Rambler's Top100

№ 355 - 356
1 - 14 декабря 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Молдавия в системе международных миграций

Постсоветские миграции в Молдавии - основные причины

Эмиграция свершившаяся и потенциальная

Молдавия - не только страна эмиграции, есть и иммигранты

Потенциал трудовой миграции велик

Миграция - экономические плюсы и социальные минусы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Михаил Ларионов. Ночь. Тирасполь. Mikhail Larionov. The Night. Tiraspol (1907) Молдавия в системе международных миграций

Валерий МОШНЯГА

Над темой номера
работал Валерий МОШНЯГА

Молдавия - не только страна эмиграции, есть и иммигранты

Будучи, по преимуществу, страной эмиграции, Молдавия в то же время и страна иммиграции - как легальной, так и нелегальной. Процессы иммиграции затрагивают как левобережье, так и правобережье Молдавии, либерализация режима въезда/выезда из страны, характерна для нее так же, как и для других постсоветских стран. Более того, распад СССР привел к возросшей "пористости" границ. У государств СНГ недостаточно средств и возможностей для полноценного обустройства границы, эффективного пограничного контроля за перемещением людей как в местах постоянного пропуска, так и особенно в "зеленой" зоне. Растущая глобализация рекрутирует в миграционные процессы новых мигрантов, давая новые импульсы развития великому евроазиатскому миграционному транзиту ("шелковый путь"). В этом контексте оба берега Днестра испытывают на себе последствия нелегальной транзитной миграции.

Молдавское государство еще с 1990 года стала проводить политику квотирования иммигрантов. За 1992-2006 годы квота практически не менялась и составляла около 2200 человек. За этот период иммиграционная квота еще ни разу не была полностью выбрана, всего в страну въехало около 22 тысяч мигрантов, при суммарной квоте, равной почти 30 тыс. человек (рис. 6). В то же время в стране постоянно легально (учеба или работа) находится около 3 тысяч иммигрантов (рис. 7).

Рисунок 6. Иммиграция в Молдавию в 1992-2007 годах, человек

Рисунок 7. Количество разрешений на пребывание (фиксированный срок), выданных иностранным гражданам, и временных удостоверений личности апатридам в Республике Молдова

Легальная иммиграция реализуется в традиционных формах: воссоединение семей, учеба или работа. При этом наблюдается рост количества иммигрантов, прибывающих на временное местожительство (учеба и работа). В то же время сокращается количество людей, прибывающих на постоянное местожительство. Полагаем, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Причина этого кроется в социально-экономической непривлекательности страны (одна из беднейших стран Европы), низком уровне жизни населения.

За истекший период наибольшее количество иммигрантов прибыло из Украины, России, Румынии, арабских стран. В целом же среди иммигрантов имеются граждане более 90 стран. Если ранее ведущей была тенденция воссоединения семей, а основные потоки иммигрантов были из России и Украины, то сегодня ведущими целями иммиграции являются учеба и работа, растет доля иммигрантов из стран, не входящих в постсоветскую миграционную систему, из Турции, стран Ближнего Востока, мусульманского мира.

Среди иммигрантов представлены люди более 100 национальностей. Больше всего русских и арабов, украинцев, румын, молдаван из других государств. Численность русских и украинцев в иммиграционном потоке существенно сократилась, составляет менее 25% (в 1992 году - 2/3). Это свидетельствует о переходе от постсоветской (СНГ) к международной модели иммиграции.
Новым явлением в миграционных процессах Молдавии стала нелегальная миграция как из стран СНГ, так и из стран "дальнего" зарубежья, в основном, выходцев из Юго-Восточной Азии, Африки. Все же в основном она представлена гражданами стран СНГ, которые, используя безвизовый режим, приезжают и остаются в Молдавии на заработках. В первую очередь, это касается азербайджанцев, русских, украинцев. Частично это и лица, которые находились в Молдавии и не хотят или не могут возвратиться домой (студенты). Это и нелегальные транзитные мигранты, которые, воспользовавшись относительной "прозрачностью" границ СНГ, пытаются перейти в западноевропейские страны.

Через Молдавию проходит один из неофициальных маршрутов нелегальной транзитной миграции в Западную Европу. Однако, в отличие от других маршрутов нелегальной транзитной миграции (через Белоруссию или Украину), молдавский маршрут менее популярен.

Число нелегальных транзитных мигрантов незначительно. В основном это выходцы из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, чаще всего афганцы, пакистанцы, иракцы, граждане Сенегала, Мали, других африканских стран, прибывающие из Украины и России ("великий евроазиатский миграционный транзит"), пытающиеся найти новые маршруты проникновения в страны Европейского Союза.

Это свидетельствует о том, что Молдавия интегрируется в глобальную миграционную систему, характеризующуюся массовыми перемещениями людей по осям "восток - запад" и "юг - север". При этом домирнирует вектор "восток - запад". И в этом контексте сотрудничество, совместная работа левого и правого берега, в целом стран региона по противодействию нелегальной транзитной миграции становятся необходимостью.

Репатриация. Становление Молдавии как независимого государства дало толчок процессам репатриации из других стран. Первоначально (1992-1997 годы) в республику ежегодно репатриировалось по 7-8 тысяч человек. Это объясняется, на наш взгляд, в большей степени патриотическими чувствами, желанием жить на родине. Как свидетельствуют статистические данные, молдаване были наиболее динамичной репатририрующейся группой среди этносов, давших название бывшим союзным республикам. В то же время отметим, что сложная социально-экономическая ситуация в стране вынуждает людей руководствоваться в большей степени материальными интересами. Происходит резкое снижение (в 5-6 раз) количества репатриантов в период 1998-2005 годов (рис. 8).

