Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 901 - 902
2 мая - 30 мая 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

90 лет со дня рождения Андрея Гавриловича Волкова

А. Волков Об определении демографических целей

Барьеры и неформальные стратегии доступа к медицинской помощи трудовых мигрантов, живущих с ВИЧ-инфекцией, в России в условиях нелегальности. Семинар Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ «Демографические вызовы XXI века»

Проблемы сопоставимости данных по причинам смерти во времени в рамках действия МКБ-10. Научный семинар «Современная демография» Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: людские потери и факторы победы. Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

Борьба с эпидемиями в древней и новой России. Заседание Никитского клуба


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Об определении демографических целей[1]

А. Волков

В соответствии с решениями ХХVI съезда КПСС в 11-й пятилетке был принят и успешно претворяется в жизнь ряд мер демографической политики, направленных на упрочение семьи, создание лучших условий для сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности, улучшение содержания детей и нетрудоспособных за счет общества, увеличение продолжительности жизни людей и укрепление их здоровья. Как показывают исследования, эти меры дали определенный положительный эффект.

Однако демографическая ситуация в некоторых районах страны остается сложной, что вызывает необходимость дальнейшего развития демографической политики в указанных направлениях. В связи с этим представляется важным конкретизировать цели такой политики в демографической области, т.е. определить наиболее желательный в настоящее время и в будущем режим воспроизводства населения - основные характеристики рождаемости, смертности, брачности.

Для того чтобы судить, в какой мере мы приближаемся к поставленной цели, необходимо следить за динамикой некоторых демографических показателей и сопоставлять их со значениями, принятыми в качестве целевых.

Эта задача распадается на несколько частей. Во-первых, следует определить, какая интенсивность демографических процессов желательна обществу ныне и в перспективе; можно ли ее выразить количественно; каковы пути реализации этих целей; как измерять степень их достижения.

Применительно к разным демографическим процессам указанная задача имеет свои особенности. В отношении смертности положение ясно - общество заинтересовано в ее максимальном снижении. Здесь вопрос только в том, какие мероприятия наиболее эффективны и что считать первоочередным в условиях ограниченности средств, ассигнуемых для нужд здравоохранения.

В отношении рождаемости и связанного с ней развития семьи задача гораздо сложнее. Цели могут быть разными для разных групп населения. Например, в европейской части может быть желательно повышение уровня рождаемости, в среднеазиатских республиках - некоторое ее снижение. Возникает вопрос об оптимальном типе воспроизводства населения и критериях этого оптимума.

В связи с этим целесообразно обсудить некоторые проблемы, возникающие при конкретизации целей демографической политики.

Оценка тех или иных демографических показателей возможна лишь по населению в целом; лишь для населения в целом может ставиться и соответствующая цель. Между тем средние показатели для населения складываются как равнодействующие множества индивидуальных решений, индивидуальных актов демографического поведения. Причем эти решения (например, решение супругов обзавестись еще одним ребенком) принимаются в условиях, когда супруги не осведомлены и не могут быть осведомлены об аналогичных решениях всех других супружеских пар. К тому же решение родить ребенка или воздержаться от рождения они принимают, ориентируясь в большей степени на конкретные условия жизни своей семьи и личные перспективы, нежели исходя из общих демографических интересов общества.

Разумеется, поведение людей в демографической сфере, как и в других областях общественной жизни, социально детерминировано. Однако присущая этому поведению закономерность проявляется лишь в совокупности случаев, а не в каждом отдельном случае. Следовательно, социальный контроль такого поведения не может быть индивидуальным. Более того, одно и то же значение средней (например, среднего числа детей в семье) может достигаться при различных характеристиках распределения, которое эта средняя обобщает[2].

Дополнительную сложность привносят изменения состава населения. Воздействие с помощью мер демографической политики может быть ориентировано лишь на изменение поведения поколения и в разной степени затрагивает одновременно существующие поколения.

Так, например, широко распространено представление, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть в среднем 2-3 ребенка. Под нормальным воспроизводством понимается число детей в каждом поколении женщин к концу репродуктивного периода (а вовсе не распределение женщин по числу рождений в данный момент, например, по переписи, как это иногда считают). Причем для того, чтобы обеспечивалось нормальное воспроизводство населения в целом, необходимо соблюдение по крайней мере двух условий: 1) наличие такой нормы в каждом поколении; 2) неизменное соотношение в численности поколений или, что то же - стабильная возрастная структура населения.

