Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Профиль российской бедности

Уровень бедности и глубина бедности

Большинство бедных – это полные семьи с детьми

Низкая зарплата или отсутствие работы?

Трудовые стратегии и доходы супружеских пар с детьми

Все ли пенсионеры бедны?

Краткие выводы

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Уильям Робертс. Бедная семья. William Roberts. The Poor Family (1923). Профиль российской бедности

Над темой номера работала Лилия ОВЧАРОВА

Уровень бедности и глубина бедности

В первые годы становления рыночных отношений в России бедность воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования, поэтому проблема бедности не привлекала большого внимания политического и экспертного сообщества, Если вспомнить дискуссии десятилетней давности, то их резюме сводится к следующему: реформы спровоцируют рост бедности в самом начале, но последующий экономический рост, высокий уровень образования российского населения и новые возможности для реализации имеющегося социального капитала будут способствовать быстрому сокращению бедности.

По истечении 12 лет стало очевидным, что эти ожидания не оправдались, бедность остается характерной чертой современной российской действительности, что не могло остаться без внимания со стороны общества, исполнительной и законодательной власти. Сокращение уровня бедности в два раза объявлено в числе приоритетных целей развития российского общества. Не удивительно, что возрос интерес и к изучению проблем российской бедности.

В 2003 году при поддержке Всемирного банка Росстатом был проведен репрезентативный выборочный опрос "Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах" (далее - НОБУС) - 44,5 тысячи домохозяйств-респондентов, целью которого стал сбор информации как о занятости, так и о доходах и расходах домохозяйств. Анализ этих данных, в сочетании с рассмотрением опубликованных данных официальной статистики, позволяет детально проанализировать уровень, профиль, причины и факторы бедности.

Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

На рис. 1 приведена динамика этого показателя за годы реформ, из которой следует, что в течение прошедших 12 лет наблюдались заметные колебания индекса. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное снижение, однако его объяснения не следует искать в особенностях социально-экономической политики или значимых институциональных изменениях. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.

Рисунок 1. Официальные оценки уровня и глубины бедности на основе макроэкономических данных

Рассчитано по :
1 - Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004. - С. 99-100.
2 - Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2001. - С. 24.
3 - Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1997. - С. 9

В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, как уже отмечалось, именно в этом году Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения.

Может ли индекс численности бедного населения считаться хорошим показателем бедности? В некоторых случаях - да. Он легок в понимании и использовании на практике. В случае оценки общего прогресса в сокращении бедности, он является вполне адекватным инструментом анализа. Однако в некоторых случаях, включая анализ влияния на бедных тех или иных политических мер, использование показателя доли бедного населения не позволяет оценить получаемые эффекты. Так обстоит дело, например, в том случае, когда программа нацелена на самых бедных, и в результате ее действия получатели социальной помощи не покидают группу бедных, но существенно повышают уровень доходной обеспеченности. В подобном случае наиболее точные оценки динамики дает показатель дефицита дохода. Этот показатель бедности может исчисляться различными способами. Официальная российская статистика исчисляет его как сумму доходов, которую необходимо доплатить всем бедным для того, чтобы они перестали быть таковыми, в процентном выражении от объема доходов всего населения. Динамика этого показателя также представлена на рис. 1. Из него видно, в частности, что в 2003 году для ликвидации бедности необходимо было перераспределить в пользу бедных 2,6% от общего объема доходов. Однако, в условиях роста доходов средне и высокообеспеченных слоев населения, данный показатель может сокращаться даже при усугублении проблем бедности. В частности, если доходы бедных не изменятся, но наблюдается общий рост доходов, то дефицит, выраженный в процентах от объема всех доходов, сокращается.

Наиболее информативным является душевой дефицит дохода, выраженный в процентах от величины прожиточного минимума. Принципиальные выводы могут быть получены на основе анализа ряда распределения по уровням дефицита дохода. Эти показатели не входят в число официально публикуемых, поэтому здесь мы обратимся к данным НОБУСа.

Отметим, что оценки масштабов бедности при использовании этого источника данных об уровне материальной обеспеченности не совпадают с оценками уровня бедности, сделанными на основе других источников (табл. 1). Несовпадения обусловлены использованием различных данных для оценки доходной обеспеченности (непосредственно доходы, расходы или располагаемые ресурсы1), и способами их сбора (макроэкономические данные и обследования домохозяйств). В частности, НОБУС показывает более высокие масштабы бедности, по сравнению с официальными данными. Но официальная методика исчисления бедности также не лишена методологических недостатков. В частности, масштабы дооценки доходов на основе средних показателей вменяются и бедным семьям, в то время как бедные домохозяйства в меньшей мере скрывают доходы, и большая их часть концентрируется у богатых.

Таблица 1. Уровень бедности в 2003 году, проценты

Источники данных

Домохозяйства

Население

Доходы (расходы)

Располагаемые ресурсы

Доходы (расходы)

Располагаемые ресурсы

На основе модельного ряда распределения по расходам*

-

-

-

20,4

На основе данных ОБДХ по расходам**

41,2

32,5

47,3

39,4

На основе данных НОБУС

49

26

55,6

33,4

* Официальная оценка уровня бедности
** ОБДХ - обследования бюджетов домохозяйств, проводимые ежеквартально Росстатом.

В дальнейшем при выявлении особенностей российской бедности мы будем опираться на данные НОБУСа о располагаемых ресурсах - этот показатель дает более надежную оценку реальной материальной обеспеченности, поскольку он нивелирует эффект недоучета доходов и принимает во внимание неденежные источники потребления. Итак в дальнейших рассуждениях мы будем исходить из того, что к бедным отнесено 26,0% домашних хозяйств, в которых проживает 33,4% населения.

Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Представленные на рис. 2 данные иллюстрируют тот факт, что для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.

Рисунок 2. Распределение бедных домашних хозяйств по уровням дефицита дохода, проценты от прожиточного минимума

Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйства сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность.


1 - Располагаемые ресурсы включают все денежные и неденежные поступления.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.