Рисунок 8. Репатриация в Молдавию в 1992-2007 годах, тысяч человек

Данные по миграционному обмену в Приднестровье (рис. 2) также свидетельствуют о снижении миграционного обмена с другими регионами и странами. Эта тенденция сохранит свою силу и в будущем, что обусловлено как социально-экономической ситуацией в Молдавии, так и привыканием людей к постсоветским реалиям, их интеграцией в новые для них государства.

За 1992-2007 годы в Молдавию репатриировалось около 60 тысяч человек. Основная часть репатриантов прибывает из СНГ, в первую очередь, из России (более половины) и Украины (более трети). Эти два государства дают в общей сложности около 90% общего количества репатриантов.

Этнические молдаване составляют более половины всех репатриантов, но со временем их доля среди репатриантов снижается. Второе и третье место среди репатриантов занимают украинцы и русские. Это объясняется, в первую очередь, многочисленностью смешанных семей, исторически сложившейся политиэтничностью молдавского общества.

Практика показала, что Молдавия, власти на обоих берегах, оказались слабо подготовленными к приёму репатриантов. Не было программы репатриации и реальной политики по её осуществлению, соответствующих материальных и финансовых возможностей. Все это, в конечном счете, также сказалось на привлекательности Молдавии для находящихся за рубежом ее уроженцев, их репатриационных планах.

Недобровольная миграция. Вооруженный конфликт (март-июль 1992 года) привел к появлению в Молдавии беженцев и внутренних перемещенных лиц. В общей сложности за время вооруженного конфликта погибло около 800 человек (320 человек из состава конституционных сил Республики Молдова и 425 человек - с противоположной стороны). Прямой материальный ущерб от боевых действий составил порядка 400 млн. долларов США4.

Вооруженный конфликт весны-лета 1992 года оказал определенное влияние на миграционные процессы в левобережье и правобережье Днестра. Однако в целом переоценивать роль и влияние конфликта на миграцию населения, ухудшение материального положения людей на обоих берегах не следует5. На наш взгляд, вооруженный конфликт только усугубил ситуацию, обусловленную разрывом межреспубликанских экономических связей, существовавших в СССР. Противостояние левого и правого берегов привело к нарушению внутриреспубликанских экономических связей. В период наибольшего охлаждения отношений между Кишиневом и Тирасполем доля экономического сотрудничества между левым и правым берегом измерялась 6%6.

Во время конфликта было зарегистрировано около 100 тысяч беженцев в Белоруссию (859 человек), Россию (17,3 тысячи), Украину (61 тысяча человек, из них более 30 тысяч детей) и государства "старого зарубежья" (около 20 тысяч человек)7. После завершения боевых действий в восточном регионе Молдавии практически все беженцы на Украину вернулись в места постоянного проживания8.

В качестве внутренних перемещенных лиц в правобережной части Республики Молдова было зарегистрировано 51,3 тысячи человек (из них 28,7 тысячи детей). Среди тех, кто спасался от ужасов войны, были представители различных национальностей, около 95 процентов из них были женщины, дети, пенсионеры с обоих берегов Днестра. Около 80% внутренних перемещенных лиц были этническими молдаванами.

Завершение боевых действий, достижение при посредничестве России, ОБСЕ договоренности о беспрепятственном возвращении людей в места постоянного проживания позволили оперативно решить проблему перемещённых лиц. Основная масса людей вернулись в места постоянного проживания. На сегодняшний день проблема перемещенных лиц как массового социального явления фактически снята. Однако остается еще определенная часть людей-невозвращенцев (около 200 семей) на правом берегу, для которых эта проблема (в первую очередь, в части решения жилищного вопроса) существует.

С подписанием в 2002 году Конвенции ООН (1951 г.) и дополнительного Протокола (1967 г.) Молдавия начинает активно участвовать в международных программах помощи беженцам. В общей сложности за этот период в стране получили статус беженцев чуть более 400 человек, около 600 человек были признаны в качестве лиц, находящихся в поисках убежища. Среди них имеются представители всех континентов, более 25 стран мира. Большая часть людей, рассчитывающих на международную гуманитарную помощь, чеченцы - выходцы из России (40%).


4 - См.: Encyclopedia of Conflicts, Disputess flashpoints in Eastern Europe, Russia and Successor States. - U.K., 1993, p.412; Книга памяти защитников Приднестровья. - Тирасполь, Книжное издательство, 1995; Мукомель В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - Москва, Комплекс-Прогресс, 1997, с. 311.
5 - В 1990-1992 годы, в период обострения межэтнических отношений в республике, развития конфликта между левым и правым берегом произошло определенное перемещение людей на постоянное местожительство с левого на правый берег и наоборот. В 1990-1992 годы их число составила около 3 тысяч человек.
6 - См.: Гуцу И.Т. Экономика переходного периода. - Кишинев, 1998.
7 - Мошняга В. Вооружённый конфликт в Республике Молдова и проблема перемещённых лиц. // MOLDOSCOPIE (Проблемы политического анализа). Часть VII. - Кишинёв, Молд. ГУ, 1995, с.93.
8 - Malinovska O. Refugees in Ukraine. // Migration Issues. Ukrainian Analitical-informative Jornal, 1998, №2, p.2-3.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.