Rambler's Top100

№ 265 - 266
13 - 26 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

Умер крупнейший российский социолог

Памяти Юрия Александровича Левады

Газеты о смерти Юрия Левады

Возвращаясь к столетнему юбилею Б. Урланиса

В Центральном Доме ученых

Как Урланис подыгрывал буржуазной пропаганде. Письмецо в ЦК КПСС

Берегите демографов

Мой отец. Воспоминания Елены Урланис

«Миграции на территории Монголии». Международный семинар


Google
Web demoscope.ru

"Миграции на территории Монголии". Международный семинар

В Монголии традиционные миграции скотоводов были и остаются неотъемлемой частью жизни страны, однако миграционная история и политика не становились до сих пор самостоятельным предметом исследований ученых. Между тем изменившаяся социально-экономическая и политическая обстановка в демократической Монголии настоятельно ставит задачу комплексного изучения этого явления1.

Условной точкой отсчета научного и общественного интереса к миграции можно считать ноябрь 2000 года, когда президент Монголии Багабанди направил правительству своей страны официальное письмо. В нем он указал на недостаток контроля над выдачей монгольских виз, вследствие чего иностранные граждане могут незаконно проживать в Монголии, занимаясь при этом различными видами бизнеса, тогда как монгольские подданные пытаются с нелегальными документами выехать в другие страны2.

Место проведения семинара30 сентября 2006 года в Тэрэлже под Улан-Батором по инициативе Монгольского государственного университета науки и технологии (Институт гуманитарных наук и Институт иностранных языков) состоялся международный семинар "Миграции на территории Монголии". Семинар был задуман и проведен как научно-просветительский. Такой формат семинара позволил, во-первых, объединить как опытных исследователей, так и начинающих, а, во-вторых, дифференцировать и структурировать имеющиеся наработки в области изучения миграционной истории и политики в Монголии. Логика семинара была выстроена таким образом, что результатом обсуждения явилась интеграция представлений о миграции как мультикультурном и многогранном явлении.

Участники семинара

От Монгольского государственного университета науки и технологии (Институт гуманитарных наук и Институт иностранных языков):

  • Б. Долгор, доцент, кандидат политологии
  • Т. Амаржаргал, доцент, ученый секретарь Института гуманитарных наук
  • Ш. Лувсандорж, профессор, кандидат исторических наук
  • Б. Даваажав, профессор, кандидат педагогических наук
  • Д. Наранцацрал, преподаватель, кандидат философских наук
  • Л. Амартовшин, преподаватель, магистр
  • Д. Сэрдарам, доцент, кандидат исторических наук
  • Н. Галиймаа, профессор, кандидат исторических наук
  • Б. Мунхбатор, старший преподаватель, магистр
  • Т. Батбаяр, профессор, доктор филологических наук, директор Института иностранных языков
  • Ц. Эрдэнэболд, профессор, доктор исторических наук, директор Института гуманитарных наук

От Университета Сун Чан Янг (Сеул, Корея):

  • Ким Хун Жин, профессор, директор Института экономики и бизнеса

От Иркутского государственного университета:

  • Дятлов В.И., профессор Иркутского университета, доктор исторических наук, директор Исследовательского центра "Внутренняя Азия"

От Ульяновского государственного университета:

  • Липатова Н.В., доцент, кандидат исторических наук

От Института востоковедения РАН:

  • Панарин С.А., заведующий Отделом стран СНГ Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, главный редактор журнала "Вестник Евразии"

Участники семинара

Проблемы, рассматривавшиеся в рамках семинара

Выявление наиболее актуальных, первостепенных задач в изучении миграций в Монголии стало одной из главных целей семинара. Докладчики и слушатели совместными усилиями определяли линии развития и потенциально спорные моменты в изучении миграционных потоков. Даже некоторая казуистичность в попытках структурировать миграционные потоки ХХ века не была излишней, так как делала очевидной необходимость комплексного подхода к этому сложному явлению.

