Rambler's Top100

№ 371 - 372
30 марта - 12 апреля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Профиль» о прогнозах роста мирового населения
«Профиль» о грядущем дефиците воды
«The Guardian» о проблемах роста мирового населения
«Курсор» об израильской концепции «демографической опасности»
«Газета» о Генштабе в демографической яме
«Коммерсант» о кадровых проблемах во время кризиса
«Новые известия», «Газета» и «Российская газета» о гастарбайтерах и кризисе
«Независимая газета» о привилегированных гастарбайтерах
«Новые известия» об урезании мигрантских квот и безработице
«Газета» об отмене депортации по решению суда
«Новая газета» о том, как красноармейцев гражданства лишили
«Новые известия» о российской «бронзе» по беженцам
«Независимая газета» об увеличении числа украинцев - соискателей гражданства России
«Время новостей» о предложении обучения русскому языку претендентов на РВП
«Ведомости» и «Газета» о реалиях программы по переселению соотечественников
«Новая газета» о презентации нового фонда
«Время новостей» о секвестре и соцрасходах
«Известия» о повышении ряда социальных пособий
«Ведомости» о дискуссии по вопросу реформы соцналогов
«Независимая газета» и «Газета» о кризисе и проблемах пенсионной системы
«Ведомости», «Коммерсантъ», «RBC daily», «Газета» и «Независимая газета» о безработице и борьбе с ней

«Эксперт» о российской модели рынка труда и специфике российской безработицы
«Время новостей» о незаменимых сотрудниках
«Время новостей» о расходах на алкоголь
«Итоги» о концепции развития здравоохранения
«The Daily Telegraph» об исследовании онкозаболеваемости
«Газета» и «Время новостей» о туберкулезе в России
«Газета» об инфекционной заболеваемости
«Коммерсант» о стратегии развития фармацевтической промышленности
«Новые известия» о гражданских браках
«La Repubblica» о новом шиитском семейном кодексе
«La Stampa» об абортивных пилюлях по sms
«Financial Times Deutschland» о 2000 крестников грузинского патриарха
«Аргументы недели» о демографической ситуации в России
«Известия» о материнском капитале, ипотеке и рождаемости
«dv.ee» о семейной политике в Эстонии
«Аргументы и факты в Украине» о рождаемости на Украине
«Российская газета» о зарплатах для многодетных домохозяек
«Российская газета» о планах по частичной компенсации расходов на частные детсады
«Время новостей» о секвестре программ поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
«Газета» об алкоголе и наркотиках в школах
«Газета» о смертной казни

