Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 887 - 888
25 января - 7 февраля 2021

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

Михаилу Борисовичу Денисенко - 60-лет

Поздравления коллег и друзей

Список научных работ М.Б. Денисенко

М.Б. Денисенко Евреи и немцы в СССР: Национально-смешанные браки в 1920-1930-е годы

Юбилей Екатерины Александровны Кваша

Список работ Е.А. Кваша

90 лет со дня рождения Виктора Ивановича Переведенцева

Поздравляем Инну Данилову с рождением сына


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Евреи и немцы в СССР: Национально-смешанные браки в 1920-1930-е годы[1]

М.Б. Денисенко

Один из последних научных проектов, которым руководил заслуженный деятель науки, профессор Д.К. Шелестов, был посвящен межнациональным бракам в СССР и России[2]. Одна из задач этого проекта заключалась в том, чтобы проследить динамику межнациональных браков и семей у отдельных народов нашей страны на протяжении практически всего XX столетия. Но эта была не главная, а скорее вспомогательная задача исследования, которое изначально задумывалось и обсуждалось в широком контексте социальной истории России. Демографические данные должны помочь раскрыть механизм и оценить различные последствия распространения смешанных браков.

Профессор Шелестов всегда считал себя историком и гордился своей принадлежностью к кругу музы Клио. Однако его профессиональный интерес к другим научным дисциплинам, в первую очередь к демографии, можно выразить словами французского ученого историка Лe Руа Ладюри: «Мы широко пользуемся богатствами, накопленными отраслями знания, обладающими количественными характеристиками, а именно демографией, экономикой, ...без труда заимствуем - хотя и возвращаем сторицей - из ресурсов демографии (которая благодаря нам) стала исторической наукой».[3]

Несомненно, знания из области межнациональных браков, в первую очередь, позволяют лучше понять особенности и перспективы различных этнических и демографических процессов. Однако значение этих знаний выходит за пределы специальных областей этносоциологии и демографии. Ф. Бродель говорил о динамике численности населения как о «великолепном индикаторе, подводящим итог успехам и неудачам» исторического развития[4]. Подобное утверждение, в определенной мере, справедливо и для межнациональных браков. «Изучение закономерностей подбора брачных партнеров особенно в обществах, переживающих переходный период развития, позволяет глубоко анализировать не только взаимодействия этносов, но и таких процессов, как становление новой социально-классовой структуры, формирование локальных субкультур и т.д. Оно дает возможность изучать взаимодействие этнических и социальных процессов».[5] Результаты изучения смешанных браков и семей должны способствовать выяснению сущности накопившихся проблем в сфере межнациональных отношений и содействовать их разрешению.

Межнациональным бракам и этнически смешанным семьям в нашей стране посвящено немало публикаций, значительная часть из которых появилась в 1960-х- 1970-х гг.[6] Среди них выделяются специальные статьи о частоте национально-смешанных браков в отдельных городах, регионах, сельских районах, основанные на статистике ЗАГСов или выборочных обследований.[7] Результаты некоторых исследований представлены в виде разделов монографий, посвященных межнациональным отношениям, отдельным народам или проблемам семьи.[8] Определенную в изучении этнически смешанных браков и семей в нашей стране сыграли демографы.[9] Заметим, что среди этносоциологов существует мнение, что первый голос в изучении смешанных браков должны задавать демография и социология, «прежде всего потому, что именно науках поставлены наиболее значимые в практическом и научном отношении вопросы изучения межнациональной брачности».

Вместе с тем, из исследований межнациональных браков выпали отдельные народы; регионы или исторические периоды. Отдельные демографические и социологические аспекты межнациональных браков проработаны недостаточно. Только удивление может вызывать тот факт, что среди многочисленных отечественных публикаций практически отсутствуют работы теоретического и обобщающего характера. В малой доле учеными реализованы огромные возможности для исследований национально-смешанных браков и семей, в том числе в истори;ческом ракурсе, которые предоставляет отечественная статистика. Как известно, в отличие от большинства стран мира в СССР и Российской Федерации национальная принадлежность была одной из тех характеристик, которая фиксировалась в переписях и текущем учете населения, в выборочных обследованиях, в личных делах, картотеках, списках практически всех организаций.

По сути, национально-смешанным бракам в такой многонациональной стране, как наша, посвящена только одна монография этносоциолога А.А. Сусоколова. В ней он отмечал, что «ис;следование межнациональных браков только начинается, делает первые шаги».[10] Спустя десять лет, по его замечанию, интерес к изучению смешанных браков за прошедший период заметно упал.[11] В подтверждение этих слов сошлемся на следующий факт. В базовом университетском учебном пособии победителей конкурса «Гуманитарное образование в высшей школе» О.Е. Казьминой и П.И. Пучкова «Основы этнодемографии» (Москва, 1994) отсутствует раздел по брачности и, как следствие, по межнациональным бракам.

В начале работы над проектом под руководством Д.К. Шелестова собирались данные из российских архивов, обобщались результаты изысканий этнологов, а также демографов и социологов. Однако из-за болезни и безвременной кончины дорогого учителя и друга работа приостановилась. В предлагаемой ниже статье представлены только некоторые предварительные результаты нашего исследования.

Определения и статистика

Два десятилетия между окончанием гражданской и началом второй мировой войны определили хронологические рамки данной работы. Сейчас очевидно, что корни многих проблем современности, в том числе и межнациональных отношений, уходят не в далекое прошлое, а всего лишь в бурные и жестокие 1930-е годы. В течение всего лишь нескольких лет вековой уклад жизни людей изменился самым кардинальным образом. Заметные перемены наблюдались и в сфере межнациональных отношений. Проводившиеся в стране национальная политика и культурная революция, индустриализация и рост миграционной подвижности населения, а также другие факторы существенным образом повлияли на интенсивность и формы межнациональных контактов. В итоге, в 1930-е гг. «в связи с глубочайшими изменениями в политической, социально-экономической, национальной, культурной областях, происходивших в обществе, наметилось увеличение числа межнациональных браков»[12].

Процессы этнического смешения в 1920-30-х гг. будут проиллюстрированы на примере евреев и немцев. История этих двух народов в России и СССР привлекает повышенное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей[13]. Разными путями стали они подданными Российской империи. Но примерно в одно время - в конце 20-века начался их массовый исход из страны, в истории и культуре которой они оставили заметный след.

Демографические процессы в еврейском населении нашли свое пусть далеко неполное отражение в целом ряде публикаций, где затрагивалась и тема межнациональных браков.[14] В исследованиях, посвященных советским немцам в предвоенные годы, основное внимание сосредоточено на социальных и политических моментах их истории. Демографическая составляющая исторического процесса, за исключением самых общих данных о численности населения, а также сведений о масштабах насильственных переселений или оценок последствий голода начала 20-х и начала 30-х гг., в них практически не разработана.[15] Межнациональные браки среди немцев в этнодемографическом плане стали изучаться лишь в 1980-х гг.[16] Однако о прошлом полезную информацию можно найти в отдельных публикациях историко-культурного характера[17].

Евреи и немцы сильно различаются по культуре, религии, стилю жизни. Вместе с тем, у них есть общие черты, которые содействуют исследованию процессов этнического смешения. Немцы и евреи были одними из наиболее многочисленных народов СССР. Они имели территории компактного проживания, где говорили на своих родных языках: евреи на Украине и в Белоруссии, немцы - в Поволжье, отдельных районах Украины и Сибири. И в то же время представители этих народов были рассеяны практически по всем областям или губерниям страны. В разработках статистических управлений бывших союзных республик и отдельных областей информация о браках, рождениях, смертях среди евреев и немцев встречается чаще, чем о других народах, не считая русских, украинцев и белорусов.