В рамках данного обзора невозможно осветить все доклады, и, что еще более важно, передать интерес к дискуссии, разворачивавшейся после каждого сообщения. Вопросы слушателей раскрывали неоднозначность оценочных суждений докладчиков. Можно сказать, что все участники семинара внесли посильный вклад в кристаллизацию, появившуюся "осязательность" интересного современного научного направления. Такой интерес лишь подтверждает своевременность и актуальность обращения к рассматриваемой тематике, что и подчеркнул во вступительном слове профессор Т. Батбаяр.

Чрезвычайно актуальным был доклад профессора Н. Галиймы "Из истории диаспор в Монголии: прошлое и настоящее". Он был построен на серьезной теоретической базе и большом количестве статистических данных. Выводы докладчика получены путем скрупулезного анализа материала. Н. Галийме удалось убедительно доказать, что диаспора - явление для Монголии такое же естественное, как и для других стран, и только перипетии политической жизни и особенности положения Монголии между двумя большими государствами, Китаем и Россией / СССР, создавали иллюзию, что диаспор нет. Более подробно докладчик остановился на процессе формировании китайской диаспоры в современной Монголии. Н. Галийму интересовал не сам факт существования этой диаспоры, а процесс ее становления и механизм функционирования. Такой подход позволил показать разницу между официальными и неофициальными данными, понять, почему общественное мнение ставит вопрос о национальной безопасности Монголии в связь с китайской миграцией.
На территории Монголии обнаруживаются все типичные признаки диаспор: стремление к сохранению этничности; связь с исторической родиной; компактность проживания и др. Все это подтверждает выводы профессора Н. Галиймы. Приведем несколько примеров, не затрагивая при этом самой многочисленной бурятской диаспоры.

Казахская диаспора в Монголии сейчас, пожалуй, самая известная - после того как стала объектом репатриационной политикой Республики Казахстан. Для казахов, проживающих на территории Баян-Ульгийского аймака, установлены квоты поступления в колледжи и вузы Казахстана. На 2003 год в Казахстане обучалось 173 представителя казахской диаспоры в Монголии3.

Тувинцам - оленеводам и охотникам, проживающим в Хубсугульском аймаке Монголии, правительство Республики Тыва оказывает посильную помощь в изучении родного языка, в частности, в укомплектовании школьных библиотек книгами и учебниками4.

Произошли изменения в калмыцкой диаспоре в Монголии. В социалистические времена калмыки были здесь представлены в основном женщинами, которые, выйдя замуж за монгольских граждан, переезжали сюда на постоянное место жительство, как правило, сохраняя советское / российское гражданство. В настоящее время в Монголии появились и калмыки - трудовые мигранты (контрактники)5.

В докладе "Узловые проблемы миграционной истории Монголии в ХХ веке" С.А. Панарин предложил типологии миграционных потоков, построенные с учетом того, как переплетались в ткани монгольской истории ее географические и политические нити. Миграции были классифицированы по продолжительности, протяженности, местам выхода и прихода, целям, мотивам и обстоятельствам принятия решения о миграции различными группами населения. Докладчик выделил следующие миграционные потоки ХХ века на территории Монголии:

  • китайские торговцы и ремесленники в 1900-1920-х годах - внешняя трудовая миграция
  • русские крестьяне, торговцы, рабочие, политэмигранты в 1900-1920-х годах - внешняя миграция разных типов (колонизация, трудовая миграция, беженцы)

В 1921-1922 годах алтайские староверы приняли активное участие в антисоветских восстаниях в составе так называемых бандформирований (отрядов Колесникова, Тырышкина, Кайгородова, Новоселова, Серебренникова и др.). После разгрома этих отрядов некоторымих участникам удалось пересечь границу и уйти в Монголию и Китай6 .