… о кризисе и проблемах пенсионной системы

Пенсионеров хотят отправить в автономку

Минфин предлагает федеральному бюджету сэкономить на стариках

Финансовый кризис разваливает пенсионную систему, спасти которую не сможет даже правительственный план повышения социального налога. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что одобренный премьером Путиным в октябре прошлого года план пенсионной реформы должен быть пересмотрен, поскольку он «не соответствует действительности». Падение зарплат и доходов казны, а также рост теневого сектора разваливает пенсионную систему, которая требует все больших отчислений из госбюджета. Эксперты не исключают повышения пенсионного возраста на фоне кризиса и предупреждают о неизбежном в будущем уменьшении реальных пенсий.
Статс-секретарь – заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил вчера, что в условиях кризиса, возможно, придется пересмотреть принципы пенсионной реформы и реформы единого социального налога, которые по предложению Минздравсоцразвития были одобрены правительством в октябре прошлого года. «Есть основания вернуться к этому вопросу. Принципы, на которых базировалась пенсионная реформа, не полностью соответствуют действительности», – сообщил журналистам Шаталов.
«В том виде, в каком сейчас получается реформа, у пенсионной системы будет большой дефицит, и автономности пенсионной системы не видно», – считает заместитель Алексея Кудрина. При этом Сергей Шаталов подчеркнул, что автономность пенсионной системы является одной из целей реформы.
Сегодня прогнозы по росту зарплат и многие другие цифры, которые были положены в основу решений Владимира Путина, по словам Шаталова, вызывают сомнения и должны быть пересмотрены. Замминистра отметил, что расчеты, учитывающие новые реалии, показывают, что пенсионная система уже не сбалансирована теми решениями, которые предполагались ранее. По словам Шаталова, реформу единого социального налога (ЕСН), на которой базировались все пенсионные изменения, можно передвинуть до окончания кризиса. В то же время замминистра подчеркнул, что официальное решение об отказе от ранее утвержденного плана еще не принято. «Я не могу сказать, что реформа будет пересмотрена», – подчеркнул вчера Шаталов.
Оговорка чиновника уместна, поскольку всего неделю назад глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова уверяла прессу, что правительство не будет пересматривать решение о переходе с уплаты единого социального налога с нынешней ставки в 26% к выплатам страховых взносов в государственные фонды общим размером 34%. «Пока решений никаких нет. Мы сейчас практически завершили подготовку всех необходимых законопроектов», – утверждала Голикова 17 марта. По ее словам, в самое ближайшее время совместно с финансово-экономическим блоком правительства будут вырабатываться приоритеты по бюджетным расходам на период 2010–2012 годов.
В версии Шаталова предстоящие события выглядят иначе. По его словам, вопрос ЕСН будет ключевым при обсуждении основных направлений налоговой политики на 2010–2012 годы. Основные направления налоговой политики на 2010–2012 годы будут обсуждаться у премьера в начале апреля, а затем будут внесены в правительство. Ранее Шаталов говорил, что правительство весной 2009 года может рассмотреть вопрос о переносе срока замены ЕСН на страховые платежи, а также о ставках этих платежей. Взнос на пенсионное страхование будет установлен на уровне 26%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%, социальное страхование – 2,9%. Однако взносы будут взиматься не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год.
Эксперты считают, что падение «белых» зарплат неизбежно ударит по пенсионной системе. Чтобы ее поддержать, властям придется выбирать из крайне непопулярных решений: сократить реальные пенсии, поднять пенсионный возраст, увеличить налоги или увеличить отчисления резервов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР).
При этом, по мнению экспертов, Фонд национального благосостояния (ФНБ) не сможет долго поддерживать дефицит пенсионной системы и будет израсходован в течение нескольких лет. «При плохом сценарии ФНБ будет потрачен всего за два года, и государство лишится возможности поддерживать пенсионную систему», – считает замдиректора НИИ труда и социального страхования Валентин Роик. По его словам, правительство упустило время для относительно безболезненной пенсионной реформы, в том числе и благодаря усилиям Минфина, который фактически поддерживал дефицит Пенсионного фонда.
В проекте бюджета-2009 трансферт ПФР увеличен на 316 млрд. руб., а в Фонде национального благосостояния, по состоянию на 1 марта, формально числилось 2995,5 млрд. руб. Правда, 417,1 млрд. руб. из них было переведено на депозиты в ВЭБ, который потратил часть этих денег на поддержку фондового рынка.
Для спасения пенсионной системы Валентин Роик предлагает резко повысить минимальную зарплату, что должно обеспечить рост платежей в ПФР. «Если отказаться от обязательной накопительной части пенсии, мы сможем создать сбалансированную распределительную пенсионную систему по образцу современных европейских стран», – уверен эксперт.
«Сохранение обязательной накопительной пенсии, в которой теряются отчисления работающих граждан, аморально», – соглашается директор «Независимого актуарного информационно-аналитического центра» Валерий Баскаков. По его словам, пенсионная система неизбежно столкнется с потерей доходов из-за кризиса. При этом увеличение пенсионного возраста для компенсации потерь может стать самым простым, но неэффективным решением. «В период кризиса резкое увеличение возраста выхода на пенсию при снижении занятости может привести только к росту расходов государства на выплату пособий по безработице», – предупреждает Баскаков.

Михаил СЕРГЕЕВ. «Независимая газета», 25 марта 2009 года

"Нужны решения, которые прекратят деградацию пенсионной системы"

Председатель Общественного совета при президенте России по инвестированию средств пенсионных накоплений Александра Очирова в интервью "Газете"

На этой неделе Минздравсоцразвития, Минфин и Минэкономразвития должны определить новые параметры реформы пенсионного страхования.
В интервью корреспондентам "Газеты" Илье Горбунову и Ксении Батановой председатель Общественного совета при президенте России по инвестированию средств пенсионных накоплений, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова рассказала об инициативах совета по стратегической корректировке пенсионной сферы и об антикризисных мерах, которые нужно срочно принимать. По ее мнению, для того, чтобы предупредить повторение кризисной ситуации, когда пенсионные деньги, инвестированные в рыночные бумаги, потеряли до 30%, государство должно создать новый регулятор - единую пенсионную службу.

Как отразился экономический кризис на пенсионной системе?
Накопительная часть пенсии и так находилась в состоянии длительной стагнации, а в настоящий момент из-за кризиса на фондовом рынке потеряла около 30% финансовых резервов и накоплений и продолжает их терять, так как возможности их эффективного размещения сведены к минимуму нормативными актами регулятора пенсионной системы и правительства. Поэтому в ближайшие два годы мы должны принять решения, которые стабилизируют сегодняшнее состояние накопительной пенсионной системы и предотвратят ее деградацию.

Что для этого предлагает совет?
Мы считаем, что необходимо законодательно закрепить в Гражданском кодексе статус пенсионных денег как особой формы финансовых сбережений граждан, которая предусматривает государственные гарантии сохранности, возвратности и доходности этих средств. Нужно также объявить обязательствами государства на срочной основе до пяти лет убытки, возникшие по итогам 2008 года у негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по не зависящим от их деятельности причинам.
Будет логично заменить государственными обязательствами дефолтные акции и облигации предприятий, в которые НПФ были вынуждены размещать пенсионные резервы или инвестировать пенсионные накопления в соответствии с указаниями правительства, передав государству права требования по этим ценным бумагам.
И необходима кардинальная перестройка сложившейся системы инвестирования пенсионных резервов и накоплений. Она должна опираться на реализацию разумной финансовой политики и предполагать переход к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который предусматривает право самостоятельного инвестирования НПФ своих активов на финансовых рынках через управляющие компании или без них.