Возможности изучения этнодемографических процессов были заметно расширены с 1920 г. после включения в регистрационные формы текущего учета и переписные листы в переписях прямого вопроса о национальности. До этого этнический состав населения определялся на основании данных о родном языке или религиозной принадлежности. Однако самоопределение своей национальной принадлежности вызывало трудности у части населения. Категории «национальность» или «народность» были понятны не всем. Выработка четких критериев определения национальной принадлежности проходила в СССР между 1917 и 1939 гг.[18]

С этой точки зрения изучение демографических процессов у немцев и особенно евреев облегчается тем, что перед ними не стояла проблема самоидентификации в силу развитого самосознания, очевидных отличий от других народов и относительно малой распространенности смешанных семей. Однако современники отмечали, что во время переписи 1926 года «имели случаи, когда еврей называл себя русским, украинцем или белорусом, причем в иных случаях это «самоопределение» происходило в результате сознательной ассимиляторской установки, в других - вследствие недостаточного знания термина народность»[19].

Курс на развитие национально-территориальных образований и консолидацию нацио;нальностей, принятый в СССР в 30-е гг., привел к тому, что из 188 народов, выделенных при переписи 1926 г., в переписи 1939 года осталось 120. В определенной мере эти политические опыты затронули евреев. На территории СССР выделяют основную группу европейских евреев или «ашкеназов» и несколько относительно малочисленных групп: бухарские евреи, горские евреи, грузинские евреи и крымские евреи. В переписи 1926 г. все группы еврейского населе;ния учитывались отдельно, а в переписях 1937 и 1939 гг. они уже были «консолидированы» в одну национальность. В то же время в текущем учете демографических событий продолжалась разработка данных по отдельным группам еврейского населения.

При изучении брачности в межвоенный период следует помнить о том, что регистрация браков была далеко не полной. Согласно данным городской переписи 1923 г., доля незарегистрированных браков составляла 7-10 на каждые 10 тысяч жителей.[20] На протяжении 30-х гг. доля незарегистрированных (фактических) браков, судя по снижению доли лиц, состоящих в браке, медленно увеличивалась. В определенной мере этот феномен поддерживался положением Кодекса о семье и браке 1926 года, согласно которому за фактическими браками признавалась юридическая сила. Кодекс отразил изменения отношения к институту брака и его регистрации у части населения в связи с революционными преобразованиями в семье и введения свободы разводов. Вместе с тем необходимость признания фактических браков была обусловлена крайне плохой регистрацией браков в азиатской части СССР, в частности, отсутствием налаженной сети ЗАГСов, а также стремлением коренных жителей скрывать демографические события по религиозным и бытовым причинам.

Статистические данные не позволяют утверждать, что фактические браки были сильно распространены среди евреев и немцев. Так, доля состоящих в браке в возрасте от 16 до 50 лет у евреев РСФСР (64%) чуть превосходила среднюю по республике, а у немцев она была заметно выше (71%). Согласно украинским данным, доля рождений вне брака у евреек была очень низкой и в 1927 г. равнялась 1%. У немок эта величина составила 2,15%, у русских - 2,22%, у украинок 2,21%[21].

Статистическую основу работы составили матрицы распределения браков по национальностям невест и женихов, полученные по результатам текущего учета ЗАГСов для областей и республик бывшего СССР. За 1923-1927 гг. данные по национально-смешанным бракам в европейской части РСФСР, Украине и Белоруссии для городских и сельских поселений были опуб;ликованы в статистических сборниках[22].

Для оценки распространенности и структуры смешанных браков в 30-х гг, использова;лись материалы из Российского государственного архива экономики (статистические формы 76 «Статистические сведения о распределении по национальностям брачуюшихся», относящиеся к отдельным областям, краям и союзным республикам, Ф. 1562, On. 20). Следует отметить, что эти материалы по смешанным бракам уже попадали в объектив исследователей. Так Н. Борзых изучал распространенность межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане на основе данных текущей регистрации за 1936 год[23]. Архивные материалы (Ф. 1562, оп. 20, 329, 336) наряду с опубликованными результатами переписей населения 1926, 1937 и 1939 гг. явились основой для исчисления оценок некоторых параметров демографического развития двух народов в 1920-30-х гг.

Распространенность межэтнических браков зависит от многих факторов. Особенность расселения - компактное или дисперсное - того или этноса непосредственным образом влияет на частоту межэтнических контактов. Индивидуальная миграция в инонациональную среду также способствует расширению этих контактов и ослабляет межличностные связи внутри этносов. Демографические факторы, прежде всего половозрастной и брачный состав населения, определяют специфику бракоспособных контингентов взаимодействующих этносов. Одним из главных этнокультурных факторов, определяющих возможность заключения межэтнического брака, является язык. Помимо него, существенную роль играют религия, элементы культуры и быта, определяющие культурную дистанцию между этносом и его окружением.

Перед тем как перейти к анализу этих данных, рассмотрим более детально факторы, повлиявшие на характер их изменений.

Численность и состав немецкого и еврейского населения

Согласно результатам переписи населения 1926 года по состоянию на 17 декабря в Советском Союзе проживало 2672 тысячи евреев[24] и 1239 тысяч немцев. За последующие 12 лет численность евреев увеличилась на 13% и составила на момент переписи 1939 года 3029 тысяч человек. Численность немцев увеличилась на 15% и достигла 1427 тысяч человек. Общий прирост населения СССР за этот период составил 16%. Доли еврейского и немецкого народов и общей численности населения страны - соответственно 1,8% и 0,8% - практически не изменились. Однако за этими цифрами стоят существенные изменения в географии народов, обусловленные миграционными процессами и естественным движением населения.

Территориальное размещение населения

Основным фактором перераспределения народов по территории СССР являлись миграционные процессы, интенсифицированные ускоренной индустриализацией и урбанизацией страны. Заметную часть в миграционных потоках составили насильственные и вынужденные переселения, которыми сопровождались коллективизация и репрессии. В результате миграций произош;ло смещение центра тяжести еврейского населения на северо-восток и немецкого - на восток.

Особенно значительными были территориальные сдвиги у еврейского населения, миграционная активность которого сочеталась с высоким уровнем социальной мобильности. До революции в границах Российской империи (без царства Польского и княжества Финляндского) согласно переписи населения 1897 года насчитывалось более 3,8 миллионов евреев (по религии)[25], из которых большинство проживало в пределах черты оседлости.[26] Вне черты проживало 316 тысяч человек, из которых 171 тысяча - на территории будущей Российской Федерации[27].

Уничтожение черты оседлости в 1914 г. открыло возможность для массовых миграций евреев с юго-запада на север и восток страны, которые были ускорены обстоятельствами первой мировой и гражданской войн. В 1920-30-е гг. развитие крупнейших городов и новых индустриальных центров в России стимулировало отток молодых и образованных евреев из трудоизбыточных районов их компактного проживания. В результате численность еврейского населения на Украине и Белоруссии сократились (см. таблицу 1). Однако, перед началом второй мировой войны большая часть советских евреев - 1,9 миллиона или 63% - по-прежнему проживала в границах бывшей черты оседлости. Численность еврейского населения в РСФСР возросла более чем на 60% и приблизилась к отметке 1 млн.

Таблица 1. Распределение немцев и евреев по основным регионам СССР

Регионы

Численность населения (тыс. чел.)