  • казахи и буряты в 1916-1933 годах - внешняя миграция беженцев и вынужденных переселенцев
  • т.н. монгольские русские в 1940-1950-е годы - принудительная внутренняя трудовая миграция с последующей репатриацией
  • специалисты из СССР и др. социалистических стран в 1930-1980-е годы - организованная внешняя трудовая миграция
  • монголы в СССР и др. социалистические страны в 1930-1980-е годы - организованная внешняя учебная миграция (с нарастающими элементами трудовой торговой)
  • монголы из сельской местности в города Улан-Батор, Дархан, Эрденэт в 1960-1990-е годы - внутренняя сельско-городская (трудовая, учебная, на постоянное жительство) миграция
  • монголы в самые разные страны мира в 1990-е годы - неорганизованная и организованная внешняя учебная и трудовая миграция
  • специалисты и предприниматели из самых разных стран мира в 1990-е годы - неорганизованная и организованная внешняя трудовая миграция
  • казахи из Баян-Ульги в Казахстан в 1990-е годы - добровольная репатриация

Ключевой проблемой отношений между Астаной и Улан-Батором является вопрос о возвращении проживающих на территории Монголии казахов на историческую родину. Казахи составляют приблизительно 6 % населения Монголии, большинство из них проживает в Баян-Ульгийском автономном аймаке. Их переселение началось в 1991 году, когда, по словам представителя посольства Монголии в Республике Казахстан, на историческую родину переехало 20 тыс. казахов. Из них 4,5 тыс. вышли из монгольского гражданства, но лишь 600 получили гражданство Казахстана. На конец 2005 года численность репатриантов достигла 70 тыс., ситуация с получением гражданства Казахстана благополучно разрешилась7.

  • монголы от монгольско-тувинской границы в 1990-2000-е годы - внутренняя вынужденная миграция-переселение.

Главными проблемами на тувинском участке российско-монгольской границы являются трансграничные угоны скота и контрабанда (прежде всего - мяса). Они наличествовали и в период существования СССР, а после его распада обострились. В 1996-2002 годах пограничники ежегодно задерживали по 123-127 нарушителей, и граждан Монголии было среди них в несколько раз меньше, чем граждан России8.

С.А. Панарин подчеркнул, что необходимо изучать воздействие прошлых и нынешних миграций как на принимающую страну, то есть на Монголию, так и на самих мигрантов. При таком подходе вскрываются различия в культуре, причины принятия или непринятие мигрантов, реакция на них принимающего общества, степень их поддержки отпускающим государством.

Стоит отметить, что на семинаре было немало тематических сочетаний и прямых перекличек. Так, сообщение профессора В.И. Дятлова стало продолжением двух предыдущих докладов. В нем красной нитью проходила мысль о связях между отпускающим и принимающим обществами, между трансграничными и внутренними миграциями. Само название доклада "Трансграничные миграции": мосты или яблоко раздора?" задало тон разговору, развернувшемуся после выступления. На опыте Сибири В.И. Дятлов наглядно показал, как трансграничная миграции может способствовать урегулированию межгосударственных отношений (пример - сезонная трудовая миграция граждан Таджикистана), складыванию института посредничества на уровне взаимоотношений отдельных людей, взаимопроникновению культур. Возможно использование этого ресурса в избирательных компаниях; так, во время выборов в Азербайджане некоторые кандидаты обращались к избирателям за пределами страны.

Монголия расширяет географию трудовых мигрантов на своей территории. Осенью 2006 года руководство Монголии выразило готовность принять мигрантов из Таджикистана. По данным Министерства труда Таджикистана, в настоящее время в Монголии работают около 50 граждан Таджикистана9.

Более того, для принимающей страны мигранты необходимы. Россия не может без них обойтись, но механизм "сопровождения мигранта" хромает на всех уровнях, начиная от чиновничьего аппарата, завершая отношением общества. "Притирка" происходит достаточно тяжело. Ярким примером служит китайская миграция в соседние с Китаем страны. Китай - мировой донор рабочей силы. Реакция принимающих обществ - опасение, далеко не всегда оправданное, так как массового оседания китайцев на территории новых независимых государств, наследовавших СССР, практически не наблюдается. А вот трансграничные связи дают положительный эффект для обеих сторон, так как граница становится дополнительным ресурсом для субъектов этих отношений. Яркий пример - города Благовещенск в России и Хзйхе в Китае.