Это срочные меры. А что в перспективе?
Задача стратегического характера - определение правового статуса НПФ и особенности их деятельности по накопительному пенсионному страхованию и создание системы гарантирования пенсионных накоплений граждан в НПФ. Необходимость в таких изменениях законодательства отмечается и представителями НПФ, и специалистами пенсионного рынка. Об этом говорил и вице-премьер Александр Жуков на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития.
Не менее важно создать благоприятный налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений. И обязательно централизовать проведение пенсионной реформы для последовательной и системной реализации ее принципов и координации действий всех участвующих в реформе министерства и ведомств.

Как, по вашему мнению, на гарантировании и сохранности пенсионных накоплений может отразиться принятие закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», расширяющего перечень инструментов для вложения пенсионных средств?
Главный вопрос, который возникает к законопроекту: какие гарантии предлагаются застрахованным лицам в условиях, когда инвестиционный портфель становится более рискованным? Только широкое обсуждение предложенного проекта закона поможет защитить права будущих пенсионеров.
Хорошо, что ни один законопроект не может быть утвержден Госдумой без экспертизы в Общественной палате. И, по моему мнению, в условиях кризиса гораздо лучше принять новое законодательство прямого действия (не требующее подзаконных актов), чем править старое несовершенное, противоречивое, требующее многочисленных согласований.
Я ориентируюсь на мнение специалистов в этой области. Оно защищает интересы государства и населения, соблюдает принципы надежности, доходности и возвратности вкладов в пенсионные накопления граждан.
Вместе с тем я знаю, что эта точка зрения расходится с мнением отдельных чиновников, и я надеюсь на политическую волю руководства страны.

Какие еще законопроекты необходимо принять для развития пенсионной системы?
Дальнейшее развитие пенсионной системы России невозможно без четкого законодательного определения роли и места в ней накопительного пенсионного страхования, решения ряда фундаментальных вопросов построения пенсионной системы. К таким вопросам, в том числе, относится установление целевых ориентиров развития накопительного пенсионного страхования во взаимосвязи с другими составляющими пенсионной системы.
Нам также нужна специализированная система инвестирования пенсионных активов, учитывающая принципиальные особенности пенсионных накоплений: повышенные требования к сохранности и длительные сроки инвестирования.
Сейчас единое законодательство, описывающее накопительное пенсионное страхование в целом, отсутствует. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию отражается в ряде законов, которые, однако, не решают многие важные вопросы, в частности, вопросы собственности на средства, составляющие пенсионные накопления. Так что работа предстоит большая и ответственная.

Насколько уровень госрегулирования способствует соблюдению прав застрахованных лиц?
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), осуществляющая функции уполномоченного федерального органа по государственному регулированию деятельности НПФ, рассматривает негосударственное пенсионное обеспечение только как форму коллективного инвестирования, игнорируя социально значимый аспект деятельности фондов и их ответственность перед своими вкладчиками, а также их некоммерческую организационно-правовую форму.
Несовершенство системы регулирования деятельности НПФ особенно ярко проявилось в период глобального финансового кризиса. Существующая система контроля за инвестициями и отсутствие своевременной реакции со стороны ФСФР на происходящие события на финансовых рынках не позволили НПФ и их управляющим компаниям адекватно отреагировать на современные вызовы. Они не смогли вовремя перевести активы из спекулятивных финансовых инструментов в депозиты надежных государственных банков с целью их сохранения и приумножения, что явилось причиной дополнительных потерь для участников фондов и застрахованных лиц.
Для того чтобы в дальнейшем избежать таких ошибок, нам нужна пенсионная служба, которая выступала бы как единый орган управления, с одной стороны, и отвечала за развитие всей пенсионной системы страны - с другой.

Путь философа
Александра Очирова была избрана председателем Общественного совета при президенте России по инвестированию средств пенсионных накоплений 19 марта этого года. Занимает должность председателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике.
Окончила философский факультет МГУ и Высшие дипломатические курсы при Дипломатической академии МИДа, доктор философских наук. В 1993--1995 годах была депутатом Госдумы, входила в депутатскую группу "Россия", была заместителем председателя комитета Госдумы по международным делам. В июле 2006 года вошла в президиум Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Пенсионный смотритель
Общественный совет при президенте России по инвестированию средств пенсионных накоплений создан для обеспечения контроля со стороны общества за соблюдением интересов граждан при формировании и инвестировании страховой и накопительной частей их трудовой пенсии. Совет контролирует деятельность организаций, вовлеченных в формирование и инвестирование средств, накопленных на именных счетах граждан и переданных в управление государственной управляющей компании, негосударственным пенсионным фондам и частным управляющим компаниям. Он также анализирует законодательство и разрабатывает рекомендации и проекты законов, направленных на защиту прав и интересов застрахованных лиц.

Илья ГОРБУНОВ, Ксения БАТАНОВА. «Газета», 30 марта 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.