Распределение по регионам (%)

Евреи

Немцы

Евреи

Немцы

1926

1939

1926

1939

1926

1939

1926

1939

СССР

2672

3029

1239

1427

100

100

100

100

РСФСР

589

957

753

863

22,0

31,6

60,8

60,5

Украинская ССР

1574

1533

394

392

58,9

50,6

31,8

27,5

Белорусская ССР

407

375

7

8

15,3

12,4

0,6

0,6

Закавказье

62

84

25

44

2,3

2,8

2,0

3,1

Средняя Азия и Казахстан

65

80

60

120

2,4

2,6

4,8

8,4

Рассчитано по материалам Всесоюзных переписей населения 1926 и 1939 гг. Все данные приводятся в границах на момент проведения переписей; Крымская АССР в составе РСФСР.

Особенно значительным было увеличение численности евреев в Ленинграде и Москве. Если в 1897 г, в Москве проживало 8 тыс. евреев, то к концу 1926 г. эта величина превысила 131 тыс. человек, а к 1939 г. достигла 250 тысяч. В целом еврейская община Москвы и Московской области в 1939 году насчитывала более 303 тысяч человек и была самой многочисленной в СССР. Численность еврейского населения Ленинграда увеличивалось следующим образом: в 1897 г. - 17 тысяч, в 1926 - 84 тысячи, в 1939 г. - 201 тысяча. По общей численности евреев Ленинград вместе с областью к 1939 году практически сравнялся с Одессой и Одесской областью (233 тысячи) и уступал только московскому и киевскому (297 тысяч) регионам.

Проекты создания еврейской автономии на территории СССР завершились в 1931 г. созданием Еврейской автономной области на Дальнем Востоке решением ВЦИК от 30 сентября. Она была образована в 1934 г. с центром в Биробиджане. За 1931 г. туда переселилось свыше 2800 семей, в том числе 400 из-за границы (Германии, США и др.). Численность еврейского населения области в 1939 г. равнялась 18 тыс. человек, что составляло 17% от всего населения области и менее 0,6% всего еврейского населения СССР.

Процесс урбанизации 1920-30-х гг. затронул еврейское население в отличной от боль;шинства народов СССР форме. Исторически, в частности в силу ограничений на проживание в сельской местности, евреи были преимущественно городскими жителями. В 1926 г. 82,5% евреев проживало в городских поселениях против 17,9% для всего населения СССР. К 1939 г. удельный вес евреев-горожан возрос незначительно (см. табл. 2). Однако заметно поднялся уровень концентрации еврейского населения в крупных и крупнейших городах страны, которые, по определению известного отечественного географа В. Покшишевского, являлись центрами интенсивных межэтнических контактов[28]. Так, если в 1897 г. в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове и Баку проживало 8,4% всех евреев, то в 1926 г. - около 23%, а в 1939 г. - 35%. Следует отметить абсолютное и относительное увеличение сельского еврейского населения в Российской Федерации и Казахстане.

Таблица 2. Доля горожан среди немецкого и еврейского населения СССР

 

Евреи

Немцы

Все народы

1926

1939

1926

1939

1926

1939

СССР

82,5

86,9

14,9

20,9

17,9

32,9

РСФСР

94,2

89,3

16,6

19,8

18,0

33,7

Украина

77,4

85,5

8,7

17,9

18,5

362

Белоруссия

83,7

87,8

32,8

41,2

17,0

24,7

Закавказье

86,7

87,4

69,5

67,5

24,0

32,3

Средняя Азия и Казахстан

97,8

80,0

12,1

 

14,4

24,5

Составлено по материалам Всесоюзных переписей населения 1926 и 1939 гг. Все данные приводятся в границах на момент проведения переписей; Крымская АССР в составе РСФСР.

В отличие от евреев немцы в СССР были в основном сельскими жителями. В 1926 г. горожан среди них было 14,9%. Это меньше, чем в среднем по СССР (17,9%). Хотя уровень урбанизированности среди немцев увеличился к концу 30-х гг., он оставался относительно низким в районах их компактного проживания в России и на Украине (см. табл.2). В конце XIX в. доля горожан среди немцев была выше - 20%. Но после революции она сократилась, в частности, из-за эмиграции. Только за время гражданской войны из страны эмигрировало 120 тыс. немецкого населения[29]. Если в конце XIX века в Санкт-Петербурге и его окрестностях проживало 60 тысяч немцев, то в 1926 г. в Ленинграде с областью - 17 тысяч. Немецкое население Москвы за эти годы сократилось с 11 до 8,5 тысяч.

Советские немцы были преимущественно потомками переселенцев-колонистов, проживавших сплоченными общинами преимущественно на землях Причерноморья, часть которых превратилась в один из центров индустриализации, и Поволжья, где была создана АССР немцев Поволжья (с 1918 г до 1924 г. - Трудовая Коммуна немцев Поволжья). В 1926 г. в республике проживало 380 тысяч немцев, что составляло 34% немцев СССР или 50,4% немцев РСФСР. Только 8,8% из них были городскими жителями. К 1939 году численность немецкого населения республики сократилось до 367 тысяч человек в результате голода и переселений в период коллективизации. При этом численность населения республики увеличилась с 571 до 607 тысяч человек, а доля немцев сократилась с 66% до 60%. По имеющимся оценкам, в период голода и коллективизации насильственно были выселены свыше 24 тысяч крестьян, а более 110 тысяч бежали на новостройки[30]. Кроме того, 6 тысяч немцев добились разрешения на выезд в Германию[31].

Численность немцев на Украине за межпереписные годы практически не изменилась, и то время как в России она увеличилась на 14,6%, в Казахстане и Средней Азии - в 2 раза (см. таблицу 1). Еще в период столыпинской реформы началось активное переселение немцев на Урал. К началу 1939 г. в результате как добровольных, так и насильственных переселений крестьян численность немецкого населения в Омской области выросла до 60 тыс. человек, в Алтайском крае превысила 30 тысяч человек, в Казахстане - 90 тысяч человек.

Демографические процессы

Заметная межэтническая дифференциация демографических процессов, обнаружившаяся в конце XIX веке, в первой половине XX века увеличивалась из-за разной скорости проникновения новых форм общественной жизни и индивидуального поведения в области образования, здравоохранения, экономики и разрушения основ традиционного общества у отдельных народов. Как отмечал М. Тольц, еврейское население дальше, чем другие народы страны, продвинулось по пути демографической модернизации[32]. По имеющимся оценкам, в середине 1920-х гг., общие коэффициенты рождаемости и смертности у евреев были в 1,5-2 раза ниже, чем в республиках (см. табл. 3). Уровень младенческой смертности был в три раза ниже среднего по стрaнe. Одним из результатов демографического перехода был низкий естественный прирост еврейского населения.

Таблица 3. Общие характеристики рождаемости и смертности евреев и немцев

 

На 1000 человек данной национальности

На 1000 родившихся умерло детей до года

Родилось

Умерло

Естественный прирост

1926

1938/39

1926

1938/39

1926

1938/39

1926

1939

РСФСР*

44,1

38,4

21,4

19,6

22,7

18,8

192

188

Евреи

18,1

21,3

8,3

10,3

10,0

10,0

55

72

Немцы

53,4

53,5

21,2

21,9

26,2

31,5

140

172

УССР

42,1

35,3

18,1

13,8

23,0

21,7

141

138

Евреи

25,0

22,0

9,2

9,2

14,8

12,8

59

55

Немцы

47,4

40,6

15,0

163

32,4

24,3

115

119

БССР

40,7

34,7

14,7

13,3

26,0

21,4

102

116

Евреи

28,3

26,1

10,0

10,8

17,8

15,3

57

58

Рассчитано по: Естественное движение населения СССР 1926; РГАЭ. Ф. 1562, on. 20, д. 123,124
* - оценки за 1926 относятся только к европейской части РСФСР (без Северо-Кавказских автономий); оценки за 1938/39 гг. получены для немцев по 21 региону, для евреев и РСФСР в целом - по 36 регионам.