Между тем в каждый данный момент разные поколения находятся на разных этапах своего жизненного пути. Некоторые уже "перевыполнили" эту норму, другие - еще нет. Кроме того, соотношение между поколениями отражает прошлую демографическую историю и (поскольку речь идет об СССР) далеко не стабильную: в возрастной структуре населения страны, как известно, продолжают существовать диспропорции, вызванные резким снижением уровня рождаемости в годы минувшей войны.

Население, как известно, состоит из разных социально-демографических групп, и достижение поставленной цели в среднем зависит от соотношения численностей этих групп и от изменения таких соотношений со временем.

Наконец, и это, быть может, главное: формулируя ближайшие цели в области воспроизводства населения, нельзя упускать из вида отдаленные последствия вмешательства в ход демографических процессов. В частности, влияние сегодняшней их интенсивности на будущую структуру населения. Резкое повышение уровня рождаемости, например, привело бы к возникновению демографической "волны": через 7 лет эта волна докатится до школы, вызвав столь же резкое увеличение контингента школьников, еще через 11 лет - до вузов, и т.д. Она несомненно скажется на структуре трудовых ресурсов.

Демографическая история показывает, что резкое повышение интенсивности демографических процессов чревато обычно снижением их интенсивности спустя некоторое время. Главная причина этого - исчерпание потенциальных контингентов, способных порождать демографические события данного рода.

Всякое резкое демографическое изменение порождает спустя поколение почти столь же резкое изменение в возрастно-половой структуре, нарушающее плавное демографическое развитие.

Таким образом, определять ближайшие демографические цели следует с учетом инерции демографических процессов, т.е. подчиняя их целям более отдаленным.

Трудности оценки оптимального в будущем режима воспроизводства населения уже рассматривались ранее[3]. О том, что они до сих пор не преодолены, свидетельствует отсутствие экономически обоснованных оценок такого уровня не только в советской, но и в мировой литературе.

В большинстве работ по этой проблеме, появившихся в СССР в последние годы, оптимальным с точки зрения ближайших и более отдаленных перспектив считается "слегка расширенное воспроизводство населения", количественно выражаемое показателем чистого коэффициента воспроизводства на уровне 1,1 - 1,2. Этот уровень в лучшем случае обосновывается тем, что при нем достигается наилучшее соотношение душевого производства и потребления при нынешних уровнях их в отдельных возрастных группах. О том какими станут эти уровни в будущем, как долго сохранятся существующие между ними соотношения, речь обычно не заходит. Между тем здесь не учтено возможное изменение смертности, которое должно будет снизить норму "слегка расширенного воспроизводства". Не учитывается и то, что указанная норма рассчитывается для условного поколения: в реальных же поколениях, как показали исследования Л.Е. Дарского и Е.М. Андреева, характер соотношения производства и потребления может оказаться иным.

Наконец, нельзя игнорировать и то, на какой срок сделан прогноз. Легко подсчитать, что при стабильной возрастной структуре неизменный чистый коэффициент воспроизводства 1,1-1,2 означал бы темпы роста населения на уровне 3,4-6,5% в год, т.е. увеличение его за 100 лет в полтора-два раза. На деле "слегка расширенное воспроизводство" привело бы к сравнительно большому приросту численности населения.

Нужно заметить, что сами эти оценки, по-видимому, не что иное как отражение тривиального представления, что сокращение численности населения столь же нежелательно, как и слишком быстрый его рост. Не случайно появление таких оценок обычно представляется как альтернатива суженному воспроизводству. Вторая же сторона проблемы - каким должен быть "верхний предел" темпов роста населения - не рассматривается сколько-нибудь обстоятельно. Остается неясным, до какой границы следовало бы его расширять при возникновении угрозы "суженного воспроизводства". Исследователи оставляют почему-то без рассмотрения и такой очевидный без всяких расчетов компромисс между слишком быстрым ростом населения и сокращением его численности, как отсутствие роста населения. Между тем Ф. Энгельс в известном письме к К. Каутскому прямо указывает на возможность ситуации, когда возникнет "необходимость положить этому росту предел”[4].

Все сказанное ставит под сомнение возможность количественной оценки демографической цели в области рождаемости.

