Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 981 - 982
28 марта - 10 апреля 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" о репродуктивных намерениях россиянок
"Независимая газета" о двойной демографической нагрузке на женщин
"Известия" о едином пособии для беременных и на детей
"Новые Известия" об изменении численности трудоспособного населения
"Коммерсантъ" о сценариях развития российского рынка труда
"Forbes" о потере Россией человеческого капитала
"Коммерсантъ" о привлечении подростков на рынок труда
"Российская газета" о предложении амнистии части депортированных мигрантов
"РБК" о предложении лишать родительских прав мигрантов за отказ учить детей в школе
"Коммерсантъ" о грядущих новациях в закон о российском гражданстве

"Новые Известия" об экстрадициях на родину
"ТАСС" о борьбе с алкогольной зависимостью
"РБК" о борьбе с просроченными лекарствами
"Новые Известия" о прекращении публикации статистики о коллективном иммунитете и числе вакцинированных на портале "Стопкоронавирус"
"Коммерсантъ" о предложении отменить требование о проведении клинических исследований зарубежных препаратов в России
"Коммерсантъ" и "Независимая газета" об экономии россиян на медицинских услугах и неравенстве в доступе к медицине
"Новые Известия" о проблемах некачественного лечения в поликлиниках
"Коммерсантъ" о русском языке на постсоветском пространстве
"РБК" об отказе России от исследования знаний школьников

об экономии россиян на медицинских услугах и неравенстве в доступе к медицине

Россияне здорово экономят

Люди стали меньше тратить на медицинские исследования и диагностику
Число покупок медицинских услуг в России в 2022 году упало на 21%, объем продаж в денежном выражении снизился на 12%. К такому выводу пришли эксперты "СберЗдоровья" и "Платформы ОФД", проанализировав 55 млн кассовых чеков. В то же время средний чек на частные медицинские услуги в России по сравнению с 2021 годом вырос на 9%, а в Москве этот показатель увеличился сразу на 19%, до 7865 руб. Эксперты объясняют такую тенденцию снижением спроса на COVID-тесты, исследования КТ и другие "относительно недорогие" процедуры, а падение продаж - стремлением россиян сэкономить деньги.
Медицинский онлайн-сервис "СберЗдоровье" совместно с аналитическим ресурсом "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД" (крупнейший оператор фискальных данных, который ежедневно обрабатывает 50-55 млн кассовых чеков от более 1,1 млн онлайн-касс в России) проанализировали рынок коммерческой медицины в России.
Авторы исследования выяснили, что число покупок медицинских услуг в стране в 2022 году снизилось на 21% в сравнении с 2021 годом, объем продаж в денежном выражении - на 12%.
При этом число визитов на приемы к врачам в частные клиники в 2022 году практически не изменилось. Падение числа покупок и объема продаж эксперты "СберЗдоровья" объясняют сокращением трат граждан на лабораторные исследования и диагностику. По их мнению, это следствие снижения заболеваемости коронавирусной инфекцией - уменьшение числа тестирований, внеплановых КТ и уровня беспокойства граждан.
Средний чек на частные медицинские услуги достиг 3376 руб.- это на 9% выше, чем в 2021 году. Больше всего он вырос в Москве, до 7865 руб.- на 19% больше, чем годом ранее. Основной причиной увеличения среднего чека, по мнению авторов анализа, стало снижение числа покупок относительно недорогих услуг - преимущественно тестирования на коронавирус. Помимо этого сказался рост издержек со стороны клиник из-за подорожания ряда материалов, медикаментов и оборудования. Однако, указывают в "СберЗдоровье", с развитием параллельного импорта и подбором аналогов на отечественном рынке к концу года ситуация заметно улучшилась.
Самыми дорогостоящими остаются услуги стоматологии: средний чек в этом сегменте в 2022 году вырос на 25% и достиг 6305 руб.
Несмотря на это, число покупок снизилось незначительно - на 3%. В топ-покупок стоматологических услуг вошли пломбирование, анестезия, снимки ротовой полости, а также консультации ортодонтов по обслуживанию брекет-систем.
Управляющий директор медицинского онлайн-сервиса "СберЗдоровье" Александр Ориновский, комментируя результаты исследования, отмечает, что рынок частной медицины на конец прошлого года был достаточно устойчив: пациентопоток снизился, но незначительно, для расходных материалов оперативно были найдены аналоги. Ранее "Ъ", изучив отчеты крупных сетей частных клиник за первое полугодие 2022 года, выяснил, что число амбулаторных посещений пациентов действительно сократилось. Так, в Европейском медцентре показатель снизился на 19,1%, до 238,3 тыс., в сети "Мать и дитя" - на 2,1%, до 878,5 тыс. В сети "Ниармедик", говорил тогда его медицинский директор Дмитрий Мельник, обращений за амбулаторными услугами оказалось меньше на 6% год к году. Господин Мельник объясняет, что в начале 2022 года действительно наблюдалось падение в связи со снижением востребованности ковид-продуктов, но далее в сети наблюдался рост пациентопотока и соответственно рост выручки. Тенденция, по его словам, сохраняется до настоящего момента.
"Рынок все еще адаптируется - зачастую новые проекты пока ставятся на паузу,- продолжает господин Ориновский.- Многие клиники переориентируются на более доступные ценовые стратегии, идет процесс укрупнения сетевых клиник. Кто-то объединяет ресурсы, чтобы снизить издержки, а тем самым и стоимость, а также увеличить число доступных услуг".
Директор сети клиник Point of Care Алексей Ремез говорит, что всплеск интереса к частной медицине случился "в рамках тестирования на коронавирус". "Я бы сказал даже так: если бы не частная медицина, то добиться столь широкого охвата популяции тестированием на COVID было бы невозможно,- рассуждает господин Ремез.- Можно вспомнить начало-середину апреля 2020 года и тот дефицит, который существовал в этой сфере, пока там не было частников".
Сейчас, по его мнению, можно выделить две причины снижения интереса к услугам коммерческих клиник "из целого ряда существующих": спрос возвращается к "допандемийному" формату, а граждане начали экономить деньги.
"Обращаясь к врачу и получая полный план обследования, пациент вынужден выбирать из всего перечня лишь несколько услуг и нередко набор определяет самостоятельно,- поясняет главный врач одной из клиник сети "Ниармедик" Анна Рыбакова.- Иными словами, в 2021 году, предоставляя клиенту пять услуг по 1000 руб., мы имели средний чек в 1000 руб., а в 2022 году - после повышения прейскуранта и сокращения "корзины потребителя" - три услуги по 1500 руб. дают средний чек в 1500 руб.".
Директор института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович указывает на "переток клиентов в сегмент ДМС". "Но, безусловно, платежеспособный спрос сейчас тоже припал. И люди покупают не чек-ап у медиков, а более срочные и недоступные в госсегменте опции",- заключает госпожа Попович.

Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 17 марта 2023 года

Медицинское неравенство воспринимается россиянами наиболее остро

Большинство может простить обеспеченным дорогие машины, квартиры и дипломы, но не лечение
Неравный доступ к качественным услугам в базовых сферах жизни - особенно в сложные экономические периоды - может негативно сказываться на доверии и государству, и бизнесу. К такому выводу пришли эксперты Аналитического центра НАФИ по итогам опроса, проведенного для "НГ". Судя по результатам, россияне намного чаще склонны считать справедливой ситуацию, когда обеспеченные могут позволить себе комфортный транспорт, лучшее жилье, даже престижное образование, чем когда обеспеченные за деньги получают доступ к более качественному лечению. Именно неравенство в сфере медицины воспринимается наиболее остро.
С точки зрения социальной справедливости неравный доступ к качественной медицине - это наиболее болезненный фактор для многих россиян. Об этом можно судить, в частности, по всероссийскому опросу, подготовленному для "НГ" специалистами Аналитического центра НАФИ.
Опрос был проведен в марте среди 1600 человек от 18 лет и старше (выборка построена на данных официальной статистики Росстата и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта; статистическая погрешность не превышает 3,4%).
У респондентов спрашивали, считают ли они справедливым, что более обеспеченные люди могут позволить себе те или иные услуги более высокого качества. Как выяснилось, наиболее терпимо граждане относятся к расслоению, которое проявляется в неравном доступе к комфортным транспорту и жилью: 65 и 64% соответственно назвали справедливой ситуацию, когда высокодоходные группы населения могут позволить себе лучшие транспорт и жилье. Несправедливой такую ситуацию считают 26 и 27% соответственно. Остальные затруднились с ответом.
Примерно та же тенденция - относительно терпимое отношение к более широким возможностям обеспеченных слоев населения - прослеживается и в оценках, касающихся качественных образовательных услуг. Хотя несогласных с такой ситуацией все же оказалось больше, чем в случае с транспортом и жильем.
Так, 52% респондентов назвали справедливым то, что обеспеченные могут позволить себе лучшие варианты образования, а несправедливым это называют 41% опрошенных. Остальные воздержались.
Далее - по убывающей - идут оценки, выявляющие отношение россиян к неравной доступности качественных услуг ЖКХ: 48% опрошенных считают справедливым то, что обеспеченные могут позволить себе более качественные услуги в сфере ЖКХ, 42% считают это несправедливым. Остальные не ответили.
И наконец, как можно судить, самым болезненным стал вопрос о доступности качественной медицины. В этом случае пусть и с минимальным отрывом, но преобладает доля тех, кто как раз не считает справедливым то, что обеспеченные могут позволить себе более качественные медуслуги: 46% ответивших. А 45% респондентов все же назвали такую ситуацию справедливой. Остальные затруднились.