В то же время у немцев в сельской местности, сохранивших традиционные репродуктивные установки, наблюдался один из самых высоких уровней рождаемости в СССР. Особенно высоким был общий коэффициент рождаемости в АССР немцев Поволжья, где, например, в 1927 г. он равнялся 61,9‰. Показатели общей и младенческой смертности у немцев были заметно выше по сравнению с еврейским населением, но ниже чем в среднем для населения отдельных союзных республик. В отличие от евреев у немцев наблюдались большие различия между городским и сельским населением по уровню рождаемости. Так, в 1927 г. общий коэффициент рождаемости у немцев в СССР составил в сельской местности 54,7‰, а в городах - 33‰.

Демографическая ситуация в СССР катастрофически ухудшилась в период голода и сталинской коллективизации. По оценкам российских демографов, в РСФСР число умерших в 1933 г. превысило среднее значение для 1929-1932 гг. почти в 1,5 раза. Общее число родившихся в 1934 г. было в 1,6 раза меньше, чем в 1929.[33] В левобережных кантонах АССР немцев Поволжья число умерших в 1933 г. в 4,5 раза превышало, а число родившихся было в 7,2 раза меньше соответствующих средних значений за 1929-1932 гг.[34] Архивные данные показывают, что в сельских районах ряда областей Украины общий коэффициент смертности превысил отметку 100‰.

Во второй половине 30-х гг. демографические параметры практически вернулись к своему уровню «до коллективизации». Их значения свидетельствовали, во-первых, о сохранении имевшихся различий между немцами и евреями, и, во-вторых, об отсутствии заметного прогресса в области снижения смертности в 20-3Ох гг. Временный рост рождаемости был обусловлен компенсаторным эффектом и принятием закона о запрете абортов в 1936 г. В 1939 г. уже обнаружились признаки понижения ее уровня у обоих народов.

Характер воспроизводства и миграции населения отражаются в особенностях его воз;растного состава. Благодаря низкому уровню рождаемости доля детей в еврейском населении была существенно ниже, чем немцев, и, наоборот, заметно больше была доля лиц старших возрастов (см. табл. 4). Число лиц в трудоспособных возрастах и у евреев, и у немцев было наибольшим в индустриальных регионах. Так, в 1926 г. доля возрастной группы от 15 до 50 лет в общей численности еврейского населения РСФСР равнялась 67% против 50% и 54% в Белоруссии и на Украине.

Таблица 4. Возрастной состав еврейского и немецкого населения

Национальность и регион

Годы

Возрастные группы (в %)

0-14 лет

15-49 лет

Старше 50 лет

Евреи СССР

1926

28,8

56,2

15,0

Евреи СССР

1939

25,1

58,0

16,9

Евреи РСФСР

1926

21,0

67,0

12,1

Евреи РСФСР

1939

21,1

63,1

15,9

Немцы СССР

1926

39,5

50,3

10,2

Немцы СССР

1939

40,1

49,6

9,7

Немцы АССР Немцев Поволжья

1926

40,1

49,4

10,4

Немцы АССР Немцев Поволжья

1939

44,6

47,5

7,9

Рассчитано по материалам Всесоюзных переписей населения 1926 и 1939 гг.

За исследуемый период в немецком и еврейском населении заметно изменилось соотношение полов (см. табл. 5). Если в населении Советского Союза увеличилась доля женского населения» то в еврейском населении отмечался обратный процесс. Изменения на уровне регионов обусловлены миграцией. Катастрофически ухудшилось соотношение полов у немцев. С чем это связано? Недостатками переписного учета, последствиями голода, ассимиляционными процессами? Имеющиеся в нашем распоряжении данные не позволяют точно объяснить этот феномен.

Таблица 5. Соотношение полов (мужчин на 100 женщин) у евреев и немцев

Регионы

Все население

Евреи

Немцы

1926

1939

1926

1939

1926

1939

СССР

93,5

91,9

89,8

90,7

939

87,7

РСФСР

89,7

89,3

95,8

97,8

94,3

890

УССР

94,4

91,1

87,3

86,2

93,2

830

БССР

95,9

93,9

89,1

87,7

97,8

79,3

Рассчитано по материалам Всесоюзных переписей населения 1926 и 1939 гг.

Культурная революция и языковая ассимиляция

В годы первых пятилеток значительные изменения в жизни советских людей происходили под влиянием так называемой культурной революции. Среди ее главных направлений были ликвидация массовой неграмотности, развитие системы образования и антирелигиозная пропаганда.

Итог борьбы с религией в определенной море подвела перепись 1937 года, в бланках которой содержался вопрос о религиозной принадлежности. Как известно, религия играла определяющую роль в повседневной жизни евреев и немцев до революции. Однако в религиозной сфере, особенно у еврейского населения произошли радикальные изменения. Идеи социализма были очень популярны среди евреев в первой половине XX века.[35] Большинство из них в момент проведения переписи определили себя неверующими. Согласно существующим данным, только 281 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше, исповедовали иудаизм[36]. По нашим оценкам, это составляло менее 15% от численности всего еврейского населения СССР. У иудеев доля лиц в возрасте до 40 лет составляла только 13,7%. Они имели самый пожилой возрастной состав среди верующих. В то же время религиозная жизнь у немцев не замирала. Даже в конце 1930-х. гг. верующие составляли по самым осторожным оценкам более 60% немецкого населения СССР. Среди всех конфессий возрастной состав протестантов был самым молодым: доля лиц в возрасте до 40 лет составляла 56,1%[37].

В области народного просвещения немцы и евреи решали задачи, отличные от основной массы населения СССР. Благодаря высоким образовательным стандартам и традициям у этих народов еще до революции большая часть населения была грамотной и прошла через начальные школы. Не случайно по результатам переписи 1926 г. процент грамотных среди лиц в возрасте от 50 лет и старше был самым высоким у немцев (74%) и евреев (62%) против 24,5% в среднем по СССР. Перепись показала, что самый высокий уровень грамотности в возрастах от 9 до 49 лет оставался у евреев (90%) и немцев (79,1%)[38] при среднем по стране уровне 56,6%. К 1939 г. эти два народа достигли почти 100% грамотности, в то время как большинство других только приблизились к их уровню середины 1920-х гг.

Еврейское население достаточно активно включалось в образовательный процесс в последней четверти XIX века. Однако уже в начале XX века уровень грамотности евреев на русском языке был выше, чем у самих русских. Но, как отмечал известный российский экономист-статистик Б. Бруцкус еще в 1909 г., в пределах черты оседлости «усвоение великорусского языка происходит во много раз быстрее, чем местных говоров. Это указывает, что ассимиляционный процесс проходит под влиянием высокой русской культуры» (Бруцкус Б.Д. Статистика еврейского населения. СПб., 1909, с.41). Фактически с конца XIX в. среди евреев России шел процесс интенсивной языковой ассимиляции, который заметно ускорился в советский период (см, табл. 6). И это несмотря на то, что по числу публикаций на идише Советский Союз занимал ведущее место в мире.[39] В 1939 г. почти 55% евреев СССР назвали своим родным языком русский, более 70% - в РСФСР. Еврейское население увеличивало русскоязычный контингент в других советских республиках.