После этого доклада состоялся очень интересный обмен мнениями, в ходе которого были затронуты вопросы о детях мигрантов, об отношениях мигрантов с правоохранительными органами, долевом соотношение легалов и нелегалов в мигрантских потоках. Как отметила профессор Н. Галийма, ситуация в России и в Монголии различается. Монгольские СМИ усиливают негативное отношение монголов к китайским мигрантам, в газетных статьях фигурируют эпитеты "китайцы-убийцы" и "оккупанты", акцентируется угроза ассимиляции монголов. Отчасти это объясняется несовпадением данных официальной статистики с реальным положением дел.

Китай занимает первое место по числу зарегистрированных в Монголии совместных предприятий (по разным оценкам - от 300 до 350). На деле почти все эти предприятия созданы и управляются гражданами Китая. Незаконная миграция китайцев в Монголию, сопровождающаяся покупкой недвижимости и укреплением китайского "лобби" в законодательных и исполнительных органах власти, вызывает опасения в Монголии. По некоторым оценкам, китайских мигрантов на территории Монголии около 300 тысяч человек, по данным же официальный статистики эти цифры ничтожно малы10.

В сентябре 2006 года Китай и Монголия в договорились совместно выявлять незаконно проживающих на территории Монголии китайцев11.

Оригинальным по замыслу был доклад Д. Сэрдарама "Программа "максимум" и программа "минимум". Миграции бурятов в Монголию в 1920-е годы". Оригинальность эта заключалась в том, что миграции прошлого были вписаны в контекст идеологии панмонголизма. Докладчик обстоятельно проанализировал этапы ее развития и попытку реализации. По мнению Д. Сэрдарама, главным стержнем в этой идеологии была интеллигенция 20-х годов ХХ века. Переселение в Монголию в 1920-х годах 4 тысяч бурятских семей давало возможность, пусть и призрачную, частичного претворения панмонгольской идеи в жизнь. Однако деятельность Коминтерна, репрессии против интеллигенции, насильственное возвращение бурят в Советскую Россию превратили эту идею в безвозвратно ушедшую историю.

Несмотря на то, что доклад касался давних 1920-х годов, особое звучание он приобретает в связи с указом президента РФ от 22 июня 2006 года "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом". И в связи с сообщениями в российской прессе о намерении правительства Бурятии вернуть этнических бурят на родину. За пределами России наиболее крупные бурятские диаспоры населяют северо-восточные районы Монголии (Восточный, Хэнтэйский, Селенгинский, Хубсугульский аймаки) и Китая. Численность бурят в Монголии, по разным источникам, составляет от 30 до 100 тысяч человек, однако большинство исследователей придерживается цифры в 42 тысячи12.

Доклад Т. Амаржаргал "Социальная работа с внутренними мигрантами" лежит в несколько в ином русле, чем предыдущие сообщения. Речь в нем идет о внутренних мигрантах в Монголии. Это очень серьезное исследование, базой для которого стали не только статистические данные, но большая работа с мигрантами-переселенцами из сельской местности. У внутренних мигрантов проблем не меньше, чем у внешних нелегалов, так как часть из них не имеют регистрации, проживают в юртах и в некоторых городах до 80% из них не имеют работы. Одна из главных причин их неконкурентоспособности на рынке труда - низкий уровень образования. Цель социальной работы с мигрантами - помочь им преодолеть различие (напоминающее нередко попасть) в стартовых площадках между городскими жителями и приехавшими из сельской местности. Т. Амаржаргал сравнивала два типа методов социальной работы с внутренними мигрантами. Первый тип - традиционные методы, направленные на помощь со стороны государства определенным социальным группам. Они не приносят результата, так как порождают иждивенческие настроения. Второй тип - модернизирующие методы, которые и использует в своей работе и которым обучает студентов университета Т. Амаржаргал. Они направлены на использование собственных ресурсов мигрантов, на раскрытие потенциала личности. Эти методы оправданы и эффективны, позволяют работать с молодежью до 30 лет, показывают ей пути изменения собственной жизни.

