В Азербайджане нет точных данных о численности внебрачных детей
Всем известно выражение: "Браки совершаются на небесах". Похоже, что в последнее время все больше людей не дружат с небесной канцелярией, предпочитая не заключать брак вообще. Это не означает, что мир заселили бобыли да старые девы. Нет, люди, как и прежде, встречаются, влюбляются, но далеко не всегда женятся. Бывает, что пары живут друг с другом годами, а иногда и до конца своих дней без штампа в паспорте, растя детей и внуков. На просторах бывшего Советского Союза такие отношения принято именовать гражданским браком.
Отметим, что само название "гражданский брак" ранее носило совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. Раньше в Европе для создания семьи самым главным было благословение родителей и таинство венчания. Но поскольку многие люди были разного вероисповедания, то брак без венчания стали называть гражданским. Произошло это еще в XVI веке в Нидерландах. Так что гражданский брак - это брак светский, а отнюдь не сожительство, тем не менее, данное словосочетание прижилось у нас именно в этом контексте, а значит, быть посему.
В странах Европы и Америки гражданские браки уже давно стали нормой, что касается нашей страны, то тут на такие пары, а точнее, в основном на женскую половину пары все же чаще смотрят с некоторым осуждением. Мол, надо бы сначала в загс пойти, а потом уже жить одной семьей. Впрочем, нельзя сказать, что в Азербайджане гражданский брак популярен. Уж очень сильны традиции, а потому решаются на него в столице либо люди, для которых западная культура оказалась ближе восточной, либо те, у кого не особо счастливо сложилась личная жизнь и гражданский брак они предпочитают одиночеству.
И все-таки нередки случаи, когда на гражданский брак смотрят с одобрением. Чаще всего такое случается в регионах нашей страны, когда речь идет о том, чтобы сплавить несовершеннолетнюю дочь, найдя ей мужа. Именно сплавить, по-другому и не скажешь. Ведь зачем же иначе отдавать замуж еще по сути ребенка, который-то в жизни, кроме школьной парты, ничего и не видел. Любовь? Увы, чаще всего родительский расчет: пристроив дочь замуж, они избавятся от лишнего рта плюс не будут беспокоиться, что она останется старой девой. А старая дева в районе - это обычно незамужняя девушка, которой чуть за двадцать. Вот и решают родители, что лучше поспешить, чем опоздать. Чего при этом хочет сама девушка, их как-то не особо интересует, ведь они уверены, что знают лучше, как распорядиться ее жизнью. Обычный брак в случае, если невеста несовершеннолетняя, невозможен, а потому делают лишь религиозный брак - кябин, и молодые начинают жить все тем же гражданским браком, но уже не вызывая ни у кого осуждения или непонимания. Однако заключение религиозного брака без предварительной печати в паспорте - это все равно что не заключение брака вообще. И муж, называющий жену дома женой, вне стен дома будет позиционировать себя как вольную птицу и с точки зрения закона будет прав.
* * *
Гюльнара - обычная девушка, живущая в одной из деревень Губинского района. Она старшая из детей, помимо нее есть еще брат и сестра. Когда ей исполнилось пятнадцать, отец сказал, что нашел для нее мужа. Для девушки это был шок, ведь она никогда не встречалась с этим человеком, а тут сразу замуж. Были слезы, упрашивания родителей, но отец был непреклонен.
"Ты не знаешь своего счастья. Тебя приметил достойный человек. У него бизнес в России, бедствовать не будешь", - сказал, как отрезал, отец. Ариф давно не появлялся в родном селе, на его приезде настояли его родители, мол, пора жениться, уже тридцать исполнилось. В России у Арифа была любимая, но его родители и слышать не хотели о том, чтобы он с ней расписался. Мать грозилась наложить на себя руки, если он женится на девушке не из их села. Под напором родителей молодой человек сдался. Он приехал на Родину, и однажды на улице заприметил Гюльнару, которая ему понравилась. Когда он узнал, что девушка несовершеннолетняя, то передумал, однако родителям Гюльнары не хотелось упускать завидного жениха, и они сказали, что религиозного обряда достаточно. Ариф прожил с молодой женой чуть больше месяца. Потом ему надо было возвращаться к своей работе в России. За это время он понял, что не хочет провести остаток дней с этой девушкой и что по-прежнему любит ту, другую.