Таблица 6. Распределение евреев и немцев СССР по родному языку

Национальность и регион

С родным языком

Своей национальности

Русским

1926

1939

1926

1939

Евреи СССР

72,6

39,7

26,3

54,6

Евреи РСФСР

49,1

26,4

50,3

72,7

Евреи УССР

76,0

44,6

22,6

50,2

Евреи БССР

89,7

55,0

9,7

37,4

Немцы СССР

94,9

88,4

4,4

9,7

Немцы РСФСР

95,2

90,5

4,7

9,3

Немцы УССР

95,0

84,5

3,5

9,6

Составлено но материалам перекисей 1926 и 1939 гг.

Знание русского языка, высокий уровень грамотности и стремление к образованию[40] на фоне растущей потребности страны в квалифицированных кадрах привели к тому, что по доли лиц, имеющих среднее и высшее образование, евреи в 30-е гг. далеко обогнали другие народы СССР[41]. При этом жители крупных промышленных центров России были в среднем моложе и образованнее жителей небольших белорусских городков и украинских местечек. Религия и язык предков воспринимался многими из них как пережиток прошлого. Они успешно интегрировались в различные структуры советского общества. Все это способствовало расширению межэтнических контактов и распространению среди евреев смешанных браков.

Ряд обстоятельств ограничивал межэтнические контакты сельских жителей, их социальную мобильность, в частности, доступ в средние и высшие учебные заведения, хотя в конце XIX в. немцы (по языку) по уровню образования занимали ведущее место в России.

Национально-смешанные браки

О смешанных браках в дореволюционной России известно немного. Распространенной является точка зрения, что браки совершались главным образом между лицами одной национальности. Но это утверждение нуждается в уточнении. В Российской империи законодательно ограничивались межконфессиональные, но не межэтнические браки. Так, согласно своду Законов, лицам христианских исповеданий дозволялось вступать в брак между собой[42]. При этом православным и римским католикам брак с иноверцами запрещался полностью. Протестантизм, который исповедовался большей частью немцев, был более либерален, так как категорический запрет накладывался на браки с язычниками и ламаитами. Закон не налагал никаких ограничений на национальность. Иудаизм выступал против браков между евреями и не евреями. По аналогии с другими религиями для иудеев в прежние времена заключить брак с нееврейкой/неевреем означало покинуть свою семью, общину и веру[43].

Динамика и статистика

Немцы, проживавшие в городах России, насколько позволяют судить имеющиеся отрывочные данные, нередко вступали в смешанные браки. Так, имеющиеся данные по Петербургу конца XIX века говорят о том, что примерно 30% браков у протестантов (как мужчин, так и женщин) заключалось с представителями других религий, преимущественно с православными. У католиков эта доля была выше у мужчин (примерно 45%) и ниже у женщин (20-25%). Также известно, что часть, немцев вступала в браки, будучи православными. Иначе обстояло дело у сельских жителей. Уровень их межэтнических и даже межконфессиональных контактов был ограничен. Так, несмотря даже на близость поселений браки между немцами лютеранами, католиками и менонитами практически отсутствовали.[44]

Степень распространенности смешанных браков среди евреев была низкой. Так, в конце XIX века в полиэтничном Петербурге только 1-2% браков иудеи заключали с представителями других конфессий, главным образом с протестантами. Перед первой мировой войной эта величина увеличилась до 8-9%. В других регионах эта величина, очевидно, была намного ниже. Как известно, некоторая часть евреев принимала крещение и вступала в браки с православными и католиками. Но доля таковых, видимо, была невысока. Согласно данным переписи населения 1897 г. в европейской части Российской империи число православных и католиков, у которых родным был еврейский язык, равнялось 4,4 тысячам человек.

Таблица 7. Доля национально-смешанных браков в общем числе браков у евреев и немцев, в %

Годы

Евреи**

Немцы

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

РСФСР

1924*

17,4

8,9

10,0

6,4

1925*

18,8

11,5

15,3

7,5

1926*

25,0

16,5

10,9

8,4

1927*

27,2

19,8

14,1

11,4

1936

44,2

35,2

20,2

19,1

Украина

1924

3,7

4,4

11,2

10,5

1925

4,2

4,7

11,6

11,0

1926

4,6

5,5

12,1

11,1

1927

5,0

5,5

12,1

11,4

1937

16,4

14,9

24,0

22,4

1938

17,0

15,5

22,7

25,6

1939

18,2

16,8

23,9

27,4

Белоруссия

1923

1,0

2,7

 

 

1924

1,8

3,3

 

 

1925

1,9

3,7

 

 

1926

2,0

4,3

 

 

1927

2,0

5,1

 

 

1937

10,3

14,7

40,7

44,8

* - европейская часть РСФСР; ** - только ашкенази

Рассчитано по: Естественное движение населения Союза ССР в 1923*1925 гг., т.1 вып.2.М., 1928; Естественное движение населения Союза ССР в 1926 г., т.1, вып.2.М., 1930; РГАЭ, фонд 1562, оп.20, д.72а,103,104,137,168

Динамика уровня распространенности смешанных браков в 1920-1930-е гг. вписывается во всю гамму произошедших в этот период социально-демографических изменений. Статистика свидетельствует о заметном росте межэтнических браков. Отличительной чертой данного периода является то, что в смешанные браки в своем большинстве вступали женихи и невесты, которые родились в мононациональных немецких и еврейских семьях до 1920-х гг. При этом среди евреев и немцев России мужчины более часто вступали в смешанный брак, чем женщины. В Белоруссии под влиянием оттока еврейского мужского населения в РСФСР и в УССР наблюдалась обратная картина. Интересные закономерности прослеживались на самой Украине. Там в 20-х гг. смешанные браки были больше распространены среди евреек и немцев, а во второй половине 30-х гг. - среди евреев и немок.

После революции доля смешанных браков у евреев стала с каждым годом увеличиваться.[45] Так, в 1920-1924 гг. в Ленинграде она составила 21% у женихов и 11% у невест. В 1926 г. высокая степень распространенности смешанных браков наблюдалась в РСФСР, где вслед за прорывом черты оседлости наметился прорыв эндогамии[46] (см. табл. 7). Наименьшее число браков наблюдалось в Белоруссии, за ней шла Украина, где, по словам известного российского демографа Л.С. Каминского, были, по-видимому, более сильными традиции еврейства, чем в РСФСР. Он также отмечал, «что процент смешанных браков в РСФСР большой и могущий видоизменить в дальнейшем национальные черты нарождающихся еврейских поколений, если процесс смешанных браков будет возрастать и в дальнейшем»[47]. Предсказание Л.С. Каминского сбылось. Перед началом второй мировой войны в РСФСР фактически каждый второй жених-еврей вступал в браки с невестой другой национальности. На Украине распространенность смешанных браков у евреев приближалась к российскому уровню середины 20-х гг. В то же время в Белоруссии границы этнической эндогамии еще не были преодолены. В России заключалось более половины всех межэтнических браков евреев СССР.

Среди немецкого населения также наблюдался рост числа межнациональных браков. На Украине такие браки среди немцев были распространены сильнее, чем среди евреев. В РСФСР наоборот доля смешанных браков среди евреев была почти в два раза выше, чем у немцев (см. табл. 8). Это было связано с тем, что наиболее многочисленные поволжские немцы сохраняли свою этническую замкнутость. В их сельской среде в конце 30-х годов доля межнациональных браков составляла порядка 1%-2%, в городах - 9%-12%. На других территориях уровень этнической экзогенности немцев РСФСР приближался к уровню еврейского населения.

