… об отказе
России от исследования знаний школьников
Россия отказалась от международного исследования
знаний школьников
Россия отказалась от участия в международном исследовании
оценки знаний школьников TIMSS
Россия отказалась участвовать в международном исследовании уровня
знаний школьников по математике и естественным наукам. На его основании
корректировали программу и делали выводы о том, какие факторы влияют
на качество образования
В 2023 году Россия не будет проводить исследование качества математического
и естественно-научного образования TIMSS, Москва от участия в нем
отказалась. Об этом "Ведомостям" рассказал исполнительный
директор ассоциации - организатора исследования IEA (International
Association for the Evaluation of Educational Achievement) Дирк
Хастедт.
На вопрос о причинах отказа в ассоциации посоветовали обратиться
в центр проведения международных исследований от России - ФИОКО,
подведомственный Рособрнадзору институт. "Ведомости" направили
запрос в Рособрнадзор и Минпросвещения.
TIMSS - международное исследование качества школьного образования
по математике и естественно-научным предметам, его проводят раз
в четыре года. Во время исследования эксперты оценивают знания школьников
четвертых и восьмых классов из разных стран, а также то, как дети
могут интерпретировать свои результаты и применять их на практике.
Исследование также позволяет оценить динамику в образовании четвероклассников
через четыре года, когда они приходят как раз в восьмой класс.
Россия участвовала в TIMSS с 1995 года, последний раунд проводили
в 2019 году. Тогда в исследовании участвовали почти 8 тыс. школьников
из 49 регионов и Россия заняла шестое место. В пятерке по качеству
школьного образования в математике и естественно-научных дисциплинах
- Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Япония.
В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая
обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос
родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Регулярное исследование
позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству
образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые
влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной
группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева. Кроме
того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить
основания для отечественной системы оценки качества образования,
которую сейчас применяет сам Рособрнадзор.
В прошлом году, после начала военной операции России на Украине,
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановила
участие России в другом международном исследовании - PISA, которое
оценивает образовательные достижения 15-летних учащихся. Россия
участвовала в нем с 2000 года.
PISA позволяло оценить математическую, естественно-научную грамотность
и грамотность чтения школьников. Исследование проводили с периодичностью
раз в три года, и очередной этап должен был состояться в 2021 году,
но из-за пандемии коронавируса его перенесли на 2022 год.
По инициативе организации в России также перестали проводить два
других исследования: TALIS, оценивающее уровень подготовки учителей,
а также проверку компетенций взрослого населения - PIAAC. В Рособрнадзоре
заявляли, что готовы проводить отечественные исследования качества
образования.
Накануне, 15 марта, правительство России также решило выйти из европейской
научно-технической программы "Эврика". Это совместная
программа европейских стран в области научных исследований и опытно-конструкторских
разработок.
Программа была создана в 1985 году, Российская Федерация начала
участвовать в ней в 1993 году.