* В процентах от 1600 опрошенных.
Источник: Аналитический центр НАФИ

Дополнительные вопросы выявили, что выше всего россияне оценивают для себя доступность комфортного транспорта - в частности, речь идет о такси. Так, более половины опрошенных россиян заявляют, что им доступен подобный способ передвижения (если точнее, 9% опрошенных заявили, что они легко могут себе это позволить, 46% - что им такие услуги скорее доступны, чем нет).
О том, что могут оплатить частную школу, коммерческий вуз, частные занятия с репетитором или любые другие платные образовательные курсы, сообщают 47% опрошенных: легко могут себе это позволить 7%, для 40% такие услуги "скорее доступны".
А купить более дорогие лекарственные препараты, оперативно провести медицинские исследования и получить консультацию высококвалифицированных медицинских специалистов в частной клинике имеют возможность 45% россиян, причем легко могут себе это позволить 6%, а для 39% такие услуги "скорее доступны".
"Неравенство доходов само по себе необязательно приводит к несправедливости. Однако неравенство возможностей для получения качественных услуг в базовых сферах жизни, особенно в сложные экономические периоды, может негативно сказываться на доверии государству и бизнесу", - комментирует результаты руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ Аделя Кавеева.
По уточнению эксперта, неравенство в сфере медицины неслучайно воспринимается россиянами наиболее остро - "это и опыт пандемии коронавируса, ставшей вызовом для здравоохранения и экономики, и восприятие социальной сферы как зоны ответственности государства и сферы "бесплатных" услуг".
"Ожидаемо, что более высокодоходные группы населения, россияне с высшим образованием и молодое, экономически активное поколение считают справедливой возможность людей с высоким уровнем доходов получать более качественные услуги", - продолжила Кавеева. Однако обратной позиции чаще всего придерживаются вовсе не пенсионеры, а россияне 45-54 лет, добавила она. Это люди "на изломе эпох", получившие образование в советское время, а трудовую деятельность начавшие уже в 1990-е годы.
Менее терпимое отношение россиян к тому, что обеспеченные могут позволить себе лучшие медицинские услуги, - это, как считает руководитель департамента спецпроектов "Полилог" Роман Моложон, красный флажок, что в системе здравоохранения большие и объективные проблемы. "Да, у более обеспеченных есть выбор - пойти к платному врачу, квалификация которого не обязательно будет выше, или уехать лечиться в другой город, но и они будут фиксировать такую ситуацию в здравоохранении как негативную", - добавил он.
При этом нехватка врачей - это та проблема, с которой, по его уточнению, сталкиваются все возрастные группы: "И молодые семьи (болеют дети), и люди среднего возраста (болеют родители), и пенсионеры".
"С точки зрения демографии недоступность качественных медицинских услуг в РФ, вероятно, стала одной из главных точек социального напряжения из-за того, что на фоне развитых стран именно по ситуации со здоровьем и смертностью Россия отстает больше всего", - оценивает научный сотрудник международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института Гайдара Игорь Ефремов.
"Для решения этой проблемы надо сделать приоритетом государственных расходов повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе бесплатного лекарственного обеспечения. Но это в значительной степени лечение симптомов, хоть и жизненно необходимое", - продолжил Ефремов.
Помимо этого, по его мнению, нужно радикально сократить воздействие на россиян базовых причин, которые приводят к раннему развитию хронических болезней и ранней предотвратимой смертности. Это прежде всего поведенческие факторы: "Опасное потребление крепкого алкоголя, курение, вредное питание, рискованное поведение, пренебрежение собственным здоровьем и низкая ценность здоровья и жизни в целом (как своих собственных, так и других людей)". "Большую поддержку некоторым из этих факторов оказывает высокий уровень социально-экономического неравенства в России, который сохраняется десятилетиями", - считает эксперт.
Также важно помнить, что в России происходит быстрый процесс старения населения. "Доля пожилых в населении, как и их абсолютное количество, растет и будет расти все будущие десятилетия. Поэтому развитие системы здравоохранения должно это учитывать, то есть должны быть планы по расширению сети медицинских учреждений и увеличению количества медицинских работников", - говорит Ефремов.