В отличие от евреев межэтнические браки у немцев были распространены в разной мере среди городского и сельского населения (табл. 8). Более половины невест и женихов из немцев в городских поселениях РСФСР и Казахстана вступали в брак с представителями других национальностей, примерно 2/3 - в городах Украины. В Москве и Ленинграде доля таких браков превышала 80%. Эти показатели были выше тех, которые наблюдались в городской среде у евреев. Но в столичных, как, впрочем, и в других городах немецкое население
было не столь многочисленным как еврейское.

Таблица 8. Доля национально-смешанных браков у евреев и немцев по регионам и типам поселений в 1936-1937 гг. (%)

Республика

Всего

Все городские поселения

В том числе крупные города и областные центры

Сельская местность

женихи

невесты

женихи

невесты

женихи

невесты

женихи

невесты

Евреи**

РСФСР (1936)

44,2

35,2

44,3

35,0

43,9*

30,7*

43,0

37,9

УССР

16,4

14,9

16,8

15,3

17,9

15,3

14,3

11,8

БССР

10,3

14,7

9,6

14,0

10,4

14,9

15,2

19,9

Немцы

РСФСР (1936)

20,2

19,1

55,2

51,1

87,1*

81,4*

8,1

9,1

В том числе

АССР немцев Пополжья

2,4

3,2

8,9

11,8

-

-

1,4

1,8

Другие регионы РСФСР

37,9

35,5

72,2

68,0

-

-

17,5

19,1

УССР

24,0

22,4

60,6

61,3

64,0

65,0

20,1

10,7

БССР

40,7

44,8

48,3

51,6

31,3

42,1

32,0

37,0

Казахская ССР

15,9

16,3

54,1

50,0

-

-

11,6

12,9

Города: * - только Москва и Ленинград; ** - только ашкенази

Рассчитано по: РГАЭ, фонд 1562, оп.20, д.72а, 103,104,137,168

На территориях отдельных республик установилась определенная географическая дифференциация по уровню смешанных браков. В РСФСР в большинстве регионов более 40% евреев женились на представительницах другой национальности. Пониженный уровень межнациональных браков (порядка 30%) наблюдался в районах традиционного проживания (Западная область, Крымская АССР), а также в Дальневосточном крае, прежде всего в Еврейской АО, куда организованно переселялись уроженцы Украины и Белоруссии. Пониженный уровень межнациональных браков у евреек наблюдался также в областях, где наблюдалась сильная диспропорция полов в бракоспособных контингентах. Так, в Москве и Ленинграде на 100 вышедших замуж евреек приходилось 120-125 женившихся евреев.

На Украине смешанные браки были в наибольшей степени распространены в индустриальных областях (Ворошиловоградской, Запорожской, Сталинской, Харьковской), привлекавших большое количество мигрантов из аграрного Правобережья. Диспропорция полов в бракоспособных контингентах, вызванная миграционными процессами, была одним из основных факторов региональных различий по уровню смешанных браков. Отсутствие, в частности, детальной информации о брачном состоянии лиц, вступающих в брак, в зависимости от пола и возраста не позволяет произвести тщательный демографический анализ процесса формирования межэтнических семей. Однако если в качестве индикатора диспропорций использовать соотношение невест и женихов одной национальности, то для 18 областей Украины обнаруживается тесная зависимость (R?=0,78) между долей межэтнических браков и этим индикатором.

В 30-х гг. географию смешанных браков у немцев России определяла АССР немцев Поволжья. Здесь немецкое население оставалось этнически эндогамным. Больше смешанных браков заключалось в Омской области, хотя их доля на фоне других областей оставалась невысокой. Примерно 20-30% немцев вступали в смешанные браки в остальной части Западной Сибири, на Северном Кавказе и Крымской АССР. Уровень распространения межэтнических браков в остальных регионах, включая области с многочисленным немецким населением - Саратовскую и Сталинградскую, был заметно выше. Во всех регионах Украины национально смешанные браки были широко распространенным явлением среди немцев в городах. В конце 30-х гг. их доля равнялась 60-70%. Однако в наиболее населенных сельских регионах (Одесской, Николаевской, Запорожской, Сталинской областях) в межэтнические браки вступало менее 15% немецкого населения.

Для сравнения приведем данные по национально-смешанным бракам у некоторых народов бывшего Советского Союза, для которых имеются статистические данные. У близких по языку к русским, украинцам и белорусам поляков относительно высокий уровень смешанных браков наблюдался еще до революции. Об этом в определенной мере свидетельствуют данные 20-х гг. Так, в 1926 г. на Украине 1/3 из вступивших в брак поляков и полячек образовали национально-смешанные супружеские союзы. Более высокий показатель фиксировался в Белоруссии. К концу 30-х гг. эти показатели под воздействием модернизационных процессов удвоили свои значения.

В РСФСР еще в 20-е гг. более 80% женихов и невест польского и примерно 75% латышского происхождения, большая часть из которых были городскими жителями, вступали в браки с представителями других национальностей. В Белоруссии такие браки заключали более 60% женихов и 45% невест латышей и литовцев. Тогда же в 20-е гг. начинается прорыв этнической эндогамии у греков Украины (доля смешанных браков среди невест и женихов - 17%) и у финнов РСФСР (доля смешанных браков — 23% у женихов и 18% у невест). В конце 30-х гг. доли вступивших в смешанные браки у этих народов соответственно в среднем для обоих полов равнялись 65% и 35%. Уровень межнациональных браков увеличился также у татарского населения, отличавшегося высоким уровнем эндогамии. По данным статистики доля женихов, вступивших в брак с невестой другой национальности, увеличилась с 2,7% в 1926 г. до 9,2% в 1937 г., а невест — соответственно с 1,8% до 7,3%.

Брачные предпочтения

Очевидно, что большинство смешанных браков евреи и немцы заключали с представителями народов, которые определяли их этническое окружение. В России это были русские, на Украине - украинцы, в Белоруссии - белорусы. В то же время, поскольку русские составляли заметную часть белорусских и особенно украинских городов, в этих республиках существенно была доля смешанных браков с русскими. Вероятно, возрастно-половые характеристики бракоспособных контингентов определяют различия между распределениями в 1926, 1936/37, 1937/39 гг. (см. табл. 9 и 10).

Таблица 9. Распределение евреев по национальности их супругов

Регион

Брачный статус

Национальность супругов

Русские

Украинцы

Поляки

Немцы

Белорусы

Другие

РСФСР, 1926

Женихи

86,6

5,6

1,9

1,2

0,6

4,1

Невесты

79,0

2,6

1,9

3,6

1,0

11,9

РСФСР, 1936

Женихи

88,6

3,9

1,3

0,9

0,8

7,8

Невесты

81,2

6,7

0,9

1,3

1,6

8,3

УССР, 1926

Женихи

41,7

49,2

3,1

2,2

1,2

2,6

Невесты

31,5

53,5

4,1

1,8

2,1

7,0

УССР. 1937/39

Женихи

29,8

62,7

2,6

1,5

0,6

2,8

Невесты

32,3

57,6

2,3

1,1

1,5

5,2

БССР, 1926

Женихи

19,7

3,3

33

-

68,9

4,8

Невесты

36,4

39

5,3

-

49,2

5,2

БССР, 1937

Женихи

18,2

2,4

6,7

-

69,6

3,7

Невесты

18,5

2,4

6,9

-

71,0

1,2

Рассчитано по тому же источнику, что и табл.8

Таблица 10. Распределение немцев по национальности их супругов

Регион

Брачный статус

Национальность супругов

Русские

Украинцы

Поляки

Евреи

Белорусы

Другие

РСФСР, 1926

Женихи

86,6

3,2

2,8

37

0,4

3,3

Невесты

796

3,6

2,2

2,8

1,0

10,8

РСФСР, 1936

Женихи

833

7,4

0,9

2,4

0,3

5,7

Невесты

80,3

8,7

0,7

2,6

0,4

7,3

УССР, 1926

Женихи

24,8

57,8

9,6

2,9

2,3

2,6

Невесты

22,3

57,2

8,0

2,9

2,3

7,3

УССР. 1937/39

Женихи

19,4

67,7

3,8

3,1

0,4

5,6

Невесты

22,7

63,6

3,8

4,2

1,1

4,4

Рассчитано по тому же источнику, что и табл.8

Однако стандартные распределения женихов или невест по национальности супругов зависят от их численности. Для более точного изучения подбора брачных пар по национальности или различным социальным характеристикам в науке применяются специальные показатели, получившие название «индексы брачности» или «индексы брачных предпочтений».