Насыщенный статистическими данными доклад профессора Ким Хун Жина "Некоторые вопросы иммиграции монголов в Корею в свете миграционной политики" переключил внимание участников семинара на проблемы внешней миграции. Как следовало из доклада, на конец 2005 года в Республике Корее насчитывалось почти 22,5 тысячи выходцев из Монголии, которая по этому показателю занимала девятое место в ряду стран, высылающих мигрантов в Корею. При этом более 7,5 тысячи монголов обоего пола работали по найму в корейских компаниях. Еще 4,2 тысячи человек, в основном мужчины, были т.н. industrial trainee, то есть получали специальность или повышали квалификацию в процессе работы на производстве. В вузах Кореи обучались 510 монгольских граждан (70% из них - по гуманитарным специальностям), а 1261 человек состоял в браке с гражданами Кореи. Средняя продолжительность пребывания работавших равнялась полутора годам, опросы среди монголов-иммигрантов зафиксировали у подавляющего большинства из них установку на возвращение в Монголию после того, как им удастся накопить сумму сбережений, которую они для себя определяют как достаточную. С точки зрения Ким Хун Жина, по всем этим параметрам большинство монголов, приехавших в Корею, представляют собой типичный пример трудовых мигрантов, руководствующихся при принятии решения о выезде чисто экономическими соображениями.

В целом прошедший семинар показал продуктивность избранного формата работы с таким сложным феноменом как миграция. Отличительной чертой семинара было то, что на нем изучение научной проблемы "холодным разумом" сочеталось с эмоционально горячим обсуждением и с игрой на столкновениях подходов. Активность участников, их стремление "сходу" получить ответы на вопросы только способствовали результативности семинара. Теперь можно надеяться, что изучение миграционных потоков на территории Монголии имеет шансы в скором времени стать одним из ведущих гуманитарных направлений научных исследований.

По результатам семинара планируется выпуск в Улан-Баторе сборника материалов на монгольском и русском языках.

Надежда Липатова

 


1 - Нельзя сказать, что этому вопросу вообще не уделялось внимания. Отдельные сюжеты, связанные с экономическим измерением миграции, прежде всего как трудового ресурса, обсуждались в рамках конференции "Социологические методы в исследовании социально-экономических процессов" (Иркутск, 2003) и на Десятой ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Института коммерции и бизнеса (Улан-Батор, 2003). Однако комплексного изучения миграции в Монголии как многопланового политического, экономического, культурного, этнического феномена не проводилось.
2 - Информация доступна на: http://asiainfo.narod.ru/news/26_11_2000/007.htm.
3 - Информация доступна на: http://edu.gov.kz/index.p hp?lang=ru&id=284 &textid=745.
4 - Информация доступна на: http://www.ria-sibir.ru/viewnews/643.html?cdate=2004-8-17.
5 - Информация доступна на: http://bumbinom.ru/2006/03/01/
6 - Куприянова И.В. Миграции старообрядцев Алтая в 1920 - 1930-х гг. Постоянный адрес статьи: http://new.hist.asu.ru/biblio/zalk/283-287.pdf.
7 - Информация доступна на: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1133226120.
8 - См. подробнее: Дацышен В. Потенциал конфликтности в зоне российско-монгольской границы в Туве. Постоянный адрес статьи: http://www.intertrends.ru/seventh/008.htm.
9 - Информация доступна на: http://www.asiaplus.tj/news/39/10638.html.
10 - Более подробно об этом см. на: www.geo2000.nm.ru/data/asia/mongolia/5.htm.
11 - Информация доступна на: www.regnum.ru/news/714086.html.
12 - Информация доступна на: www.mk.burnet.ru/index.php?option=comМК в Бурятии.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.