Предположим, однако, что найден способ количественного выражения желательных показателей рождаемости. Возникает проблема реализации поставленных целей. Здесь также немало сложностей. Прежде всего это вопрос о возможности управления демографическими процессами. Бесспорно, что поведение людей и в демографической области подвергается воздействию социальных мероприятий. Это прямо вытекает из общепринятых представлений о механизме социальной детерминации воспроизводства населения, основывающихся на положениях исторического материализма и марксистской диалектики общественного развития. Однако в данном случае этими общими положениями нельзя ограничиваться. Постановка цели означает, что мы располагаем средствами ее достижения в виде мер демографической политики, причем известно, какие именно меры и в какой степени могут повлиять на демографические процессы.

Между тем до сих пор не найдено точных количественных соотношений между конкретными мерами демографической политики (скажем, величиной семейных пособий) и демографическими показателями, которые однозначно свидетельствовали бы об определенной степени эффективности этих мер. Еще менее ясен демографический эффект мероприятий социальной политики, не направленных непосредственно на изменение параметров воспроизводства населения, но косвенно безусловно оказывающих на них воздействие. В силу сложного характера социальной детерминации демографического поведения и многозначности воздействия на него тех или иных условий жизни такие связи носят не функциональный, а стохастический характер. Они могут быть измерены лишь приближенно и лишь в среднем для тех или иных групп населения, Нужно учесть при этом, что связи эти не остаются раз навсегда данными, их теснота и направление могут изменяться во времени.

При этом, как уже упоминалось, в силу инерционности демографического развития и сложного характера экономико-демографических взаимосвязей, принимаемые меры могут дать эффект не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. Полностью их влияние может проявиться лишь спустя относительно долгое время. Это также осложняет оценку эффекта.

Меры демографической политики составляют, лишь часть мер социальной политики, и в каждый данный момент возможности общества выделить средства на эти цели ограничены, что также затрудняет количественную оценку принятых мер с точки зрения их возможного эффекта.

Наконец, немаловажное значение имеет и возможность слежения за продвижением к цели. В силу особенностей демографических процессов оценка конечного эффекта принятых мер возможна, в частности, лишь по завершении каждым поколением активной части своего репродуктивного периода. Для такого слежения ("мониторинга") нужна и адекватная статистическая информация, каковой наша статистика в настоящее время не обеспечивает.

Ориентация на количественные демографические показатели может иметь и отрицательные последствия, если эти показатели будут восприниматься как своего рода "демографическая разверстка", как планы, выполнения которых следует добиваться. Она может привести и к погоне за "благополучными" показателями.

Более приемлема постановка количественных демографических ориентиров в области смертности: во-первых, здесь яснее связи фактора и результата - через заболеваемость и летальность; во- вторых, усилия сосредоточиваются в одном направлении - на снижении смертности, в-третьих, ориентиром могут служить реальные уровни смертности (в тех или иных регионах или в других странах). Однако и здесь есть компоненты, не поддающиеся измерению, - зависимость смертности от развития медицины, от эффективности лекарственных препаратов и т.д. Что же касается других процессов - брачности, рождаемости, стабильности брака, то здесь постановка количественных демографических целей представляется неприемлемой.

Из всего изложенного следует, что такие цели целесообразно формулировать на качественном уровне в виде основных направлений действия, как это и было сделано в решениях ХХVI съезда КПСС. Следует при этом иметь в виду, что демографические цели носят подчиненный характер по отношению к общим социальным целям, которые всегда остаются ведущими в социальной, а следовательно, и в демографической политике.

Исходя из этого целесообразно рассматривать "демографические потребности" (потребность иметь семью, детей, потребность быть здоровым и т.д.) в общей системе социальных потребностей, к максимальному удовлетворению которых стремится социалистическое общество. Ориентиром при выборе направлений демографической политики могут служить поэтому соответствующие потребности семьи.

Распространено представление о том, что существует противоречие между потребностями семей в определенном числе детей и потребностями общества в определенном числе рождений и что семья производит на свет меньше детей, чем того требуют интересы общества.

Как было указано, существование в принципе оптимального для общества уровня рождаемости не подлежит сомнению, проблема заключается в трудности его определения. Существует, по-видимому, и аналогичный оптимальный уровень рождаемости для семьи. Подобно тому, как для общества темпы роста населения - не самоцель, а лишь условие или средство достижения его более широких социальных задач, так и для семьи то или иное число детей следует рассматривать не как цель, а как средство для родителей удовлетворить некоторый круг их социально обусловленных потребностей. В этом смысле оптимальное с точки зрения семьи число детей - то, при котором эти потребности удовлетворяются наиболее полно.