В отечественной литературе использовались три типа индексов: индексы брачности, предложенные М.В. Птухой[48], индексы брачности, разработанные Ю.И. Першицем[49], и стандартные коэффициенты сопряженности[50]. Индексы брачности зависят от многих факторов и их следует интерпретировать с особой осторожностью. В частности, за высокими или низкими значениями коэффициентов, как правило, стоят социальные различия, особенности расселения этносов, языковые барьеры и др. Представляется, что эти коэффициенты полезно использовать для опровержения научных гипотез.

В таблице 11 представлены коэффициенты сопряженности, характеризующие брачные предпочтения евреев и немцев на Украине в 1926 и 1937-39 гг.

Таблица 11. Брачные предпочтения евреев и немцев на Украине

Национальность

Евреи

Немцы

Женихи

Невесты

Женихи

Невесты

1926

1937/39

1926

1937/39

1926

1937/39

1926

1937/39

Русские

0,262

0,455

0,219

0,370

0,410

0,363

0,310

0,415

Украинцы

0,027

0,140

0,036

0,121

0,084

0,277

0,077

0,214

Белорусы

0,184

0,336

0,225

0,359

0,424

0,275

0,477

0,390

Поляки

0,090

0,248

0,144

0,219

0,725

0,489

0,562

0,588

Греки

0,045

0,404

0,135

0,334

0,160

0,755

0,212

0,570

Немцы/евреи

0,073

0,178

0,072

0,122

0,072

0,122

0,073

0,178

Рассчитано по: фонд 1562, оп.20, д.103,137,168

По мере распространения смешанных браков увеличиваются значения коэффициентов. Интересным фактом является то, что как у немцев, так и у евреев интенсивность вступления в браки с русскими выше, чем с украинцами. Несомненно, это обусловлено тем, что смешанные браки заключаются преимущественно в городах. Вместе с тем, обращает на себя внимание низкий уровень брачного взаимодействия немцев и евреев. Здесь можно говорить об особенностях расселения и культурной дистанции между этими народами на Украине.

Если обратиться к московским данным, то мы получим иную картину (см. табл.12).

Таблица 12. Брачные предпочтения евреев и немцев в Москве

Национальность

Евреи

Немцы

Женихи

Невесты

Женихи

Невесты

Русские

0,471

0,287

0,831

0,739

Украинцы

0,572

0,494

1,555

0,852

Белорусы

0,585

0,543

0,568

2,048

Татары

0,147

0,153

0,428

0,480

Немцы/евреи

1,430

1,277

1,277

1,430

Рассчитано по: фонд 1562, оп.20, д.72а, 102

В Москве наоборот, уровень «притяжения» между двумя народами очень высок: реальные данные превышают теоретические. За этим, вероятно стоит тот факт, что среди евреев и немцев в столице было много лиц «интеллигентных профессий». Значения коэффициентов сопряженности в Москве сравнительно высоки для всех пар выделенных национальностей за исключением евреев и татар. Отметим для сравнения, что у немцев в АССР немцев Поволжья величина «брачных предпочтений» русских и украинцев меньше 0,1.

Предварительные результаты нашего исследования позволяют судить о темпах этно-ассимиляционных процессов в СССР в целом и у евреев и немцев в частности до начала второй мировой войны. Социально-экономические потрясения ускорили распад этнической мозаики Российской империи, где каждый народ занимал свою этнокультурную нишу. В конце 30-х гг. почти каждый третий брак у евреев и каждый четвертый у немцев был смешанным; соответственно, заметной была доля детей, родившихся в межэтнических супружеских союзах. Темпы этнического смешения различались по отдельным территориальным группам этих народов и зависели от целой гаммы факторов - тип расселения, уровень образования, приверженность к определенной религии и традиции и т.п. Роль демографического фактора межэтнической брачности станет более очевидной, если детально разработать данные по бракам и разводам, а также другим характеристикам населения в разрезе национальности. Российские архивы таят в себе огромный объем информации по демографической истории нашей страны - большая часть этих материалов ждет своих исследователей.


