации иностранных граждан. При этом широко развита бизнес-система регистрации и оформления документов на проживание в России, способствующая усилению криминального компонента иммиграции".
Докладчик справедливо утверждает, что действующая система регистрации не сдерживает нелегальную миграцию, ради чего она официально введена, а ведет "к росту нелегальной миграции и сокращению миграционного прироста населения". А также, добавим от себя, росту доходов милиции, которая паразитирует на мигрантах.
ФМС (Федеральная миграционная служба) за короткое время пережила шесть (!) реорганизаций, в том числе две "реорганизации через ликвидацию". Всегда, естественно, "хотели как лучше". Но - говорю от себя - пришли фактически к полному развалу той ФМС, которая была создана в 1992 году (формально, а фактически - даже в 1991-м) на базе Главного управления по сельскохозяйственному переселению и организованному набору рабочих при Совете Министров РСФСР. Та автономная (самостоятельная) ФМС работала довольно-таки профессионально и, принимая во внимание объективные условия работы того времени, довольно-таки успешно. В большом миграционном притоке в Россию с начала нового века - большая ее заслуга. Включение ФМС в МВД (в конце 2001 года) было большой, принципиальной ошибкой. Специалистам по миграции населения и самим мигрантам это было ясно изначально. Однако высокопоставленные чиновники провели милитаризацию ФМС, обеспечили принятие Думой и утверждение президентом двух явно антимиграционных законов - "О гражданстве РФ" и "О правовом положении иностранцев в РФ" - и реально добились прекращения чистого миграционного притока в Россию. Одним из следствий этих "достижений" было то, что "более 1 миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза... оказались в сложнейшей жизненной ситуации". (Это я цитирую уже не докладчика на форуме, а президента РФ.) "Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач. ...Нам нужны...не запреты и препоны, нам нужна эффективная миграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей". (Послание президента РФ Федеральному собранию).
Золотые слова! Странно только, что президент вынужден вносить поправки в законы, разработанные в его администрации или прошедшие через нее и подписанные самим президентом (надеюсь - после тщательного их рассмотрения в правовом управлении администрации). Неизбежные, как хорошо известно специалистам, быстрая убыль и старение населения России заставят изменить нынешнюю "государственную" миграционную политику России на противоположную. Главными функциями Федеральной миграционной службы неизбежно станут привлечение мигрантов в Россию и содействие их устройству и адаптации в новых для них местах. Чем быстрее это произойдет - тем лучше. А в том, что это произойдет неизбежно, - сомнений у меня нет.

Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. "Новое время", 20 февраля 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)