Несмотря на просьбы взять ее с собой, Ариф уехал, сказав, что еще вернется. Какое-то время он звонил, как-то прислал денег, а потом пропал. Через некотоpое вpемя Гюльнара узнала, что Ариф все же женился на девушке, с которой встречался до нее, ведь формально он не был обременен узами брака.
Тогда же Гюльнара поняла, что ждет ребенка, о котором Ариф слышать ничего не хотел. Сейчас она воспитывает малыша одна, конечно, помогают ее семья и родители "мужа". И хотя ребенок - это всегда чудо и счастье, но расти ему придется в неполной семье. Да и шансы Гюльнары, несмотря на ее молодость и красоту, повторно создать семью с "довеском" значительно уменьшились.
* * *
"В силу того, что в Азербайджане не ведется официальной статистики по рождению детей вне юридического брака, нет точных данных о численности внебрачных детей. Но Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей проводит работу по выявлению и регистрации родившихся внебрачных детей". Как передает Vesti.Az, об этом заявила председатель Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова. По ее словам, у большинства внебрачных детей отсутствует свидетельство о рождении.
"Из-за низкого уровня жизни и социального положения родители не задумываются о дальнейшей судьбе своего ребенка. Однако с такими родителями мы ведем работу, что дает нам возможность создать базу данных внебрачных детей", - заключила она.
Отметим, что на постсоветском пространстве по числу внебрачных новорожденных детей Россия занимает первое место, а в Европе лидирует Франция, за ней следует Великобритания. В списке также числятся Германия, Нидерланды, Бельгия и др.
Пусть в нашей стране не так много детей, рожденных вне брака, но их и не единицы. Причины разные - в одном случае рожают внебрачных детей те, кто отчаялся найти семейное счастье и хочет успеть обрести счастье стать матерью. В другом случае в нашей стране, как в приведенной выше истории, в гражданском браке нередко живут именно несовершеннолетние девушки. Если первые знают, на что идут, и часто финансово достаточно независимы, чтобы поставить родившегося ребенка на ноги без отца, то вторые куда более уязвимы, чаще всего они не работают и никогда не работали, у них нет жизненного опыта, и единственный человек, в котором они видят опору, это их муж, который на деле в общем-то и не муж. Конечно, бывает, что и в таких браках люди живут годами и вполне счастливы, но, если "муж" пожил с гражданской женой, а потом уехал, в общем-то даже алименты на ребенка спрашивать не с кого, если он его ранее не признал. Конечно, можно обратиться в суд, провести экспертизу отцовства, но все это дорогое удовольствие, да и не все знают, что могут это сделать. К тому же о какой экспертизе может идти речь, если "муженок" давно в другой стране и возвращаться не собирается.
Плюс ко всему, в гражданском браке имущество не поделится пополам при расставании, и тут опять-таки могут пострадать интересы ребенка. По словам психолога Ламии Ахмедовой, есть еще один момент - психологический. Ребятишки, рожденные в гражданском браке, порой чувствуют себя белыми воронами. Дети ведь иногда бывают жестоки, и, услышав, что их сосед по парте или товарищ по играм - незаконнорожденный, нередко дразнят его этим весьма обидным словом, тем самым нанося урон психике ребенка. Исследователи-статисты заметили, что дети в гражданском браке часто рождаются недоношенными и слабенькими, например, из-за того, что их мама часто нервничала, так как не состояла в браке с отцом будущего ребенка. Женщина слишком боится остаться матерью-одиночкой.
Конечно, неважно - pожден pебенок в бpаке или нет. Главное, чтобы его мама и папа понимали, что несут ответственность за его судьбу со штампом в паспорте или без него.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)