[1] Денисенко М.Б. Евреи и немцы в СССР: национально-смешанные браки в 1920-1930-е годы.//Российский демографический журнал. 2002. № 1. С. 46-57
[2] Начало работы над проектом «Национально-смешанные браки и семьи» было поддержано РГНФ (грант № 98-02-02206. В сборе статистической информации активное участие принимала последняя аспирантка проф. Д.Шелестова Полина Греус.
[3] Ле Руа Ладюри. Застывшая история. //THESIS. Весна, 1993,с. 157, 158.
[4] Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Т. 1. Москва. 1986. С.41.
[5] Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М. 1998, с. 213, 218.
[6] См., Межнациональные браки и их роль в этнических процессах (историографический очерк). В сб. Основные направления изучения национальных отношений в СССР. Ответ, ред. Куличенко М.И. М., 1979. В этой статье представлен обзор литературы за 1960-1970 гг.
[7] См., например, Кривоногов В.П., Межэтнические браки у хакасов в современный период// Советская этнография N 3; Смирнова Я.С. Национально-смешанные браки у народов Карачаево-Черкессии.//Советская этнография, 1967; Сусоколов А.А., Новицкая А.П. Этническая и социально-профессиональная гомогенность браков (по материалам ЗАГС Кишинева в послевоенный период)//Советская этнография, 1981, №6; Столярова Г.Р., Национально-смешанные семьи в сельских районах татарской АССР. М.. 1985; Трофимова А,Г., Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографический источник (по данным района 26 комиссаров, г. Баку).//Советская этнография, 1965. № 5.
[8] См., например, соответствующие разделы в следующих монографиях: Джумагулов А. Семья и брак у киргизов. Фрунзе,1960; Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992; Сеппо Лукка, Восточно-финские народы России. С.-Петер6ург; Смирнова Я.С. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968; Современные этнические процессы в СССР, М. 1979
[9] См., например, Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки. В сб.: Семья и семейная политика. М., 1991; Пустоход П., Трацевьский М, Шлюбнiсть на Украiнi. В зб.; Працi Демографiчного iнституту. Демографiчний збiрник т. VII. Киiв, 1930; Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1975.
[10] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987. С. 17,213.
[11] Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М. 1998, с. 213, 218.
[12] Население России в XX веке. Исторические очерки. Том 1. 1900-1939. Москва. 2006. С. 176.
[13] Объектив исследования был направлен на территории трех республик (РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР), поскольку большая часть немцев (91%) и евреев (95%) проживала в 1939 г. именно там. Кроме того, качество демографи;ческой информации по другим союзным республикам было ниже.
[14] См., например, Зингер Л. Еврейское население в СССР. Москва, 1932; Вопросы патологии и биологии евреев.С. I- 11,1926,1928,1930. - Сборник III; Artshuler М., Soviet Jewry on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem. Center for Research of East European Jewry? The Hebry University of Jerusalem and Yad Vashem, 1998; DellaPergola S., Major Demographic Trends of the World Jewry: The Last Hundred Years. In Bonne-Tamir B. and Adam A., eds., Genetic Diver- iky Among Jews. New York: Oxford University Press; Totte М., Jewish Marriages In the USSR: A Demographic Analysis. Eastern European Jewish Affairs, Vol. 22, No 2; Tolte М., Jew» in Russia: A Case Study of Population Decline. Paper Presented at the Conference “Population of Russia in the 20th Century". Moscow, December 21-22,1998
[15] См., например, Вашкау H.E., Немцы в России: истории и судьбы. Волгоград, 1994; Герман А.А., Немецкая автономия на Волге 1918-1941. Саратов, 1992. 4.1-2; Иваненко В.В., Голуб А М. Голод начала 30-х гг. и судьба немецких колонистов. В кн. Вопросы германской истории. Немцы в Украине, Днепропетровск, 1996; Немцы Сибири: история и культура. Омск, 1993: Российские немцы: проблемы истории, языка и современное положение. Материалы международной научной конфе;тами, Анапа, 20-25 сентября 1995. М., 1996; Чирко Б.В., Нацiональнi меншини в Украiнi 20-30 роки XX столiття. Kиiв, 1995; Hiмцi в Украiнi 1920-i - 1990-i роки. Киiв, 1994.
[16] Наумова О.Б. Национально-смешанные семьи у немцев Казахстана ( по материаламэкспедиции 1986 г. // Советская этнография. 1987, № 6.
[17] Дальман Д. Менталитет российских немцев. В кН. Немцы Москвы: исторический вклад в культуру столицы. М. 1987.
[18] Hirsch Francine. The Soviet Union as a Work-in-Progress: Ethnographers and the category Nationality in the 1926, 1937, and 1939 Censuses. //Slavic Review, 1997, 56,No 2 (summer).
[19] Зингер Л. Еврейское население в СССР. Москва, 1932. с. 6.
[20] Бранденбургский Я., Сольц А., Крыленко Н., Прушицкий С. Семья и новый быт. М. 1926.С. 4
[21] Природний рух Украiнi в 1927. Харкiв. 1929
[22] Естественное движение населения Союза ССР 1923-1925. Том 1, Вып. 1. М., 1928; Естественное движение населения Союза ССР в 1926 Г. Том 1, вып. 2. М., 1929; Национальная политика ВКП (б) в цифрах. М., 1930; Природний рух населений УкраТж в1926. Харюв, 1928; Природний рух населения Украiнi в 1927. Харкiв. 1929.
[23] Борзых Н.П. Распространенность межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане в 1930-х годах. //Советская этнография, 1970, № 1113.
[24] Помимо основной группы европейских евреев «ашкеназов» в это число включены бухарские, грузинские, крымские (крым;чаки) и горские евреи. В 1926 году их общая численность чуть превышала 70 тысяч человек. В переписях 1937 и 1939 годов эти группы евреев специально не выделялись.
[25] Из них 2,5 миллионов человек жили на территории, вошедшей в состав СССР (в границах 1926 года). См., Еврейское население СССР. Под общей ред. З.Л. Миндлина. Москва, 1927. С.8. Всего на всей территории Российской империи проживало более 5,2 миллиона евреев.
[26] В начале XX в. все евреи имели право постоянного жительства в городах (с исключениями) и местечках Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Минской, Могилевской, Киевской, Ковенской, Подольской. Полтавской, Таврической, Херсонской, Черниговской губерний и губерний Царства Польского.
[27] Рассчитано по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Общий свод по империи результатов переписи. Спб.,1905, Т.1.
[28] Покшишевский В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения.//Советская этнография. 1969. № 5.
[29] Брандес Д. Защита и сопротивление российских немцев (1917-1930-е гг.). В сб.: Наказанный народ. М., 1999. С. 33. Отток немецкого населения за рубеж в 20-х гг. продолжался.
[30] Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 2. С. 110, 126.
[31] Вашкау Н.Е. Немцы в России: история и судьбы. Волгоград.1994. С. 46.
[32] Tolts M., Ethnicity, religion and demographic chage in Russia: Russians, Tatars and Jews. In: Evolution or Revolution in European population. European Population Conference, Milano. 1995. Volume 2. P.167.
[33] Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая история России: 1927-1959. М. 1998
[34] Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 годов в деревнях Поволжья. //Вопросы истории. 1991. № 6. С. 176
[35] См., например, The Illustrated atlas of Jewish civilization: 4,000 years of Jewish history. Martin Gilbert (editor). Macmillan Publishing USA, New York, 1990. P. 115
[36] Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М., 1991., С. 106-107.
[37] Более подробно о религиозном составе населения СССР см.: Жиромская В.Б. Демографическая история России е 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М., 2001.
[38] В возрастах старше 50 лет отрыв немцев от других народов (за исключением поляков, латышей, эстонцев, финнов) был еще более заметным. См., Всесоюзная перепись 1939 года.
[39] См., например, Porath J.D., Jews in Russia. United Synagogue commission on Jewish Education. 1974; Jewish Encyciopedia, V.3. 'Soviet Union".
[40] Как известно, право повсеместного жительства имели некоторые категории, в том числе: закончившие высшие учебные заведения, купцы первой гильдии, дантисты, фельдшера, ремесленники. «При наличии «еврейского вопроса» получение образований было главной ценностью, основным способом выживания» (Рывкина Р. Евреи в постсоветской России - кто они? М., 1996. С.66.)
[41] Доля лиц, имеющих высшее образование, у евреев в возрасте от 9 лет и старше, равнялась 5,7%, в то время как у русских - 0,6%, украинцев - 0,5%, немцев - 0,5%, чеченцев - 0,03%.
[42] Свод законов Российской империи. Том Х, ч. 1. Свод законов гражданский. СПБ., 1914. .
[43] См., например. Пилкингтон С.М., Иудаизм. М., 1999. С. 189
[44] Что нужно знать о народах России. М., 1999, С. 349.
[45] Далее речь идет о европейских евреях или ашкенази.
[46] Эндогамия понимается в широком смысле слова как преимущественное заключение браков внутри своей общности. В оценке Бромлея, в современных условиях этносы по крайней мере на 80-85% эндогамны. Эндогамии принадлежит существенная роль в сохранении этносов. Значительное нарушение эндогамии неизбежно влечет за собой в конечном итоге его коренную модификацию. См., Бромлей Ю.В., Очерки теории этноса. М., 1983.
[47] Каминский Л.С. Естественное движение еврейского населения СССР в 1926 г., с. 163. Вопросы патологии и биологии еврейского народа. Сб. 3, вып.2, 1930.
[48] См.. Птуха М.В. Индексы брачности. Этюд по статистике населения, бюллетень Киевского Губстатбюро. 1925, № 4-5; Чуйко Л.Б., Браки и разводы. М., 1975.
[49] Першиц Ю.И. О методике сопоставления показателей однонациональной и смешанной брачности.// Советская этнография. 1967. № 4.
[50] Гонцкая О.А, Дебец Г.Ф. О графическом изображении результатов статистического обследования межнациональных браков //Советская этнография. 1966. №3.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.