О том, что в российской системе здравоохранения крайне актуальна проблема нехватки врачей, свидетельствуют и данные Минздрава: дефицит врачей в амбулаторном звене составляет 12,5 тыс., среднего медперсонала - 10,7 тыс. работников. Такие цифры за 2022 год, как передавало РИА Новости, приводились в презентации министра здравоохранения Михаила Мурашко. Хотя он и уточнял, что проблема дефицита медицинских кадров не решена ни в одной стране.
Напомним, в конце минувшего года Мурашко сообщал данные о дефиците врачей в целом в системе здравоохранения РФ: по врачам он составлял около 25-26 тыс., по среднему медперсоналу - около 50 тыс. человек.
Но, по словам Ефремова, даже на фоне общей нехватки медицинских кадров выделяются такие населенные пункты, малые, средние и даже некоторые большие города, где эта проблема еще острее. Здесь также стоить обратить внимание на то, что "даже во многих больших городах России (и иногда в региональных центрах) нет медицинских вузов или факультетов", добавил эксперт.
"А из-за проблем с жильем и высокой конкуренции регионов за врачей шансы привлечь к себе работников из других регионов в таких городах невелики, - отметил он. - Поэтому стоит работать над организацией высшего медицинского образования в тех больших городах, где его еще нет".
Кроме того, по оценкам Ефремова, также для удовлетворения растущих потребностей в медицинских кадрах будет необходимо все более массово привлекать иностранных студентов для обучения, в том числе бесплатного, на русском языке в российских медицинских вузах с их дальнейшим трудоустройством в России.
"Недостаток врачей и медицинских работников отмечается регулярно, и причины этого лежат в системных проблемах российского общества, когда высокий уровень образования далеко не всегда означает повышение жизненного уровня, - уточнил при этом руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве Александр Цыганов - Недостаточное финансирование, бюрократизация и формализм, запущенные здания и оборудование в ряде клиник и больниц часто побуждают врачей сменить профессию". Или место проживания.
В итоге, как резюмирует Моложон, "доступность медицины и прежде всего наличие врачей - один из базовых параметров социального самочувствия, на который властям нужно обращать самое пристальное внимание".
Между тем, Кавеева отметила, что само по себе внедрение принципа всеобщего доступа к медицинской помощи парадоксальным образом вовсе не обязательно снижает неравенство. При перекосах в реализации это может даже, наоборот, его усугубить. "В погоне за охватом наибольшего числа людей неохваченными оказываются наименее благополучные члены общества", - говорит Кавеева.
Так что, по ее мнению, актуальным становится адресное информирование о возможностях получения качественных услуг, популяризация здоровьесбережения в уязвимых группах, а также поддержка деятельности социального бизнеса в сфере медицины.
Для сравнения. По опросу исследовательского центра SuperJob.ru, который тоже был проведен для "НГ" (в марте среди 1600 респондентов), но с другой формулировкой ("Что вас раздражает больше всего" из перечисленного?), больше всего россиян раздражает ситуация, когда граждане с более высоким достатком могут оплатить себе или близким более качественную медицинскую помощь.
На втором месте - ситуация, когда граждане с более высоким достатком могут оплатить себе лучшее жилье/ лучшую квартиру. На третьем месте - когда обеспеченные могут оплатить себе или детям более качественное образование. Однако доли ответов по каждому из этих пунктов крайне невелики: 6, 5 и 4% соответственно. При этом 71% респондентов сообщили, что их не раздражает ничего из перечисленного. Существенна группа и тех, кто не смог определиться: 14%.
Максимальных значений (10%) доля тех, кого раздражает, что обеспеченным доступна более качественная медицина, достигает среди респондентов, чей ежемесячный доход не достигает 30 тыс. руб.
Уточним. "Раздражение" - это понятие, подходящие скорее для описания эмоций. А попытка оценить справедливость или несправедливость той или иной ситуации предполагает, что респондент попытается сам для себя логически обосновать ответ. Хотя и при разговоре о справедливости тоже нельзя исключать фактора эмоций.

Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 20 марта 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.