Как сознание, так и поведение всех членов семьи, в том числе их демографическое сознание и демографическое поведение, находятся под определяющим воздействием общества. На нем сказываются не только современные общественные условия, но и традиции прошлого; изменение этого сознания происходит, как правило, медленно. Лишь такие крупные социальные сдвиги, как преобразования, происшедшие в нашей стране за годы Советской власти, могут привести к относительно быстрой перестройке общественного, в том числе и демографического, сознания большей части населения.

Под влиянием конкретных обстоятельств репродуктивная установка той или иной семьи, даже той или иной социальной группы, может отклоняться в ту или иную сторону. Однако в среднем уровень потребностей и соответствующих социальных норм, побуждающих иметь то или иное число детей, определен социально. Массовое демографическое сознание как часть всего общественного сознания в среднем отражает уровень социально- экономического развития.

В этом смысле и сокращение числа детей в семье, выразившееся в переходе к низкой рождаемости, представляет собой закономерное следствие всех социальных преобразований, происшедших в СССР. Это сокращение следует рассматривать как объективно обусловленное обстоятельство, связанное с существенным изменением ценностных ориентаций, вызванным развитием и коренным изменением всей структуры социально детерминированных потребностей людей.

При социализме достигнуто единство социальных целей общества и личности. Все социально-экономическое развитие социалистического общества подчинено задаче всестороннего и гармоничного развития личности на основе максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей, в круг которых входят, конечно, и те потребности семьи, которые удовлетворяют дети. В этом смысле социальные цели общества и семьи, служащие критерием соответствующих интересов, у общества и семьи едины. Деятельность всех общественных институтов в принципе подчинена интересам населения, интересам семей.

Если очень большое число детей в семье нежелательно для семьи, поскольку оно препятствует удовлетворению других растущих ее потребностей и всестороннему развитию всех членов семьи, то тем самым оно становится нежелательным и для общества. В то же время отсутствие детей оставляет неудовлетворенными важнейшие духовные потребности человека и тем самым становится отрицательным явлением и с точки зрения общества. Как очень многодетная, так и малодетная, а тем более бездетная семья - не идеал ни для самой семьи, ни для общества.

Из этого следует, что оптимальным числом детей можно считать то, которое наилучшим образом позволяет удовлетворить общественно обусловленные и, так сказать, общественно необходимые потребности семьи при данном уровне социально-экономического развития. Иными словами, оптимальное чисто детей в семье с позиций семьи есть в то же время оптимальное число детей в семье и с позиций общества.

Не случайно желаемое число детей в семье по данным опросов составляет 2-3, т.е. столько же, сколько нужно, по оценкам демографов, для нормального воспроизводства населения.

Не все семьи, по тем или иным причинам, достигают желанного числа детей: как правило, семьи намереваются иметь и имеют детей меньше, чем они считают желательным. Следовательно, воздействие на рождаемость в интересах общества означает не противодействие семьям в их стремлении к реализации своих демографических намерений с целью побудить их рожать детей больше, чем они хотят, а наоборот, сводится к тому, чтобы максимально содействовать удовлетворению социально обусловленной потребности семей в детях, ибо тем самым будут удовлетворены и потребности в них всего общества.

Демографическая политика должна быть связана поэтому не с проведением каких-то чрезвычайных мер поощрения деторождения, а со всемерным созданием условий, с одной стороны, благоприятствующих развитию тех потребностей семьи, которые удовлетворяют дети, а с другой способствующих облегчению их удовлетворения. Она в то же время должна быть направлена на создание условий, при которых рождение еще одного ребенка не сопровождалось бы повышением нагрузки на работающую женщину и не противоречило бы стремлению семьи к удовлетворению других ее потребностей.

Пятилетний опыт проведения демографической политики в СССР убеждает в правильности такого подхода.

Главный критерий эффективности демографической политики заключается, таким образом, в постоянной согласованности интересов общества и интересов каждой семьи. Поддержание такой согласованности при одновременном упрочении семьи как социального института обеспечит соответствие демографического поведения семей объективно существующим условиям социально-экономического развития и стабилизацию процесса воспроизводства населения.


[1] Волков А. Об определении демографических целей //Целевые показатели демографической политики. Отв. ред. П. Эглите. Рига: Зинатне. 1986. С. 35-45.
[2] Если исключить практически невозможный случай равномерного распределения, например, отсутствие бездетных семей и наличие ровно по 3 ребенка в каждой семье
[3] Волков А.Г. О необходимости воздействия на рождаемость. // Рождаемость (Проблемы изучения). М., 1976, С. 35-61.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 35, с. 124.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.