Rambler's Top100

№ 381 - 382
15 - 30 июня 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Социальная модернизация и средний класс

Человек – ключевой фактор модернизации

К чему приводит социальная модернизация?

Средние классы в России и их окружение на этапе экономического роста

Почему рост доходов занятости и образования не привел к росту среднего класса?

Новые социальные неравенства

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Неизвестный автор. "Я - из третьего сословия". Anonyme "J'suis du Tiers-etat." (Les annees 1790 ) Социальная модернизация и средний класс

Над темой номера работали:

Татьяна МАЛЕВА Лилия ОВЧАРОВА

Татьяна МАЛЕВА

Лилия ОВЧАРОВА

Средние классы в России и их окружение на этапе экономического роста

В 2008-2009 годах Независимый институт социальной политики при поддержке Института современного развития реализовал исследовательский проект по оценке динамики среднего класса в условиях экономического роста9.

В исследовании использовались единые методологические подходы к идентификации среднего класса10 на репрезентативных базах данных опроса домохозяйств в 2000 и 2007 годах, что нивелирует различия в оценках масштаба среднего класса, обусловленных факторами методического характера. Средний класс определялся как совокупность домохозяйств с высоким уровнем:

  1. материальных активов;
  2. профессионально-квалификационных характеристик занятых;
  3. самоидентификации.

По материальным критериям в 2007 году (рис. 1) к среднему классу было отнесено чуть более четверти российских домохозяйств (26%), социально-профессиональный средний класс составляет около 20% (19,5), субъективный средний класс - 30%. Всеми тремя базовыми характеристиками среднего класса обладает лишь 5% российских домохозяйств – это «идеальный средний класс», но не менее чем двумя (любыми) значительно больше – около 20%. Эти 20% в итоге и были отнесены к среднему классу.

Рисунок 1. Российский средний класс в 2007 году по трем разным критериям, % от общего числа домохозяйств11

Какие социальные слои (классы, группы) имеют шансы на приближение или вхождение в средние классы, и у каких групп их нет (рис. 2)? Низшие слои составляют чуть менее 10% от числа российских домохозяйств. С точки зрения материального положения эти семьи находятся за чертой бедности. Взрослые члены этих семей не обладают высшим образованием, тем самым, мало конкурентоспособны на рынке труда или же обречены на занятость на низкооплачиваемых и непрестижных рабочих местах. Наконец, они не испытывают иллюзий по поводу своего социального будущего – у них сформировано чувство неуверенности в отношении большинства сфер их жизни12.

Рисунок 2. Социально-доходная структура российских домохозяйств в 2007 году, % от общего числа домохозяйств

Между средними классами и низшими слоями находится группа, занимающая промежуточное социальное положение, которую можно описать формулой «уже не низшие, еще не средние». И их сегодня подавляющее большинство – 70% от общего числа российских домохозяйств. Эта группа неоднородна. Чуть менее ее половины (30%) более походят на средний класс и, тем самым, обладают шансами на присоединение к нему. Эту группу условно можно назвать «рекрутами среднего класса». Оставшиеся 40% имеют больше общих черт с низшими группами и при негативных сценариях могут пополнить ряды бедных. Это – «зона риска бедности».

Такой оказалась социальная пирамида на пике экономического роста в конце 2007 года, который, как показал ход событий, оказался последним «безоблачным» годом устойчивого экономического роста, не деформированным мировым и последующим за ним российским кризисом. И как свидетельствуют данные аналогичного замера осенью 2000 года (рис. 3-4)13, несмотря на рост доходов, занятости и уровня образования среди занятых, экономический рост не привел к расширению среднего класса.

Рисунок 3. Российский средний класс в 2000 году по трем разным критериям, % от общего числа домохозяйств 14

Рисунок 4. Социально-доходная структура российских домохозяйств в 2000 году, % от общего числа домохозяйств

Субъективные ощущения подвержены влиянию большого числа факторов, и связь их с экономическим ростом неоднозначна. Но почему он оказался столь ограниченным для доходных и профессионально-квалификационных характеристик? Ответить на данный вопрос попытаемся, посмотрев на динамику уровня, структуры и дифференциации доходов.


9 Малева Т.М., Овчарова Л.Н. и др. Российские средние классы накануне и на пике экономического роста – М.: «Экон-Информ», 2008.
10 Подробно методология выделения среднего класса представлена в монографии: Средние классы в России: экономические и социальные стратегии // Коллективная монография под ред. Т. М. Малевой. Авторский коллектив: Е.М. Авраамова, Т.М. Малева, М.В. Михайлюк, Л.И. Ниворожкина, А.А. Овсянников, Л.Н. Овчарова, В.В. Радаев, Я.М. Рощина, С.В. Сурков, Н.Ю. Фирсова - М., Гендальф, 2003..
11 Источник: эмпирической базой исследования выступает репрезентативное социально-экономическое и демографическое обследование, проведенное Независимым институтом социальной политики (НИСП) в середине 2007 года в 32 субъектах РФ с объемом выборки 11 117 респондентов
12 Примечательно, что это совпадает с оценками хронической бедности.
13 Средние классы в России: экономические и социальные стратегии.
14 Источник: эмпирической базой выступает репрезентативное социологическое обследование «Экономические и социальные стратегии среднего класса» с выборкой 4 тыс. российских домохозяйств, представляющих 12 регионов России, проведенное осенью 2000 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.